Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 

Теперь у меня ручка громкости крутится до "20"…
а это на 9 громче, разве не так?
Найджел Тафнел, 1990

Глава 12
Серия JCM 900

Любая компания, если она следует вкусам и интересам своих покупателей, должна заниматься не только анализом сбыта продукции, она должна также обращать внимание на то, какие изменения покупатели вносят в товар после его приобретения. Когда-то вам приходилось после покупки джинсов "сажать" ткань самостоятельно, теперь они продаются уже "севшими". Кожаная куртка, купленная новой в магазине, зачастую выглядит так, будто она прошла обе Мировые войны.

Подобно этому, в восьмидесятые возникла индустрия мастеров-одиночек, кустарным образом переделывавших старые и новые Marshall, чтобы выжать из них больше перегруза, потому что это требовалось новым группам, игравшим тяжелый рок и трэш.

Недостатков таких доработок можно назвать великое множество. Это обходилось довольно дорого, при этом вы никогда не могли быть уверены в конечном результате; после переделок обычно возрастал уровень шумов и страдала надежность, терялась оригинальность (а, следовательно, и падала цена) старого усилителя, а в случае с новым усилителем аннулировалась гарантия. То, что, несмотря на все эти подводные камни, мастера, модифицировавшие усилители все же процветали, отображало всю степень безысходности положения многих гитаристов. Практически все из переделываемых усилителей были Marshall, что, хотя в чем-то и говорит о неудовлетворенности покупателей серийными моделями, тем не менее, весьма ясно показывает неконкурентоспособность аппаратов, производимых конкурентами, которые мастера считали недостойными своего внимания.

Такая ситуация не была новостью для компании Marshall – одной из первых попыток разрешить проблему стал выпуск серии Silver Jubilee, частично способствовавший восстановлению баланса. Но Marshall считали, что они должны удовлетворять нужды всех своих покупателей, а не только тех, кому был нужен только оглушительный грохот, и, хотя увеличить степень перегруза было достаточно легко, но сохранить при этом низкий уровень шумов и иметь возможность добиться чистого звучания, которое было бы действительно чистым, было значительно более сложной задачей.

Поэтому, после длительного периода разработки и совершенствования, в январе 1990 года была представлена серия JCM 900, ставшая достойным ответом всем этим сложностям. Серия включала в себя две основных модели: "Hi Gain Master Volume MK III" и "Hi Gain Dual Reverb".

Hi Gain Master Volume MK III

Модель "Hi Gain Master Volume MK III" стала плодом дальнейшего развития классического усилителя 2203/2204 с регулятором общей громкости, сослужившего Marshall добрую службу с самого момента выпуска в 1975 году, но уже морально устаревающего: в нем не было петли для подключения эффектов, не было выхода на звукозаписывающие устройства, уровень перегруза был недостаточным на низкой громкости, да и, на самом деле, недостаточным на любой громкости. Перед новой моделью была поставлена цель решить эти проблемы и выйти на новую ступень развития.

Для начала был увеличен уровень перегруза, и, в качестве наглядного доказательства возросшей мощи усилителя, ручка громкости предусилителя была размечена от "0" до "10" , а также, в честь легендарного гитариста Найджела Тафнела из группы Spinal Tap, породившего целую волну модификаций аппаратов Marshall, когда эта ручка размечалась до "11", был добавлен дополнительный регулятор чувствительности перегруза, размеченный от "10" до "20". Да почему бы и нет? Это же на 9 громче, разве не так?

Помимо всеобщего признания в качестве "усилителя с ручками, размеченными до "20"", модель "Hi Gain Master Volume" также известна тем, что ее конструкция позволяла осуществлять переключение громкости – т.е. одинаковый звук, но на двух разных уровнях громкости. На задней панели были расположены гнезда петли для подключения эффектов с регулятором уровня, который мог быть настроен для работы с напольными педалями либо с рэковыми процессорами; линейные выходы - прямой и с тонкомпенсацией (для записи); переключатель усилителя мощности в триодный/пентодный режим (впервые применен на моделях серии Silver Jubilee); а также уникальный "Контур Защиты Выходных Ламп".

Этот контур был крайне полезным нововведением, поскольку каждая пара выходных ламп имела свой предохранитель, поэтому в случае отказа одной из ламп сгорал только один предохранитель, а другая пара ламп оставалась рабочей. Это, разумеется, работало только в случае с 100-ваттной моделью; но, как в 50-ваттных, так и в 100-ваттных усилителях, если перегорал предохранитель, на задней панели зажигался синий светодиод, показывающий, какая лампа была неисправна, что ускоряло замену.

Несмотря на то, что модель "Hi Gain Master Volume" была нацелена, главным образом, на музыкантов, играющих хэви-металл, ее перегруз не сильно отличался от более универсальной модели, "Dual Reverb", что сказывалось на ее популярности. Эта проблема была разрешена в 1993 году, когда в производство были запущены "головы" под названием "SL-X Hi Gain". Внешне они были практически идентичны своим предшественникам, но имели дополнительную лампу ECC83 в предусилителе, что в итоге увеличивало количество ламп предусилителя до четырех. А это на одну больше, разве не так?

В то время, как оригинальные "Hi Gain Master Volume" выпускались в виде "головы" и комбо, новая модель SL-X была представлена только в виде 50- и 100-ваттных "голов".

