Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 
Ibanez: нерассказанная история.

Компания Ibanez при смерти

1982-1986: "Трудные годы"

В 1982 году, когда компания Hoshino U.S.A. разменяла второй десяток, казалось, что все дела идут гладко. Как всегда, была произведена запланированная смена руководства. Йоши Хошино завершил свои дела в Америке в 1981 году и вернулся в Японию. Президентом стал Кен Хошино, а Аллан Сильверберг стал вице-президентом преуспевающей компании.

Три кита новой производственной линейки Ibanez с оригинальным дизайном: Destroyer, "полуакустика" AS и Artist. Звукосниматели без крышек использовались на моделях 1981 и 1982 года для подражания гитарам, на которых штатные звукосниматели заменили на другие.

К несчастью, хорошие времена близились к завершению. Компания Hoshino, так часто оказывавшаяся в нужном месте в нужное время, на сей раз была где-то совсем не там, где нужно. Собирались темные тучи в виде финансового состояния и тенденций моды. В течение каких-то пары лет компания Ibanez окажется на краю пропасти, куда уже упало так много других производителей.

Разумеется, легко смотреть на вещи с высоты прошедшего времени. Но в те годы для всех было очевидно, что Ibanez, безусловно, добились успеха. Рич Ласнер, с которым мы снова встречаемся, вспоминает, как покупатели приходили в магазин "8th Street Music" в Филадельфии и спрашивали именно Ibanez Artist, Studio или Musician, а не останавливались на гитарах Ibanez как на более дешевой (пусть даже и лучше сделанной) альтернативе тому, что они действительно хотели. Переход Ibanez от производства копий к разработке оригинального дизайна произошел успешно.

Однако Ibanez не почивали на лаврах. Фактически, они вели постоянную борьбу за то, чтобы сделать свои гитары более доступными, поскольку это было основным оружием импортеров в битве против их конкурентов из США. Но одной из темных туч стал возросший обменный курс. За сильный доллар можно было купить больше японских гитар, за слабый – меньше, что сделало бывшие когда-то доступными японские инструменты намного менее доступными. А курс доллара падал с каждым годом. Битва за лучшую цену сама по себе имела огромную цену – высочайшее качество, которое помогло гитарам Ibanez стать чем-то большим, нежели просто импортными инструментами, отошло на второй план, когда компания начал вести борьбу за сохранение конкурентоспособной цены.

Это были финансовые тучи. Тучи моды были еще чернее. Первую половину 80-х вряд ли кто-либо мог бы назвать "Золотым веком гитар".

Смерть акустических гитар

Акустические гитары вымирали в большинстве районов США. В 1970-е многие дети, когда покупали свою первую гитару, обычно выбирали недорогую "акустику", очень часто с легкими для игры нейлоновыми струнами. Если сын доказывал маме и папе, что его увлечение серьезно, он получал электрическую гитару, а в будущем часто покупал и более дорогую акустическую в придачу к ней. Но только не в 80-е. Если сын вообще принимался учиться играть на гитаре, он сразу начинал с электрической (не поймите нас неправильно, мы не сексисты, просто исторически сложилось так, что электрогитары всегда были вотчиной молодых людей мужского пола. К счастью, в настоящее время это стало меняться). Хотя акустические гитары не были основным занятием Ibanez, но именно благодаря им компания возникла.

На обложке нотного сборника начала 80-х от издательства Hal Leonard изображена вскоре снятая с производства акустическая гитара Ibanez.

Взглянем на компанию Hoshino U.S.A. образца 1982 года. Прайс-лист Ibanez изобилует акустическими гитарами со стальными и нейлоновыми струнами, а также мандолинами и четырех- и пятиструнными банджо. К середине 80-х в прайс-листе Ibanez акустические инструменты отсутствовали практически полностью. В прошлое ушли не только мандолины и банджо, но также и некогда впечатляющая линейка акустических гитар теперь состояла из пары несчастных моделей. По словам Роя Мийахары, упавший интерес к акустическим инструментам с ладами породил целый порочный круг. По мере того, как продавалось все меньше акустических гитар, закрывалось все больше фабрик, производящих их, в результате чего поставки инструментов (которые и без того не пользовались спросом) резко сократились. Если продавец хотел закупить акустические гитары, он не мог их достать, а если и мог, то цена на них была слишком высока для такого небольшого рынка.

Клавишные правят миром

Для электрических гитар времена были также не самыми лучшими. Клавишные свергли электрическую гитару с трона короля рок-н-ролльных инструментов, точно так же, как электрогитара некогда свергла тенор-саксофон. Когда в начале 80-х годов появился синтезатор Yamaha DX7, его сметали с полок магазинов мгновенно. Более новые и модные устройства отвлекли на себя внимание продавцов, и так продолжалось в течение некоторого времени. Разумеется, магазины музыкальных инструментов, ориентированные на прибыль, гораздо охотнее инвестировали свои кровные в хорошо раскупающиеся клавишные, чем в непопулярные струнные.

