Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 
Ibanez: нерассказанная история.

Шред мертв

Все ожидали, что "металлическим" годам, которые были так благосклонны к Ibanez, придет конец. Но никто не осознавал, как скоро это произойдет. "Многие из нас были так поглощены нашим успехом, и это стало нашим самым слабым местом", - вспоминает Билл Рейм. Было несколько признаков того, что конец близок, куда более заметных с высоты прошедшего времени. Одним из них стал поступивший в середине 1991 года тревожный отчет от торгового представителя компании Hoshino в Калифорнии о том, что ремонтные мастерские, занимавшиеся тем, что устанавливали "шреддерские" тремоло Floyd Rose на Fender Stratocaster, теперь осваивали новый бизнес – снятие их обратно. Гитарные журналы были не меньше, чем производители гитар, удивлены неожиданной переменой спроса. В 1993 году, на выставке NAMM, проходившей в Анахайме, один из представителей гитарной прессы вслух рассуждал об иронии статей, посвященных "скорости", "тому, как играть быстрей", опубликованных лишь за несколько месяцев до выхода номера журнала Guitar Player со знаменитой обложкой "Шред мертв?"

Да, так и было. Звукозаписывающие компании, как обычно, зарезали курицу, несущую золотые яйца. По крайней мере, так считает бывший директор по рекламе компании Hoshino Тим Комончак: "Люди из отделов по связям с артистами в атласных пиджаках из кожи вон лезли, чтобы заполучить каждого, у кого были длинные волосы и "спандексы", независимо от того, был ли у группы талант и хорошие песни или нет". На всем этом основывались противоречия между жанрами и поколениями. Новое, более серьезное и беспокойное поколение относилось к невоздержанности метала, глэма и шреда 80-х как к напыщенному всеобщему идиотизму. Виртуозные гитарные соло – да и вообще любые гитарные соло – были забыты как тщетное самолюбование, и, к сожалению, это взгляд продолжает оказывать свое влияние на поп-музыку долгое время после спада популярности альтернативы, как основного жанра рок-музыки.

"Альтернативные" годы: 1991-1996

Внезапный отход от шреда и метала к гранджу и альтернативе и сопутствующее ему негативное отношение к Ibanez вызвали ряд серьезных изменений внутри компании. В ответ Ibanez представили такие инструменты, как Ghostrider, Blazer и Talman, а также басы TR и ATK, которые сильно отличались от ярких моделей, выпускавшихся в "металлические" годы. Ни одна из этих серий не получила громкого успеха (и даже не способствовала его достижению, поскольку многие из музыкантов, игравшие на этих новых инструментах, презирали корпоративную рекламу настолько же, насколько группы, игравшие хэви-метал, старались получить ее). Тем не менее, новые гитары помогли Ibanez удержаться в бизнесе, хотя сама компания уже считалась немодной. Не менее важным было то, что опыт производства различных типов гитар и басов, очень возможно, является основной причиной сегодняшнего успеха компании.

"Я бы не хотел играть на зеленом Ibanez"

Негативное отношение распространялось на все гитары и гитаристов, ассоциировавшихся с солированием и инструментальным роком. Как высокомерно прокомментировал гитарист группы Dinosaur Jr. Джей Массус, "я не хотел бы быть Стивом Ваем и играть на зеленом Ibanez". Музыкальный журналист Алан ДиПерна как-то сострил, что ничто не является таким ярким признаком конца эры шреда и "волосатых групп", как тот факт, что вы наконец-то можете свободно зайти на стенд Ibanez на выставке NAMM. Альтернативный интерес к более простой музыке породил интерес к старым, более простым гитарам, называемым "ретро". Старые, побитые гитары 50-х и 60-х годов, такие как Fender Jazzmaster и Jaguar или даже Harmony Rocket, пылившиеся прежде в ломбардах, теперь появились на MTV. Продажи гитар Ibanez, оснащенных тремоло с двусторонней фиксацией – основной хлеб компании – упали до нуля.

Каталог Ibanez 1992 года, переполненный до краев моделями JEM, JS и USA Custom с яркой графикой, все же принес некоторую дань более примитивным вкусам нового времени. Была представлена новая именная модель Джо Сатриани JS6, сходная по характеристикам с Gibson SG, модели 442R и 542R с корпусами от серии Radius и тремоло без фиксации струн, а также модель 470STR с фиксированным бриджем (но все же с "металлическим" набором звукоснимателей – хамбакер/сингл/хамбакер).

Что касается басов, то была выпущена серия TR (от "traditional" – "традиционный"), созданная в духе Jazz Bass.

