Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 
Ibanez: нерассказанная история.

Именная модель Чарли Берчилла, доработанная RG530

Разворот каталога серии Roadstar Standard 1985 года с изображением Чарли Берчилла.

"Сделано" в США

Во время встречи в компании Hoshino Gakki, проходившей в Японии, у компании Hoshino U.S.A. появилась мотивация больше участвовать в процессе разработки.

Один из японцев сказал Биллу Рейму: "Мы приложили все усилия лишь на то, чтобы поддерживать конкурентоспособную цену. Похоже, мы заблудились. Берите у нас знамя и несите его, если можете".

Рейм захотел принять этот вызов. К счастью, Рич Ласнер уже имел опыт создания дизайна гитары, а Мейс Бели, к тому времени несколько лет проработавший в ремонтном цеху, чувствовал желание заняться чем-то новым.

К сожалению, у компании Hoshino U.S.A. не было такого оборудования, как у японских разработчиков и дизайнеров. Поэтому они сделали то, в чем часто так искушены американские музыканты: они импровизировали.

Кроме этого, им нужно было с чего-то начать. Рейм и Ласнер увлекли Чарли Берчилла идеей создания заказной американской гитары. Это надо было сделать сейчас или никогда.

По иронии судьбы, Кену Хошино нужны были специалисты, которые, подобно Ласнеру, могли свободно изъясняться по-английски (а Ласнеру пришлось с трудом продираться сквозь грубый провинциальный шотландский акцент Берчилла).

К счастью для языковых навыков Ласнера и зачаточного мастерства Бейли, первая гитара Берчилла была несложной.

Бейли доработал модель RS530 Roadstar II, вручную обточив гриф рашпилем так, чтобы его профиль был более похож на старый профиль "V".

Берчилл объявил, что он в восторге от гитары, но теперь ему хочется чего-то еще, а именно гитару с полым внутри корпусом, как на Fender Tele Thinline. Можно ли сделать так?

После нескольких подробных консультаций Бейли разобрал на части еще один серийный RS530 и придал грифу точно такую же форму, как на предыдущей гитаре.

Теперь он стоял перед серьезной проблемой: как сделать корпус полым? Делать это при помощи лишь шлифовального станка, полировальной машины и нескольких мелких ручных инструментов заняло бы очень много времени.

Поначалу, используя ручную фрезу Sears, он выбрал дерево с задней части корпуса. Срез на задней части представлял собой еще одну проблему, которую Бейли разрешил, нарастив кромку деревом, оставшимся от сломанной акустической гитары.

После того, как ему удалось достичь нужной формы, он вырезал новую заднюю часть и приклеил ее к гитаре, покрыв ее серебристо-голубой краской "металлик" и снабдив зеркальной защитной накладкой корпуса. Проект вышел удачным.

Эта доработанная гитара служила Берчиллу основным инструментом во время турне группы Simple Minds 1986 года "Once Upon A Dream".

Стенли Джордан с моделью RS1300, с графитовым грифом Modulus и устройством для глушения струн.

Увеличенное фото прижима для глушения струн, разработанного Мейсом Бейли для теппинговой техники Стенли Джордана.

Успешная неудача.
Сотрудничество со Стенли Джорданом

Следующей, более сложной попыткой самостоятельного изготовления гитары стал инструмент для джазового гитариста Стенли Джордана, который своей техникой двуручной теппинговой игры породил сенсацию в то время (а Ibanez определенно нужно было нечто сенсационное).

Для этого стиля требовался более стабильный гриф, чем на большинстве обычных гитар.

По случайности Ласнеру удалось побеседовать с компанией Modulus Graphite на тему получения нескольких из их очень стабильных графитовых грифов для нужд отдела разработки и, возможно, для последующего производства (в дальнейшем Ibanez выпустили модель Roadstar II с грифом Modulus, но цена, зашкаливавшая за 900$ - в два раза выше нормальной стоимости и без того плохо продававшегося Roadstar II – была слишком высока для рынка).

В качестве основы для гитары Джордана Ласнер избрал черный Roadstar II RS1300 с выпуклым верхом и грифом Modulus.