Что еще сильнее усугубило положение гитар, на стороне постоянно совершенствуемых синтезаторов была не только наука, но и искусство. Синтезаторный техно-поп, представленный такими группами, как Depeche Mode, Flock of Seagulls и Tears for Fears, создал новый тип рок-н-ролла, завоевавший сердца и умы публики, покупавшей записи. Гитарные герои, когда-то персонифицировавшие рок-н-ролл, стали редкостью, по крайней мере, для обычного слушателя.

Это все не означает, что электрогитары не пользовались спросом – он был. Однако, в основном, он был сосредоточен на хэви-метал. Гитарные герои наподобие Рэнди Роадса и Эдди Ван Халена переходили на гитары с более экзотическим внешним видом, такие как Kramer, Charvel, Jackson и BC Rich. Ibanez, бунтарская компания, которая некогда успешно бросила вызов гигантам индустрии, теперь бросала вызов самой себе.

Ibanez Destroyer DT400 цвета "cherry sunburst", Ibanez Destroyer DT150 цвета "fire red" и Ibanez Destroyer DT50 цвета "red". Три версии модели Ibanez Destroyer II образца 1981 года, от более дорогой до самой простой: DT400 со вклеенным грифом и инкрустацией накладки грифа точками, стандартная модель DT150 с привинченным грифом и "спасительная" модель DT50, покрытая толстым слоем краски, скрывающей косметические изъяны древесины.

Свежая кровь

Разумеется, вы уже поняли, что в конце этого мрачного сценария с темными тучами и прочими избитыми клише, солнце окончательно закатывается – по крайней мере, на некоторое время. Но опять-таки, то, как совместными усилиями американцев и японцев компанию удалось вытащить из пропасти, делает историю компании Hoshino U.S.A. и Ibanez в 80-е такой интересной.

Мейс Бейли работает на сверлильном станке в Бенсалеме.

В начале 80-х годов в компанию Hoshino U.S.A. пришли несколько новых работников, которые впоследствии сыграют большую роль в возвращении компании ее былого могущества. Одним из них стал молодой парень по имени Мейс Бейли, который пришел в компанию Hoshino в поисках работы в области производства гитар. Его главной бедой стало то, что Рой Мийахара заставил его подстричься (это звучит отчасти странно, если принимать во внимание собственные рок-н-ролльные космы Роя).

Две модели Rocket Roll II образца 1982 года, слева направо: RR400 с инкрустацией абалоновыми прямоугольниками и вклеенным грифом и менее дорогая модель RR150 с привинченным грифом.

Мейса взяла под крыло команда "парней с Fuji", специалистов по ремонту с японской фабрики Fujigen. Им было интересно учить обучать его ремонту гитар, учитывая, что "парни с Fuji" практически или абсолютно не знали английского языка. Разумеется, Мейсу даже не могло прийти на ум, что перемены в Ibanez приведут к тому, что он обнаружит в себе талант гитарного мастера и в итоге станет одним из ведущих мастеров по заказным гитарам в американском отделении Ibanez.

В то время, когда происходило посвящение Мейса в тайны мастерства ремонта гитар посредством языка жестов, линейка Ibanez включала в себя такие успешные оригинальные модели, как Musician, Studio и Artist. Популярная модель Destroyer недавно была возвращена в виде модели Destroyer II с некоторыми изменениями, включая новую голову грифа, чтобы она отличалась от Gibson Explorer. Копии Flying V под названием Rocket Roll и Rocket Roll Sr. также трансформировались подобным образом в модель Rocket Roll II.

При этом надо сказать, что находясь в гуще всей этой рок-н-ролльной шумихи, хотелось бы подчеркнуть, что Ibanez не забывали о и джазе. Модель Джо Пасса, представленная в Англии в начале 1981 года, появилась в продаже и в Штатах, вместе с новой именной моделью Ли Ритенуара.

LR-10 представляла из себя "полуакустику" серии AS с верхом из "огненного" клена, более узкими "рогами" и корпусом, заполненным специальной пеной и с закрытыми резонаторными отверстиями для уменьшения обратной связи.

Стратомания

В течение 80-х возник настоящий гитарный ажиотаж под названием "Стратомания". Возросшая популярность таких стилей, как хард-рок и хэви-метал, обусловила то, что музыканты потеряли интерес к погоне за сустейном, продолжавшейся все 70-е годы. Гитары со сквозными грифами и латунная фурнитура дали рождение доработанным гитарам с гибридной распайкой электроники и системами с зажимом струн. Целью всего этого было достижение "Святого Грааля" 80-х – "суперстрата". Гитарные производители наподобие Ibanez, в любом случае, не расстроились от возросшей популярности Стратов. Одной из привлекательных черт порождения Лео Фендера было то, что конструкция Stratocaster с привинченным грифом была намного менее трудоемкой в производстве и ремонте по сравнению с ее аналогами с вклеенными и сквозными грифами. Фабрика Fujigen даже на некоторое время перестала делать гитары с вклеенными грифами и продала станки, использовавшиеся в их производстве, чтобы сосредоточиться на более выгодных гитарах с привинченными грифами.