Задачей серии басов высшего уровня TR стало привлечь внимание музыкантов, до этого предпочитавших басы Fender, знакомым внешним видом и ощущениями при игре, но при этом добавив активную электронику, разработанную Акафуме Матцубарой из компании Hoshino Gakki, и звукосниматели с одной катушкой над другой, разработанные Джоном Ломасом из компании Hoshino U.S.A. и отличавшиеся от традиционных синглов меньшим уровнем шумов. Менее дорогие басы TR имели традиционные ручки тембра и громкости. Самая дорогая модель в серии, TR500 Expressionist, по итогам голосования розничных продавцов получила титул "Бас года" и награду в 1995 году.

Однако все эти попытки были слишком немногочисленными, слишком запоздалыми, а также, возможно, слишком "прилизанными", "приглаженными" и испорченными хэви-металом, чтобы подойти для музыки под названием "грандж".

"Starfield USA, 1991-1994

Гитары Starfield (для тех, кто не знает – "Starfield", "звездное поле" – дословный перевод фамилии Хошино) часто путают с гитарами Heartfield (например, с моделью Talon, являющейся слегка завуалированной копией гитары Ibanez RG550), делавшимися фабрикой Fuji для компании Fender. На самом деле гитары Starfield были для компании Hoshino Gakki попыткой привлечь гитаристов, предпочитавших гитары Fender и игравших блюз, кантри и кантри-рок, до этого игнорировавших Ibanez из-за стойкой ассоциации с хард-роком и хэви-метал.

Идея проекта Starfield на самом деле принадлежала не компании Hoshino U.S.A., однако несколько ее работников, в том числе Крис Келли (связи с артистами), Мейс Бейли (изготовление и дизайн) и Дэвид Бруленски (торговый представитель) были привлечены к участию в проекте и переехали в офис Starfield, расположенный в Северном Голливуде. Это был очень амбициозный проект. Некоторые модели в серии предполагалось выпускать в США (на фабрике H&S), на гитары должны были устанавливаться звукосниматели Seymour Duncan и струнодержатели Wilkinson, а продажами должна была заниматься отдельная дистрибьюторская компания, что не очень-то понравилось хваленому отделу продаж Hoshino U.S.A.

Проект, имевший такое большое число отклонений от принятых на Ibanez стандартов, был даже чересчур амбициозным. В итоге был выпущен всего лишь один каталог Starfield (в 1992 году), а сам проект был свернут через пару лет, и конец его ускорило закрытие гитарной фабрики H&S, расположенной в Северном Голливуде и позволявшей ставить на гитары клеймо "сделано в США". К 1994 году компания Hoshino Gakki приняла решение сосредоточиться исключительно на производстве гитар под брэндом Ibanez, и прекратила выпуск линейки Starfield. Сами по себе, эти гитары были несколько противоречивыми – люди или любили их, или ненавидели. Первая категория была больше, чем последняя, и включала в себя гитарного мастера Така Хосоно, который, как говорят, назвал гитары Starfield лучшими, с которыми он когда-либо работал.

Ни рыба ни мясо

Каталог Ibanez 1993 года ознаменовал еще большее вторжение на территорию ретро. Новая линейка RT (сокращение от "Retro", разумеется) соединила современную форму корпуса Ibanez RG, конфигурацию звукоснимателей "хамбакер/сингл/хамбакер" и 24 лада с такими традиционными характеристиками, как гриф Viper с профилем "V" и ольховый корпус. Высшая модель в линейке, RT650 имела колки Gotoh с фиксацией струн и покрытие корпуса с накладкой, которая была фотографическим воспроизведением волнистого клена с красивым рисунком. Как и многие вещи, созданные для того, чтобы угодить всем, гитары RT не угодили никому – рынок всегда настороженно относился к тому, что можно охарактеризовать фразой "ни рыба ни мясо". По иронии судьбы, эти гитары, возможно, просто опередили свое время, так как RT650 теперь очень популярная гитара.

Еще одним предложением для музыкантов, которых не интересовали тонкие грифы Ibanez и тремоло с двусторонней фиксацией, стала модель RV470 с корпусом от модели Radius. RV470 имела более толстый гриф Viper, колки Magnum с фиксацией струн и тремоло TZII без зажима, разработанное совместно японским производителем фурнитуры Takeuchi и покойным гитарным мастером из Ньютауна (штат Пенсильвания) Джоном Зейдлером. Годы моды на ретро были застойными для Ibanez, пока предпочтения не изменились, но нельзя сказать, что они были полностью провальными для фирмы. Розничная цена на старые педали овердрайва Ibanez Tube Screamer взлетела до $300. В приложение к каталогу 1993 года было включено переиздание очень популярной педали TS9 Tube Screamer по намного более привлекательной цене $169.99.

