Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 
Собственно, имел счастье по совету Тынку приобрести сию диковину 3 месяца назад и поиграть как на больших «опен эйрах» так и в клубах. Полностью согласен со всеми описаниями достоинств «Элеганта», могу только добавить, что у гитары просто отличный сустейн и благодаря пустотам в корпусе фантастический фидбэк. "Завести" гитару, что называется с пол-оборота не составляет труда.. Это мой первый инструмент у которого я не нашёл ни одного недостатка.. Единственное, что я модернизировал - поставил стрэплоки..

Владимир Хоружий
(гитарист проекта Butch, экс-гитарист «Звери»)

Gibson Custom Shop Les Paul Elegant

За годы проведенные с гитарами, все меньше и меньше инструментов вызывают у меня чувство "щенячьего восторга". Как правило все ощущения достаточно умеренны и находятся в рамках спокойствия. Но многим людям это не нравится и они требуют у меня каких-нибудь громадных по объему статей, наполненных искренней радостью подростка, которому наконец-то хоть кто-то дал. И вот, оно случилось - мой мозг снова наполнился дурманом и блаженным ощущением новой любви, обретенной после долгих странствий. Конечно я говорю о любви к какой-то конкретной гитаре.

Можно сказать, я - настоящий маньяк гитар Gibson Les Paul, и мое увлечение этими инструментами носит характер наркомании со всеми присущими признаками зависимости, тратами денег, времени и энергии.

Болезнь это достаточно тяжелая и единственно, что меня успокаивает - это факт того, что я не одинок в своей одержимости и таких сдвинутых на Les Paul в мире очень много. Прекрасно понимая пагубность своей паранойи, я много раз пробовал уйти в сторону от Les Paul и начать новую жизнь с другими болезнями. Например, Gibson SG, Gibson Explorer или Jackson Soloist.

Jimmy Page Epiphone Diamant Однако, организм, с детства отравленный бактериями по имени "Jimmy Page", все равно в конце концов возвращался к Les Paul. За эти годы я прошел все стадии болезни. Начилось все с легких наркотиков типа стодолларового Diamant советских времен и затем Epiphone Les Paul. Затем был период пробы всех видов средней тяжести стимуляторов (Studio, Classic, Standard, Custom). И на финальной стадии развития заразы начались тяжелые формы типа покупки vintage гитар 70-ых годов и новых инструментов типа Gibson Custom Shop.

При этом надо сказать, что среда моего обитания максимально способстовала развитию и укреплению болезни. Во-первых, я по гороскопу отношусь к "близнецам" (невероятно меняющийся динамичный знак), а во-вторых уже много лет работаю в гитарной индустрии. То есть фактически я торгую этой самой гитарной наркотой и, разумеется, это один из факторов заставляющий меня и самого сидеть на этих гитарных стимуляторах.

Конечно, ничего нового для мира в моем состоянии дел нет. Сотни тысяч людей по всему миру заражены тем же вирусом. А если говорить о людях, работающих в гитарной индустрии - то они поголовно все больны тем же самым. Например, мой приятель японец, который работает в Ibanez и строит все отношения этого бренда с Россией - этот парень болен Fender Stratocaster и микробами по имени "Ritchie Blackmore" в еще более тяжелой форме нежели я. Не буду перечислять все имеющиеся у него Stratocaster, думаю достаточно будет знать, что он сменил свое японское имя на Ritchie. Нечто похожее присутствует и в жизни менеджеров Fender.

Итак, я болен. Давно и тяжело болен. Но не смотря на это, в моей душе нет ни капли отчаяния. До сих пор, жива надежда на то, что рано или поздно болезнь будет побеждена и организм будет свободен от допинга. Дополнительных сил придает факт того, что одну из болезней мне уже удалось победить. Эта болезнь носила имя "усилитель". И много лет подряд она высасывала все соки, заставляя искать и покупать самые разные модели. А потом однажды полтора года назад был куплен Mesa Boogie Mark IV и все встало на свои места. В душу пришел покой я перестал думтаь об усилителях.