"Стратомания" возникла в начале 1980-х годов и в 1987 году была все еще в самом разгаре. Обложка номера журнала Guitar Player за август 1987 года с лозунгом "Стратомания".

Первым ответом Ibanez на новую моду стала модель Roadstar II, представлявшая собой модифицированный Blazer, на который установили струнодержатель с зажимом струн. Эти гитары вскоре стали настоящей основой линейки гитар Ibanez. Часто возникает вопрос: если была модель Roadstar II, то где же модель Roadstar I? Ответ: ее не было. Оригинальная серия Roadster была названа так фанатом хот-родов Джеффом Хасселбергером. Семья Хошино хотел назвать серию "Roadstar", но Хасселбергер был непреклонен: "Нет такого слова "Roadstar"!" По словам Хасселбергера, "как только я ушел, японцы тут же воспользовались возможностью изменить все, как им хотелось". Тем не менее, более широко распространена другая версия истории: японский производитель аппликаций на голову грифа попросту неверно прочел слово "Roadster II", и так на свет появилось название Roadstar II.

Артистическая лицензия

Для большей части людей общение с великими джазовыми и рок-музыкантами является чем-то волнующим и особенным. Но это также может служить стимулом. По словам Роя Мийахары, "Отношения с музыкантами – это нечто большее, чем просто дать музыканту гитару. Для компании Ibanez хорошее сотрудничество всегда строилось на дружбе". Разумеется, любые человеческие отношения имеют свои нелогичные моменты. Всегда практичный и методичный Рой, который отвечал за отношения Ibanez с музыкантами в США в начале 80-х годов, был часто потрясен непредсказуемыми выходками музыкантов, с которыми он работал или договаривался о сотрудничестве. Еще более загадочным, нежели отказ Джерри Гарсиа от предложения Роя сделать гитару, на которой было бы легче играть, была реакция Дикки Беттса на просьбу, может ли Рой почистить гриф его гитары и закатать лады: "О, нет, эта грязь – часть моего звука!"

Элис Купер со своей группой. Крайний слева - Кейн Робертс с Ibanez Maxxas MX2 (приблизительно 1988 год).

Возможно, самым ярким примером эксцентричности музыканта было "ухаживание" Ibanez за покойным гением бас-гитары Жако Пасториусом, чье чудаковатое поведение может сравниться лишь с его неземным талантом.

Однажды у Роя зазвонил телефон и он, подняв трубку, вдруг услышал ни с того ни с сего: "Рой, я тут. Заедь за мной", - сказал звонящий. "Кто это "я" и где вы?" – ответил Мийахара. "Это Жако. Я на заправке Exxon".

У Мийахары весь день был расписан по минутам, однако он отложил все дела и покорно отправился на ближайшую заправку Exxon, где он нашел Жако с двумя спутниками, втиснувшимися в двухместную спортивную машину. Когда они вернулись на фабрику, его неожиданный визит приобрел еще более интересный оборот. Пасториус пришел в восторг от баса, принадлежавшего Мейсу Бейли, и, к полному смятению Мейса, отказался отдавать его обратно. В конце его визита, который постоянно сопровождался приглашениями Пасториуса всем пойти выпить с ним текилы, его, наконец, смогли убедить расстаться с басом. Мейс с сотрудниками вздохнули с облегчением. Во время одной встречи Пасториуса и Мийахары, проходившей у Жако дома, музыкант постоянно куда-то исчезал с нерегулярными интервалами. Одно из его отсутствий длилось так долго, что Мийахара, который опаздывал на самолет, начал искать Жако по всему дому и обнаружил, что тот спит в своей спальне. Рой вежливо отклонил предложение Пасториуса остаться на ночь и продолжить переговоры утром. После этого Мийахара отправился на свой рейс, вероятно, уже не в первый раз размышляя о том, какое все-таки интересное место Америка.

Дэйв Мюррей из группы Iron Maiden с Ibanez RS1000 1983 года.

Ibanez сделали бас для Пасториуса, который постоянно дорабатывался с учетом часто менявшихся указаний виртуоза. Разумеется, не всякая история отношений с музыкантами имеет счастливый конец. До того, как совместный проект Ibanez и Пасториуса был завершен, великий бас-гитарист ушел из жизни слишком молодым.

"Металлические" годы.

Хэви-метал создал музыкальный фон, подходящий под то беспокойное время, которое Ibanez переживали в 80-е годы. Он также породил новых грозных конкурентов, таких как Charvel, Jackson и Kramer, которые теперь играли ту же самую роль, что и Ibanez в 70-е – молодой и быстро развивающейся компании. В итоге, острые головы грифов, яркие цвета, тремоло с зажимом струн, любимые "металлистами" и "шреддерами", только помогли Ibanez утвердиться в качестве ведущего производителя гитар для "тяжелой" музыки.

