Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus   Форум
 

ЭРА CBS 1965-1984: ДО И ВО ВРЕМЯ CBS

В глазах большинства маньяков гитары приход CBS – самый драматичный поворот в истории Fender. Многочисленные разговоры о падении качества производства вскоре породили понятие «до CBS», относящееся к инструментам, выпущенным до отхода Leo Fender от дел. Но на самом деле вопрос о «до» и «после» не имеет однозначного ответа.

С точки зрения бескомпромиссных «правоверных» последним годом «до CBS» был только 1964. Для кого-то клеймом эры CBS является штамп “F” на пяточной пластине, появившийся в 1965 году. Зачастую, серийные номера, начинающиеся с «L» считаются признаком гитар, выпущенных «до», хотя они ставились и на инструменты, выпущенные в 1965 году и даже в начале 1966 года. Принадлежность CBS должна рассматриваться особо в каждом отдельном случае, на основе модификаций, произошедших с конкретной моделью (например «большие» головы грифа у Stratocaster). Наконец, оценка может происходить с точки зрения новых технологий производства и/или отказа от типичных для «эры Leo Fender» компоентов (колков Kluson, нитроцеллюлозных лаков, проводников с «тканой» изоляцией).

Что бы ни считать точкой отсчета, один факт остается неизменным: на рубеже 70-х инструменты Fender больше не выглядели, а часто и не звучали так же как их предшественики. Были ли они лучше или хуже, быть может дело вкуса, но многие музыканты едины в том, что ни были не столь хороши.

Судьба распорядилась так, что похожий синдром поразил Gibson после ухода Ted McCarty's в 1966 году, а также Gretsch, после того, как их купили Baldwin в 1967 году. Жалобы «они делают их не так, как раньше» привели к появлению в 70-х годах рынка «vintage» инструментов.

Но как бы то ни было, CBS никогда не стремились к ухудшению качества инструментов Fender, и в какой-то степени пытались достичь обратного. После завершения сделки с целью улучшить производственный процесс рядом с имеющимися произвоственными площадями был построен новый корпус площадью 12000 кв. м, оснащенный новым оборудованием. Кроме того, все ключевые персоны, ответственные за успех продукции Fender, остались в новой компании на высоких постах, чтобы обеспечить сохранение традиций. Leo Fender по 5-летнему контракту оставался особым консультантом, а Donald Randall стал президентом и генеральным менеджером CBS Musical Instruments. Что же пошло не так?

Сделка с CBS привела в компанию много новых людей, а вместе с ними, в первую очередь, корпоративную бюрократию и формальный стиль управления, плохо совместимый с этикой Fender. Упор делалася на прибыль и увеличение производительности. Плодились департаменты, отвечающие за каждую мелочь, и общая команда была делать как можно больше и быстрее. В результате, производство за первый год работы обновленной фабрики в Фуллертоне действительно выросло на 45%, но снижение качества и новые спецификации подпитывали слухи, а музыканты замечали разницу между гитарами сделанными «до» и «после». В этой ситуации, первым из топ-менеджмента, кто не выдержал и уволился, был Forrest White, за которым последовал Don Randall, который покинул CBS в апреле 1969 года. Leo Fender разорвал свой 5-летний контракт и ушел, после чего не задержался и George Fullerton.

Что касается гитар Telecaster, то поворотным моментом в отношении споров о «до» и «после» можно считать 1967 год. В этом году старая схема распайки была заменена на более классический вариант, допускающий сочетание двух звукоснимателей. Этот момент часто оставляют без внимания, потому что многие музыканты (в начале 60-х и позже) просто вырезали 1мкФ конденсатор, который ставился между переключателем и ручкой громкости. Кроме того, колки Kluson были заменены на сделанные Schaller по заказу Fender, и более заметный для телекамер черный логотип появился в конце 1967 года. Эксперименты с полимерными лаками, более удобными для массового производства, привели к отказу от нестабильных и неэкологичных нитроцеллюлозных лаков.

Необходимо сказать, когда CBS купили Fender не произошло мгновенного превращения всего хорошего в плохое, а в конце 60-х свет увидели нескольо интересных вариантов Telecaster, а также вернулись «белые» грифы. В то время самая старшая модель электрогитар Fender несомненно считалась более лучшим дополнением к более современным гитарам Jaguar или Jazzmaster, чем Stratocaster . CBS стали искать способы продвижения концепции Telecaster путем производства дополнительных вариантов, чтобы освежить первую модель электрогитары Fender. Соответственно, надо отметить, что заявка на регистрацию торговой марки «Telecaster» была подана CBS 11 декабря 1968 года и была удовлетворена под номером 871,794. В регистрационном бланке указывается, что данное слово было придумано в конце 40-х, и «было впервые употреблено, в том числе и в коммерческих целях в 1949 году или около того».

ТВОРЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Произошедший в 1959 году переход на грифы с палисандровой накладкой не означал исчезновение потребности некоторых музыкантов в кленовой накладке. Вопреки распространенному заблуждению, грифы с кленовой накладкой производились – в основном на Telecaster – и до того, как они официально снова попали в каталоги Fender в конце 60-х. Один из самых ранних известных экземпляров относится к 1963 году, но можно допустить и существование более ранних. Тем не менее, до 1967 года Telecaster с кленовым грифом из двух частей производились только по специальным заказам и в ограниченных количествах. В конце концов, по многочисленным просьбам, кленовые накладки официально появились в каталоге, как вариант за дополнительные 5% к стоимости. Хотя этот вариант был теоретически доступен для большинства гитар Fender, в период с 1967 по 1970 год, им пользовались преимущественно покупатели Telecaster..

Весной 1969 года "заказная кленовая накладка» перестала быть отдельной накладкой, и Fender вернулись к цельным кленовым грифам для Telecaster. Строгости ради, отметим, что кленовый гриф (с заглавных букв –«Maple Neck») перед тем, как появиться в 1969 году на Telecaster, а позже на других гитарах, вернулся первым Telecaster Bass в 1968 году. В результате возвращения цельного кленового грифа фабрике пришлось вернуться к установке анкера с тыльной стороны, и для стандартизации производства этот метод стали применять и на грифах с палисандровой накладкой. Это объясняет, почему после 1969 года на них появились «бурундуковая» полоска и вставка над верхним порожком.

С 1965 года Fender выпускали несколько моделей Custom с черной (вместо белой) окантовкой, в основном на гитарах со светлой окраской, таких как бело-желтая. В 14 номере Fender Facts за июль 1967 года, впервые было продемонстрировано тремоло Bigsby в роли дополнения к гитарам Telecaster. Тремоло Bigsby можно было заказать фабрично установленным – в этом случае в корпусе не просверливались отверстия для струн – или в качестве комплекта для самостоятельной установки. В обоих случаях оригинальный бридж с 3 седлами заменялся на бридж Jaguar с 6 седлами.

1967 – это также год, в котором Fender начали эксперименты с целью уменьшить вес Telecaster. Желание облегчить гитару без сомнения возникло по коммерческим соображениям, чтобы решить с одной стороын проблему неоднородности параметров ясеня, а с другой, конкурировать с такими моделями того времени, как Gibson SG. Поэтому на фабрике фрезеровали дополнительные полости под накладкой, просто чтобы уменьшить массу древесины, не затрагивая внешний вид гитары. Очень небольшое количество таких «жульнических» Telecaster было сделано летом 1967 года, но эта попытка не нашла одобрения. Затем последовал более амбициозный проект «полого Telecaster», который в итоге завершился появлением в середине 1968 года модели TELECASTER THINLLINE.

Без сомнения, рождение Thinlinene – результат усилий Roger Rossmeisl (отдел разработки) и Virgilio Simoni, главы отдела заготовки и шлифовки корпусов. Корпус был, как у Telecaster, если не считать измененной для соотвествия новому «полуакустическому» дизайну формы накладки. В корпусе с обратной были выточены пустоты, самая большая из которых была видна через эф в верхней половине корпуса. С точки зрения грифа, электроники и фурнитуры модель была идентична стандартному Telecaster 68 года, но весила вдвое меньше чем он.

Новая модель появилась в прайс-листе в июле 1868 года по цене $319.50, хотя, как ни странно, она отсутсвует в каталоге 1968 года, потому что тот был сверстан годом раньше (обычная для того времени практика Fender). Чтобы подчеркнуть идею легкой, почти акустической гитары Thinline сперва выпускался только с натуральным покрытием, демонстрировавшем ясень или махагона и имел кленовый гриф (из двух частей). В ноябрьском выпуске Fender Facts за 1968 года гитары это было названо «стильной естественностью». В 1969 модель также стала выпускаться в трехцветном санберсте с возможностью заказа палисандровой накладки.

В 1968 увидели свет еще два дополнительных варианта Telecaster PAISLEY RED и BLUE FLOWER. Основанные на стандартных моделях с кленовым грифом, эти два Telecaster должны были выражать эстетику рожденного в Сан-Франциско движения хиппи. Текст в соответствующей листовке Fender был выдержан в духе эпохи: «Paisley Red пульсирует в вашем ритме и переливается завораживающим калейдоскопом фигур и оттенков… Blue Flower – это пестрое полотно лиловых и зеленых узоров…». Оба покрытия достигались путем наклеивания на переднюю и заднюю стороны корпуса узорчатых обоев, которые потом заливались полимерным лаком.

