Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 
Ibanez: нерассказанная история.

Краткая история гитарного бизнеса.

Чтобы понять место Ibanez в гитарном мире, полезно получить небольшие знания о том, как гитары делаются и распространяются. На самом деле, этот вопрос настолько серьезен, что в конце этой главы вашему вниманию будет предложен небольшой контрольный тест на знание мирового производства и дистрибуции гитар (в конце концов, в современном мире рок-н-ролл – это серьезный бизнес).

Международный экспорт гитар

Международный экспорт гитар существует столько же, сколько сами инструменты. Изначально существовали две основные модели производства гитар, приводившие, по большей части, к единому результату. Европейские гитары делались либо отдельными мастерами, иногда прибегавшими к помощи нескольких подмастерьев, либо в больших гитарных мастерских или школах, которые, по сути, были первыми фабриками. В любом случае, на местном рынке редко присутствовало достаточное количество профессиональных музыкантов или аристократов-любителей, чтобы оказать поддержку мелкому производителю, не говоря уже о больших мастерских, поэтому продукцию приходилось сбывать на экспорт.

К началу 20-го века, в Европе действовало некоторое количество крупных фабрик. Одной из наиболее успешных была испанская фабрика, принадлежавшая Сальвадору Ибаньесу, которому было суждено сыграть значительную роль в истории компании Hoshino.

Оригинальная акустическая гитара Salvador Ibanez японского производства. Компания Hoshino начала импортировать гитары из Испании в 1929 году. Позднее компания производила гитары в Японии под именем Ibanez, когда поставки гитар Ibanez испанского производства не могли удовлетворить спрос на них.

Международное производство гитар

Гитары экспортировались в Новый Свет до тех пор, пока не возникло местное производство. А когда это произошло, были налажены постоянные связи с Европой. Например, компания C.F. Martin, основанная в 1833 году и ставшая одним из первых производителей гитар в Соединенных Штатах, имела прямой выход на магазин Иоганна Штауффера в Вене. К началу 1890-х годов американские производители гитар были вполне зрелыми и приобрели сугубо американские черты, отличавшие их от всех остальных, поэтому импорт европейских гитар практически сошел на нет. Когда появились крупные американские производители гитар, рынок США сосредоточился на национальной продукции, хотя, на самом деле, на американском рынке работали те же факторы, что и в Европе. Вместо того, чтобы пересекать государственные границы, инструменты просто пересекали границы штатов.

Производство гитар пришло в Японию в 1930-х годах, опять-таки, в основном под влиянием Европы. Тем не менее, в данном случае сама индустрия возникла внутри страны, а не основе экспорта, как в случае с Северной и Южной Америкой. Компания Hoshino импортировала гитары Salvador Ibanez из Испании в 1929 году и стала сама производить гитары, когда возникли перебои в поставках. Пути дистрибуции

Компания Hoshino не просто импортировала и затем производила гитары еще до 1929 года, она также была первой компанией в Японии, которая стала экспортировать свою продукцию на близлежащие рынки. Это поднимает захватывающую и малоизученную тему, которая важна для истории Ibanez: дистрибуция музыкальных инструментов.

В первое время с Соединенных Штатах музыкальные инструменты, в основном, продавались через розничные магазины, принадлежавшие музыкальным издателям. В конце концов, нотная запись была самой первой формой "записанной музыки", и для исполнения нот был необходим инструмент, поэтому такое решение было довольно разумным. Многие музыкальные издатели интересовались также продажами инструментов. Например, компания "Lyon & Healey", крупный производитель и дистрибьютор гитар из Чикаго, начиналась как небольшой магазин, торговавший нотами от бостонского издателя Оливера Дитсона.

Еще одним ранним способом дистрибуции гитар для крупных производителей стали продажи по почте через заказы по каталогам, появившимся, чтобы их продукцию могли покупать люди, проживавшие в преимущественно сельской американской глубинке.