В конце 1982 года линейка Blazer, по сути, видоизменилась в серию Roadstar II. Представленная в 1983 году серия Roadstar II станет основным кандидатом Ibanez в "гонке суперстратов", которая будет продолжаться почти до конца десятилетия.

Серия гитар Roadstar II изначально делилась на модификации Custom, Deluxe и Standard, а бас-гитары – на Deluxe и Standard. У всех была общая форма корпуса от модели Blazer, хотя поначалу в ней присутствовали некоторые признаки от предыдущей серии Musician.

Изначально у всех гитар Roadstar II была форма головы грифа от модели Blazer, а у басов – старая голова грифа от модели Musician в форме тюльпана с колками по обе стороны, хотя и заметно уже в верхней части. В первое время на гитары устанавливали или три сингла, закрепленные на общей панели, или два хамбакера без панели.

Модификация Deluxe имела палисандровую накладку грифа, в то время как на Standard накладка была кленовой, однако это различие исчезло по мере того, как линейка разрасталась. На модификацию Deluxe устанавливали 22 либо 24 лада, а на Standard только 22. Поначалу хамбакеры были только модели V2, а синглы – только Super 6, но вскоре были добавлены новые дополнительные опции. К 1985 году появились звукосниматели V5 с "рельсовыми" полюсами магнитов, созданные для того, чтобы улучшить звучание при частых подтяжках струн.

Roadstar Custom, Deluxe и Standard

Модель RS Custom, представленная в 1983 году, выпускалась в двух основных конфигурациях. RS1400 и RS1500 имели сквозной гриф, ясеневый корпус и выпуклый верх со сглаженными краями, таким образом перенеся все основные черты модели Musician в корпус новой формы. Модель RS1000 имела ольховый корпус с выпуклым верхом из клена "птичий глаз", с острыми краями и окантовкой. Серия Custom оснащалась либо струнодержателем Short Stop, представлявшим собой усовершенствованный бридж BadAss, либо тремоло Hard Rocker Pro с тяжелой литой станиной, опиравшейся на два винта. Это тремоло имело любопытную конструкцию с установкой струн сверху через шарнирное седло. Как только вы переворачивали седло на место, небольшой зажим за струной блокировал его во время использования. Эти модели в стиле Musician выпускались год или два, а к концу 1983 года Ibanez больше не использовали обозначение "Custom", и они были перемещены в линейку Deluxe.

Гитары серии Deluxe также имели различные виды корпусов. Они могли иметь верх с острыми или со сглаженными краями, как у обычногоStratocaster. Корпус с острыми краями мог иметь плоский верх или выпуклый верх из "огненного" клена на высших моделях. Что касается тремоло, на первые Deluxe ставили Hard Rocker (по сути, тот же Pro, но без сложных зажимов). В 1984 году Ibanez представили тремоло Pro Rock'R на модель Roadstar II Deluxe. Это тремоло также опиралось на два винта, но теперь оно имело регуляторы микроподстройки. Основа была взята от тремоло Hard Rocker Pro, но струны проходили через пазы за седлами, где был установлен сухарь и винт, зажимающий струну. Также на новые модели ставился зажимающийся верхний порожек. В 1985 году, когда Флойд Роуз боролся со всеми за свои патентные права, Ibanez впервые для себя перешли на тремоло-систему Edge с двусторонней фиксацией, теперь выпускаемую по лицензии Флойда Роуза. Изобретательный Фритц Катох продолжал улучшать конструкцию Edge вплоть до того момента, когда ему засвидетельствовал свое восхищение сам Флойд Роуз.

Серия Roadstar II Standard имела корпус со скругленными краями, а также либо простой фиксированный бридж со струнодержателем, либо стандартное тремоло с шесть винтами. В 1984 году тремоло было усовершенствовано и стало называться Powerocker. Система Powerocker передней частью вставлялось в держатель, закрепленный на гитаре. Вместо струн, вставлявшихся с обратной стороны через противовес, струны проходили через седла и удерживались особым блоком с прорезями, расположенным перед противовесом, что облегчало смену струн.

К 1985 году небольшие изменения претерпела голова грифа моделей Roadstar II. В то время, как на Deluxe использовалась довольно большая клиновидная голова грифа, на Standard начали применять заметно более тонкую, что стало признаком грядущих перемен.

Неудовлетворенные артисты

На базе гитар серии Roadstar II было сделано несколько именных моделей музыкантов. Стив Люкатер из группы Toto стал эндорсером в 1983 году и получил именную модель с красивым выпуклым верхом, звукоснимателем Super 58 в позиции у грифа и хамбакер SL с увеличенным числом витков в обмотке в позиции у струнодержателя.