Успех новых моделей был однако не столь впечатляющим, как украшающая их графика (в то время украшавшая и варианты Telecaster Bass). Обе модели были сняты с производства в конце 1969 года, когда звук San Francisco стал двигаться в сторону тяжелого рока принесенного такими группами как Led Zeppelin. Не очень подходящий по стилю к сцене конца 60-х, Paisley Red Telecaster остался в истории только как часть фирменного стиля James BURTON. Последние экземпляры модели (такие, как у James) производились уже не с отдельной кленовой накладкой, а с цельным кленовым грифом.

Третьим новшеством, появившимся в начале эры CBS, был ROSEWOOD TELECASTER, разрабатывавшийся как специальная гитара для George HARRISON. Невозможно отрицать тот факт, что в 60-е, продажи гитар Gretsch и Rickenbacker (и в чуть меньшей степени, Gibson и Epiphone) существенно выросли благодаря пику битломании. Однако, Fender никак не ассоциировались с BEATLES пока George не засветился со Stratocaster в телефильме Magical Mystery Tour, вышедшем в декабре 1967 гожа. В знак признательности, Fender подарили George HARRISON спецаильно сделанный целиком из палисандра Rosewood Telecaster в 1968 году. Инструмент можно слышать на альбоме «Let It Be» («Get Back!»), кроме того, George использовал его в знаменитом выступлении на крыше офиса Apple "в январе 1969 года. Позже он подарил его Delaney Bramlett.

В начале 1969 года Rosewood Telecaster появился в каталоге Fender и стал при цене $375 самым дорогим Telecaster, из всех выпускавшихся до того. Электроника была такая же, как у стандартных Telecaster, и единственным отличием, кроме палисандра, была трехслойная черная накладка. Первые образцы имели весьма тяжелый корпус из цельного палисандра, но Fender быстро перешли к изготовлению корпуса из двух полых палисандровых половин, приклеенных к центральному тонкому кленовому слою. В отличие от гитары George, с грифом из двух частей, серийные инструменты имели гитары из цельного палисандра, похожие по конструкции на цельные кленовые грифы. Из-за стоимости палисандра и непростой технологии изготовления, модель выпускалась в ограниченных количествах. В результате Rosewood Telecaster в период 1969 и 1972 появлялся в прайс-листе эпизодически. Например, в середине 1970 года его производство было временно прекращено. И совершенно однозначно, модель окончательно сняли с производства примерно в середине 1972 года.

В 1969 году модельный ряд Telecaster насчитывал не менее шести основных вариантов, не считая возможности выбора узоров Paisley и Floral или заказных расцветок, установки тремоло Bigsby и двух вариантов накладки. Иными словами, в то время это была самая развитая серия у Fender, и при этом самая долгоживущая. Каталоги конца 60-х подчеркивали: «Это гитара, с которой все начинается. Ритм-н-блюз и кантри звучат на Telecaster, лучше, чем на какой-либо другой гитрае» или «сольный звук, которому нет равных».

С середины 60-х, Telecaster приобрели новых приверженцев в самых разнообразных музыкальных стилях. В ранний период The Who, Pete TOWNSHEND играл на паре Telecaster свой «Мaximum R&B», а Ray DAVIES зажигал «You Really Got It» с The Kinks. Mike BIOOMFIELD не только приобрел статус уважаемого блюзмена, но и задал новую моду на установку хамабакра в нековую позицию у Telecaster. Во время своего тура 1965-66 года Bob DYLAN выходил на сцену с Telecaster, а такие певцы как Willie NELSON или Waylon JENNINGS начинали с этой гитарой в руках свой путь к славе. Игравшие в Yardbirds Jeff BECK и Jimmy PAGE пробудили к жизни первые ростки тяжелого рока, играя на Esquire и Telecaster. И для игры ритма и соло, Telecaster оставался в фаворе и через 20 лет после своего рождения.

На рубеже 70-х Fender выросли и сами. Количество персонала выросло до 950 человек, а производственные площади в Фуллертоне перевалиди через 30000 кв. м. После покупки компании CBS вложили $2.7 млн. в новый корпус рядом со старыми мощностями Fender, чтобы существенно расширить объемы производства. Головной офис отдела продаж FENDER MUSICAL INSTRUMENTS в первое время оставался в Санта-Ана, где он находился еще со времен RTEC и FENDER SALES. После того, как Don Randall покинул компанию весной 1969 года, новое здание с площадями 15000 кв. м., стало единой штаб-квартирой Fender, а старый адрес был забыт. Шло время перемен...

Условия размещения рекламы на сайте