Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 
Ibanez: нерассказанная история.

Hoshino Gakki Ten: от томов к мелодиям.

Йошихиро Хошино (нынешний президент Hoshino) в семилетнем возрасте. Именно Йошихиро подал идею создать зарубежные филиалы вместо того, чтобы полагаться исключительно на сторонних дистрибьюторов, что привело к возникновению компании Hoshino U.S.A.

История гитар Ibanez уходит своими корнями в Японию конца 19 века и напрямую связана с благосостоянием семьи Хошино. К началу 20 века книжный магазин, принадлежавший семье Хошино и основанный Матцухиро Хошино в городе Нагойя, уже закрепил за собой прочную репутацию надежного поставщика учебников для школ по всей стране.

В 1908 году семья Хошино расширила ассортимент магазина и создала отдел музыкальных инструментов, первоначально занимавшийся поставкой органов с ножным приводом Министерству Образования, которое до того закупало у них учебники.

Новый отдел возглавил 23-летний Йошитаро Хошино, который большую часть своего времени занимался тем, что нарабатывал клиентскую базу для новой продукции, поставляемой компанией. Его труды увенчались успехом, и семья Хошино приняла решение еще больше расширить бизнес в области оптовой торговли музыкальными инструментами. В 1908 году была основана компания "Hoshino Gakki Ten – The Hoshino Musical Instrument Company".

Четыре сына Йошитаро: Риохеи, Джампеи, Масао и Йошихиро (сегодняшний президент группы компаний Hoshino) оказали большое влияние на музыкальный бизнес семьи Хошино. Первым из них, кто принял участие в семейном предприятии, стал старший сын Риохеи. Риохеи хорошо изучил английский язык в средней школе, и в 1926 он стал использовать свои познания для того, чтобы помочь отцу повысить продажи музыкальных инструментов на рынках смежных стран. В 1929 году Риохеи окончил престижную муниципальную коммерческую школу в Нагойе и приступил к полноценной работе вместе с Йошитаро.

Гитары Salvador Ibanez

В 1929 году компания Hoshino Musical Instrument начала импортировать первые гитары под названием Salvador Ibanez из Валенсии, Испания. Производитель этих гитар Сальвадор Ибаньес открыл маленькую гитарную мастерскую в Валенсии, Баха Сан-Франциско, примерно в 1875 году. В начале 20 века он переехал в Кале Падре Рико, где построил крупнейшую во всей Испании фабрику по производству гитар. После смерти Сальвадора Ибаньеса в 1920 году его дело унаследовали два его сына.

Гитары появились в Японии одновременно с феноменом мандолинного оркестра где-то на рубеже 20-го века. Гитара начала использоваться как солирующий классический инструмент в руках таких музыкантов, как гитарист и композитор Моришиге Такеи, который сыграл свой первый концерт в 1921 году. Интересен тот факт, что в том же 1929 году, когда компания Hoshino начала импортировать гитары Salvador Ibanez, свое первое концертное турне по Японии сыграл маэстро Андре Сеговия. Гитары пользуются популярностью в Японии и по сей день.

Оригинальная акустическая гитара Salvador Ibanez, приблизительно 1929 год.

Нет худа без добра

На первый взгляд, 1929 год казался плохим годом для расширения музыкального бизнеса семьи Хошино. Разумеется, понадобилась недюжинная отвага, чтобы предпринять столь серьезный шаг именно в этом, неудачном году. Но внезапно он оказался очень благоприятным – по крайней мере, для той области бизнеса, куда вступила семья Хошино.

Когда в октябре 1929 года обвал на фондовом рынке в США вызвал финансовое цунами, которое прокатилось по всему миру, экономика Японии рухнула, как и в любой другой стране. Банки и крупные компании закрывались одна за другой. К 1930 году более чем 400.000 человек потеряли работу. Наряду с экономической депрессией, Япония вступила в эпоху мучительных политических и социальных переворотов, что в итоге привело к участию Японии во Второй Мировой войне.

Творящаяся неразбериха не подавила музыкальный бизнес семьи Хошино, но заставила японцев искать обходные пути, и происходящие беспорядки в конечном итоге способствовали популяризации музыкальных инструментов в Японии. Когда песня "Kage wo Shitaite" стала главным хитом 1932 года, поклонники бросились покупать мандолины и гитары, чтобы сыграть эту песню самостоятельно.