В 1985 году британский виртуоз Аллан Холдсворт, игравший джаз и фьюжн, тоже вошел в число эндорсеров, и для него была сделана гитара на основе модели Roadstar II, названная в честь него AH10. Корпус этой гитары был сделан из липы, а под защитной накладкой в корпусе была полость. Аллан заявил, что он способен слышать разницу между стандартной пластиковой изоляцией провода, идущего от звукоснимателя, и традиционной оплеткой, потому для его гитары был применен второй способ. Также на модель AH10 устанавливались особый звукосниматель, разработанный по требованию Холдсворта. Эта модель стала первой гитарой Ibanez, на которую стали ставить лады Dunlop 6100 американского производства. Тремоло было модели Powerocker, но киль был сделан из алюминия путем фрезерования. В 1986 году к линейке добавилась модель с двумя звукоснимателями AH20. В то время, как именные гитары Люкатера SL1080 и Холдсворта AH10 производились в довольно больших количествах, модель AH200 была выпущена тиражом чуть более 200 экземпляров.

Модель Roadstar II использовалась в качестве основы для именной модели Стива Люкатера, RS1010SL, выпущенной в 1984 году, а также для моделей Аллана Холдсворта AH10 и AH20, выпущенных в 1985 и 1986 годах. Оба музыканта были очень выгодным приобретением, особенно учитывая, что в то время уважаемые и признанные артисты (пусть даже среди поклонников гитары, а не среди простых слушателей), встречались очень и очень редко. К сожалению, оба прекратили свое сотрудничество с Ibanez спустя непродолжительное время. Причины недовольства артистов были самыми разнообразными, как и сами артисты, но определенно что-то было необходимо делать.

Том Петти с моделью IC400 Iceman 1978 года.

Тем не менее, если смотреть на вещи более широко, вся музыкальная индустрия, казалось, была наполнена музыкантами, неудовлетворенных своими гитарами и сотрудничеством с компаниями. Музыкальная индустрия была очень слабой на протяжении 80-х годов, и один остряк описал процесс эндорсмента как что-то подобное тому, как будто гитарные компании заряжают инструменты в гигантскую картечницу Гатлинга и стреляют ими по знаменитым музыкантам, а затем фотографируют их, когда те ловят гитары.

Когда поклонники приходили на концерт и видели, что гитаристы играют совершенно не на тех инструментах, с которыми они изображены в рекламе, они начинали смотреть на гитарные компании и музыкантов с оправданным цинизмом – и эта проблема не добавляла популярности инструментам.

Это было то, чего так остерегался Рой Мийахара: "Когда вы начинаете строить отношения с артистом и делаете ему гитару, вы не должны просто отдать ее ему и исчезнуть. От такого подхода никто не выигрывает". Ibanez знали, что их общению с артистами препятствуют две вещи: язык и расстояние от места, где гитары производят до тех, кто на них играет.

В 1983 году Президент Кен Хошино начал обсуждать со своими сотрудниками в открытую, как можно было бы улучшить ситуацию. Компании Hoshino в США, сказал он, были необходимы музыканты и специалисты, нанятые специально для работы с американскими музыкантами и розничными торговцами в отделениях Ibanez и Tama. Эта идея, как выяснилось, в будущем окажет значительный эффект на дальнейшие события.

Окрасьте музыку

В 1983 году в линейку гитар Roadstar II Standard добавилась серия Comet. Эта серия была ответом Ibanez на появившуюся моду на яркие и красочные цвета. Рекламируемые под лозунгом "Окрасьте музыку!", эти доступные по цене гитары способствовали упрочению репутации Ibanez как компании, предлагавшей для менее дорогих гитар различные опции, обычно доступные исключительно на дорогих моделях. Эти гитары окрашивались в черный, белый, красный ("Comet Red"), зеленый ("Comet Green"), синий ("Comet Blue") и желтый ("Comet Yellow") цвета с крышками звукоснимателей в цвет корпуса. Было изготовлено большое количество рекламных материалов для дилеров, включая огромные цветные плакаты, футболки и наклейки.

Басы серии Roadstar II

Первое поколение гитар и басов Roadstar II производилось не так долго. Выпуск гитар этой серии начался в конце 1982 года и продолжался до конца 1985 года, за это время было разработано более 45 различных модификаций гитар и 30 различных модификаций бас-гитар, не считая разных цветов. Некоторые из басов производились немногим дольше, тем не менее, вся линейка была вскоре переработана, подобно гитарам.

