Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus   Форум
 

1981-1985

Пятый период известен как «лебединая песня CBS» и является финалом этой эры. В начале 1981 года CBS предложили John McLaren и Bill Schultz из Yamaha возглавить свое подразделение музыкальных инструментов. Первые оценки состоянии дел подчеркивали несколько проблем, которые надо было срочно решать. Например, отчет от 19 мая 1981 года говорил о «резком ухудшении качества продукции» и «существенном возрастании жалоб от местных и иностранных дилеров на брак и неприемлемое качество». Тот же отчет подчеркивал, что компания следовала «политике большой накрутки и недостаточного улучшения продуктов», позволив другим производителям выйти на рынок с качественными и конкурентными по цене продуктами. Другой конфиденциальный отчет от 30 мая 1081 года содержал список из 9 основных причин падения продаж (в мае продажи Fender упали на 9% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года), среди которых самым вопиющим было то, что дилеры не могли хорошо заработать на Fender из-за плохого качества, что компания задирала цены на продукцию, что послепродажная поддержка была надостаточной и т.д. В записке от 14 мая 1981 года Chuck Van Liew, директор по производству констатировал, что «за исключением 1977 года, фабрика в Фуллертоне была на урезанном бюджете капитальных инвестиций» и подчеркнул необходимость существенных капиталовложений на модернизацию оборудования на фабрике. Иными словами, Fender срочно требовалось лечение!

Тем временем, приближалась летняя выставка NAMM, и Fender невзирая на все проблемы, должны были представить новые продукты. Из-за нехватки времени не было возможности полностью переделать стандартный Stratocaster, поэтому было решено просто представить два дополнительных варианта.

GOLD STRATOCASTER

Модель Gold Stratocaster была прекрасным способом показать что-то новое, не меняя производственного цикла. Анонсированная в июне 1981 года как коллекционная модель основывалась на комбинации уже использованных характеристик:

  • Корпус THE STRAT и цельный кленовый гриф с уменьшенной головой
  • Стандартный комплект звукоснимателей Stratocaster на белой трехслойной накладке с белыми ручками
  • Позолоченная медная фурнитура как серии Brassmaster, представленной в 1980 году

Как и The Strat, Gold Stratocaster не имел большой головы грифа и системы Tilt. Он, как и следует из названия, эксклюзивно выпускался в цвете золотой металлик (без окраски на голове грифа). Согласно Fender фурнитура имела 100-микронную позолоту (как у дорогой бижутерии) и по этой причини ходили слухи, что компания теряла деньги на продаже этих инструментов! Эта роскошь отражена в его сегодняшнем прозвище: Gold-Gold Stratocaster

WALNUT STRAT

По инициативе Chip Todd, дизайнера бюро разработки Fender, в июне компания также представила делюкс версию The Strat, целиком сделанную из черного американского ореха. Модель известная как Walnut Strat (или иногда Super Strat) имела цельный ореховый гриф, черные крышки датчиков и накладку. Во всем остальном ее характеристики были идентичны The Strat, который в то время выпускался уже в третьем варианте окраски – Arctic White. Walnut Strat был исключительно красивой гитарой, но из-за своего уникального материала стал самым, пожалуй, тяжелым Stratocaster за всю историю (как и его позже появившийся собрат Walnut Elite).

Стандартный Stratocaster не претерпел перед летней NAMM 1981 года никаких изменений и по-прежнему выпускался с большой головой и системой Micro Tilt. Тем не менее, несмотря на то, что он по-прежнему значился в рекламе Fender («люди – это душа гитары») до конца 1981 года, его дни были сочтены!

В августе 1981 года Dan Smit, которого Bill Schultz переманил из Yamaha, занял в Fender пост директора по маркетингу и быстро разработал пятилетний план по гитарам. Новая стратегия, направленная на оживление продаж, восстановление контроля качества и расширение модельного ряда, была представлена президенту и исполнительному директору CBS Thomas H. Wyman в начале сентября. План был утвержден и в результате CBS согласились потратить 2 млн. долларов на модернизацию завода в Фуллертоне.

