Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus   Форум
 

ЭРА CBS 1965-1984: ВЕТЕР ПЕРЕМЕН

70-е часто считают самым мрачным периодом в эре CBS, когда инструменты Fender утрачивали качество и характеристики, создавшие им репутацию. Во время 70-х произошло много перемен, и, как позже признавала сама компания (!), не всегда к лучшему.

Перемены начались с отказа от прошлого, например, в конце 1969 года был снят с производства ESQUIRE с одним звукоснимателем. То, что в 50-х продавалось, как «экономичный современный инструмент», в 60-х становилось ненужным и требовалось во все уменьшающих количествах. Кроме того, изначальная идея расширения модельного ряда уже не имела такого значения при наличии таких модерновых моделей, как Mustang.

Следующими в очереди на вылет из каталога, стали в 1972 году ROSEWOOD TELECASTER и CUSTOM с окантованным корпусом. И снова, в основе решения лежали чисто экономические соображения, потому что Rosewood Telecaster был слишком дорогим в производстве, а Custom продавались не очень хорошо. В то время FENDER стремились продвигать «оригинальный» Telecaster цвета Blond. Как гласила знаменитая реклама «Telecaster 1948 года и Telecaster 1972 года: вы видите идентичных близнецов». Другая реклама 1976 года гласила: «Парящий, сладкозвучный Telecaster», представляя инструмент в образе орла, и даже упоминала, что «его, ранее не слышанный крик, раздался с высот в 1946 году»! Таким образом, последние Custom с белой окантовкой были выпущены весной 1972 года, незадолго до того, как Fender задействовали это название для нового, совершенно другого инструмента под тем же именем.

В начале 70-х также произошло радикальное сокращение палитры заказных расцветок, приведшее в итоге и исчезновению всяких упоминаний о них. В 1975 году помимо Blond и санберста в число «стандартных» расцветок входили только белый, черный, натуральный и ореховый. Исчезли автомобильные расцветки, одолженные от G.M. и Ford, но это была вина не только CBS. В моде были натуральные, а не сплошные цвета, и многие музыканты даже ошкуривали корпуса гитар, чтобы удалить с них всю краску. Поэтому натуральный и ореховый цвета были представлены Fender в 1972 году, чтобы воспользоваться этим новым модным веянием, а от таких классических цветов, как Lake Placid Blue или Candy Apple Red отказались.

Помимо эстетики – это, в конце концов, дело вкуса – Fender также разработали (и рекламировали) свой «плотный блестящий лак». Полиэстер, наверное, лучше пригоден к индустриальному массовому производству и более стабилен, чем нитроцеллюлоза, но более толстое полимерное покрытие придало Fender 70-х более «пластмассовый» вид. Лаковые покрытия с их постепенным старением отныне принадлежали прошлому.

Однако, последней каплей, то есть самой отталкивающей характеристикой, появившейся на гитарах Fender в годы CBS, по мнению многих, была система "Tilt Neck". Будучи консультантом в CBS Musical Instruments, Leo Fender придумал то, что назвал «грифом с переменным наклоном, с опорным винтом и фиксацией». Предназначением этого приспособления было регулировать угол наклона грифа при помощи маленького шестигранного винта, вместо того, чтобы вставлять маленькие прокладки в стык. Одновременно винт регулировки анкера переехал с пятки грифа и превратился в «пулю» над верхним порожком. Концепция была привлекательна для музыкантов, но ее реализация повлекла к переходу на крепление грифа на трех винтах, вместо обычных четырех. Это новшество вызывало подозрения в надежности крепления грифа, и повлекло нелестные комментарии в адрес инструментов CBS. Патент на систему Tilt Neck был получен Leo Fender 29 декабря 1970 года, и в 1971 года уже выпускались первые электрогитары Fender с новым приспособлением. Вопреки прилагаемым к патенту чертежам, стандартный Telecaster не был среди них, но другие варианты модели, выпускаемые позже в 70-е, все имели систему Tilt Neck.

Thineleine

Блюзовый бум 60-х и последовавший за ним переход к тяжелому року, вывел на передний план хамбакеры с двумя катушками в стиле Gibson с их певучим звуком и большим сустейном. Как Fender позже писали в листовке «Хамбакеры уменьшают заводки и добавляют мясистые низы и середину». В конце 60-х, однако, звук Fender ассоциировался, прежде всего, с ярким звуком синглов, и CBS MUSICAL INSTRUMENTS испытывали коммерческую потребность в расширении количества вариантов звукоснимателей. В это время Seth LOVER, который придумал в середине 50-х знаменитые хамбакеры Gibson, уволился с работы в Каламазу в 1967 году. Когда Dick Evans, бывший сотрудник Gibson, работавший потом в Фуллертоне, узнал про это, он пригласил Seth в Калифорнию. Как нетрудно догадаться, Seth Lover был нанят Fender и разработал для компании первые звукосниматели с двумя катушками (в гитарном и басовом вариантах).