Первый бас Roadstar II Deluxe, представленный в 1983 году, выпускался с двумя типами корпуса: один – со сглаженными краями в духе модели Musician, как на гитарах серии Custom, а второй – с острыми краями и окантовкой. Голова грифа повторяла форму "тюльпана", как на модели Musician, но была более узкой, что в будущем станет особенностью басов серии Deluxe. Нижний вырез на модели Deluxe был смещен ниже, значительно увеличив ассиметричность корпуса и сделав верхний "рог" еще более выступающим. Звукосниматели модели Super J6 – один или в паре со вторым Super P5S – устанавливались сверху. Вскоре обводы корпуса в духе модели Musician канули в Лету, и к концу года появились модели со скругленными обводами корпуса, более гладкими и современными. Звукосниматели также постоянно совершенствовались, и к 1985 году предлагалось множество различных моделей, как с высоким, так и с низким выходом.

Первые басы серии Roadstar II Standard имели такую же форму корпуса, как и на Deluxe, в стиле Musician, хотя она также просуществовала недолго, до конца 1983 года. Вырезы на моделях RB Standard были не такими глубокими, как на Deluxe, и имели более традиционный "фендеровский" облик. Изначально предлагалась только одна модель звукоснимателя – Super 4 с разнесенной катушкой, который устанавливался на накладку. Первое время голова грифа имела такую же форму, как на басах серии Deluxe, но в конце того же года, вместе изменением формы корпуса, она стала клиновидной, с четырьмя колками в ряд. Вскоре выбор звукоснимателей увеличился, и появилось много самых разнообразных моделей, устанавливавшихся как на накладку, так и без нее.

Акустические гитары 1983-1990

Еще одним новшеством Ibanez стало придание некоторых черт электрогитары акустическим гитарам, примером чему стала серия акустических гитар Lonestar, созданная в 1984 году. Изначально серия Lonestar имела традиционный корпус типа "дредноут", но голова грифа была с шесть колками в линию, как на электрических моделях Ibanez. Вскоре линейка разрослась и включала в себя вариант с вырезом, а также модель с инкрустацией флагами. В конце 1985 года линейка Lonestar вошла в состав серии Electric, электроакустических гитар с тонким корпусом и металлическими либо нейлоновыми струнами. Флагманская модель имела верхнюю деку из "огненного" клена, обычный магнитный звукосниматель у грифа и пьезозвукосниматель под нижним порожком – это была одна из первых гитар с комбинированной системой звукоснимателей.

К середине 80-х годов интерес к акустическим гитарам упал ниже низшего предела. В 1986 году Ibanez возродили серию акустических гитар с цельными верхними деками Artwood, однако высокая цена на гитары японского производства и низкий интерес к акустическим гитарам в целом свел эту попытку на нет. С того времени всего компания Hoshino U.S.A. предлагала лишь несколько моделей для начинающих серии PF (Performance). "Дредноуты" серии Performance преобладали в производственной линейке Ibanez на всем протяжении 80-х годов, и по сей день остаются основной серией недорогих акустических гитар Ibanez. Классические гитары носили обозначение GA и имели эффектную форму головы грифа – с прорезями для колков и в виде небольшой пагоды – однако в конце 80-х годов продажи акустических гитар снизились настолько, что компания Hoshino U.S.A. перестала продавать акустические гитары. В противоположность ей, компания Chesbro Music, дистрибьютор гитар Ibanez на Западном побережье, продолжала предлагать довольно разнообразную линейку акустических инструментов Ibanez, в том числе классических гитар.

Заметный спад интереса к акустическим гитарам, который практически свел на нет продажи акустических инструментов компании Hoshino U.S.A. в восточных штатах, на Западе был не так силен (одним из факторов здесь выступал постоянный интерес к музыке кантри и вестерн). Фактически, когда компания Hoshino U.S.A. стала заниматься дистрибуцией гитар Ibanez в Калифорнии в начале 90-х годов, была достигнута договоренность, что компания Chesbro будет по-прежнему заниматься поставками классических гитар калифорнийским дилерам, поскольку там на них по-прежнему был спрос. В настоящее время как Hoshino U.S.A., так и Chesbro предлагают одинаковую линейку моделей, за небольшими исключениями, обусловленными сглаживающимися, но до сих пор существующими, региональными различиями в музыкальных предпочтениях.

На заре 1990-х Ibanez вновь начали экспериментировать со своими акустическими моделями. В 1990 году дебютировала новая электроакустическая серия AE, на которой вновь появилась голова грифа в виде тюльпана и которая выпускалась в виде модели с одним вырезом, полноразмерного "дредноута", модели с более тонким корпусом формы как у серии Ragtime, а также модели с очень тонким корпусом, предназначенной для рок-гитаристов, привыкших к цельнокорпусным гитарам.

Расширение и сокращение

Даже несмотря на то, что видимое благополучие трещало по швам, помещения Ibanez, в прямом и переносном смысле, продолжали расти. В 1984 году компания переехала в новый офис, расположенный в соседнем здании, до этого занимаемый компанией Craft-Matic, когда та переехала в собственное здание. Компания Hoshino U.S.A. по-прежнему приносила прибыль, хотя в ней все более возрастала доля мощного отделения Tama, которое в 80-е годы имело более высокий статус и влияние на рынке, нежели Ibanez.