Первым решением нового менеджмента было сокращение производства от 250/300 гитар в день до нескольких штук. «Наша цель была в том, чтобы сначала возродить веру дилеров и музыкантов в Fender. Единственный способ добиться этого заключался в подъеме планки качества! Мы не могли переделать весь цикл производства сразу, поэтому мы начали шаг за шагом возвращать продукцию к прежнему уровню, но пока это продолжалось, нам пришлось практически закрыть завод и учить всех заново делать гитары Fender такими, какими их хотели видеть люди. На это нам понадобилось около двух с половиной лет!».

Первыми двумя проектами, которые в конце 1981 запустил Dan Smith, была серия Vintage Reissues и переделка стандартного Stratocaster..

THE VINTAGE REISSUES

На рубеже 1980-х, ажиотаж вокруг инструментов эпохи до CBS дошел до пика, и все большее количество музыкантов предпочитало старые гитары новым моделям. Dan Smith немедленно понял, что Фендер должны дать людям то, что они хотят, и при помощи John Page начал работу над выпуском реплик самых популярных моделей эпохи Leo Fender. Много старых Stratocaster 1950-х и начала 1960-х годов были внимательно изучены и измерены по всем параметрам, чтобы восстановить оригинальные спецификации. В этом процессе участвовали известные коллекционеры, такие как Larry Henricson, который позволил изучить свою коллекцию. Несмотря на то, что спецификации старых инструментов варьировались, были восстановлены две основных конфигурации, на основе которых были созданы модели '57 и '62 VINTAGE STRATOCASTER. Прототипы были готовы в декабре 1981 года, и две «новых» модели были официально представлены на зимней NAMM 1982 года.

Fender поддержали программу, пожалуй, своим самым роскошным каталогом (1982 «Звук, который создает легенды»), но новые модели появились намного позже. Dan Smith объясняет: «Фабрика была в таком плачевном состоянии, что мы просто не могли начать производство серии Vintage. Мы не поставляли реплики Stratocaster до конца 1982 года».

Конечно, как всегда бывает с репликами, дотошный знаток может придираться к точности отдельных деталей в сравнении с оригиналами. Но на деле серия Fender Vintage не предполагалась как точные копии старых гитар, а как их современный вариант. Идея заключалась в том, чтобы сделать доступным (во всех отношениях) как можно большему количеству людей классические модели со всеми их основными чертами, но с учетом современных требований и ограничений. Например, на обеих гитарах гриф был одинаковый и был ориентирован на усреденные предпочтения музыкантов. Поэтому в зоне стыка он был очень плоский, чего не наблюдалось на Stratocaster 1957 года. И хотя расположение маркеров на 12 ладу у прототипа (как видно из каталога 1982 года) было правильным, эта деталь не могла быть воспроизведена в производстве, поскольку требовала дорогостоящей переналадки. Эта деталь, пожалуй, самый быстрый способ опознать реплику с первого взгляда. Кроме того, реплики' 62 года были «неправильные» маркеры, не было зеленоватой накладки, не было номеров патентов на голове грифа и т.д. Можно продолжать еще и еще, но опять же, целью Fender не было создание точных реплик старых гитар. В результате инструменты с палисандровой накладкой (Stratocaster, P. Bass и J. Bass) были основаны на иструментах 1961 года получили в названии цифры '62. По словам Dan Smith, это было сделано для того, чтобы Fender могли сохранить возможность отказаться от толстой накладки-«доски» без переименования модели.

STANDARD STRATOCASTER

В конце 1981 года Fender также переделали стандартный Stratocaster и, наконец, избавились от большой головы грифа и системы Micro Tilt. Dan Smith вернул классическое крепление на 4 винтах и проследил, чтобы маленькая голова грифа была более правильной формы, чем у THE STRAT. В результате в период с декабря 1981 года по 1983 год основные черты нового STANDARD STRATOCASTER ( «Smith Strat») приобрели следующий вид : (* означает изменения по сравнению с предыдущим периодом)

  • 21-ладовый гриф из двух частей с палисандровой накладкой на клене или цельный кленовый гриф
  • * «Маленькая » голова грифа.
  • Черный логотип Fender.
  • Хромированные колки Fender с отштампованной на задней крышке буквой «F».
  • * Крепление грифа на 4 винтах.
  • * Регулировка грифа со стороны пятки.
  • Цельнолитое тремоло.
  • Хромированные литые седла.
  • Трехслойная белая накладка на 11 винтах.
  • Три сингла с плоским профилем (с бриджевым звукоснимателем X-1).
  • * Сильно профилированный ольховый корпус.
  • * Полиуретановый лак с полимерной грунтовкой.