Джордану также был нужен прижим, позволявший выборочно заглушать струны на верхнем порожке. Это требовалось сделать по заказу, так как серийные прижимы не позволяли приглушать струны выборочно. Именно здесь проявился подлинный талант Бейли по разрешению проблем. Используя неопрен, он создал регулируемое Т-образное устройство, которое монтировалось перед самым верхним порожком.

Джордан был доволен и заказал вторую гитару – джазовую. Решение Ласнера было таково: вынуть лады на именной модели Ли Ритенуара LR10, выровнять радиус накладки грифа (чтобы Джордан мог играть на ней теппинговой техникой) и вновь установить лады.

Но в итоге спустя какое-то время Джордана переманил производитель клавишных инструментов Casio, которой требовался кто-то, кто помог бы совершить краткосрочное вторжение на рынок MIDI-гитар.

Это отчасти разочаровало компанию Hoshino U.S.A., однако неудача с Джорданом в более длительной перспективе таковой не оказалась – был приобретен неоценимый опыт в разработке гитар.

Наконец-то гитара с чистого листа

Все эти проекты, однако, были модификациями существующих гитар. Первую же гитару, сделанную с чистого листа, получил Уилл Сержант из группы Echo and the Bunnymen. Он заказал гитару, сделанную как электрический ситар, с дополнительными струнами от арфы, установленными внутри корпуса, что потребовало больших усилий, нежели модификация серийной гитары. Ласнер и Бейли также приняли этот вызов. Работники компании Hoshino U.S.A. совершенствовали дизайн и свое мастерство. Оказалось, что, чтобы удержать компанию на плаву, они потребовались им все более и более.

"Металлические" годы: "Острые" гитары серии X

На протяжении эры хард-рока и хэви-метал начала 80-х годов популярностью пользовались гитары, создатели которых черпали вдохновение в радикальных формах Gibson Explorer и Flying V. Модель Iceman, имевшая "заостренную" форму, была довольно популярна в 70-е годы, и в 80-е Ibanez решили подновить свою модель Destroyer, произошедшую от Gibson Explorer. Чтобы избежать повторных претензий со стороны Gibson, модель Destroyer II приобрела небольшой выступ в нижней части корпуса (выступавший зеркальным отражением нижнего "рога"), а также новую голову грифа по форме как у модели Iceman, но с шестью колками в ряд. Бас Destroyer II появился в 1982 году.

За Destroyer II последовало возрождение старой копии Flying V Rocket Roll. Пара маленьких выступов и новая голова грифа – и получилась модель Rocket Roll II. Изначально обе модели предлагались в двух версиях: одна со вклеенным грифом и корпусом из "огненного" клена с махагони и более простая модель из ольхи с привинченным грифом.

Слева направо:
Ibanez XV500 цвета "Blue Halfburst" (BE), одна из самых странных гитар, когда-либо выпущенных Ibanez. На ней было непросто играть выше 13 лада, но, благодаря звукоснимателям V5 с магнитами в виде двойных рельсов и с очень высоким выходом, она звучала очень хорошо.
Ibanez RR550 цвета "Cherry Sunburst" (CS). Обратите внимание на дополнительные вырезы по краям для придания гитаре формы, максимально отличной от Gibson Flying V.
Ibanez RR150 с привинченным грифом цвета "Burgundy" (CS).

В середине 1984 года Ibanez стали обозначать модель Destroyer II буквой X, что в 1985 году превратилось в целую серию. В серию X входила модель Destroyer II с модной графикой и измененной формой корпуса, с более глубоким вырезом внизу, благодаря чему она стала смотреться как помесь Explorer и Flying V. Края корпуса были либо срезаны под углом (так называемый "кристальный срез"), либо окантованы. На одну модель даже устанавливалась накладка грифа из клена, покрытая прозрачным красным лаком. Бас Destroyer II также вошел в новую серию. Совершенно новой моделью стала потрясающая гитара XV500 с острой формой корпуса, вырезом в нижней части и стильными покрытиями, менявшими цвет с темного на светлый. Некоторые считают XV одной и самых уродливых и неуклюжих гитар, которые Ibanez когда-либо выпускал, но эти инструменты звучали замечательно.

В 1986 году в серии Pro Line появилась гитара с измененной формой "V", которая вскоре была перемещена в серию X. Увы, к 1987 году мода на "острые" гитары прошла.