Тот факт, что отделение Ibanez было по-прежнему "прибыльным", на самом деле было частью общей проблемы. Обменный курс, благоприятный для японских товаров, помог скрыть некоторые проблемы, но в то же время удерживал компанию от принятия мер, направленных на улучшение ситуации. Как сказал Берни Фридман, менеджер по продажам компании Hoshino U.S.A. в то время, "В некотором отношении, мы не продавали гитары, а зарабатывали на обменном курсе". Поэтому, пусть даже гитары Ibanez были не такими замечательными, как модели от недавно появившихся компаний Kramer или Charvel, но они были качественными и недорогими. Но к 1985 году последнее достоинство сошло на нет. Обменный курс стал настолько неблагоприятным, что гитары Ibanez стали такими же дорогими, как модели от конкурентов американского производства, а то и дороже их. Некогда преуспевающая компания, которой постоянно требовалось расширение своих площадей и штата с каждым годом, теперь нуждалась в этом все меньше и меньше, по мере того, как заказы на гитары Ibanez практически прекратились.

Начало спасения

Во время этой ситуации, далекой от идеала, приходит Рич Ласнер, преподававший гитару и чинивший инструменты в магазине "8th Street Music", с которым мы уже встречались в начале этой главы. Ричу довелось испытать на себе поговорку о том, что нужно опасаться своих желаний, потому что однажды они могут сбыться. Когда ты гастролируешь по всем Соединенным Штатам как джазовый музыкант, играя свои композиции и преподавая, работа с такими достоинствами, как медицинская страховка и стабильная оплата, начинает казаться все более привлекательной. Поэтому, когда Кен Хошино выдвинул идею о том, что им нужно взять на работу специалиста по гитаре в Америке, и на собеседование пришел Рич, он был принят. А почему бы и нет? Взгляд Рича на компанию не слишком отличался от того, что было в начале 80-х годов: Ibanez была успешной гитарной компанией, первоначально выпускавшей копии, чьи оригинальные модели завоевали еще больший успех. Разумеется, они предлагали медицинскую страховку, а также перспективу еженедельной оплаты. Что еще могло дать такую уверенность в завтрашнем дне?

Первые же его дни работы пошатнули эту уверенность. Компания Hoshino U.S.A. в то время была подобна некогда счастливой семье, от которой отвернулась фортуна. Более успешная ветвь семьи – Tama – смотрела на своего бедного родственника Ibanez как на обузу для семейных финансов.

Как американские, так и японские сотрудники Tama в открытую предлагали пустить отделение Ibanez в вольное плавание. Ласнер был в шоке. Хуже того, новая работа Ласнера снова заключалась в разъездах, в которых он был должен доказывать розничным продавцам, что гитары Ibanez действительно хороши. С этой точки зрения поездки по стране, выступления в колледжах со склочными одногруппниками, уроки для угрюмых учеников – все это выглядело не так уж и плохо – с медицинской страховкой или без нее.

Если обстановка в офисе была не самой лучшей, то на местах дела обстояли еще хуже. Группа внешних торговых представителей компании Hoshino U.S.A., одних из самых лучших в своей области, зависела от комиссий, которые они получали от перепродажи инструментов Ibanez розничным продавцам, которые, разумеется, покупали их неохотно. Компания была недовольна низкими объемами продаж у представителей, а представители были недовольны теми мерами, которые компания предпринимает, чтобы выйти из положения. Это были плохие времена.

1985 год был плохим годом также для некоторых американских компаний, у которых начал давать о себе знать недостаток качества и воображения. Если бы Ласнер решил бы поискать местечко потеплее, он явно ушел бы не на Fender, который был выставлен на продажу своей материнской компанией, CBS. Ходило множество слухов, что икона американского гитаростроения, возможно, будет куплена (о, ужас!) японской компанией, может быть, даже Ibanez. Также Ласнер не стал бы смотреть в сторону Gibson, которая также находилась на спаде. Владелец Gibson, компания Norlin, также решили, что производство музыкальных инструментов – не такое уж золотое дно, как ожидалось изначально. К 1986 году как Gibson, так и Fender поменяли хозяев (К счастью для гитаристов, обе компании были приобретены инвесторами, более заинтересованными в производстве качественных инструментов, чем предыдущие владельцы, ориентированные исключительно на прибыль).

"Цифра" получает власть

Еще одной областью, в которой Ibanez терпели неудачи на протяжении "смутного времени" – с 1982 года по 1986 год – стала гитарная электроника. Это было довольно серьезной проблемой, поскольку компания Ibanez была одним из первооткрывателей в области обработки звучания музыкальных инструментов. Компания, разработавшая революционную аналоговую задержку AD230 и первый гитарный процессор эффектов UE700 в конце 70-х, стала одним из лидеров того, что в ее рекламе было названо "цифровой революцией".