Hi Gain Master Dual Reverb

Переключить канал в JCM 900
и перейти от кранча к перегрузу не сложнее,
чем нажать кнопку в лифте.
Билли Ф. Гиббонс, 1991

Модель "Hi Gain Dual Reverb" пришла на смену невероятно популярной серии 2210/2205, которые – особенно это относится к модели 2210 – могли выдавать перегруженный звук, соответствующий нуждам современной гитарной музыки, но, тем не менее, сами по себе имели ряд недостатков. Так, чистый канал на самом деле был слегка перегруженным, а петля для подключения эффектов была очень примитивно устроена.

Теперь возьмем модель 4100. Полностью независимые регуляторы гейна, общей громкости и ревербератора для каждого из двух каналов, а также все остальные новшества, описанные в разделе про "Hi Gain Master Volume", мгновенно сделали этот усилитель хитом продаж и самой популярной моделью из всей линейки JCM 900.

На самом деле существовало две версии модели "Dual Reverb", отличавшиеся только внешне. Первая была представлена на выставке NAMM в январе 1990 года и пошла в производство несколько месяцев спустя – эта модель имела довольно странную переднюю панель: два регулятора гейна были обозначены как "Громкость предусилителя (Канал "A)" ("Preamp Volume") и "Усиление гейна (Канал "B)" ("Gain Enhance"), и оба из них были размечены только до "10".

В марте 1990 года на эту аномалию обратили внимание Джима, и вскоре после этого регуляторы были переименованы в "Перегруз предусилителя (Канал "A)" ("Preamp Gain") и "Перегруз предусилителя, режим "Lead" (Канал "B)" ("Preamp Lead Gain"), и второй регулятор был размечен до "20".

Как "Hi Gain Master Volume", так и Hi Gain Dual Reverb" выпускались в виде 50- или 100-ваттных "голов" и комбо с динамиками 1x12" или 2x12". Кстати, это были первые усилители Marshall, чьи модельные номера действительно означали что-то! Номер состоял из четырех цифр – например, 4102.

  • Первая цифра обозначала тип модели:
    2 = "Hi Gain Master Volume"
    4 = "Hi Gain Dual Reverb"

  • Вторая и третья цифры означали выходную мощность:
    50 = 50 ватт
    10 = 100 ватт

  • Четвертая цифра означала конфигурацию динамиков:
    0 = "голова"
    1 = комбо с динамиком 1x12"
    2 = комбо с динамиками 2x12"

Таким образом, 4102 – это модель "Hi Gain Dual Reverb", 100-ваттный комбо с двумя динамиками по 12". Вуаля!

Кабинеты для новой серии также подверглись модернизации. В них по-прежнему ставились великолепные Celestion G12 75, "Greenback 25" либо "Vintage 30", но модели с динамиками G12 75 или "Vintage 30" в стандарте оснащались переключателями моно/стерео на задней панели, что позволяло подключать их в режимах 16 Ом моно, 4 Ом моно или по 8 Ом на каждый из двух динамиков в стерео-режиме. Кроме этого, были выпущены две новые модели: 1912 (кабинет для комбо с динамиком 1x12") и 1922 (кабинет с динамиками 2x12" и возможностью подключения в стерео).

Первый публичный показ серии JCM 900 состоялся в Голливуде в марте 1990 года, где Джим и Нэнси Маршалл появились на веселом вечере вместе с Найджелом Тафнелом, что было, к счастью, заснято и позже выпущено в качестве рекламного видеоролика Marshall под названием "Двадцать"! Достаньте и посмотрите, если у вас есть такая возможность! Несмотря на то, что серия JCM 900 все еще выпускается (не забываем о годе издания книги – прим. перев.), и комическое представление в честь ее запуска в производство еще не стерлось из памяти, я считаю, что это шоу – важная веха в истории Marshall, поскольку оно является первым примером в истории, когда компания раскручивала усилитель с таким же мастерством и умением, с каким этот усилитель был изготовлен. Эта комбинация принесла и продолжает приносить огромный успех.

Таблица характеристик серии JCM 900

Номер модели Мощность, ватт Назначение Тип Динамики Год выпуска Характеристики Примечания
2100 100/50 Гитара "голова" - 1990-93 Петля для эффектов, контур защиты выходных ламп, режим пентод/триод Модель "Hi Gain Master Volume MK III"; два регулятора общей громкости
2100 SL-X 100/50 Гитара "голова" - 1993- См. модель 2100 То же, что и модель 2100, но добавлена 1 лампа ECC83 для повышения степени перегруза. Результат радикальной модернизации серии 2203/2204
2101 100/50 Гитара Комбо 1x12" 1990-93 См. модель 2100 См. модель 2100
2500 50/25 Гитара "голова" - 1990-93См. модель 2100 См. модель 2100
2500 SL-X 50/25 Гитара "голова" - 1993- См. модель 2100 См. модель 2100 SL-X
2501 50/25 Гитара Комбо 1x12" 1990-93 См. модель 2100 См. модель 2100
2502 50/25 Гитара Комбо 2x12" 1990-93 См. модель 2100 См. модель 2100
4100 100/50 Гитара "голова" - 1990- То же, что и модель 2100, но с переключаемым каналами и раздельными регуляторами ревербератора Модель "Hi Gain Dual Reverb"
4101 100/50 Гитара Комбо 1x12" 1990- См. модель 4100 См. модель 4100
4102 100/50 Гитара Комбо 2x12" 1990- См. модель 4100 См. модель 4100
4500 50/25 Гитара "голова" - 1990- См. модель 4100 См. модель 4100
4501 50/25 Гитара Комбо 1x12" 1990- См. модель 4100 См. модель 4100
4502 50/25 Гитара Комбо 2x12" 1990- См. модель 4100 См. модель 4100