Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus   Форум
 
Digitech Eric Clapton "Crossroads"

Нельзя сказать, чтобы эта новая педалька от Digitech была каким-то уникальным или заметным явлением в сфере гитарного оборудования, однако у нее есть ряд интересных особенностей, которые до поры до времени практически не встречались у других приборов подобного плана.

Поэтому хочется остановится на этих небольших фишках и на их примере как-то обозначить тенденции того, куда катится этот безумный мир гитарного оборудования.

Все мы уже давно привыкли к такому явлению как "моделирование" (то есть имитация) - возьмите любой гитарный процессор и он обязательно будет моделировать звучание разного рода знаменитых усилителей и кабинетов. И эти процессолры продаются тысячными тиражами по всему миру.

Более того, Line6, например, придумали гитарную линейку (электрогитары, басы, акустические гитары), которые имитируют звучание десятков разных (опять таки знаменитых) инструментов.

В будущем вероятно мы получим технологии, когда в мозг человека будут вживляться компьютерные чипы и человек будет своей игрой моделировать (имитировать) какого-либо знаменитого гитариста. Пока же мы не дошли до компьютерного моделирования людей, хотя попытки и предпринимаются. Например, один мой друг (гитарист-любитель), работает хирургом в клинике пластической хирургии и занимается моделированием сисек (простите за подробности).

Регулярно десятки женщин приходят к нему затем, чтобы уйти с грудью как у Памелы Андерсон и прочих других знаменитых обладательниц роскошных бюстов.

Эх, можно, конечно, было раскрыть тему сисек еще на пару абзацев, но вернемся к примочке Eric Clapton "Crossroads", которая вносит свой вклад в славное дело моделирования. Выше я уже говорил о том, что моделирование усилителей, кабинетов (колонок), примочек и гитар давно уже стало обычным делом в гитарном оборудовании. И потому, многие производители зашли в некоторый тупик, раздумывая на тему того, чтобы им еще смоделировать.

Digitech данной педалью (и еще несколькими своими подобными изделиями) явил миру новую идею моделирования, и теперь дорога для имитаций стала неизмеримо шире. Суть в том, что Eric Clapton "Crossroads" имитирует не какую-то годну конкретную гитару товарища Clapton или усилитель, который он использует. Эта примочка имитирует целиком звучание Clapton в определенных песнях. Что значит "целиком звучание"?

Просто когда мы слышим гитару в песне Clapton - мы слышим результат, который получается когда определенная гитара (strat, les paul, sg, drednought и т.д.) включена в определенные примочки и усилители, ее звук потом определенным образом снят (на запись) определенным микрофоном, и далее его (этот записанный звук) каким-то образом обрабатывает работник студии. И только после всего этого, мы слышим звук гитары Eric Clapton на альбоме с песнями. И вот эта новая примочка - она имитирует всю цепочку преобразования, начиная от модели гитары и заканчивая работой звукорежисера.

То есть имитируется конечный результат. Идея эта - как если бы из песни Clapton вырезали гитару и осталась фонограмма "минус гитара". То чтобы "заполнить эту пустоту" тем самым звучанием гитары - вам больше не надо париться и подбирать оборудование - просто втыкаетесь в эту примочку и она делает все сама.

И в этом подходе я вижу новизну. Имитация не отдельного звена цепочки звучания (гитары, усилка, примочки) а имитации, конечного звучания. Нет спору, подобные вещи и раньше применялись в разного рода процессорах, пресеты которых часто называются как Eric, Angus, Carlos, Jimi, Steve, Jeff, Kirk, Marty и т.д. Достаточно легко догадаться звук кого пытаются имитировать эти говорящие сами за себя названия пресетов. Однако, эти попытки сымитировать звучание в основном имитировали примочки, эффекты и усилки знаменитых гитаристов и при этом они не были достаточно точными и скурпулезными. А вот идея имитировать еще и моделир гитар, микрофонов и работы звукоинженера в студии - это достаточно новый прогрессивный шаг, и за ним думается большое будущее.

Надеюсь вы поняли суть примочки и теперь возникает резонный вопрос. Если она имитирует все факторы звучания, значит ли это, что можно воткнуть ее в любой пульт или звуковую карту и получить "тот самый ОДИНАКОВЫЙ звук" не зависимо от гитары, например? Я попробовал. Если честно то не смотря на то, что общий характер и стиль звука остается, но сам звук меняется слегка в зависимости от того на какой гитаре я играю, какими пользуюсь датчиками, струнами и т.д.

То есть до полной независимости от первоначального источника звука (гитары) эта примочка еще не дошла. Хотя и стоит достаточно близко. Ибо воткнуть в нее telecaster и услышать в звучании через пульт всю палитру гитар (Gibson SG, Gibson Les Paul, Gibson L-5, Fender Strat, Martin) и усилков от Marshall до Fender со всякими фокусами типа двух микрофонов, вращающихся динамиков и т.д. Все это прикольные штучки. Тем более, у примочки есть ручки и все можно регулировать, добиваясь звучания выходящего за рамки семи заявленных песен.