Японский рынок взрывается

Хошино оказался в нужном месте в нужное время. Импортируемые модели Salvador Ibanez пользовались огромным успехом. Компания начала импортировать струнные инструменты и аксессуары из Чехословакии, а также струны "Black Diamond" из Соединенных Штатов. В 1931 году компания Hoshino Musical Instruments выпустила свой первый каталог музыкальных инструментов, включавший в себя духовые инструменты, ударные, скрипки, а также гитары Salvador Ibanez.

В то время компания Hoshino была всего лишь одной из многих компаний в Японии, торгующих оптом, прочие продавцы располагались в Токио и Осаке. Сложной задачей было найти новые источники поставок инструментов. Поскольку Риохеи Хошино знал английский язык и был более всех склонен к путешествиям, на его долю выпал поиск новых инструментов для импорта. Он находил мандолины, барабаны и различные аксессуары в Германии и Италии. Из Соединенных Штатов он привез барабаны Ludwig, которые компания Hoshino начала поставлять в Японию в конце 1930-х годов. Поставки прибывали в порт Нагойя, примерно в десяти милях от местонахождения компании. В те дни, до создания современной транспортной инфраструктуры, десять миль – это было очень большое расстояние, и работникам Hoshino приходилось привозить в порт ручные тележки, нагружать на них столько гитар, сколько влезало, а затем тащить их до склада.

Гитара Salvador Ibanez с металлическими струнами, изготовленная в Испании, приблизительно в 1930 году. Такие гитары предположительно были сделаны из цельной древесины и имели модификации, предназначенные как для жильных, так и для и металлических струн. Типичные гитары низшей ценовой категории, модели с металлическими струнами оснащались струнодержателями в форме трапеции, чтобы противостоять сильному натяжению струн.

1935 год: рождение Ibanez

К 1935 году рынок музыкальных инструментов в Японии был довольно стабильным, а спрос начал расти. Компания Salvador Ibanez оказалась не в состоянии удовлетворить нужды Hoshino, поэтому компания Hoshino Music Instrument приняла решение производить струнные инструменты самостоятельно. Это решение было не таким трудным, как может показаться, поскольку город Нагойя, где была расположена компания, издавна был известен как "колыбель струнных инструментов" за то, что в нем находилось множество мастерских. Первая фабрика компании Hoshino была расположена в районе Йасуда Дори, Шова-ку, и на ней работало приблизительно тридцать мастеров. Чтобы создать преемственность с импортируемыми инструментами, Хошино решил опустить слово "Salvador", и новые гитары были названы просто Ibanez.

В этот момент оригинальная линейка гитар Salvador Ibanez исчезает из нашего повествования. Мы можем лишь строить догадки о последующей судьбе некогда крупнейшей гитарной фабрики в Испании, но нам известно, что в период с 1936 по 1939 год Испания была охвачена кровавой гражданской войной, и многие фабрики были захвачены бунтующими рабочими. Перед началом Второй Мировой войны испанские порты были блокированы Англией и Францией, и это обстоятельство вряд ли располагало к обеспечению постоянных поставок гитар для удовлетворения растущего спроса на другой стороне земного шара.

За пределами Страны восходящего солнца

Компания Hoshino Music Instrument вскоре устремила свой взор за пределы Японии. В 1935 году Hoshino стала первой японской компанией, экспортирующей инструменты по всему региону, и вскоре превратилась в ведущего поставщика музыкальных инструментов на рынки Кореи, Северо-восточного Китая, России и южноазиатских островов.

Всего лишь два года спустя собственное производство компании Hoshino превысило 1000 гитар в месяц. Новые акустические гитары Ibanez завоевали большую популярность. Качество было настолько высоким, что многие музыканты даже не догадывались, что новые гитары были сделаны не в Испании. Компания Hoshino стала полноценным производителем гитар.

К концу 1930-х годов компания начала экспортировать небольшие партии музыкальных инструментов и аксессуаров в Соединенные Штаты, установив деловые отношения с такими компаниями, как National, David Hansser, Grossman и другими.

Одна катастрофа за другой

Тем не менее, успех компании Hoshino как производителя длился недолго. В 1939 году сильный пожар уничтожил фабрику в Шова-ку. Компания перенесла свои производственные мощности в район Хиросечо, Шова-ку, и вновь принялась делать гитары, но уже в намного меньших масштабах. Но и это предприятие было вскоре приостановлено с началом Второй Мировой войны, так как производство всех товаров не первой необходимости регулировалось государством. Музыкальные инструменты возглавили этот список товаров не первой необходимости, и их производство было строжайше запрещено. Но даже без новых законов поставки необходимых для изготовления гитар материалов прекратились. Для того, чтобы выжить, компания Hoshino Music Instrument прекратила производство гитар и начала делать прочие товары.