Лучшим показателем своего времени стало то, что не было включено в каталог электрогитар Ibanez 1993 года. Аскетизм альтернативной музыки попросту не оставлял места для необычной графики, экзотических пород дерева и большого выбора грифов и звукоснимателей в моделях серии USA Custom. Вторая попытка производства гитар Ibanez в Америке, на фабрике H&S, потерпела провал.

Конец фабрики H&S связан с одним небольшим забавным эпизодом. Джим Донахью уже несколько лет с завистью поглядывал на "навороченный" фасонно-фрезерный станок, стоявший на H&S. Теперь он мог бы стать его, но была одна маленькая проблема – бюджет его отдела не позволял оплатить перевозку тяжелого станка (Танака урезал расходы компании Hoshino U.S.A., введя современную систему бюджета, распределенную по отделам). В итоге Донахью провез его контрабандой на одном из грузовиков, перевозивших стенд Ibanez для шоу NAMM в Анахейме и установил вожделенный деревообрабатывающий станок в Бенсалеме, где он до сих пор работает над новыми моделями.

Альтернатива альтернативе

Альтернатива и ретро по-прежнему правили миром в 1994 году, и в каталоге Ibanez того же года были представлены различные стратегии по их разгрому, присоединению к ним или хотя бы по тому, как положить конец этим постоянным метаниям.

Чтобы победить альтернативу, Ibanez продолжили выпускать гитары, как будто группы Nirvana никогда не существовало. К именным моделям Стива Вая добавилась JEM 7VWH с ольховым корпусом, а также первая корейская модель в серии JEM555 "JEM Jr.", гитара бюджетной ценовой категории, которая неплохо продавалась некоторое время (хотя и не снискала популярности у поклонников серии JEM, которые предпочитали модели, сделанные на фабрике Fujigen). Первый JEM7V белого цвета (WH) c ольховым корпусом был сделан как сюрприз для Эдди Ван Халена, у которого было много поклонников среди работников Ibanez. Однако никто не смог придумать подходящего времени, чтобы вручить подарок, и гитара пролежала в офисе компании Hoshino в Северном Голливуде до тех пор, пока кто-то не спросил, есть ли у кого-нибудь идеи для новой модели серии JEM.

Серия RG была представлена моделями RG570, RG470 и RG270, а также именной моделью Пола Гилберта PGM500CA, чей дизайн был выполнен по мотивам RG. А также, в очередной раз, была выпущена серия гитар американского производства, USA Custom USRG, на этот раз она стала плодом сотрудничества компании Hoshino U.S.A. с компанией PBC Technologies, расположенной в Аллентауне, штат Пенсильвания.

Как только компания Hoshino закрыла свою гитарную фабрику H&S в Калифорнии, Джим Донахью услышал в радиопередаче про фабрику PBC Technologies, расположенную рядом с городом Куперсбург. Это вылилось в третью попытку производства гитар Ibanez в Америке. К сожалению, разногласия о направленности бизнеса среди владельцев этой фабрики привели ее к распаду и положили конец последней попытке Ibanez производить гитары в США.

На этих интересных инструментах стояли звукосниматели DiMarzio, врезанные прямо в верх корпуса из "огненного" клена, а также гриф, разработанный Дэйвом Бункером из компании PBC и устроенный таким образом, что на него не ложилась нагрузка от струн и на нем не возникало "мертвых точек". Разработанная компанией PBC технология "Tension-Free Neck", использовавшаяся на гитарах серии USRG и басах серии USATK состояла в применении стального стержня, соединявшего пятку грифа с головой грифа и разгружавшего гриф от давления струн.

Стратегия Ibanez по слиянию с альтернативой предполагала создание более простых гитар без всякого намека на "шреддерские" двухоктавные грифы, тремоло с двусторонней фиксацией струн или яркие цвета. Сделанные в Корее модели серии Ghostrider – более дорогая GR520 и стандартная GR320 – внешне слегка напоминали Ibanez Artist, но были сделаны из ольхи, а не из махагони. Дизайн корпуса модели Ghostrider, на которой играли Шон Лейн, Алекс Сколник и Эл Юргенсон, был разработан подразделением Ibanez LA Custom Shop в Северном Голливуде, штат Калифорния, а звукосниматели Axis были разработаны Джоном Ломасом из офиса компании Hoshino в Бенсалеме. Ibanez возлагали на Ghostrider большие надежды. Эндорсеры, из Северного Голливуда игравшие на этой гитаре, любили ее, однако рынок никогда не разделял их энтузиазма.