"Металлические" годы продолжаются: Axstar

С 1985 по 1986 год выпускалось четыре версии модели Axstar, три из них производились на японской фабрике Chushin, а четвертая – на Fujigen.

Первая имела только традиционную голову грифа и не продавалась компанией Hoshino U.S.A.

Вторая (AX40, AX45, AX48) называлась "акулья гитара", потому что нижняя часть гитары была похожа на акулий плавник. Также эта версия существовала в виде баса без головы грифа, модель AX50B, на котором использовались стандартные струны (с шариком только на одном конце) и сложный зажим, удерживавший их. Вторая версия была принята прохладно в США.

Третья версия (AX70, AX75) также не стала большой удачей. Но 24 лада, более качественная фурнитура и активные звукосниматели с электроникой, делали эти "безголовые" инструменты очень удобными для игры и обеспечивали очень мощное звучание.

Четвертая версия, бас AXB1000, выпускавшийся в Японии на фабрике Fujigen, встречалась в прайс-листах до 1987 года. Модель AXB1000 была очень качественно сделана, и на нее устанавливалась "родная" фурнитура Steinberger.

К сожалению, из-за недостатка активных басовых звукоснимателей на фабрике в то время взамен устанавливались активные гитарные звукосниматели, что в итоге давало неадекватный общему качеству инструмента результат.

В погоне за "суперстратом"

В период с 1985 года по начало 1987 года в компании Hoshino произошли многие изменения. Поездка Кена Хошино в Штаты продолжалась уже более десяти лет, намного дольше, чем планировалось изначально. Был нужен человек, который бы помог облегчить переход компании в руки нового президента, избранного на долгий срок, а также устранить последствия падения продаж компании Hoshino U.S.A. вследствие неблагоприятного курса йены по отношению к доллару. Этим человеком стал вежливый Майк Шимада, чей долгий опыт работы на компанию Hoshino в Европе и общения с загадочными европейцами стал неоценимым при работе в Америке. Функция Майка заключалась в поднятии боевого духа компании перед грядущей битвой. Он справился с этой задачей блестяще.

В эти смутные времена было реализовано немало проектов Ibanez. В поиске совершенного "суперстрата", Ibanez создали несколько оригинальных моделей, некоторые из которых до сих пор выпускаются, хотя и в измененном и усовершенствованном виде. Некоторые, например, серия Pro Line, выпущенная в 1985 году, не дожили до наших дней, тем не менее, их создание подготовило Ibanez к новому вторжению на рынок.

Слева направо:
Мик Суйама из компании Hoshino Gakki и президент Hoshino U.S.A. в 1986-1988 годах Майк Шимада (в момент отдыха в Японии).
Президент компании Hoshino U.S.A. в 1981-1986 годах Кен Хошино.

Серия Pro Line


Ibanez PL2660 перламутрового цвета (PL)

Первоначально серия Pro Line, представленная в 1985 году, состояла из трех моделей.

Две из них были улучшенными моделями серии Roadstar II с одним хамбакером, двумя синглами и тремоло Pro Rock'R с двусторонней фиксацией струн.

Третья модель, по сути, была копией гитары Jackson Randy Rhoads. На нее устанавливались два новых хамбакера V5 с магнитами в виде рельсов.

Возможно, самым значимым событием стало введение новой головы грифа, которая стала результатом развития старой головы грифа от модели Iceman с тремя колками по каждую сторону в новую голову с шестью колками в ряд, как это произошло на модели Destroyer II в 1980 году и позднее на гитарах серии X.

Эта новая уникальная форма головы грифа стала основной на гитарах Ibanez, ориентированных на рок-музыку.

В 1986 году серия Pro Line была дополнена моделями со сквозным грифом, а также появились новые инкрустации в виде "акульих зубов", древесина с красивым рисунком и тремоло Edge.


Система переключения звукоснимателей модели Pro Line

На двух моделях был пятипозиционный переключатель звукоснимателей, а также новая система переключения звукоснимателей с пятью кнопками (идея Рича Ласнера, реализованная специалистом по электронике Ibanez Джоном Ломасом).

Рич Ласнер сотрудничал некоторое время с компанией DiMarzio, но идея устанавливать звукосниматели DiMarzio на некоторые дорогие модели пришла лишь в 1986 году, когда он работал над проектом именной гитары для шреддера из Делавэра Винни Мура.