К концу 19-го века в крупных городах были музыкальные магазины, которые обслуживались большой сетью дистрибьюторов музыкальных инструментов. На самых крупных рынках, таких как Чикаго или Нью-Йорк, было множество торговых домов различного масштаба, иногда соперничавших друг с другом, иногда деливших различные территории. "Lyon & Healey", "Wurlitzer", "Chicago Musical Instruments", "Targ & Dinner", "C. Bruno", "Coast", "Grossman", "Sorkin Music", "Hershman Musical Instruments", "Chesbro", "St. Louis Music" – вот лишь некоторые наиболее известные дистрибьюторы, поставлявшие гитары от производителей в магазины добрую часть 20-го века. Иногда гитары носили имена своих создателей, например, National, Harmony или Kay. Но чаще наименование брэнда принадлежало дистрибьютору, как в случае с Wabash, Domino, Marveltone или Oahu.

Внезапно все изменилось

Эта система дистрибуции превратила Соединенные Штаты в самодостаточный рынок, способный поставлять столько гитар, сколько нужно покупателям до тех пор, пока не произошло событие, выбившее весь мир из колеи – Вторая Мировая война.

Описание общих последствий Второй Мировой войны по понятным причинам выходит за рамки данной книги, но война сыграла огромную роль для нашей истории трояким образом. Во-первых, события, которые привели к войне и вызванные ей разрушения, сыграли большую роль в судьбе семьи Хошино и в конечном триумфе гитар Ibanez. Во-вторых, экономический строй, возникший после 1945 года, неумолимо поставил весь мир на путь международной торговли. В-третьих, война породила всплеск рождаемости и, как следствие, рост потребительского рынка. К 1972 году все эти факторы соединились, чтобы сделать американский рынок благоприятным для компании Hoshino.

Каталог компании Hoshino 1933 года, представляющий как гитары со стальными струнами, так и классические акустические гитары. На обложке изображена мышь из мультфильма, играющая на гитаре Ibanez. Герои мультфильмов были очень популярны в японских рекламных объявлениях и часто встречались в проспектах Ibanez.

Гитара становится объектом массового спроса

Первые признаки глобализации гитарного бизнеса и того, что в Америке спрос опережает предложение, появились в начале 1950-х годов. Этот спрос был порожден пока еще не теми, кто родился после войны, а интересом к фолку и классической музыке, существовавшим еще с 1920-х годов.

К началу 1950-х годов фолк-музыка стала пользоваться массовой популярностью, когда благополучные и состоятельные буржуа начали чувствовать приступы ностальгии. Фолк-музыканты, разнившиеся от певших на политическую тематику Вуди Гатри и the Weavers до более мягких Берла Айвза и Теодора Байкела, начали появляться в различных телевизионных шоу и записывать и продавать грампластинки.

Интерес к классической гитаре также начал расти. С такими технологическими новшествами, как нейлоновые струны, изобретенные Альбертом Августином в 1947 году, а также стараниями Андре Сеговии, все больше и больше американцев слушали этюды Фернандо Сора и транскрипции Баха, звучавшие в концертных залах… а также на их домашних проигрывателях.

Неточная копия полуакустической гитары Gibson ES-335 от Ibanez, примерно 1969 год.

Европа возвращается на рынок

Эти новые предпочтения покупателей определили спрос на акустические гитары. В то время, как высший и низший ценовой диапазон прочно застолбили за собой американские производители, оставалась большая ниша в середине. Примерно в 1953 году две американские компании-дистрибьюторы, "Hershman" в Нью-Йорке и "Wexler" в Чикаго воспользовались этой возможностью и начали импортировать гитары под брэндом Goya из Швеции. Это была первая начиная с 19 века серьезная попытка импортировать гитары в США. Краткий период повального увлечения аккордеоном в середине 1950-х годов усилил связи с европейскими производителями инструментов и дал дальнейшее развитие новым каналам дистрибуции.