Talman

Годы альтернативы поставили перед Ibanez противоречивую задачу: как можно создать оригинальную гитару в ретро-стиле? Ответом стала серия Talman, которая за четыре года пережила больше инкарнаций, чем другие модели за сорок лет. Изначально линейка состояла из трех моделей: TC, TV и TX, которая никогда не продавалась в Штатах. На модели 1994 года корпус был сделан из МДФ (волокна средней плотности) – по сути, сильно спрессованные ольховые опилки, которые "пиарщики" Ibanez окрестили "Резонкастом". Было заявлено, что Резонкаст использовался для того, чтобы приблизить звучание серии Talman к популярным старым гитарам Danelectro, на которых корпус также был сделан из композитных материалов. Основной мотивацией стало поддержание конкурентоспособности японских гитар по мере падения курса доллара. Чтобы удержать цены на прежнем уровне, оригинальные Talman стали первыми гитарами Ibanez, на которые устанавливалась фурнитура корейского производства. Звукосниматели распаивались и монтировались на панель в Корее, а затем просто привинчивались к корпусам в Японии. На оригинальные Talman устанавливался кленовый гриф с печатной наклейкой с изображением рисунка клена "птичий глаз", чтобы придать гитарам вид дорогих инструментов при невысокой цене.

К моменту издания каталога 1996 года грифы с наклейками, корпуса из МДФ и модели серии TV ушли в прошлое, и их заменили модели TC с корпусами из ясеня и ольхи, сделанные в Корее, и более дорогие японские модели с корпусами из ольхи. К 1998 году линейку сократили до трех японских моделей: TC825, TC740 и именной гитары Пола Гилберта с корпусом из махагони, а также двух корейских: TC440 и TC220. Линейка Talman окончательно обнищала и вдруг оказалась никому не нужной. Как только на Ibanez поняли это, стиль ретро канул в Лету, а вместе с ним и Talman.

Однако серия Talman не заслуживает того, чтобы с ней так легко расстались. Ведь она не только помогла Ibanez остаться на плаву в не самые лучшие годы, но также эти гитары заслуживают уважения сами по себе как инструменты. Прочие производители наживались на моде на ретро, устанавливая имитацию звукоснимателей типа "lipstick", на самом деле помещая обычные синглы в цилиндрические корпуса, которые по звучанию и близко не походили на оригинальные звукосниматели. Однако на Talman ставились звукосниматели Sky, сделанные Кентом Армстронгом, сыном Дэна Армстронга (чьи гитары с акриловыми корпусами Ibanez некогда копировали). Звукосниматели Sky были по конструкции как настоящие "lipstick", с проводом, намотанным прямо на магнит, без катушек, и с пропиткой эпоксидной смолой, чтобы сделать их менее шумными, чем оригинальные. Модели TC825, на которую устанавливалось настоящее тремоло Bigsby, и TC40 с удобным грифом, созданным методом трехмерного моделирования, были действительно прекрасными гитарами.

Одной из наиболее интересных моделей была TC825 цвета Flaked Silver (FSL). Покрытие корпуса этой модели с крупной металлической стружкой в духе ретро вызвало неоднозначную реакцию. Работники гитарной фабрики возненавидели покрытия с металлическими стружками из-за его сложности в нанесении и проблем с экологической чистотой. Эндорсеры Ibanez, наоборот, полюбили его, что, по понятным причинам, сподвигло Ibanez на выпуск большего числа гитар с блестящими покрытиями, не только в ретро-стиле, но также и серии RG. Весь этот накал страстей вокруг новых покрытий контрастировал с равнодушным приемом со стороны рядовых покупателей.

По словам Джима Донахью, "единственное, что было нужно поставить на Talman, чтобы сделать их полностью совершенными, был роликовый бридж, но у нас его не было до 2002 года, когда он появился на серии Ibanez Artcore". В настоящее время форма корпуса Talman сохранилась на некоторых электроакустических гитарах Ibanez, а недавно обрела вторую жизнь на полуакустической линейке Artcore 2002 года.

Но не все смирились с исченовением Talman - например, Noodles из Offspring продолжал играть на Talman даже после того, как Ibanez прекратили выпуск серии в 1998 году. В 2003 году Ibanez склонились перед неизбежным и выпустили именной Talman Нудлса, покрытый скотчем.