Первой серийной гитарой со звукоснимателями Ibanez/DiMarzio, установленными на фабрике, стала модель Pro Line PL1770.

На моделях Pro Line образца 1986 года, изображенных в каталоге Ibanez со звукоснимателями японского производства, звукосниматели менялись в Бенсалеме на IBZ-USA производства DiMarzio.

Надзор за этим процессом был возложен на Джима Донахью, который обучил команду из семи работников, которые были все члены одной семьи. К сожалению, когда один из работников заболел, все шемь остальных остались дома с ним. Рассерженному Донахью пришлось выполнять всю работу самому.


Конструктор Джим Донахью, Ibanez PL 2550 цвета "Silver Pearl" (SP), Ibanez PL 1880 цвета "Walnut" (WN)

Разрешение проблемы с тремоло

Не так давно Джима Донахью спросили, что было самой большой проблемой Ibanez в начале-середине 80-х годов. Он ответил, что тремоло. Возросшая популярность хэви-метал и шреда предполагала частое использование тремоло для резких смен высоты звука, так называемых "дайв-бомб". Стабильность строя при таких экстремальных условиях игры стала испытанием, по которому судили обо всех тремоло-системах. Общепринятым стандартом в то время стало патентованное тремоло Floyd Rose, для которого требовались зажимы как у верхнего порожка, так и у струнодержателя (отсюда термин – "тремоло-система с двусторонней фиксацией"). Ibanez пробовали свои собственные системы с двусторонней и с односторонней фиксацией, но все они были недостаточно эффективны. Их система с двусторонней фиксацией также породила спор на нарушении патента Флойда Роуза, который передал все права по патенту, включая право выдавать сублицензию заклятому конкуренту Ibanez – компании Kramer. Если бы Ibanez пожелали, они могли бы купить лицензию у Kramer.


Тремоло Power Rocker Plus с микроподстройкой, Тремоло Edge раннего выпуска с покрытием "White Gold".

Как оказалось, тремоло Ibanez Edge, позднее описанное Флойдом Роузом как самая лучшая адаптация его конструкции другой гитарной компанией, завоевало безусловный успех. Ну, скажем так, не совсем безусловный. Роуз обнаружил серьезный просчет в конструкции зажимающегося верхнего порожка Ibanez – и сотрудники компании Kramer пытались убедить его не рассказывать их новому лицензиату о проблеме с тем, чтобы система Edge потерпела поражение. К счастью, Роуза не удалось уговорить, и проблема была устранена, а в арсенале Ibanez появилось еще одно оружие для атаки на рынок.


Винни Мур был первым подающим надежды шредером, "раскрученным" Ibanez.

Эксплуатация местных талантов

Единственное, чего не было у Ibanez – это гитарного героя национального значения. Да, эндорсерами Ibanez были такие уважаемые гитаристы, как Дэйв Мюррей из Iron Maiden и Гари Мур, которые ассоциировались с Ibanez на протяжении некоторого периода времени, но их сотрудничество длилось недостаточно долго, чтобы музыканты или компания Ibanez извлекли из него какую-либо пользу. Если Ibanez хотели найти именно тех музыкантов, которые были им нужны, то почему бы не обратить свой взор на богатый талантами район Филадельфии или Северо-восток США?

Местные музыканты, впечатляюще владевшие гитарой, такие как Ритчи Котцен (округ Ланкастер, штат Пенсильвания), Блюз Сарацено (штат Коннектикут), Винни Мур (штат Делавэр), а также филадельфийцы Грег Дэвис (группа Beru Revue) и Луи Франко (группа Pretty Poison) устремились на фабрику Ibanez в Бенсалеме. Кто знает, решил Ласнер. Возможно, компании повезет и кто-то из них добьется большого успеха.

Ibanez также не преминули возвестить о своем сотрудничестве с местными подающими надежды музыкантами. Рейм начал выдавать один за другим креативные рекламные плакаты с изображением музыкантов, мимо которых обычно проходили более крупные компании, занимавшиеся поиском более крупных имен.