1982 STANDARD STRATOCASTER  'DAN SMITH'

Впервые появившийся в прайс-листе 1981 года, пересмотренный Standard Stratocaster выпускался в 6 стандартных и 7 новых заказных расцветках, но из-за реорганизации производства выпускался в не очень больших количествах.

ELITE STRATOCASTER

Помимо выпуска реплик и стандартных моделей, 5-летний бизнес-план, разработанный Dan Smith также включал в себя три важных пункта, касательно гитар Fender в целом и Stratocaster в частности. Два из них были воплощены, но третий, под кодовым названием 'ULTRA' так и не увидел свет. ULTRA STRATOCASTER должен был иметь сквозной гриф, накладку из черного дерева, активную электронику, а тембр-блок предполагалось устанавливать сзади в корпус. Это должно было быть вершиной линейки Stratocaster. Два других проекта, которые были воплощены: серия ELITE и основание FENDER JAPAN.

Первоочередными задачами было усовершенствование вибрато, электроники и системы регулировки грифа. Сначала предполагалось, что новую электронику для Fender будут делать EMG, но договоренности достичь не удалось. Чтобы не задерживать выпуск новой гитары, активную электронику для серии Elite в итоге коллективно разрабатывали Roger Cox, Paul Guegan и Bob Eggler. John Page придумал новый тремоло бридж Freeflyte, с установкой струн сверху. Charlie Gressett придумал анкерную систему Biflex, которая позволяла регулировать прогиб грифа в обоих направлениях. После месяцев разработок и больших усилий, ELITE STRATOCASTER был анонсирован в мае 1983 года. По сравнению с существовавшими вариантами Stratocaster у него был ни много ни мало 16 новшеств:

  • Анкерная система Biflex
  • Система регулировки угла грифа под пластиной пятки
  • Более широкий верхний порожек (1.700”)
  • Больший радиус накладки грифа (12”)
  • Ритейнеры Exy-Glide с точечным контактом со струнами
  • Колки с высоким передаточным числом, без люфта, со специальной смазкой
  • Замковое крепление ремня
  • Литой бридж с установкой струн сверху
  • Система тремоло Freeflyte с регулировкой пружин сверху
  • Система крепления рычага на защелке Torq-Master
  • Синглы с магнитами Alnico II, спрятанными под крышкой
  • Система подавления шума при помощи дополнительной катушки, установленной между средним и бриджевым датчиками
  • Активная электроника со специальной схемой предусиления включая контуры настройки СЧ MDX и ВЧ TBX
  • Три раздельных выключателя каждого звукоснимателя
  • Гнездо с торца
  • Ручки настройки с резиновыми вставками

В то время как некоторые из этих характеристик выглядят вариациями на тему старых концепций, основным отклонением от философии Fender была без сомнения активная электроника. Идея заключалась в том, чтобы обеспечить широкий спектр звучания и сочетать бесшумность хамбакеров с фирменной звонкой атакой синглов Fender.

Во многом серия Elite без сомнения продемонстрировала потенциал обновленных Fender, но в целом достаточно консервативное сообщество гитаристов, не выказало ожидаемых восторгов.

1983 GOLD ELITE STRATOCASTER

В середине 1983 года новая модель выходила в трех конфигурациях:

  • ELITE STRATOCASTER с сильно хромированной фурнитурой, палисандровой накладкой или цельным кленовым грифом, 6 стандартными и 9 заказными расцветками
  • GOLD ELITE STRATOCASTER – все то же самое, но с анодированной позолотой фурнитуры и перламутровыми бутонами колков
  • WALNUT ELITE STRATOCASTER с корпусом и грифом и американского черного ореха, накладкой на гриф и черного дерева, анодированной позолотой фурнитуры и перламутровыми бутонами колков

Каким бы ни был выбор накладки (палисандр, клен или черное дерево), стоит отметить, что гриф в любом случае имел «бурундуковую» полоску на тыльной стороне, то есть, анкер Biflex устанавливался сзади.