Разумеется, говоря о серии Talman, нельзя не упомянуть о самом названии. В Японии почти каждое английское слово защищено как торговая марка, поэтому название "Talman" было взято компанией Hoshino Gakki практически из воздуха. Один озадаченный розничный торговец спросил торгового представителя компании Hoshino U.S.A. Брайана Вуда "Кто, интересно, выдумывает эти названия моделей Ibanez?" Невозмутимый представитель, не моргнув глазом, ответил, что серия была названа в честь вымышленного блюзового легендарного гитариста "Скинни" Толмена, который использовал для игры свой стеклянный глаз как слайд. Рекламный отдел компании Hoshino позднее сочинил полное жизнеописание Скинни Толмена, которую предприимчивый дилер использовал в рекламной кампании, предложив слайды с изображением, конечно же, стеклянного глаза.

Акустические гитары третьего десятилетия

В 1992 году Ibanez расширили понятие электроакустической гитары с очень тонким корпусом, представив серию Acoustic Thinline (сокращенно ATL). Эти гитары имели корпус а-ля Tele, овальное резонаторное отверстие и привинченный гриф с шестью колками, расположенными в линию. В дополнение к ATL появились серия Nomad и Ragtime (дизайн последней был изменен). В серию Nomad входили очень стильные "дредноуты" с одним вырезом, оснащенные электроникой Fishman американского производства. Серия Nomad просуществовала недолго, но сотрудничество с компанией Fishman, которое начал вести тогда Джон Ломас, продолжается по сей день, и сегодня больше акустических гитар Ibanez, чем когда бы то ни был оснащаются звукоснимателями и/или эквалайзерами Fishman. В серию Ragtime входили акустические гитары, с корпусом, меньшим, нежели у "дредноута" (что облегчало их перевозку) и более традиционными закругленными обводами, наподобие гитар Ovation. На обновленных Ragtime появился новый дизайн бриджа с большим числом изгибов, что придавало ему форму рта. Обе серии просуществовали примерно год.

Вслед за модой на ретро в электрогитарах, в 1994 году были выпущены еще две необычные серии, Charleston и Tulsa, вобравшие в себя интересные идеи Джошуа Натана, первого менеджера по сбыту отдела акустических инструментов компании Hoshino U.S.A. Модель Charleston была акустической гитарой с плоским верхом и двумя эфами для создания своего рода гибридного звучания со старомодным оттенком. Полностью акустическая модель имела корпус средней глубины, в то время как корпус электроакустической был более тонким. Модель Tulsa с корпусом размера "grand concert" навевала воспоминания о временах, когда "дредноуты" еще не заполнили собой мир. Хотя эти гитар сами по себе в коммерческом отношении нельзя назвать очень удачными, они служили посланием миру: Ibanez серьезно настроены восстановить свои позиции на рынке акустических гитар, и стремятся опробовать новые идеи, и идут ради этого на риск.

Менее рискованными были консервативные модели серии Performance PF, по-прежнему выступавшей ядром линейки акустических гитар, и серии Artwood, выпуск которой был возобновлен уже в третий раз в 1996 году.

В 1999 году Ibanez выпустили новаторскую серию акустических гитар MASA ("Маса" – прозвище покойного Масао Хошино, работавшего над созданием собственного производства гитар компании Hoshino). Гитары MASA имели традиционный верх из цельной ели Sitka и корпуса из махагони; у одной модели был корпус формы Ragtime с вырезом и треугольное резонаторное отверстие, а у другой – корпус "дредноут" со скругленной верхней частью и характерной зубчатой защитной накладкой. Но самое интересное в этих моделях – это их начинка. На них устанавливался новый магнитный звукосниматель MASA90 (а не традиционный пьезозвукосниматель). По иронии судьбы, именно так изначально делали производители гитар в 1950-е годы, когда они хотели усилить звучание акустической гитары. Чтобы достичь более теплого звука, звукосниматель устанавливался у края накладки грифа, в удачном месте относительно пятки грифа и распорок. На модели серии MASA устанавливался трехполосный эквалайзер AEQ3M с регуляторами-движками, а также дополнительный регулятор громкости для первых двух струн, что позволяло настроить баланс уровня выхода струн в оплетке и струн без оплетки, которые обычно реагируют по-разному при использовании магнитного звукоснимателя.

Также в 1999 году была представлена акустическая модель Daytripper, представлявшая собой "дредноут" уменьшенных размеров с мензурой 22 1/2" и предназначенная для начинающих музыкантов, либо для музыкантов с маленькими кистями рук, либо для тех, кому нужен "походный" инструмент. Предыдущая электроакустическая модель ATL с тонким корпусом и привинченным грифом выпускалась до конца 1998 года. Ее место в 2000 году заняла новая линейка электроакустических гитар Talman.