Cейчас в конце июля 2005 года, в очередной раз продал все свои гитары (и даже Fender), и остался с всего одной гитарой - это Les Paul Elegant. На сегодняшний день, мне не нужны другие гитары - с появлением Les Paul Elegant я не испытываю потребности ни в чем. Я даже выставил на продажу свой старинный 1968 года выпуска Les Paul Custom. И сейчас в душе теплится надежда, что с Les Paul Elegant будет такая же история как и с Mesa Boogie Mark IV. Я успокоюсь, заживу семейной жизнью, приобрету автомобиль и не будут больше покупать и продавать гитары. Мне бы этого очень хотелось. Хотя и не факт, что получится :-)

Ниже я постараюсь рассказать о том, чем Les Paul Elegant сумел меня зацепить, а также коротко расскажу историю этих гитар. Которые, кстати, прекратили выпускать с декабря 2004 года. Надеюсь этот факт как-то остудит пыл разного рода идиотов, которые "не могут жить, не читая моих текстов", но после каждой статьи обязательно орут о том, что "тынку в своих текстах занимается банальной рекламой".

Внешний вид

Многие люди совершенно искренне полагают, что внешний вид гитары - есть нечто второстепенное, о чем нужно думать в самую последнюю очередь. Основной принцип этих людей: "Главное чтобы хорошо звучало и было удобно", а все остальное приложится. Что и говорить этот лозунг - достаточно красив, но в реальной жизни статистика продаж скажет вам о другом. Погорите с гитарными менеджерами и продавцами - они расскажут множество грустных историй из жизни - историй о том, как трудно продавать гитары розового, например, цвета и другие нестандартно выглядящие вещи.

Попробуйте сами дать объявление о продаже голубой гитары и рядом объявление о продаже такой же гитары за такие же деньги, но только черного цвета. И вы увидите на практике как люди относятся к внешнему виду гитары. Поговорите с продавцами автомобилей. И узнаете много нового о любви людей к дизайну и цвету автомобилей.

Наконец, покопайтесь в своей душе и поймете, что человеку свойственно тянуться к вещам (и девушкам), которые кажутся ему красивыми. Музыка, как и любое творчество - это достаточно тонкая вещь, во-многом построенная на эмоциях. Красивые гитары рождают радостные светлые эмоции, которые перетекают в музыку. Душа в общем поет.

Я такой же наркоман гитары как и все. Ничем не хуже и ничем не лучше. И разумеется для меня внешний вид гитары играет большую глобальную роль. Les Paul Elegant выполнен в стиле Les Paul Standard и эти гитары запросто можно перепутать.

Jimmy Page Les Paul Les Paul Elegant Les Paul Standard

Поскольку меня лично всегда очень сильно влекла к себе творческая сторона Jimmy Page, то мне нравились цвета максимально приближенные к цветам его гитар - это, как правило - "неконтрастный, легкий, едва заметный, выцветвший sunburst". Иногда Gibson называет такой цвет Light Burst. Именно такого цвета (только называется по-другому) мой Les Paul Elegant.

Следующие две особенности внешнего вида Elegant, которые сильно привлекают мое внимание - это кленовое покрытие корпуса и маркеры на грифе.

Как известно у Gibson есть три основных разновидности клена, которым покрывают корпуса Les Paul:

  • Plain - обычный слой клена без каких либо рисунков
  • Figured - "полосатый" клен
  • Quilted - "волнистый" клен

Les Paul Standard
Plain Top
Les Paul Elegant
Quilted Top
Les Paul Custom
Figured Top

Модели Les Paul Elegant встречаются в вариантах с Figured и Quilted кленом. Моя гитара имеет Quilted и надо сказать, меня это очень радует. Обычно гитары Gibson имеющие не простой (plain) клен, а "нечто с рисунками" стоят дороже. Это оправдано, поскольку спрос на них выше и "люди хотят огня".

Одна из наиболее значимых по части внешнего вида вещей в Les Paul Elegant - это материал маркеров на грифе. Традиционно на Gibson их делают из пластика, отдаленно имитирующего перламутр. Я никогда не видел их из другого материала. В отличие от гитар PRS или серии Fender American Deluxe, где маркеры выполнены из безумно красивого природного перламутра. Les Paul Elegant - это единственная из известных мне моделей Gibson Les Paul, где маркеры сделаны именно из такого перламутра. Стоит ли говорить о том, что эти большие трапецивидные куски перламутра - невероятно красивы.

Удобство игры

Если бы когда-нибудь у меня была возможность заказать на каком-нибудь Custom Shop свою личную гитару, то по конструкции она была именно Les Paul Elegant. У этой модели есть два отличия от большинства Les paul - эти два отличия делают ее существенно удобнее (для меня лично), чем все остальные Les Paul.