Причудливые рекламные объявления с изображением подающих надежды "местных талантов", выявленных компанией Hoshino U.S.A.: Ритчи Котцен под слоганом "Во весь опор" и Блюз Сарацено под слоганом "Контрреволюция".

Соперничество за внимание

Один из музыкантов позднее рассказал, что он следил за попытками Ibanez продвигать молодых гитаристов с огромной признательностью, и это склонило его в сторону этой компании еще до того, как сотрудники Ibanez связались с ним. Стив Вай, гитарист в группе Фрэнка Заппы, знал все преимущества рекламы в журналах для молодых музыкантов, когда его запись была помещена на гибкую пластинку-приложение к журналу Guitar Player, вложенную между страниц журнала. Guitar Player также "раскручивал" одаренных молодых музыкантов в колонке Мика Верни. Что интересно, Рич Ласнер некогда появлялся в той колонке в качестве музыканта, и хотя он сам уже прекратил свою музыкальную карьеру, он регулярно просматривал колонку в поисках перспективных артистов для Ibanez. Именно во время чтения журнала Guitar Player он наткнулся на запись Стива Вая. "Вай был так талантлив, что это просто пугало", - вспоминает Ласнер. – "Он был не просто хорошим музыкантом, у него была своя аура. Все понимали, что он – это нечто особенное. Я сказал Хошино, что мы должны приложить все усилия, чтобы заполучить его".


Стив Вай на обложке журнала Guitar World с гитарой Performance, доработанной Джо Диспаньи из компании GEM.

Время для этого как раз настало. Джо Хошино как раз пришел к одному из важнейших решений в истории Ibanez. Если компания хотела выжить, ей следовало изменить свой курс от создания гитар, ориентированных более на низкие цены, на более престижный сектор. Но для этого компании нужна была личность, квинтэссенция, "Лицо Ibanez", так сказать. Во время встречи в Бенсалеме Джо Хошино спросил Рейма, Ласнера и остальных сотрудников, кто бы мог стать таким человеком. Все единогласно ответили: "Стив Вай". И тогда Джо Хошино ответил: "Сделайте все, что возможно, чтобы заполучить его".

Это было непросто. Другая компания достигла невероятного успеха только благодаря эндорсменту одного артиста. Kramer знали, как высоки ставки, и, как показывает пример с конструкцией тремоло Edge, они не выбирали средств. Ласнер вспоминает: "В то время Kramer убивали нас благодаря Эдди Ван Халену. Они убивали всех" (на самом деле, в 1986 году продажи гитар Kramer превысили продажи гитар Fender, и в одним момент Kramer даже собирались приобрести идущего ко дну гиганта музыкальной индустрии). "Лично я никогда не верил, что их качество было таким хорошим, однако они продавали гитары тоннами. Я знал, что Kramer тоже положили глаз на Вая. Они водили его с родителями на дорогостоящие шоу в Нью-Йорке. Бродвейские шоу с лимузинами и все дела".

Если Ibanez хотели преуспеть в своей задаче, им нужно было сделать больше, чем просто послать Ваю серийную гитару. Но что они могли предложить такого, чего не было у прочих компаний? И они создали дизайн, благодаря которому, возможно, компания до сих пор существует. По иронии судьбы, немногие помнят в наше время, что эта гитара когда-то существовала. Эта гитара называлась Maxxas.


Ранние фотографии Стива Вая, задолго до Ibanez, но, видимо все же после периода увлечения аккордеоном.

Maxxas

Ibanez пытались испробовать все идеи, способные выделить их среди остальных производителей. Одной из них стала злополучная модель Axstar. Гитары этой серии повторяли "безголовый" дизайн дорогостоящих углепластиковых гитар Steinberger, но были созданы из традиционного (и менее дорогого) материала – дерева. Однако Axstar на стали хитом продаж. Ласнер предпринял еще одну попытку: он сделал помесь гитары с пустым корпусом и цельнокорпусной модели без резонаторных отверстий. Бейли взял цельный кусок дерева и свою верную ручную фрезу Sears, и вырезал центральную часть. Затем ножовкой он придал этому куску форму гитары. На первую версию модели Maxxas были установлены светодиоды от старого микшерного пульта, показывающие, какой звукосниматель работает.