Третий раз стал решающим для акустических гитар Ibanez Artwood. Серия акустических гитар Artwood с цельным верхом, прямые потомки гитар Tama, были так хорошо приняты на рынке, что спрос на них продолжает превышать предложение. Дальнейшее расширение линейки акустических моделей Ibanez произошло с выпуском популярной серии AE, в которой сегодня есть гитары с различными размерами корпусов, а также акустические бас-гитары.

Олицетворение продолжающегося поиска новшеств стало второе поколение гитар MASA, серия Commemorative, в которых яркие верхние частоты, выдаваемые задним звукоснимателем (Fishman Sonicore), сочетаются с глубокими низами от переднего звукоснимателя MASA.

Из-за переворота в судьбе акустических гитар Ibanez кажется невероятным то, что в период с 1985 года по 1992 год компания Hoshino U.S.A. практически прекратила выпуск акустических гитар. В самом последнем прайс-листе на акустические гитары Ibanez представлено более 75 различных моделей с 12 разнообразными размерами корпусов, и компания провозглашает лозунг: "Разнообразие в стилях, размерах и звуке". За несколько последних лет отделение акустических гитар компании Hoshino U.S.A. постоянно показывало лучшие результаты динамики продаж, нежели все остальные подразделения Ibanez и Tama.

Возрождение акустических гитар

Возрождение линейки акустических гитар, находившейся в коматозном состоянии, было одним из способов обойти моду на альтернативу/ретро. В 1994 году каталог электрогитар Ibanez включал в себя постоянно растущую линейку акустических моделей, в которую входили гитары традиционного дизайна, а также интересные эксперименты, например модель Charleston с плоским верхом (взамен выпуклого) и эфами. Выступление Эрика Клэптона на MTV Unplugged в 1992 году значительно усилило возрождающийся интерес к акустическим гитарам. Возвращение спроса на акустические инструменты породило возвращение фабрик, производящих их. Президент компании Hoshino U.S.A. Том Танака увидел возможность вернуть Ibanez к своим акустическим корням: "Что мы могли потерять?" – смеется Танака сегодня. – "Продажи были и так на нуле". На самом деле, у них не было иного пути, кроме как вверх. В период с 1987 по 1992 год компания Hoshino U.S.A., скрупулезно обновлявшая каталог электрогитар каждый год, даже не позаботилась о выпуске каталога акустических гитар.

Больше и лучше басов

Создание большей и лучшей линейки бас-гитар было еще одной задачей, которую, как считали Том Танака и его подчиненные американцы и японцы в компании Hoshino U.S.A., можно и нужно было решить. Негативная реакция со стороны альтернативной музыки не коснулась басов Ibanez. Вдобавок, Танака считал, что басисты менее скованы предпочтениями определенных брэндов или дизайнов, которым подвержены гитаристы, зацикленные исключительно на Fender и Gibson, особенно на волне популярности ретро. Однако в плане басов Gibson были не столь большим авторитетом (хотя достаточным, чтобы в 70-е годы Ibanez делали копии бас-гитар Gibson). Fender, бесспорно, были монстром в данной области, хотя Танака считал, что у Ibanez были такие аргументы, которыми этот гигант не располагал, включая активную электронику и пяти- и шестиструнные бас-гитары. В 1994 году серия Soundgear, до зубов вооруженная активной электроникой и четырех-, пяти- и шестиструнными басами, состояла из шестнадцати различных моделей. Тем не менее, тонкие, обтекаемые и сексуальные обводы корпуса моделей серии Soundgear нравились не всем. Было нужно и нечто иное.

В 2002 году все басы серий Soundgear Prestige и BTB с четырехзначным индексом модели получили заказные пассивные звукосниматели и активные эквалайзеры Bartolini.

Эквалайзер PHAT с усилением низких частот был разработан для моделей серии Soundgear низшей ценовой категории. Этот эквалайзер стал ответом на вопрос одного бас-гитариста: "Зачем мне может понадобиться подрезать низкие частоты?" Введение системы PHAT позволило Ibanez сделать заявление, что все модели серии Soundgear оснащаются активной электроникой.

