Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus   Форум
 

1959 -1965

Обычно период 1959-1965 годов описывается как «До CBS, с палисандровой накладкой», потому что в 1959 году оригинальный цельный кленовый гриф Stratocaster был временно заменен на более распространенный гриф с отдельной палисандровой накладкой.

Хотя такая радикальная перемена произошла со Stratocaster в 1959 году, ее корни таятся еще в предыдущем году, когда Jazzmaster был официально анонсирован на летней выставке NAMM в Чикаго. Jazzmaster был первым серийным инструментом Fender с приклеенной к грифу палисандровой накладкой а не с обычным цельным кленовым грифом. Это новшество было введено по инициативе Don Randall и FENDER SALES INC. и имеет под собой две основных причины. Как вспоминаю George Fullertone: «Я думаю, это был запрос от отдела продаж, возможно от самого Don Randall», - и Freddie Tavares: «Как я помню, наши дистрибуторы, которые были отдельной компанией, время от времени вносили свои предложения, потому что у них были свои маркетинговые соображения. Они хотели палисандровую накладку. У всех есть, говорили они, почему бы и нам ее не предлагать?». Jazzmaster тогда предполагался как новая элитная модель от Fender и отдел продаж мог решить, что более традиционная накладка поможет выйти на более широкий кргу покупателей.

Другую причину объясняет Bill Carson: «На выборе в пользу палисандра сказалось то, что в то время у нас не было полимерных лаков для грифа, и на кленовом грифе лак очень быстро вытирался. После чего гриф терял внешний вид и вытираться начинало само дерево».

Custom Shop 1960 Stratocaster Custom Shop 1960 Stratocaster Custom Shop 1960 Stratocaster

В 1959 году Fender было принято решение о том, чтобы перевести все модели электрогитар на палисандровую накладку. По стандартной для индустрии практике тех лет, модификацию спланировали так, чтобы она вступила в силу с лета 1959. Таким образом с июля 1959 года по ноябрь 1965 года словесный портрет Stratocaster представлял собой следующее (звездочкой отмечены изменения по сравнению с предыдущим периодом).

  • Гриф из двух частей, с 21 ладами и палисандровой накладкой поверх клена. *
  • «Маленькая» голова грифа.
  • Старый логотип Fender (снят после весны 1964 года), затем «промежуточный» логотип (впервые представлен в июле 1964 года). *
  • Никелированные колки Kluson
  • Крепление грифа на 4 винтах.
  • Доступ к анкеру со стороны корпуса.
  • Тремоло бридж из двух частей с отдельным килем.
  • Никелированные седла с клеймом Fender.
  • Трехслойная белая накладка на 11 винтах*
  • 3 сингла с профилированными сердечниками.
  • Эргономичный профиль корпуса с постепенно уменьшающимся вырезом сзади. *
  • Нитроцеллюлозный лак.

Первые несколько лет после отказа от цельного кленового грифа Fender последовательно попробовали разные палисандровые накладки. Самый первый вариант был придуман еще в 1958 году для Jazzmaster. Плоская накладка укладывалась на ровную поверхность грифа и сегодня имеет прозвище «шпала» из-за большого количества дерева. Такую накладку ставили вплоть до июля 1962 года, после чего Fender стали делать более тонкую накладку, которая имела вогнутую нижнюю поверхность, совпадающую с выпуклой поверхностью грифа. Второй вариант просуществовал около года, и он по-прежнему был достаточно массивным, несмотря на изменение конструкции грифа. Наконец было решено сделать накладку еще тоньше, и в середине 1963 она превратилась почти в шпон, приклеенный к грифу. Этот окончательный вариант был стандартным для серийных моделей Stratocaster (и других гитар Fender) до 1983 года.

Все эти модификации происходили от производственных нужд, чтобы достичь оптимального согласования клена и палисандра, чтобы они не вступали в конфликт будучи склеенными. У палисандра больше плотность, и поэтому его толщина была максимально уменьшена. Кроме того, толстая накладка затрудняла регулировку анкера, если гриф начинал прогибаться. Интересно, что на первых каталожных фото Stratocaster с палисандровой накладкой видна ореховая вставка, как на стандартных кленовых грифах. Это показывает, что на первых прототипах с палисандровой накладкой анкер ставился с тыльной стороны грифа. Конечно, на серийных моделях анкер вставлялся спереди, до того, как приклеивалась накладка, поэтому на них нету ореховой полосы («хребта бурундука»).

Изменения в конструкции грифа несколько изменили характер звучания Stratocaster, который потерял немного своей фирменной яркости и прозрачности. Stratocaster начала 1960-х признаются более мягко звучащими по сравнению со своими предшественниками 50-х годов. Однако, следует отметить, что после 1960 произошли некоторые изменения в конструкции звукоснимателей, которые еще сильнее подчеркнули различие в этих нюансах. Например, ручные установки для намотки были заменены на автоматические станки, и это тут же повлияло на количество витков обмотки. Наверное именно поэтому Fender упомянули в каталоге 1961-62 года об «улучшенных звукоснимателях Stratocaster».