В какой-то момент работники фабрики, обладавшие значительными навыками по работе с деревом, были вынуждены делать деревянные ручки для чемоданов.

Вторая Мировая война нанесла семье еще большие потери. Все четыре сына Йошитаро Хошино один за другим были призваны на фронт. Простившись со всей своей семьей, Йошитаро ничего не оставалось делать, кроме как прекратить свой бизнес и сдать фабрику в Шова-ку в аренду другой компании.

Затем война поразила и сам дом. 19 марта 1944 года Нагойя была подвергнута бомбардировке. Все имущество Хошино было уничтожено, включая фабрику в Шова-ку и магазин в Нагойе.

Потеря всего успешного дела, которое было создано за десятилетия упорного труда, сломила Хошино. Но несчастья не могли продолжаться вечно. Хотя Йошитаро Хошино и потерял все свои сбережения, ему посчастливилось увидеть всех своих сыновей, вернувшихся домой целыми и невредимыми.

Слева направо: Йошихиро, Джампеи и Масао Хошино во время совместного путешествия в 1962 году.

Восставший из пепла

После того как она потеряла все, семья была вынуждена начинать с нуля, и потекли годы тяжелого труда. В 1948 году Йошитаро Хошино вновь открыл бывший когда-то солидным семейный магазин – на этот раз он находился в деревянном сарае. Но ежедневная рутинная работа начала приносить свои плоды. К 1950 году оптовые продажи компании Hoshino на внутреннем рынке возобновились в полном размере. Все сыновья Йошитаро Хошино помогали отцу, в том числе и самый младший, Йошихиро, который лишь недавно окончил муниципальную коммерческую школу в Нагойе. Йошихиро в течение непродолжительного времени поработал в другой компании, которая занималась экспортом фарфоровых изделий. Его работа заключалась в подготовке документов на экспортные поставки – этот опыт вскоре пригодился ему.

Деловая обстановка в Японии после Второй Мировой войны была совершенно иной, нежели до войны. Конкуренция в музыкальном бизнесе была крайне обострена. Периодически во время войны компании приходилось производить керамические настольные лампы и дыроколы, чтобы остаться на плаву.

Вскоре стало ясно, что внутренних продаж недостаточно, чтобы обеспечить прибыльность компании. По еще одной счастливой случайности, среди документов, спасенных из разрушенного во время войны здания, обнаружился список контактов зарубежных заказчиков компании Hoshino. Отталкиваясь от этого списка, компания обратила свой взор на зарубежные рынки и возобновила поставки на экспорт. Поскольку немногие компании хотели связываться со многочисленными ограничениями на экспорт продукции, устанавливаемыми японским правительством, у Hoshino было куда меньше конкурентов, чем на внутреннем рынке, и компания процветала. Вдобавок, опыт Йошихиро в оформлении экспортных документов позволил компании продвинуться еще дальше, невзирая на неожиданные сложности, например, отсутствие пишущей машинки с английским шрифтом, необходимой для заполнения форм заказов. Йошихиро удалось найти мастерскую по починке пишущих машинок, где за "небольшой подарок" ему позволили пользоваться некоторыми из отремонтированных машинок.

Страницы раздела "акустические гитары" каталога компании Hoshino 1938 года издания.

Первые гитары

Вся документация компании Hoshino была уничтожена во время бомбардировок Нагойи, и единственным случайным и неполным источником информации могут служить ранние рекламные материалы Ibanez. Тем не менее, фотография гитар Hoshino 1930-х годов есть на обложке обгоревшей брошюры 1938 года издания, чудесным образом извлеченной из руин книжного магазина семьи Хошино.

Этот каталог, сохранившийся, вероятно, в единственном экземпляре, предлагает полную линейку акустических гитар с плоским и выгнутым верхом. Гитары Hoshino назывались числовыми обозначениями, а не именами, что было типично для экспортных моделей. На голове грифа не было логотипа, а внутри корпуса вместо бумажного ярлыка был изображен герб в европейском стиле, на котором были два стоящих на задних лапах льва и лента с надписью "c mon uicu droie".