Атака ATK

Ничто не могло отличаться столь сильно от бас-гитар серии Soundgear с узкими грифами, чем модель Ibanez ATK, появившаяся в 1995 году. Корпус модели ATK был большим, гриф – толстым, электроника – простой, а внешность, в знак уважения эстетике гранджа и альтернативы, была сделана намеренно уродливой. Основной целью ATK было привлечь тех, кому была нужна бас-гитара Music Man, но в два раза дешевле (Фли из группы Red Hot Chilly Peppers сделал Music Man обязательным в арсенале каждого бас-гитариста). За четыре года выпуска серия ATK, изначально производившаяся в Корее, также получила версии японского и американского производства. Последняя, под названием USATK, в 1996 году завоевала награду "Music and Sound Retailer" за самый новаторский бас. К сожалению, простецкий внешний вид серии ATK не завоевал сердца и умы музыкантов, и в 1998 году линейка была снята с производства. Особенно ироничным выглядит тот факт, что "мускулистые" ATK привлекли некоторых эндорсеров Ibanez, и те продолжали играть на них даже после прекращения выпуска серии, к немалому неудовольствию отдела по связям с артистами Ibanez, для которого было желательно, чтобы музыканты способствовали популярности текущей линейки моделей. Периодически возникают слухи, что эти мощные инструменты были слишком хороши, чтобы просто так похоронить их, и в один прекрасный день они возвратятся, как надеются, в более привлекательном виде.

Мощное, агрессивное звучание ATK стало результатом сочетания большого корпуса, толстого грифа с большой головой и электроники, разработанной Акифуми Матцубарой из компании Hoshino Gakki: простого в управлении эквалайзера и мощного хамбакера с тремя катушками, выдавшего три очень разных варианта звучания. Необычно выглядящий бридж, возможно, является главной причиной, по которой этот бас не имел большого успеха (форма головы грифа, вероятно, этому также не способствовала), однако он позволял продевать струны через корпус для увеличения сустейна либо через бридж для повышения атаки.

Возвращение Iceman

Несмотря на пренебрежительное отношение к гитарам с "острыми" головами грифов, существовавшее в то время, мода на ретро вновь разожгла интерес к старой модели Iceman. В 1989 году Ibanez "потрогали воду", выпустив пробную партию Iceman IC500 (понятие пробной партии подразумевает, что инструмент первоначально выпускается в таком небольшом количестве, что даже не включается в каталог), которую иногда считают моделью, сделанной к 20-летнему юбилею группы KISS. В каталоге 1995 года возвращение Iceman было официально подтверждено. Было выпущено две именные модели Пола Стенли, PS10II (переиздание, сделанное в Корее) и японская PS10LTD (с золотой фурнитурой, которую, говорят, сам Стенли не любил). Что касается стандартных моделей Iceman, в каталог вошли основная модель IC300BK (по состоянию на 2002 год до сих пор выпускается), IC350 с тремоло Lo-TRS II с фиксацией струн, и даже бас Iceman, модель ICB300BK. Два года спустя компания предложила модели японского производства высшей категории, ICJ100WZ – именную гитару "Джея" из группы White Zombie, а также PS10CL Classic, точная реплика оригинальной модели Пола Стенли 70-х годов.

Модель PS10LTD 1995 года также ознаменовала официальный возврат к бриджу Ibanez Gibraltar, снятому с производства в начале 80-х. В поиске путей получения выгоды от ретро-рынка дизайнер Фритц Катох разработал линейку переизданий старых моделей Ibanez, в том числе именную модель Боба Уайра 2681 и бас MC924 Musician. Переиздания продавались в Европе в течение нескольких лет, но в США были показаны только на одной летней выставке NAMM – обменный курс сделал модель Боба Уайра такой дорогой, что оригинал можно было найти в американских ломбардах за меньшую цену. Американское подразделение компании все же извлекло из проекта выгоду. Для переиздания гитары требовалось восстановить бридж Gibraltar, и Фритц Катох разузнал, что у компании – производителя фурнитуры, выпускавшей Gibraltar, сохранились оригинальные литейные формы. Донахью пришел в экстаз: "Наконец-то после 14 лет поиска замены оригинальных бриджей, мы можем делать их снова". Он заказал несколько сотен.

Бридж Gibraltar стал первым бриджем, разработанным Ibanez. Возможно, это был не самый лучший бридж, предлагаемый компанией, но он имел некоторые характерные особенности. Регулируемые по длине седла позволяли настраивать интонацию в широчайших пределах. Бридж не только регулировался по высоте вверх и вниз целиком, но также и позволял поднимать каждую сторону по отдельности, что могло быть полезным на гитарах со вклеенным грифом, который, в отличие от привинченного грифа, не может быть отрегулирован сам по себе.

Модель Iceman была не единственной, появившейся в каталоге 1995 года после того, как зарекомендовала себя в виде пробной партии. Ibanez стали продавать инструменты в виде наборов. Это было новшество, которое оказало значительное влияние на рост благосостояния Ibanez, а также прочих компаний.

Iceman ICX.