American Vintage 1962 Stratocaster American Vintage 1962 Stratocaster American Vintage 1962 Stratocaster

С точки зрения дизайна, появление палисандровой накладки совпало со сменой накладки на корпусе. Первые Stratocaster новой серии, появившиеся в июле-августе 1959 года , имели оригинальную однослойную белую накладку, без сомнения ради утилизации складских остатков. После чего ее быстро сменила трехслойная накладка сделанная из нового пластика, который придавал выраженный зеленоватый оттенок верхнему слою. Эту особенность накладок 1959-1964 часто списывают на возраст инструментов, но на самом деле такого свойство материала, использованного Fender. В результате эти трехслойные накладки не выглядят чисто белыми даже на новехоньких Stratocaster с фотографий в каталогах начала 1960-х. В 1965 году зеленоватый нитропластик был снят с производства по причинам безопасности, поскольку он был чрезвычайно горюч, и хранить его в больших количествах было опасно. Кроме стандартной трехслойной накладки, на Stratocaster в 1960-х также устанавливались накладки с черепаховым верхним слоем, которые обычно шли на белые, черные и санберстовые гитары.

Custom Shop 1965 Stratocaster По прихоти судьбы, отказ от кленового грифа совпал с отказом от твидовых кейсов для Stratocaster. Fender сохранил размеры, но сменил внешнюю обивку на коричневое виниловое покрытие « Tolex », производимое General Tire & Rubber Company. В 1963 году коричневый толекс был заменен на белый с зеленой полосой, а в 1965 году стандартным цветом кейсов Stratocaster стал черный.

После 1960 года Fender наконец удалось добиться стойкого трехцветного санберста с более отчетливым разделением цветов, чем в оригинальной расцветке 1958 года. Первая таблица расцветок под заказа, выпущенная Fender в 1961 году содержала маленькие образцы 14 дополнительных цветов (кроме Blond), которые предлагались Fender за дополнительные 5% к стоимости. Инструменты сплошных цветов продавались в начале 1960-х в больших количествах, но спрос на разные расцветки был неравномерным. Некоторые цвета так и не добились популярности, и выпущено не очень много покрашенных в них гитар. Видимо по этой причине Fender регулярно пересматривали свою палитру расцветок, чтобы сделать привлекательный комплект.. Несмотря на маркетинговый «плюс» наличия заказных расцветок, следует отметить, что Don Randall и FENDER SALES INC. всегда ставили на обложку каталогов санберстовый Stratocaster, поскольку ощущали, что это был самый привлекательный для среднестатистического покупателя вариант! Ольха оставалась стандартным материалом для корпуса, за исключением моделей расцветки Blond и отдельных гитар с окраской под заказ. Ближе к середине 1960-х было выпущено некоторое количество Stratocaster с корпусом из махагона, скорее всего с целью эксперимента, и сегодня это редкость.

После 1960 года выточка со стороны тыла и скоса под руку корпусов стала «мельчать». Поскольку обточка корпусов была тогда ручной операцией, надо полагать, что постепенно сказалась на загрузке работников, выполнявших эту работу. Это не принципально, но у страта 1957 года заметно более выраженные контуры, чем, например, у модели 1963 года.

Кроме того, оригинальное «макаронное» лого Fender было заменено в 1964 году на то, что сейчас известно среди коллекционеров как золотое «переходное» лого. Новый логотип впервые появился на Jazz Bass в 1960 году, но до 1964 года не использовался на Stratocaster. Эта перемена случилась, скорее всего, в попытке модернизировать и стандартизировать корпоративный имидж Fender, которые более не были маленькой компанией, а стали ведущей корпорацией в музыкальной индустрии.

В начале 1960-х годов Stratocaster постепенно отходил на второй план за новые Jazzmaster и Jaguar (анонсированные в 1961 году). Две новые модели с асимметричныи корпусами и «подвешенными» тремоло постоянно преподносились как новые элитные инструменты, а Stratocaster скоро отошел в брошюрах и каталогах на третье место. Кроме необходимости рекламировать новые модели, которые были намного дороже, и соответственно прибыльнее, чем Stratocaster, Fender ощущали, что музыкальная мода пошла в другом направлении. По многим известным причинам рок-н-ролл не смог удержать былую популярность в США, и его вытеснили серф, фолк и другие более мягкие жанры такие как «итало-рок»! По причине ли формы, звука или даты рождения, Stratocaster не вписывался в то, что было коммерчески востребованной музыки. Конечно, он не сошел на обочину окончательно. IMPRESSIONS активно использовали его звук. Кроме того, BOB DYLAN также обратился к Stratocaster в 1965 году, когда захотел придать своему фолку более роковое звучание.

Classic 60s Stratocaster Classic 60s Stratocaster Classic 60s Stratocaster

В Европе аккомпанирующий состав Cliff Richard – SHADOWS выпустили свой первый инструментальный хит 'Apache' в июле 1960, тем самым подготовив плацдарм для нового культа Stratocaster. В 1960-х годах инструменты Fender были дефицитом во многих европейских странах, из-за отсутствия полноценной дистрибуции, и будет справедливым сказать, что красные Stratocaster HANK MARVIN и BRUCE WELCH несомненно открыли двери для американской компании. Благодаря SHADOWS, Англия стала заказывать тонны Fiesta Red Stratocaster. Конечно фендеромания после набрала оброты при помощи других британских групп, но бум Stratocaster в Европе начался именно с SHADOWS.

Classic 60s Stratocaster Classic 60s Stratocaster

Однако, в середине 60-х Европа не была достаточно большим рынком, чтобы компенсировать спад продаж Stratocaster в США. В августе 1965 его каталожная цена даже была снижена на несколько долларов, а в какой-то момент, Fender даже подумывали снять модель с производства, поскольку по продажам она не могла сравниться с такими новинками, как Mustang. Все же Stratocaster не был снят с производства и по иронии судьбы, это может быть результатом важнейшего события, произошедшего в конце 1964 года, приходу CBS

Условия размещения рекламы на сайте