В сравнении с классическим хамбакером конца 60-х, новый звукосниматель Fender отличался расположенными «шашечкой» регулируемыми сердечниками и очень высоким выходом (омическое сопротивление больше 10кОм). Новый хамбакер Seth Lover был доработан в течение 1970 года и впервые появился на инструментах Fender во второй половине 1971 года. Сначала единственными потребителями новых звукоснимателей были Telecaster (если не считать недолго прожившую модель Starcaster). В конце 1971, года при помощи двух хамбакеров и системы Tilt Neck обновили серию THINLINE. Кроме того, второй вариант полуакустической модели, представленный впервые в феврале 1972 года, имел видоизмененную накладку, стратовский бридж с 6 седлами и надпись «Thinline» на верхней половине головы грифа. Сперва у него были такие же основные типы окраски, как у оригинала, то есть, ясень, махагон и санберст, но в махагоновом варианте, прежде чем от него отказались, было сделано очень немного экземпляров.

В середине 1972 года Fender произвели более капитальный пересмотр старой модели и выпустили новую версию TELECASTER CUSTOM с одним хамбакером в нековой позиции. Несмотря на старое имя Custom, гитара была на самом деле совершенно другим инструментом, имеющим со своим предшественником мало общего кроме формы и бриджевого сингла, поэтому код этой модели был изменен с 11-1400 на 11-0700. Во всех отношениях Custom II задумывался как гибрид, сочетающий лучшее из двух миров. Ранее, такие музыканты, как Mike BLOOMFIELD или Albert LEE уже ставили хамбакеры в нековые позиции своих Telecaster и Fender просто сделали этот процесс стандартным в новых Custom 1972 года. Кроме того, гитара имела систему Tilt Neck и увеличенную черную накладку с 4 регулировками и трехпозиционным переключателем. Первые серийные модели имели стандартный бридж Telecaster, который вскоре был заменен на вариант с 6 седлами для лучшего интонирования.

Thineleine Custom Deluxe

В погоне за новыми клиентами, Fender выпустили третью модель с хамбакерами в январе 1973 года под названием TELECASTER DELUXE. Рекламируемые как вершина модельного ряда Telecaster, Deluxe были во многих отношениях сочетанием характеристик других гитар Fender. У них был стратоподобный гриф (с большой головой) и системой Tilt Neck, бридж с 6 седлами, который мог быть установлен и в тремоло варианте (отменено в 1974 году). Гитара сохранила общие контуры Telecaster, но имела сзади вырез в стиле Stratocaster. С точки зрения электроники он имела два хамбакера, как и в обновленных Thinline, которые крепились на черной накладке, как у Custom, с 4 регулировками и трехпозиционным переключателем. В двух словах, TELECASTER DELUXE был по сути «стратоподобным Telecaster с хамбакерами». Как и Thinline II он был доступен исключительно с «белым» цельным кленовым грифом, в то время как Custom можно было заказать как с «белым» грифом, так и с палисандровой накладкой.

Три Telecaster с хамбакерами, наверное, привлекли к Fender в 70-х новую группу клиентов, но они все же не смогли перетянуть традиционных покупателей Gibson, в частности в тот момент, когда Les Paul переживали взлет популярности. Кроме того, за исключением, быть может «гибридного» Custom, они точно так же не смогли впечатлить закоренелых приверженцев Telecaster. Гитарист Rolling Stones Keith RICHARDS добавил Custom в арсенал своих любимых инструментов, но и остался верен своему '54 Telecaster с установленным хамбакером Gibson. Точно также поступили Terry KATH из Chicago и Andy SUMMERS, который прославился в Police. В итоге, серия Thinline была снята с производства в 1979 году, а от Deluxe и Custom отказались в начале 1981 года.

В 70-х, помимо спецификаций гитар, нелестные сравнения с эпохой «до CBS» подпитывало то, что ценовая политика Fender не отражала реалий рынка, а сама компания производила инструменты невысокого качества. В этом десятилетии экономика, несомненно, пострадала от нефтяного кризиса и темпов инфляции, но политика больших накруток CBS взвинтила цены на неоправданную высоту. Стандартный Telecaster с палисандровой накладкой имел цену по прайс-листу $283 в 1973 году, а к 1980 году она взлетела до $635 (+224%!).

Благодаря ослаблению доллара на мировом рынке, спрос на экспорт был велик, и в Фуллертоне производились большие партии инструментов. Но их качество падало из-за нехватки должного контроля и инвестиции в производственные мощности. Например, было принято решение использовать только один тип дерева (ясень) для электрогитар, но при этом отдел закупок не принимал в расчет вес древесины. В результате, гитары того периода в целом – самые тяжелые из всех, когда-либо выпущенных Fender. Установка нового оборудования для большей производительности также повлияла и на дизайн некоторых моделей. Касательно гитар Telecaster, внедрение станков с ЧПУ (вместо старых, работавших по шаблонам) принесло небольшие, но малоэстетичные изменения в контуре корпуса. Таким образом, инструменты 70-х во всех отношениях сильно способствовали шумихе вокруг "vintage" моделей до CBS.

Несмотря на все обстоятельства, рабочие лошадки Telecaster оставались в фокусе внимания таких артистов, как Roy BUCHANAN, Ted GREENE, STATUS QUO, Bruce SPRINGSTEEN, Joe STRUMMER (THE CLASH) или OSMOND BROTHERS! На пороге 80-х, однако, потеря доли рынка, в сравнении с конкурентами, не говоря замедлении роста прибыли, заставили CBS нанять новый топ-менеджмент с целью обновления Fender в духе происходящего в музыкальной индустрии.

Условия размещения рекламы на сайте