Спрос на аккордеоны длился недолго, но растущее увлечение молодого поколения рок-н-роллом и электрической гитарой позволило заполнить эту нишу. И снова американские производители держали за собой высший ценовой сегмент рынка музыкальных инструментов, а массовые производители все еще преимущественно занимались изготовлением акустических гитар. Застигнутые врасплох, они вошли на рынок электрических гитар довольно несмело.

В 1957 году производитель аккордеонов из Швеции, компания Hagstrom, начала производство электрогитар, которые поступали на американский рынок под названием Goya. Когда рожденное после войны поколение достигло подросткового возраста, спрос на гитары поднялся до такой степени, что превышал возможности американских производителей. В 1961 году братья ЛоДука объединились с местным итальянским производителем аккордеонов Оливьеро Пигнини и начали импортировать акустические, а позднее и электрические гитары EKO. Гитары европейского производства вступили в агрессивную конкурентную борьбу с американскими массовыми производителями, такими как Harmony, Kay и Valco, действовавшими на растущем как на дрожжах рынке инструментов для новичков.

Легендарный "гитарный бум" 60-х начался.

…И в это время дебютируют японцы

После Второй Мировой войны японские производители, такие как Hoshino, перестраивали свой бизнес, и к ним присоединилась растущая волна новых компаний. Впереди всех была часто бывшая исключением из общих правил компания Hoshino, к тому времени уже возобновившая продажи на экспорт. Но все же большую часть 1950-х годов гитары, сделанные в Японии, в Японии и оставались.

Тем не менее, растущий спрос на гитары в Соединенных Штатах в конце 1950-х годов вынудил нескольких мелких американских импортеров/дистрибьюторов обратить свой взор на Японию как на новый источник недорогих гитар. Вскоре после этого другие американские компании присоединились к ним. Одна из старейших компаний, "Chicago's Westheimer Sales", начала импортировать гитары Kingston и Teisco примерно в 1959 году. Следующей стала нью-йоркская компания "Buegeleisen & Jackobson", которая сначала импортировала электронные компоненты (микрофоны и звукосниматели) для вторичного рынка, а позднее и гитары Kent и Winston.

Ibanez Model 882, дизайн навеян гитарой Fender Jazzmaster, примерно 1963 год.

К началу 1960-х годов американский рынок гитар был слишком велик и рос чересчур быстро, чтобы с возрастающим спросом могли справиться объединенными усилиями американские и европейские производители. Ворота, сдерживающие поток японских акустических и электрических гитар, начали приоткрываться. В то время, как лишь немногие гитары продавались под собственными наименованиями, большинство из них, в соответствии с давней традицией массового производства, носили множество имен, придуманных импортерами/дистрибьюторами.

Бум прекращается

Гитарный бум 60-х получил дополнительный толчок от Британского Вторжения, возглавляемого the Beatles, приехавшими в Америку в 1964 году. Поток гитар просто лился из американских фабрик по направлению к американским портам. Это был настолько выгодный бизнес, что американские компании, такие как "Kapa", "Alamo" и "Magnatone" расширялись, чтобы захватить и сегмент рынка гитар для начинающих. Успех гитарного бизнеса породил безумие даже у крупных корпораций, характерным примером чего стало приобретение Fender компанией CBS в 1965 году. Конгломераты, чьим основным профилем деятельности была продажа бензина, или гостиничный бизнес, или даже торговля марками, один за другим скупали американские гитарные компании или становились импортерами либо дистрибьюторами.

Как и в большинстве случаем бума, гитарный бум длился недолго. Продажи в массовом сегменте рынка упали в 1967 году, а в следующем году огромная компания Valco-Kay, ставшая результатом слияния двух гигантов массового производства музыкальных инструментов из Чикаго, была объявлена банкротом. Также это затронуло многие японские компании. За несколькими исключениями, например, Hagstrom и Framus, повышение издержек производства выбило европейских производителей со ставшего шатким американского рынка. К 1970 году, за исключением компании Harmony (которой удалось протянуть до 1976 года), все американские компании прекратили производство гитар начального уровня.