Серия включала в себя классические гитары с жильными струнами (№№ 437, 530), несколько симпатичных гитар с выгнутым верхом цвета "sunburst" (№№ 250, 1937, 1936) и несколько гитар с плоским верхом, которые могли быть либо с приклеенным струнодержателем, либо со струнодержателем в форме трапеции и незакрепленным порожком (№№ 224, 225, 410, 430, 1010).

Многие, хотя и не все, модели имели разметку накладки грифа на десятом ладу, а не на девятом. Некоторые гитары с плоским верхом имели необычные струнодержатели без втулок для крепления струн, с заостренными краями и сердцевидной формы. Модель с плоским верхом № 1010 имела голову грифа без пропилов под колки и обычный струнодержатель со втулками. Модель № 225 с плоским верхом окрашивалась в цвет "sunburst", а на ее верхней деке были нарисованы две ящерицы. Модель № 1937 имела выгнутый верх и резонаторное отверстие в форме буквы "f", а также окантованную накладку грифа с красивыми инкрустациями. Оптовые цены в то время лежали в диапазоне от 8 йен за модель № 410 с плоским верхом до 30 йен за модель № 250 с выгнутым верхом и круглым резонаторным отверстием.

Возможно, этими гитарами не ограничивалась вся линейка компании Hoshino, но они отражают облик гитары той эпохи. Необходимо заметить, что любые из этих гитар, дошедшие до наших дней, представляют из себя большую редкость.

Медиаторный бизнес

Интересно, что первым товаром, успешно экспортируемым компанией Hoshino в США, стали гитарные медиаторы. Большинство медиаторов в то время подражали черепашьему панцирю, но японские медиаторы Hoshino делались из натурального материала. Медиаторы были очень дорогими, но завоевали большую популярность. Первый американский заказ на медиаторы поступил в 1951 году от нью-йоркской компании "Buegeleisen & Jacobson". Этот заказ воодушевил компанию Hoshino, которая удвоила свои усилия и от экспорта аксессуаров постепенно перешла к экспорту музыкальных инструментов.

Экспортные поставки Hoshino продолжали расти, но с бизнесом в Японии по-прежнему были затруднения. В 1955 году компания прекратила оптовые продажи внутри страны. Этот пробел продолжался до 1981 года, когда возродившийся спрос на продукцию Hoshino в Японии привел к созданию филиала, занимавшегося дистрибуцией внутри страны, Hoshino Gakki Hanbai Co, Ltd.

За пределами Страны восходящего солнца…опять

Одним из культурных событий, которые позволили компании Hoshino снова вернуться в гитарный бизнес, стал рост популярности музыки рокабилли в середине 50-х годов. К 1957 году компания экспортировала гитары под брэндами "Star", "Royal" и "Imperial". Электрические гитары делались для компании Hoshino компанией Tokyo Sound Company, в то время, как акустические гитары делались компанией Kuroyanagi Gakki.

Члены семьи припоминают, что закупочная цена этих гитар была эквивалента приблизительно двум долларам, а продавались они примерно по 2,5$. Эти гитары экспортировались в Азию, а некоторые из них – в Соединенные Штаты. В течение нескольких лет компания скупала все гитары, изготовляемые Tokyo Sound, но вскоре после этого Hoshino начали подумывать о том, чтобы вернуться к самостоятельному производству.

Одним из первых уроков, которые Хошино извлек для себя, было обеспечение стабильного качества. Требования к инструментам росли, и, по мере того, как росли продажи, возрастало и количество претензий. В ответ на это компания стала проводить политику 100% проверки инструментов перед отгрузкой, что было беспрецедентным случаем в тех странах, куда экспортировались товары. Как это часто происходило, когда Хошино вводил инновационные идеи, от критиков не было отбоя. Некоторые считали проверку пустой тратой времени. Но критика вскоре утихла, как только удовлетворенность покупателей качеством резко возросла. Бескомпромиссная политика компании принесла далеко идущие результаты.

Пристальное внимание, удаляемое проблемам качества, стало одной из наиболее значимых причин успеха гитар Ibanez во всем мире. Строгий контроль качества не только помог компании Hoshino подстроиться под нужды американского рынка, это стало традицией, которая продолжает свое существование и по сей день – даже в местах, отстоящих от родного города Хошино на тысячи миль. Сегодня Hoshino U.S.A. – это единственная крупная гитарная компания в Соединенных Штатах, которая тщательно проверяет и отстраивает каждую сделанную гитару, независимо от того, является ли инструмент произведенной в Китае моделью для начинающих или выпущенной ограниченной партией моделью из японской серии Prestige. В то время как другие компании, возможно, так же строго, как и Ibanez, относятся к качеству профессиональных моделей, их импортируемые инструменты начального уровня часто подвергаются только контролю по партиям и выборочным проверкам.

