Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 
Fender. История глазами очевидца.
Глава 1. Первые годы Fender.

Кларенс Лео Фендер родился, как он мне рассказывал, 10 августа 1909 года в амбаре на ферме, которая принадлежала его родителям и была расположена между Анахаймом и Фуллертоном в Калифорнии. Амбар был единственной постройкой на ферме. Они жили в одной половине, посередине стоял стог сена, а за ним, на другой половине, - их лошади. Свой первый дом они построили только на следующий после его рождения год. Лео провел между Анахаймом и Фуллертоном почти три года своей жизни.

Лео никогда не учился играть или даже настраивать гитару, но он всегда любил музыку – особенно гавайскую. Он рассказывал, что в начале 20х слушал очень много гавайской музыки, потому что пароходная компания тогда только что открыла в Гонолулу Royal Hawaiian Hotel и рекламировала его через музыку. Он брал уроки игры на фортепиано и саксофоне и играл на саксофоне в школьном оркестре, но звук струнных инструментов ему нравился гораздо больше духовых. В звуке струнных, как он говорил, есть и четные и нечетные гармоники, в звуке духовых – только нечетные. Сам я не могу объяснить, почему это так, я сейчас только говорю вам то, что говорил мне он. Я очень быстро понял, что спорить с ним бесполезно, потому что побеждал в этих спорах обычно он.

Вскоре после того, как я начал с ним работать, я спросил его о том, как он начинал, и вот что он рассказал: « Я начал возиться с радио еще в 1922 году, когда еще учился в начальной школе, еще до того, как в Южной Калифорнии начали постоянное радиовещание. Тогда я собрал свой первый детекторный радиоприемник, который слушал через наушники. Все, что мы тогда могли слушать, было радиосообщение между о.Каталина и материком. Это было здорово, слушать те разговоры. Первую станцию постоянного вещания в Калифорнии построили только через несколько лет».

Он рос в то время, когда электричество и его применение все еще было в новинку и будоражило воображение. «Мой дядька держал магазин собственных электротоваров в Санта-Мария в Калифорнии. Он делал аккумуляторы, кое-какое радиооборудование. Обычно он снабжал меня журналами и книгами, в которых описывались опыты с электричеством. Так я и заинтересовался тем, чем сейчас занимаюсь».

К тому времени как Лео в 1928 году закончил школу, он уже прочно подсел на электронику. У него была любительская коротковолновая станция с позывными W-6-DOE. Электроусиление тогда еще находилось в зародышевом состоянии, но он уже занимался этим бизнесом. «Я делал усилители и трансляционное оборудование, которое сдавал оркестрам, игравшим на танцах, на политические митинги, бейсбольные игры, разные развлекательные мероприятия. В электронике 1928-й стал важным годом. Именно тогда появились первые вакуумные лампы АС, что позволило сделать практичный ламповый усилитель. До этого единственным источником энергии, который можно было использовать, был тяжелый гальванический элемент В, который быстро садился и стоил целое состояние. Кроме того, тогда же появились и первые дельные динамики, сконструированные Полом Дженсеном (Paul Jensen). Благодаря этим прорывам я смог делать 15-ваттные усилители с достойными по тем временам динамиками, перекрывавшими трубы. Не так много по сегодняшним меркам, но чертовски больше, чем ничего».

Лео сделал три полных трансляционных сети, которые он сдавал за деньги в период с 1930 по 1947 гг. «Деньги за аренду усилителей и трансляций не были основным моим доходом, но я неплохо зарабатывал на этом, - говорил он. - Когда я сдавал их на бейсбольные матчи, много раз случалось так, что у команд не было денег, чтобы заплатить. Приходилось продавать время местным предпринимателям, которые могли в перерыве между подачами передавать рекламные объявления».

Я спрашивал Лео, откуда у него его безумная привычка иметь столько инструментов. «Ну, насколько себя помню, вокруг всегда было множество инструментов. На ферме, например, их полно. Мне нравятся инструменты. Всегда нравились. Хотя мой отец был фермером, мне больше нравилось заниматься электроникой и конструированием, так что я решил идти по этой дорожке». Возможно, здесь кроется одна из причин того, почему его отец решил послать в колледж младшую сестру Лео, а не его самого (однако это опять всего лишь только мое предположение).

Закончив среднюю школу, Лео два года изучал бухгалтерию в училище благодаря стипендии штата Калифорния. Где-то в 1930м он сдал государственные экзамены, а в 1932-33 гг. работал в бухгалтерии калифорнийского департамента автотранспорта.

1 августа 1934 года Лео женился на Эстер Клотцки (Esther Klotzky), ему было 25, а ей 20 лет. Он познакомился с ней примерно семью годами ранее через свою сестру Вильду. Семья Эстер переехала и расположилась по соседству с Фендерами, когда она была в восьмом классе. В школе Фуллертона они с Вильдой дружили и часто бывали в домах друг друга. В 1935 году, когда Лео нашел работу учетчика в департаменте шоссейных дорог штата Калифорния, они с Эстер переехали в San Luis Obispo. Там они жили почти до 1938 года. Когда он решил открыть свое собственное дело, они вернулись обратно в Фуллертон.