Во-первых, это вес гитары. Les Paul Elegant относится к тому редкому типу Les Paul, у которых корпус внутри имеет пустоты. Благодаря этому и возможно чему-то еще, что я пока не знаю, Les Paul Elegant весит на порядок меньше обычных Les Paul. Мне лично за все эти годы изрядно поднадоели тяжелые гитары. Это мучительно и для колена (когда вы играете сидя) и для спины (при игре стоя).

В общем, я не одинок и очень много людей по всему миру отказываются от Les Paul именно по причине веса. Например, Холстинин из "Арии", отказался от Les Paul в пользу Stratocaster во-много только из-за тяжести Les Paul. Мне же лично очень нравится идея легкого по весу Les Paul и потому вес Elegant очень серьезный аргумент за то, чтобы выбрать его в качестве "своей гитары". Возможно именно из-за веса, я не перестал мечтать о GIbson Jimmy Page Les Paul.

Gibson ранее неоднократно пытались снизить вес Les Paul. Обычно все шло по пути утоньшения корпуса - как в моделях Custom Lite (1987) либо The Paul - и эти эксперименты не имели успеха у гитаристов. Посему новый виток борьбы за легкий вес - корпуса с пустотами внутри. Кстати помимо моделей Elegant, Catalina, Ultima подобные копруса имеют модели Peter Frampton, DC Plus, Studio Lite.

Вторая и не менее важная для меня часть удобства игры - это гриф Les Paul. Этот параметр очень важен для удобства игры на гитаре. У Gibson три основных типа профиля грифов. Они называются в соответствии с годами в которых были впервые опробованы: 1958, 1959, 1960. В реальности под профилем 1958 понимают профили 1952-1958 годов.

Большинство наиболее массовых моделей Les Paul имеет грифы 59 (модели standard, studio, custom, deluxe и elegant тоже). Гриф типа 60 (он же slim taper) его еще иногда называют "скоростным грифом" является визитной карточкой модели Classic, также иногда встречается на моделях DC Standard, Junior, Special и т.д. С 2002 года модели Standard имеют два вариант грифа 1959 и 1960 соответственно. Их называют 50 neck и 60 neck.

Мне всегда нравились грифы типа 60, но за годы игры на Les Paul я привык и к 1959, поэтому сейчас мне все равно какой из двух грифов 1959 или 1960. БОлее того, беря в руку грифы 1960 я стал ощущать, что они для меня тонковаты и я не совсем хорошо чувствую их в руках. Единственное к чему я никак не смог привыкнуть - это грифы типа 1958 - они слишком толстые для меня, и потому модель Custom Shop 57 Les paul Custom "Black Beauty" остается для меня навеки одной из самых неудобных.

Особенность грифа Les Paul Elegant в том, что его накладка является мультирадиусной. Это значит, что более круглая в районе верхнего порожка и становящаяся более плоской по мере продвижения к последнему ладу накладка на гриф обеспечивает одинаковый комфорт исполнения подтяжек и вибрато в любой позиции (© Сyco).

Подобные мультирадиусные грифы присутствуют на очень маленьком количестве дорогих моделей Gibson Custom Shop. На глаз мультирадиусность увидеть достаточно трудно. Но в руками чувствуется, что гриф заметно удобнее "обычных" грифов. Разумеется, после знакомства с подобным грифом , возникает желание иметь именно его, а не что-то другое.

    Лирическое отступление: Будучи в августе 2005 года в США, мне посчастливилось побывать на производстве гитар Jackson USA и Jackson Custom Shop. После тщательнейших осмотров процессов рождения гитара, главный менеджер по этим делам сделал нам небольшую презентацию, в которой признался, что по его мнению грифы американских Jackson - самые удобные в мире. Потому что это единственные гитары у которых на каждой пристутствует мультирадиусный гриф. В отличие от других производителей, где подобные вещи бывают крайне редко. В эти моменты я вспоминал свой Elegant и думал, что действительно повезло.

Звучание гитары

На звучание этого инструмента влияют два фактора. Во-первых это накладка на гриф из черного дерева. Это достаточно редкая вещь на Les Paul и ее используют в основном на моделях Les Paul Custom. Либо на небольшом количестве (из общего числа) моделей Custom Shop. Эта древесина дороже обычного палисандра. Если сравнивать с палсандром, то, на мой взгляд, черное дерево (ebony) - изменяет атаку, вносит новые ощущения в пальцы левой руки и добавляет звуку низов, глубины и сустейна. Но то мои личные ощущения. К сожалению, на Gibson Les Paul выполненных в стиле Les Paul Standard всегда стоит палисандр. Он тоже хорошо. Но маньяки хотят большего. И слава богу иногда (как в моем случае) получают.