Фотография, сделанная в офисе компании Hoshino Gakki в 1959 году. Второй слева – Джампеи Хошино; крайний справа и крайний слева – представители компании Rose Morris U.K. (крупнейший иностранный заказчик Hoshino в тот период), остальные – работники компании Hoshino.

К власти приходит новое поколение

На исходе 1950-х годов основатели компании Hoshino передали бразды правления в руки молодого поколения. Жена Йошитаро Тама, поддерживавшая его и в радости и в горе, скончалась в октябре 1959 года. В следующем году старший сын Йошитаро Риохеи, так много сделавший для успеха компании в первые годы ее существования, умер в возрасте 49 лет. Президентом компании стал второй сын Йошитаро Джампеи. Создатель компании Hoshino Musical Instrument Йошитаро Хошино пережил свою жену и сына и умер в январе 1963 года в возрасте 72 лет.

МКаталог 1957 года с изображением первой электрической гитары производства Hoshino Gakki, которая продавалась под именем Star.

Почему именно "Star"?

Во многих каталогах компании Hoshino слово "star" ("звезда") присутствует в качестве части наименования серии, отчего каталог читается почти как карта звездного неба. Вот лишь несколько наименований: Axstar, Artstar, Roadstar, Starfield; помимо этого были еще барабаны Star Drums, откуда произошла современная компания Tama (еще один легендарный вклад Хошино в музыкальное искусство). Причина проста – фамилию "Хошино" можно примерно перевести на английский язык как "star field" ("звездное поле").

Производственная компания Tama

Новый президент Джампеи Хошино, выпускник Университета иностранных языков в городе Осака, свободно говоривший по-английски, сконцентрировал все усилия на освоении новых зарубежных рынков. В 1960 году Хошино принял решение объединить все свои гитарные бренды под единым именем Ibanez и, хотя компания продолжала делать инструменты под брендами, предлагаемыми заказчиками, основным брендом всегда оставался Ibanez. В 1962 году Джампеи решил возобновить производство электрогитар и усилителей, и компания Hoshino построила фабрику площадью в 5800 м2. Новый производственный филиал был назван "Tama Seisakusho, Inc." (или "Производственная компания Tama"), в честь покойной жены Йошитаро. Йошихиро, четвертый сын Йошитаро, стал президентом нового производственного отделения. В 1981 году название "Производственная компания Tama" было изменено на сегодняшнее настоящее название, Hoshino Gakki Co., Ltd., а имя "Tama" стало ассоциироваться исключительно с производством ударных инструментов.

Модель EG80 Star, 1960 год. Одна из первых гитар, сделанных на фабрике Tama.

Точно так же, как и в Соединенных Штатах, на 1964 год в Японии пришелся пик популярности электрогитар, совпавший с пиком популярности the Beatles. В то же время, Олимпийские игры 1964 года, проводимые в Токио, и растущее благосостояние населения способствовали распространению как телевидения, так и других способов проведения досуга по всей Японии. Популярность рок-групп (именуемых "Групповыми звуками" на очаровательном и странном популярном жаргоне, известном как "японский английский") росла.

Йошихиро Хошино отметил, что тенденция, которая повторилась два десятилетия спустя с пришествием MTV, была такова, что телевидение превратило музыку из исключительно слуховой формы восприятия в мощный визуальный элемент. Гитары стали атрибутом моды.

В то время Ibanez был официальным брендом компании Tama. Но на протяжении 1960-х годов, как и у любого другого японского производителя гитар в тот период, вся продукция могла выпускаться под брендом, выбираемым заказчиком, и большая часть гитар носила другие названия.

В те ранние годы коммуникации были несоизмеримо более медленными в сравнении с современным, живущим со скоростью света, миром. Заказы обычно размещались при личной встрече, когда дистрибьютор приезжал либо в Японию, либо к зарубежным представителям компании Hoshino. Часто заказы прогнозировались на шесть месяцев или на год вперед.