  • "Sunshine of Your Love" (Cream "Disraeli Gears" 1967)
  • "Crossroads" (Cream "Wheels of Fire, Live at the Fillmore" 1968)
  • "Badge" (Cream "Goodbye 1969)
  • "Layla" (Derek and the Dominoes "Layla and Other Assorted Love Songs" 1970)
  • "Lay Down Sally" (Eric Clapton "Slowhand" 1977)
  • "Layla" Acoustic (Eric Clapton "Unplugged LIVE" 1992)
  • "Reptile" (Eric Clapton "Reptile" 2001)

Поскольку песни достаточно разные по звучанию и регулировки имеют достаточно широкий ход - по факту можно отстранится от имени Clapton и говорить, что это просто прибор создания гитарного звука широкого профиля - блюзовый звук фендеровского стиля, метальный саунд гибсоновского происхождения (нарулить "злого металла" на ней тоже можно), джазовые фишки и даже акустическая гитара (мне кстати этот эффект больше всего нравится лично) и т.д.

Такое разнообразие проистекает от того, что в реальности эта примочка является процессором. Обычным процессором, но облаченным про ряду причин в форму примочки. Почему в форму примочки?

А потому, что пока до настоящего момента большие известные гитаристы не играют на процессорах. И потому выпуск именного процессора был бы достаточно нелепым ходом. Тем более процессором имени Clapton, который ассоцируется исключительно с дорогим "настоящим ламповым" звуком. Например, его любимый усилитель Fender Custom Shop 57 Twin (ведуться переговоры чтоб он был именным) сегодня продается в Московских магазинах примерно за $3000.

Вот именно по причине того, что эта примочка по сути есть процессор я не буду описывать ее звучание. Мне кажется, достаточно упомянуть, что по качеству оно на уровне топовых процессоров Digitech (например GNX4), а дальше уже сами слушайте и думайте насколько это качество вам подходит.

В сравнении с обычными процессорами у этой педали есть один недостаток - у нее нет возможности переключать варианты звучания "на ходу", что так необходимо для живой работы. То есть играть акустической гитарой, а потом нажать на кнопку и переключиться в электросаунд с перегрузом - эта возможность будет вам недоступна. Всю песню надо играть одним звуком. Либо использовать педаль как некую краску, включить эффект "клептовщины", поиграть на нем пару тактов и отключить.

С другой стороны на фоне процессоров, эта педаль выигрывает в небольших размерах и возможности использования питания от батарейки (а ведь большинство, но не все процессоры питаются только от сети).

Хотелось бы обратить внимание на еще одну вещь, которая является новым явлением в гитарном оборудовании. В отличие от большинства именных педалей - эта педаль то редкое исключение, когда человек, которому она посвящена никогда на не играл. То есть это не личная педаль Clapton. Это так сказать "трибьют ту клептон". Ибо если вы покупаете педаль имени Malmsteen, Van Halen, Zakk Wylde, Dimebag Darrel или еще кого-то, то эта педали на которых играют реальных гитаристы-звезды (пусть не всегда, но играют). Либо они играют на каких-то очень близких к ним, почти идентичных.

А вот на педали Digitech Eric Clapton "Crossroads" сам мистер Eric Clapton никогда не играл и играть не будет. Это просто памятник ему. Нерукотворный...

Не смотря на то что коробка с педалью пытается ассоциировать себя с Clapton по максимуму - и портреты, и автографы и коллекционный медиаторы с красивыми чехлами. Все это красивое моделирование и не более. Хорошо оно или плохо?

Трудно сказать, если вам нужно красивое имя - вы его получили. Если вам нужен звук - то забудьте об имени этой педали и просто слушайте ушами, насколько он вам будет нужен. На мой же взгляд эта педаль будет востребована такими категорями гитаристов как:

  • Фанаты Clapton, которые купят все, что будет иметь имя кумира. Я например и сам куплю все что найду с именеами Jeff Beck или Jimmy Page.
  • Коллекционеры. А такие людие есть, которые покупают десятки примочек, чтобы изредка сыграть пару-тройку тактов где-либо.
  • Люди, увлекающиеся домашней звукозаписью и нуждающиеся в недорогой обработке звука, где не надо ничего особенно крутить и настраивать.
  • Кабацкие музыканты, играющие кавера в определенных стилях. Им будет полезен небольшой прибор, где все уже нарулено. Пришел, воткнулся, отлабал как-будто "фирму" и пошел пить пива.
  • Профессионалы-сессионщики, нуждающиеся в опять таки в простом уже настроенном приборе для быстрой работы типа "записать пять тактов гитары в поп-песне".

Из моих знакомых первым покупателем этой педали стал Женя Ельцов (ELEC), который работает на радио и прочих студиях. Ему для создания рекламных роликов часто требуется записать звук какой-нибудь определенный. И чтобы быстро было и без проблем. Насколько мне известно, Женя доволен педалью. Чтож, это, наверное, и есть главное - чтобы быть довольным самому и не париться на счет всего остального. Этого я и вам желаю. Счастливо.

Cергей Тынку, 2005

Условия размещения рекламы на сайте