Первая версия оставила Президента Кена Хошино равнодушным. Серьезные американцы упустили один важный момент, в котором заключался залог успеха гитарного дизайна: гитара должна выглядеть привлекательно. "Гитара должна быть сексуальной", -напомнил Кен удрученным дизайнерам, которые мрачнели все сильнее и сильнее по мере того, как он продолжал своим низким голосом: "Эта гитара похожа на картошку. Хватит с нас гитар-картошек". Поэтому они вернулись обратно к чертежной доске, чтобы продолжить работу над гитарой, названной "картофелекастером". (Они не могли назвать ее "картофельной гитарой", потому что это имя уже носила гитара, созданная для группы Devo, которая специально была сделана в форме картофелины).


- Слева: Один из двух первых предшественников Maxxas - "картофелекастеров", отвергнутых президентом компании Hoshino U.S.A. Кеном Хошино.
- Справа: Ранний этап создания пластилиновой модели, приведшей к появлению гитары Maxxas.

Билл Рейм принял более активное участие во второй попытке. Он решил, что гитара должна быть не только сексуальной, но также и удобной – Рейм считал, что последнее качество часто отсутствует в дизайне многих других гитар. Используя навыки, полученные в художественной школе, Рейм принялся воплощать свои идеи в пластилине, как это делают автомобильные дизайнеры. В результате вышла трехмерная модель облика будущей гитары. Ласнер всегда недолюбливал неудобную пятку грифа на гитарах с привинченным грифом. Чтобы разрешить эту проблему, он разработал удобный стык, со скругленной пяткой грифа, утопленными крепежными болтами и без пластины.

Как только футуристический Maxxas был закончен и прошел приемку, восторженный Джо Хошино дал указание фабрике Fujigen начать выпуск. К сожалению, когда первая серийная модель MX2 появилась в 1987 году, форма была правильной, а вот весь замысел был утрачен. Из-за недостатка оборудования, необходимого для производства гитары из двух полых кусков дерева, фабрика сделала цельнокорпусную гитару с тремоло с двусторонней фиксацией. В 1988 году появилась правильная версия, MX3, с изначально предполагавшимся пустым внутри корпусом и колками с зажимом струн. Однако к тому времени внимание перетянули на себя более успешные модели, и сексуальная, "космической" формы гитара потеряла интерес к себе.

Несмотря на тот факт, что модель Maxxas сошла со сцены под жидкие аплодисменты, благодаря ей появилась неоценимая магия. По словам Рича Ласнера, проект Maxxas вознес сотрудничество между компаниями Hoshino U.S.A. и Hoshino Gakki на новый уровень: "Мы привлекли их интерес, и они стали смотреть на нас намного более серьезно". Билл Рейм вспоминает, что, даже несмотря на то, что гитара была снята с производства, такие технические приемы, как создание пластилиновых моделей, продолжали жить и помогли компании Hoshino U.S.A. создать новые успешные модели, например, S.

А также гитара Maxxas помогла наладить отношения со Стивом Ваем.

Слева направо: Билл Рейм, Билл Каммиски Ричард Ласнер работают над первой пластилиновой моделью гитары серии S.

Power, Radius и Saber

Выпуск гитар серии PR и PL Pro Line длился недолго, однако сотрудничество с компанией DiMarzio продолжалось. В 1987 году звукосниматели IBZ-USA производства DiMarzio устанавливались на три модели: PRO540 Radius, Power и Saber. Дизайн серии Power и Radius был разработан в Японии, и свой вклад в виде стыка грифа с корпусом под углом внес Марк Виттенберг из компании Chesbro.


Ibanez 540P цвета "Fire Alarm Red" (FR)

Дизайн ультратонкой модели Saber был создан компанией Hoshino U.S.A. в сотрудничестве между Биллом Реймом, Ричем Ласнером и новым американским сотрудником компании Биллом Каммиски. Следуя по тому же пути, что и при создании модели Maxxas, эти трое сперва сделали пластилиновую модель новой гитары. Когда модель была окончена, ее отдали Бейли для создания прототипа. Дизайн серии Saber (позднее переименованной в "S" в знак уважения к торговой марке "Sabre", принадлежавшей производителю басов Music Man) стал одним из классических дизайнов Ibanez.