Корпус Elite отличало также отсутствие сзади ниши под пружины (и соответственно крышки для нее) и маленький отсек и крышка для 9В батареи, питавшей активную электронику.

После выпуска серии Elite в июле 1983 года прайс-лист Fender закономерно покинули The Strat, The Walnut Strat и Gold Stratocaster.

STANDARD STRATOCASTER II

Некоторые из новшеств серии Elite нашли применение на стандартном Stratocaster, который в очередной раз был переделан в середине 1983 года. С июля 1983 года по декабрь 1984 года основными характеристиками Standard Stratocaster – чья цена за 6 месяцев снизилась на $295! – было следующее: (* означает изменения по сравнению с предыдущим периодом)

  • Кленовый 21-ладовый гриф с палисандровой накладкой или цельный кленовый гриф
  • «Маленькая» голова грифа
  • *Серебряное «современное» лого Fender
  • *Хромированные литые колки с штампом Fender на корпусе
  • Крепление грифа на 4 болтах
  • *Регулировка анкера со стороны головы (Biflex)
  • *Цельнолитой бридж с установкой струн сверху и системой тремоло Freeflyte
  • *Удлиненные хромированные литые седла
  • *Однослойная белая накладка на 12 винтах
  • *3 сингла с закрытыми сердечниками
  • *Профилированный ольховый корпус без крышки блока пружин
  • Полиуретановый лак с полиэстеровым грунтом

Новая стандартная модель также имела регулировку угла грифа, более плоский радиус накладки, более широкий верхний порожек, замковое крепление ремня и крепление рычага на защелке. С косметической точки зрения, однако, по сравнению с предыдущими стандартными моделями имелись такие недостатки как гнездо сверху и одна ручка тембра. Сначала гитара выпускалась только с цельным кленовым грифом, но потом по причине массового спроса, с января 1984 года появился вариант с палисандровой накладкой. Стандартная окраска ограничивалась только четырьмя цветами(черный, слоновая кость и два санберста - Sienna и Brown), без заказных вариантов. Однако в конце 1984 года Fender представили ограниченную серию «мраморных» окрасок и примерно 225 Standard Stratocaster было выпущено в «мраморных» красном, синем и золотом цветах (предлагались и футболки в тон!). Но это был уже прощальный залп салюта, поскольку в январе 1985 года в каталоге Fender уже не было производимых в США Standard Stratocaster.

FENDER JAPAN CO LTD

Хотя это исследование не затрагивает многочисленные гитары Fender производимые Fender в Азии с начала 1980-х годов, нельзя составить картину стратегии Fender, не упомянув Fender Japan Co Ltd.

В конце 1970-х годов, компания ощутила возрастающее давления со стороны производимых в Японии и других странах копий и клонов своих гитар. Когда Dan Smith составлял свой бизнес-план, он подчеркнул необходимость в бюджетных моделях, позволяющих как потеснить имитаторов, так и восстановить присутствие в сегменте нижней ценовой категории. Однако вскоре выяснилось, что обстановка в США не способствовала реализации подобного проекта. Поэтому очевидным решением был поиск «оффшорных» производственных мощностей в Японии.

Переговоры между CBS/Fender и японскими компаниями KANDA SHOKAI Corp. и YAMANO MUSIC Co Ltd (дистрибуторами Fender в Японии) начались в декабре 1981 года. Менее чем через три месяца стороны пришли к соглашению и 11 марта 1982 года было официально учреждено американско-японское совместное предприятие Fender Japan Co Ltd с равным долевым участием со стороны обеих стран. По соглашению производство гитар Fender в Японии осуществлялось фабрикой Fujigen по специфиакциям и с использованием комплектующих, поставляемых CBS/Fender, а их дистрибуция на местном рынке осуществлялось KANDA SHOKAI Corp. и YAMANO MUSIC Co Ltd. Было так же оговорено, что последнее слово в отношении прав экспорта продукции Fender Japan на другие территории оставалось за CBS/Fender.