Необходимость служит не только матерью изобретения, она также позволяет получить неожиданные преимущества. Характерный длинный нижний "рог" модели Iceman требовал большего куска дерева для корпуса, нежели стандартный бланк корпуса а-ля Explorer шириной 14 дюймов, используемый большинством производителей гитар. Для создания более доступного по цене Iceman, дизайнеры Ibanez разработали модель ICX с уменьшенным корпусом, который мог быть произведен без использования дорогостоящих заказных бланков корпусов. Как вышло в итоге, уменьшенный, более удобный корпус в сочетании с задуманной более низкой ценой сделали модель ICX120 хитом продаж, и мини-Iceman до сих пользуется большой популярностью.

Пакетные предложения

Во время своего пребывания в Японии Том Танака обратил внимание на то, что розничные магазины музыкальных инструментов в Токио, жестко конкурировавшие друг с другом, стали предлагать наборы типа "все в одном", включавшие в себя акустическую гитару начального уровня, а также "бесплатные" аксессуары: чехол, струны, медиаторы и т.д. И если один магазин клал в набор шесть бесплатных аксессуаров, другой тут же добавлял седьмой. В то же время Танака обратил внимание, что американские компании, производившие ширпотребную электронику, помещают свою продукцию в привлекательную упаковку, которая может быть выставлена в витрине вместо того, чтобы пылиться на складе.

От сочетания этих двух идей, по словам Танаки, можно выиграть ряд очевидных преимуществ. Однако это было не очевидно для коллег Тома или их заказчиков. "Было похоже, что наборы, составленные из недорогих гитар, не будут пользоваться спросом", - вспоминает Пол Спехт, один из помощников Тома в те годы. – "Трудно было достать необходимое число коробок, упаковочного картона и гитар, которые при этом требовали проверки и инспекции, когда их заказывали покупатели. А тут еще Том говорит о том, что на коробке должен быть яркий рисунок, а в ней струны, ремень, медиаторы, чехол и, позднее, даже усилитель с кабелем для электрогитары. Чем больше составляющих, тем сложнее задача. Я решил, что пускай это делают дилеры".

"Хорошо, мы будем делать это", – согласились розничные торговцы музыкальными инструментами, которые были еще менее заинтересованы в этом. Аксессуары, были ли они добавлены в наборы самим продавцом или продавались по отдельности, приносили дополнительную прибыль, а то, что предлагал Танака, по сути, отнимало у них ее.

Упорный Танака не испугался того, и, в результате, все присоединились к его программе. Дизайнеры компании Hoshino U.S.A., возглавляемые арт-директором Джимом Гэллахером, создали демонстрационные коробки, которые завоевали награду за лучший дизайн упаковки.

На упаковке набора Jumpstart 1997 года изображен длинноволосый гитарист во фланелевой рубашке. Ibanez меняли дизайн упаковки каждый год для того, чтобы серия Jumpstart всегда сохраняла дух времени и оставалась заметной на полках магазинов.

Даже некогда относившийся к проекту без особого энтузиазма Спехт в итоге дал наборам с акустическими гитарами свое собственное имя: "Jam Pack" (это название оказалось настолько привлекательным, что было перенято и конкурентами, пока юристы компании Hoshino не убедили их в обратном). Розничные продавцы музыкальных инструментов в результате признали правоту доводов Танаки о том, что во время рождественской лихорадки они теряли бы драгоценные минуты, пытаясь продать одному покупателю необходимые ему аксессуары в то время, как еще три ушли бы от него. Танака решил развеять опасения дилеров еще тем, что предлагал все составляющие набора без каких-либо торговых наценок: "Я не возражаю, если аксессуары не принесут нам прибыли, при условии, что это поможет нам продать в год на несколько сотен гитар больше". "Несколько сотен", о которых говорил Танака, в 1993 году быстро превратились в несколько тысяч.

Вынужденные принимать ответные меры, остальные производители принялись выпускать свои собственные наборы или совершенствовать имеющиеся. Высокопоставленный сотрудник компании St. Louis Music, чей набор Value Pack в простой упаковке по сути стал предшественником серии Jam Pack, заявил: "Если кто-то и поднял планку, то по крайней мере, это была компания, которая нам нравится". То, что когда-то было специальной моделью для рождественского сезона, теперь стало круглогодичным источником дохода для производителей гитар и дилеров. И невозможно сосчитать, сколько еще людей стало учиться играть на гитаре благодаря решению Танаки выпускать удобные и привлекательные наборы, включавшие в себя все необходимое. Объем продаж наборов с электрическими и акустическими гитарами, а также с басами, вероятно, составляет не менее 120 тысяч штук в год по всей отрасли – и это только в США; и это говорит о том, что общее количество является значительным.