На модели Power и S ставили сверхтонкий гриф Wizard, в то время как на Radius использовался более традиционный гриф с профилем в духе Strat под названием Ultra (по словам Джима Донахью, японцы настаивали на том, что каждая деталь, вплоть до мельчайших частей, должна иметь свое собственное имя).

"Волшебник" произносит заклинание

В противоположность тому что говорили Биллу Рейму о том, что японское отделение Ibanez "заблудилось", на самом деле они были заняты как никогда, находясь в постоянном поиске путей выхода из тупика, и иногда предлагая довольно-таки неплохие решения.

Одна из этих идей, в частности, способствовала идентификации нового характера Ibanez. Еще более активный Джо Хошино наблюдал за вторжением компании Charvel на рынок "металлических" гитар в 1985-1886 годах и понял, что основное преимущество их дизайна заключалось в "быстрых" тонких грифах.

Но Джо не собирался принимать положение дел таким, как оно есть. Он запросил дизайнера Ibanez Фритца Катоха и остальных дизайнеров с фабрики Fujigen создать самый тонкий и самый удобный гриф в мире. То, что сделали они, теперь носит знаменитое название "Wizard".

Когда окончательные размеры грифа Wizard были определены, работники фабрики Fujigen выразили обеспокоенность тем, что гриф должен быть таким тонким. По словам Джима Донахью, "Толщина Wizard у первого лада составляла всего лишь 17 мм. Он был таким тонким, что работникам Hoshino пришлось разработать особый анкерный стержень с тем, чтобы при шлифовке тыльной стороны анкер не показывался снаружи".

Но Джо Хошино был полностью уверен в своем дизайне, а если бы и не был, то он знал, что настало время для Ibanez по-настоящему рискнуть для того, чтобы выделиться на фоне прочих производителей гитар. Чтобы успокоить Fujigen, он дал гарантию: если любой из грифов сломается при производстве, полную ответственность за это будет нести Ibanez. Фабрике редко удавалось воспользоваться этой гарантией.

Джо Хошино, чьи дальновидные решения оказали большое влияние на направление развития Ibanez. Именно Джо Хошино был инициатором разработки грифа Wizard, и принял знаменательное решение перейти от выпуска бюджетных гитар к престижным гитарам.

По прошествии нескольких лет Ibanez сделали конструкцию еще более прочной, добавив усиливающую вставки из бубинги и перейдя на древесину радиального распила. Сегодня мы можем говорить о том, что риск, на который пошел Джо Хошино, стоил того. Когда гитаристы говорят о тонких, "быстрых" грифах, первое название, которое приходит на ум – это Ibanez.

Срезы тонкого и плоского грифа Wizard (такого тонкого, что для него требовался особый анкерный стержень) и более толстого традиционного грифа Ultra с профилем "U".

В поисках своей гитары

Заполучить его или хотя бы получить к нему доступ было нелегким делом – для Вая сама идея быть эндорсером каких-либо гитар звучала как проклятье. Этот гитарист уже стал легендой в кругу серьезных музыкантов, когда Дэвид Ли Рот пригласил его присоединиться к группе – эта честь, оказанная Стиву, вознесла его статус до уровня гитариста, который до этого играл с Дэвидом – Эдди Ван Халена.

"В ту самую минуту, как я впервые вышел на сцену с Ротом, все стали превозносить меня", - говорит Вай. "И я понимаю, почему – ведь я был, по сути, человеком, шедшим по стопам Эдди. Я также отнесся к этой роли крайне серьезно, но я был очень требователен к гитаре, на которой играю. Я считал, что никто не сможет сделать того, что мне требуется".

Вай пытался сделать гитару, отвечающую всем его запросам, самостоятельно. "У меня был корпус от этого отвратительного зеленого Charvel, разбитого мной. Я изменил глубину выреза, чтобы корпус соединялся с грифом на 17 ладу. У меня большие руки, что еще я могу сказать? Также я поставил другое тремоло. Мне не нравилось играть с обычным тремоло, я всегда думал: "ну почему все нажатием рычага опускают строй? Я хочу наоборот, подтягивать струны!" И Стив Вай самостоятельно превратил это зеленое чудовище в гитару, которая более или менее соответствовала его целям. "Она была хороша постольку, поскольку я не мог найти другой устраивающей меня гитары".