Japan Strat Japan Strat Japan Strat

Первая продукция была анонсирована 7 мая 1982 года в токийском отеле Grand Palace, где Fender Japan представили свои варианты моделей серии Vintage Reissue, хотя в более разнообразных вариантах, по причине специфической ценовой сегментации японского рынка. Эти модели со стандартным логотипом Fender и маленькой надписью «Made In Japan» частично продавались в Японии (2000 штук в месяц), но также по инициативе CBS/Fender экспортировались в Европу (1500 штук в месяц). Это вскоре привело к недоразумениям и вокруг таких же, но более дорогих гитар из США сложилась конфликтная ситуация. Dan Smith вспоминает: «Некоторые дистрибуторы полагали, что это ударит по продажам американских гитар, поэтому мы решили использовать торговую марку Squier, которая принадлежала Fender». 13 октября 1982 года, гитары торговой марки Squier, которая принадлежала Fender Musical Instruments, были официально представлены на конференции Fender Japan в Токио. В тот же самый день Bill Schultz заявил: «Теперь у нас есть действенные меры, чтобы противостоять точным копиям. Мы примем судебные действия против них… CBS не позволит появлению точных копий». Тогда же было решено, что японские гитары Fender будут предназначены только для Японии, и только Squier может продаваться за ее пределами. Однако под этим не подразумевалась поставка какой-либо продукции Fender Japan в США. Как вспоминает Dan Smith: “В конце 1981 года, когда мы только начали производство в Японии, оно не предназначалось для США, оно предназначалось для удержания доли рынка на экспортном рынке. Однако, в 1983 году мы почувствовали, что нам придется поставлять эти гитары и в США, чтобы конкурировать с компаниями, которые вытесняли нас из бизнеса. Мы пробовали все, что можно, чтобы попытаться производить в США гитары дешевле $500, и это было просто невозможным. Сильные позиции доллара поставили Fender перед фактом, что для конкуренции с иностранными производителями на своем собственном рынке, им требуются продукты с агрессивной ценой. В конце 1983 года гитары Squier, сделанные в Японии, стали поставляться в США, где их ждал немедленный успех.

Первые Squier Stratocaster, поставленные в США представляли собой модель ’72 года с большой головой грифа, креплением на 3 болтах и системой Micro Tilt. По словам Dan Smith “Они не должны были хоть в чем-то пересекаться с американскими моделями». В прайс-листе гитара появилась 1 января 1984 года, хотя начала продаваться в США несколькими месяцами ранее. Причина смены политики была очевидна: японская модель без кейса имела цену $369, а американский Standard Stratocaster - $699 с кейсом. С этого момента японские Fender стали продаваться по всему миру, включая США

«Оффшорная» стратегия может быть уязвима для критики тех, кто полагает, что настоящий инструмент Fender может быть сделан только в Калифорнии, или как минимум в США. Однако невзирая на все споры, этот шаг несомненно спас Fender в 1985 году, поскольку CBS начали «давать задний ход». Несмотря на множество усовершенствований с 1981 года, Fender по-прежнему не могли похвастаться большими прибылями, и CBS занесли подразделение музыкальных инструментов в черный список, как одну из причин неважных финансовых показателей в 1984 году. На встрече в Нью-Йорке в 1984 году, Bill Schultz получил от CBS уведомление, что Fender будут выставлены на открытые торги.

Список покупателей возглавляли такие корпорации как Kaman или IMC, но в 1984 году CBS также придерживались принципа приоритетного выкупа менеджментом. Наконец, после недель слухов и домыслов в день открытия зимней выставки NAMM 1985 года (1 февраля) было объявлено о завершении «Эры CBS»: “CBS Inc, объявляет о своем принципиальном согласии, продать подразделение CBS Inc. – Fender Musical Instruments, группе инвесторов, которую представляет президент Fender Musical Instruments, William Schultz. Цена остается неразглашенной, детали соглашения уточняются, подписание состоится в ближайшее время».

Обе стороны подписали контракт 8 февраля 1985 года, а завершение сделки состоялось 12 марта того же года. В «группу инвесторов» вошло примерно 10 лиц из числа топ-менеджеров Fender, местный банк (FootHill Savings & Loans), чикагская инвестиционная компания (Mesirow) и известный музыкант! (Ходят слухи, что это Tommy Tedesco)

После 20 лет существования термина "до CBS" в лексиконе появилось "после CBS".

Условия размещения рекламы на сайте