Второй и более важный фактор создания звука - это опять таки пустой внутри корпус. Эта черта гитары Elegant не только снижает вес, но и оказывает серьезное влияние на звук. Дело в том, что на чистом звуке этот инструмент является чем-то средним между традиционнм Les Paul и ES-335, и разумеется намного лучше любого обычного (с цельным корпусом) Les Paul. В чистом звуке больше акустических призвуков, благородства, чистоты и натуральности. Играть к примеру джаз или что-то "безмедиаторное" - одно удовольствие.

На фото:
два типа корпусов Les Paul -
цельный и имеющий внутри пустоты.
фото - Tynku
P.S. Для съемки использовались
Les Paul Custom
Les Paul Catalina

Что касается игры с перегрузом, то по идее такой корпус должне выдавать ощутимо меньше "мяса" и глубины. Однако, этого не происходит. С хорошим усилителем (Mesa Boogie или Marshall JCM200), инструменты Elegant звучат оч хорошо при сильном перегрузе, выдавая настоящий "метальный саунд". И это не смотря на достаточно слабые по выходу датчики Gibson 57 Classic. Конечно, гитары типа Explorer или Les Paul Custom звучат на перегрузе более "зло", но в их саунде намного меньше читаемости и разборчивости. У них через чур много гейна, если так можно выразиться.

Catalina, Elegant, Ultima

В 1997 году состоялось официальное рождение Gibson Custom Shop. До этого момента объемы производимых гитар и система работы Custom Shop не позволяли воспринимать его как серьзного производителя. Гитар делалось слишком мало, не хватало ни на магазины, ни на индвивидуальные заказы гитаристов. И вот наконец все изменилось.

stnk & catalina В 1997 году на выставке NAMM были представлены три новые модели Gibson Custom Shop. Это были первые регулярные модели - то есть выпускаемые ни каким-то ограниченным тиражем - типа "20 штук в каком-то году", а производимые постоянно. Ранее GIbson Сustom Shop на регулярной основе делал только переиздания старых гитар (Historic Collection), либо очень мало серийные гитары.

Три новых модели получили названия Catalina, Elegant, Ultima. Для того чтобы показать их отличие от ранее выпускавшихся гитара, как серийных, так и "кастомовых" в этих инструментах были воплощены две революционные идеи. Первая - это мультирадусный гриф, вторая - корпус с пустотам.

catalina Модели поцизионировались в разных ценовых категориях. Внизу стояли Catalina (4000-4500$), в середине Elegant (5500-6000$) и соответственно на самом верху Ultima (9000-10000$). Разумеется и оформление новых гитар, и их звучание также укладывались в иерархическую лестницу.

Очень часто люди оценивая гитары Gibson ошибочно полагают, в цену этих инструментов закладывают оформление и знатное имя. А сам звук есть что-то второстепенное. Увы это не так. Истина в том, что гитары которые дороже стоят, они еще и лучше звучат. Как правило Gibson сначала создает хорошо звучащую гитару, а потом чтобы выделить эту гитару на фоне "гитар попроще", начинает навешивать разного рода украшательства.

Модель Catalina была наиболее просто оформлена - корпус покрашенный "сплошной заливкой", маркеры на грифе из пластика. Эту гитару сняли через пару лет после начала выпуска. У нее были малопопулярные среди поклонников Les Paul цвета - кнареечно желтый, голубой в духе морской воды и невнятно красный.

О модели Elegant речь пойдет ниже, а что касается Ultima, то она выпускается и поныне, заслуживая отдельных слов.

Так сложилось, что применительно к Ultima можно ровно два раза употребить слово "самая". Это во-первых самая дорогая модель Gibson Les Paul, из тех что делают сериями по каталогу (а не индивидуально на заказ). Поверьте мне, ибо я видел закупочные цены на гитары Gibson. Самое дорогое это Ultima.