В 1966 году Хошино принял решение, что компания должна возобновить производство ударных инструментов, но, что касается изготовления гитар, то было более выгодно производить их силами сторонних производителей по спецификациям компании Hoshino. До конца электрогитарного бума в Японии, который наступил в 1968 году, компания Hoshino сотрудничала с двумя фабриками: Fujigen Gakki в Матцумото и Teisco Toyoshina.

Компания Teisco Toyoshina вскоре оставила бизнес, и многие опытные мастера, работавшие в ней, перешли в компанию Fujigen. В 1970 году большинство электрических гитар компании Hoshino производились на фабрике Fujigen, и тесное сотрудничество между этими двумя компаниями продолжается по сей день.

Йошихиро Хошино думает о загранице

Послевоенный опыт по ведению экспортно-импортных операций позволил компании Hoshino проникнуть в суть потенциальных проблем и будущих возможностей. По их наблюдениям, появилась возможность ведения новой и довольно необычной для японских компаний, которые часто вели себя довольно консервативно, деловой стратегии.

Очень важно было приобрести уверенность в своих силах. Президент компании Йошихиро Хошино описал это так: "Когда мы возобновили экспорт после войны, мы заботились только о сроках поставки. Но по мере того, как наша компания росла, мы осознали, что нам нужно переосмыслить то, как мы ведем свой бизнес.

Ibanez 480, 1965 год.

Мы импортировали одинаковые товары от многих различных производителей. Чтобы конкурировать между собой, они снижали цены сильнее, чем мы могли себе представить, но мы усвоили горький урок: из-за низких цен мы не получали никакой сервисной поддержки после покупки. Мы бы никоим образом не хотели поставить в те же условия людей, покупающих инструменты, поставляемые нами на экспорт".

Еще одной сложностью была работа с большим количеством дистрибьюторов в Соединенных Штатах – временами их количество достигало сорока, и каждый из них имел свои ограниченные деловые интересы, сосредоточенные исключительно на той территории, где он вел деятельность. Для компании Hoshino было практически невозможно получить общую картину потребительского спроса на самом большом мировом рынке. И, разумеется, сорок различных дистрибьюторов вели свой бизнес сорока различными путями, что создавало дополнительные трудности.

Чтобы разрешить данную проблему Йошихиро Хошино выдвинул идею открыть агентство, что подвергалось критике со стороны остальных японских бизнесменов, поскольку это был крайне новый и необычный подход для них. Мысль была простой: Хошино хотел основать собственное "агентство" на каждом из крупных экспортных рынков, которое бы отвечало за продажи и сервисное обслуживание продукции, поставляемой компанией Hoshino. В результате достигался лучший контроль и большая гибкость, а также лучше удовлетворялись запросы потребителей.

Большая игра

Йошихиро Хошино отмел всю критику. После того, как он открыл несколько агентств в Европе, пришло время большой игры – Соединенные Штаты. Освоение американского рынка было сопряжено с риском. Открытие агентства в США потребовало бы прекратить поставки многочисленным дистрибьюторам компании Hoshino и, более того, объединить все модели гитар под единым брендом – Ibanez.

В итоге Хошино удалось найти потенциального партнера – продавца и производителя гитар по имени Гарри Розенблум, которого семья Хошино знала по его поездкам в Японию в качестве представителя компании Martin Guitar.

В 1971 году после длительных переговоров Розенблум и компания Hoshino ударили по рукам. Год спустя компания Hoshino Gakki Ten стала участником компании Elger (названной по первым букам имен детей Гарри Розенблума, Эллен и Герсон). В 1981 году компания Elger была реорганизована в Hoshino U.S.A.

С 1908 года, когда в книжном магазине Хошино впервые появились музыкальные товары, был пройден длинный и тяжелый путь. Компания Hoshino предприняла большой шаг для того, чтобы заявить о себе, как о серьезном игроке на самом большом и самом конкурентном в мире рынке музыкальных инструментов.

Сборщики на фабрике Tama закатывают лады. По традиции такие отделочные работы, как распайку, закатку ладов, окантовку и мокрую шлифовку осуществляют женщины, в то время как мужчины выполняют токарные и фрезеровочные работы.

Ibanez 1802,
Ibanez 992, 1963 год.

Дизайн навеян гитарами Burns. Обратите внимание на многослойную накладку на корпусе, вбитый молотком логотип, а также прижим для струн, привинчивающийся с обратной стороны головы грифа. По современным меркам такие вещи, как многослойная накладка и дополнительные клавишные переключатели (а значит, более сложная распайка), потребовали бы очень больших трудозатрат при создании этого инструмента.