Каждый производитель гитар, включая и Ibanez, присылал Ваю гитары на пробу, но ничто не понравилось ему. "В итоге, я сам написал спецификацию и сказал им, что если они смогут сделать такую гитару, как здесь написано, тогда, возможно, у нас будет о чем поговорить. Я не хотел выставлять себя таким упрямцем, просто я каким-то образом хотел от всех отделаться. Я не верил ни на минуту, что кто-то сможет сделать то о чем, я просил".

Cтив Вай в свой "до-ибанезовский" период.

Сюрприз для Стива

Ibanez подготовили кое-что для битвы за Вая. Как упоминалось прежде, он оценил "раскрутку" молодых гитаристов, которую осуществляла компания. Ibanez была гитарной компанией, а не просто компанией, которая выпускала гитары, ориентированные на хард-рок.

Но в итоге, приз должен был достаться той компании, что поставит товар. Фирмы, которые присылали обычные серийные гитары и даже не пытались реализовать потребности Вая, просто игнорировались. Ibanez не намеревались позволить этому произойти.


Сделайте ее настолько уродливой, насколько возможно

Как вспоминает Джим Донахью, "Мы изучили все, что связано с техникой Стива и обнаружили, что ему необходимо 24 лада с профилем "jumbo", тремоло Floyd Rose и звукосниматели DiMarzio".

После тщательного изучения мини-альбома Вая "Flexible" дизайнеры Ibanez поняли, что в корпусе должна быть выполнена выборка в нижней части и под бриджем. Таким образом, чтобы строй можно было не только опускать, но и поднимать на квинту и извлекать искусственный флажолет "соль" на пятом ладу.

"Мы сделали", - поясняет Донахью, - "специальную модель Maxxas со всеми этими дополнениями. Бейли выбрал дерево под тремоло, хотя, после того, как тремоло было установлено, он был одержим манией, что из-за винтов подстройки интонации ноты не будут звучать при подтянутых струнах. Чтобы разрешить эту проблему, Мейс спилил головки винтов таким образом, чтобы ноты могли звенеть".

Ласнер знал о том, что Вай любит необычные цвета: "давайте привлечем его внимание! Сделайте ее настолько уродливой, насколько возможно". Такой она и вышла – отвратительная флюоресцирующая розово-зеленая змеиная чешуя.

Доработанная таким образом модель Maxxas была изготовлена под Рождество 1986 года и положена Стиву под елку (благодаря содействию со стороны матери Стива).

Наиболее яркой чертой Maxxas было покрытие ядовито-зеленого с розовым цвета, имитировавшее чешую змеи, что было сделано специально, чтобы привлечь внимание Вая. Когда Стив взял гитару и стал играть, его сердце дрогнуло. "Я был поражен", - говорит он, смеясь.- "Каждая компания присылала мне свои стандартные модели с небольшим изменениями, и только Ibanez прочли мои мысли и увидели, что я хочу. Я не мог этому поверить".

Конечно, Maxxas не стала именной моделью Стива – эта честь выпала модели JEM, однако она прошла испытание Вая. Вай взошел на борт, и, в отличие от упоминавшихся прежде Холдсворта, Коллена и Люкатера, которые вскоре оставили корабль, остался.

Изменившееся отношение к артистам, быстрая реакция на их пожелания и инновационный дизайн значительно повысили удовлетворение эндорсеров от сотрудничества с компанией. В очень короткий срок Ibanez прошли огромный путь. Эндорсмент с зарекомендовавшими себя музыкантами стал краеугольным камнем в росте благосостояния компании Ibanez.

Эндорсмент Вая держался в секрете до выставки NAMM 1987 года, проходившей в Чикаго. Затем обе стороны сделали совместное заявление, сняв покрывало с новой гитары Стива Вая, названной JEM.

"В JEM действительно есть что-то от чуда", - говорит Вай. – "Я хотел создать нечто большее и значащее больше для меня. Этим стала гитара JEM. Работая с Ричем Ласнером и Биллом Реймом, я смог высвободить всю свою творческую энергию. Гитара была изготовлена из липы, чего не делал никто. Вдобавок, там была сделана выборка под тремоло, был пятипозиционный переключатель звукоснимателей, 24 лада, зеленый цветочный узор, и, разумеется, "ручка"".