Второй термин самая, по отношению к Ultimа - это определение "самой красивой" или если точнее сказать "самой богато украшенной" гитары из тех, что опять таки Gibson Custom Shop делает серийно и регулярно. Окантовка копруса натуральным перламутром, колки с "жемчужными" чашками, колокольчик на крышке анкера из золота, перламутровое "безумие" на грифе и прочие "мелкие радости жизни" делают из этой гитары настоящее произведение искуства.

ultimaultimaultima

Поэтому мало кто из гитаристов, воспринимают Ultima как именно гитару, а не как произведение искуства. Гитару страшно взять в руки и трудно даже помыслить о том, чтобы играть на таком чуде. При этом практически каждый думает, что высокая цена обусловлена исключительно внешним видом и ничем иным. Однако, в реальности Ultima оказывается самым прекрасно звучащим Les Paul, который только можно вообразить. Это не только дорогой редкий коллекционый инструмент. Это величайшая гитара в плане звука. Самый прекрасно звучащий инструмент. Вероятно гитаристы типа Slash или J.Page играют на гитарах которые звучат именно так, хотя и выглядят "попроще".

Трасформации Elegant

Надо сказать, что к моменту завершения своей жизни в 2004 году Elegant выглядел несколько иначе в сравнении с тем, каким он был рожден.

В 1997 году у Elegant на голове грифа красовался совершенно потрясающий "круговой" логотип Custom Shop, который также был и на Catalina, и на Ultima.

В дальнейшем от этого логотипа было решено отказаться и голова гриф Elegant стала выглядеть как голова обычного Les Paul Standard - этакая строгая классическая красота.

Еще одна деталь, присутствовашая в 1997, от которой затем отказались - это накладка на корпус (pickguard) из прозрачного пластика (оргстекло).

Первые модели Elegant выпкускались с корпусами имевшими клен типа figured. Затем появились Quilted. Вскоре после этого Figured были сняты с производства. А через несколько лет в 2004 году и Quilted тоже были сняты с производства.

Так почему же в конце концов сняли с производства модель Les Paul Elegant? Казалось бы - при всех ее преимуществах, это должна быть популярная модель.

На мой взгляд причин прекращения выпуска Les Paul Elegent четыре.

Во-первых, производственные мощности Gibson и магазинов торгующих гитарами по всему миру таковы, что невозможно одновременно выпускать и продавать все придуманные модели. Поэтому должна быть какая-то очередность. Несколько лет одна модель, несколько лет другая и т.д.

Во-вторых, идеология Gibson последних 15 лет заключалась в умышленном выпуске гитар только маленькими тиражами, чтобы покупатели чувствовали их коллекционность и редкость. Для пример можно вспомнить всеми признанная неудачной модель Gary Moore (на базе Les Paul Studio) - эта модель пылилась бы десятилетиями в магазинах. Если бы ее не прекратили вовремя делать. Соотвественно ее тут же смели с прилавков как последнюю. А Gibson стал выпускать Studio Plus, которая практически на 99% копирует ее. Через год-другой Studio Plus снимут и начнут что-то третье. Это есть маркетинговая стратегия. Вроде бы и новинки всегда. И вроде бы та же классика.

В-третьих, надо признать, покупатели Les Paul - это невероятно консервативная группа покупателей. И если покупатели Strat могут допустить, что за 50 лет существования модели придуманы новые датчики ("бесшумные"), колки "замковые" и бридж на двух опорах. То покупатели Les Paul по прежнему считают тот вариант Les Paul Standard придуманный в 1958 году, самым лучшим вариантом Les Paul, не требующим никаких изменений. Тем более таких радикальных как полупустой корпус.

В-четвертых, это дорогая модель. И делать ее постоянно нет смысла. Рынок насыщается. Основные покупатели таких гитар - коллекционеры гитар на западе. ИХ число как правило постоянно. После того как они все купили Elegant - необходимо вместо нее выпустить нечто другое, что также купят коллекционеры. Нам это трудно понять, но на западе реально есть люди, которые просто коллекционируют гитары, не играя на них и покупая, даже не послушав.

Возвращаясь же к моему собственному Les Paul, повторя - это тот редчайший случай когда мне не хочется менять ни единой мелочи как в конструкции гитары, так и в оформлении. Такое ощущение, что ее делали специально для воплощения моих личных мечтаний. И оттого, я испытываю регулярные приступы счастья. А это на мой взгляд самое главное в гитаре для любого человека (будь он супер профи или левым дилетантом) - быть счастливым с гитарой. Разумеется, зная свою дурную натуру лучше кого-либо, я уверен, что мой Elegant не будет одиноким. Со временем его окружат какие-то и другие гитары, которые тоже будут хорошими. Однако по части Les Paul, придумать что-то более подходящее для меня было бы очень трудно.

Сергей Тынку, июль 2005