Имитация – это самая великая форма…Приход эры копий

Успех гитарного бума нес в себе семя гитарного упадка. Не то, чтобы все, кто хотели иметь гитару, уже купили ее, просто гитары стали настолько популярны, что люди принялись искать нечто лучшее. Эта эра увидела рождение современных "гитарных богов". Конец 60-х и начало 70-х были годами славы для Блумфилда, Клэптона, Хендрикса и бесчисленного множества новых гитарных икон.

Так или иначе, данные перемены в потребительских вкусах стали поводом для того, чтобы этот "мыльный пузырь" лопнул, а в дизайне гитар и гитарном бизнесе произошли существенные изменения.

Внешним проявлением наступления нового порядка стало пришествие "эры копий". Идея создания одной гитары по мотивам другой была не нова. Ранние цельнокорпусные модели от Harmony и Kay были (что иронично, учитывая последующие события) плохими интерпретациями Gibson Les Paul, так же делали и многие японские производители. К началу 1960-х годов как европейские, так и японские производители выпускали гитары, бывшие неточными копиями Fender Jazzmaster.

Когда наступили 1960-е, все больше японских гитар повторяли популярные формы своих европейских конкурентов.

Ibanez Model 360, копия гитары Rickenbacker, 1968 год

Но истинным началом эры копий можно считать выставку NAMM (Национальная Ассоциация Продавцов Музыкальных Инструментов) 1958 году, на которой Gibson представили переиздание своей модели Les Paul Custom. Гитара привлекла внимание японских производителей в плане воспроизведения. К 1969 году на рынке США появились первые копии Les Paul Custom с привинченными грифами. Подделки под другие популярные американские модели гитар вскоре последовали за ней.

Однако, природа, лежащая в основе этих рыночных изменений, намного более важна, чем внешний облик гитар. С началом эры копий присутствие американских и европейских производителей в секторе массовых инструментов снизилось до нуля. Их место заняли японцы, а японские производители более не предлагали инструментов оригинальной формы и с массой переключателей. Теперь, на какую бы японскую гитару не посмотрели производители гитар и басов Fender, Gibson или Martin, они всюду видели свое собственное отражение. Сначала их это забавляло. Потом забавам пришел конец. Японцы вступили в прямую конкуренцию с ними.

Сейчас мы знаем, что последовало за этим. Американским компаниям потребовалось некоторое время на осознание произошедшего. Но к тому времени японцы значительно повысили качество гитар и стали грозными конкурентами. Они перешли к производству высококачественных инструментов, и постепенный рост курса йены вынудил остальных импортеров/дистрибьюторов искать гитары для начинающих в других местах. Корейские производители гитар появились в 1969 году, и к середине 70-х годов Корея стала основным источником гитар начального уровня. Точно так же, как и в свое время японцы, корейские производители гитар впоследствии захватили всю низшую и среднюю ценовую нишу на рынке. По мере того, как росло качество корейских гитар и они переходили в более высокую категорию, открылись возможности и для новых стран. В наши дни гитары делают на всем земном шаре – такой оборот событий казался невероятным много лет назад.

Создание наследия

Глобализация производства гитар, вероятно, была неизбежна. Тогда как раз настало самое время для наступления нового порядка. Но, когда Хошино постучался в дверь компании Elger, это повлекло за собой серию событий, которые впоследствии сыграют центральную роль и окажут огромное влияние на историю гитары. Перед вами история тех событий, история гитар Ibanez, семьи Хошино, и, в итоге, невероятных совместных усилий американских и японских поклонников гитары из компании Hoshino U.S.A., сыгравших решающую роль в эволюции Ibanez.

А теперь, поскольку мы признательны вам за то внимание, с которым вы прочитали данную главу, мы освобождаем вас от контрольного теста, которым мы грозили вам в начале – вы же не думали, что тут правда будет тест? В конце концов, это всего лишь рок-н-ролл.