Составляющие "цифровой революции" Ibanez. Сверху вниз: цифровая задержка DM1000, цифровая задержка DM500, цифровая задержка DM2000, гармонайзер/задержка HD1000.

В 1982 и 1983 годах компания поразила музыкальную индустрию серией недорогих рэковых цифровых задержек, например, DM1000 и DM2000, а также самым первым доступным по цене гармонайзером HD1000 (стоимостью $499 против $3000 за аналогичное устройство от Eventide). Позднее были изобретены такие приборы, как SDR1000, один из первых недорогих студийных цифровых ревербераторов, или MIDI-гитара IMG1.

Но электроника это такая область, в которой трудно удержать лидерство (свидетельством чему могли бы служить такие компании 80-х годов, как Delta-Lab или ADA, если бы они до их спор существовали бы). К 1986 году казавшееся неодолимым засилье электроники Ibanez было практически сведено на нет более крупными компаниями, такими, как Roland, чей отдел разработок, как говорили, был по численности персонала больше всей компании Hoshino целиком.

Потеря прибыли и статуса электроники Ibanez стала еще одним серьезным ударом по уже пошатнувшейся компании. Что могло быть еще хуже?

MIDI-гитара IMG2010

В год выпуска гитара MIDI-гитара IMG2010 X-ING (читается "Crossing") стала событием. Через год после выпуска она стала бременем для компании. Скорость трекинга (то есть перевода нот как вибраций струн в электронные сигналы) у этой гитары была выше, чем у всех конкурентов. Новшества, примененные на IMG2010, такие, как электронная тремоло-система, выглядевшая и ощущавшаяся в руке как обычный рычаг, на тот момент не использовала ни одна гитарная компания. Слухи, что компания Roland собирается либо снизить цену на их MIDI-гитару, либо создать еще более совершенный инструмент, либо и то и другое сразу, заставили Ibanez сдаться и распродать остатки своих MIDI-гитар практически даром. "Цифровая революция" для Ibanez была завершена.

Ibanez и Live Aid

Разумеется, средь тьмы и мрака были и светлые моменты. Одним из них для сотрудников Ibanez стало участие компании в концерте Live Aid в 1985 году в Филадельфии. Как выяснилось, этот фестиваль был больше, чем попыткой отвлечься: Live Aid стал первой ступенью на лестнице, вернувшей Ibanez обратно на вершину.

Однако в то время это было не столь очевидно. Конечно, услуги по настройке и ремонту инструментов, которые работники Ibanez предоставили в качестве своего вклада в благотворительную помощь Африке, были оценены выступавшими гитаристами и басистами. Недооцененными остались лишь сами гитары и басы, которые компания Hoshino U.S.A. привезла как запасные инструменты на случай поломки или утери. За исключением баса RB630, на котором играл Джон Пол Джонс с воссоединившимися Led Zeppelin, общая ситуация казалась символической для разочарования в гитарах Ibanez.

Тем не менее, именно на Live Aid директору по рекламе и дизайнеру компании Hoshino Биллу Рейму удалось пообщаться с гитаристом группы Simple Minds Чарли Берчиллом. Рейму был хорошо знаком уникальный стиль игры Берчилла по таким записям группам, как "New Gold Dream" и "Sparkle In The Rain", и он решил, что было бы неплохо посотрудничать с ним. Рейм и Ласнер поговорили с Берчиллом в течение дня о создании гитары для него. Берчилл заинтересовался.

Ibanez сделали множество прототипов и заказных гитар для музыкантов до этого времени. Но на сей раз разница была в том, что всю работу взяла на себя компания Hoshino U.S.A., а не Япония. Хотя лишь только один инструмент появился на сцене, фестиваль Live Aid обозначил начало перелома.

Перемены

В 1985 году произошло несколько изменений, отметивших собой перемену направления развития "стратоподобных" гитар Ibanez. Одним из них стало появление гитар с популярной сегодня конфигурацией звукоснимателей "хамбакер-сингл-сингл". Еще одним стало создание новой серии гитар Pro Line. Последним было свертывание производства гитар серии Roadstar II RS. Название Roadstar II не исчезло (а также не исчез и основной дизайн, по крайней мере, первоначально), но наименование изменилось на RG, и именно под ним эти модели начали свой путь в будущее.

Новая серия RG заменила собой серию Roadstar II Deluxe. Корпуса сохранили прежнюю форму, однако клиновидная голова грифа стала более тонкой. Гитары окрашивались в модные цвета типа "Sunburst" (например, бело-пурпурный), а также в перламутровые цвета, например, "Cherry Ice". Модели RG в стиле Roadstar II просуществовали примерно год, до 1987 года, после чего получили дизайн от новой модели Стива Вая JEM с более длинными "рогами" и головой грифа от модели Pro Line, чем эта серия характеризуется и поныне. Претерпев такую эволюцию, серия Roadstar II превратилась из хард-роковых инструментов в "шред-машины".