Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus   Форум
 

40 ЛЕТ STRATOCASTER.

Славная история Stratocaster может быть разделена на 6 этапов, с 1950-х до 1990-х годов. Это разбиение соответствует происходившими изменениями в фундаментальных параметрах гитар. Оно также вписывается в три самых крупных эры за историю Fender: годы под руководством Leo Fender – до 1964 года, эпоха C.B.S. с 1964 по 1985 год и эра «после C.B.S.» под руководством Bill Schultz и Dan Smith.

1954 -1959

Custom Shop 50th Anniversary 1954 Stratocaster Первый период в отношении моделей первых выпусков обычно описывается как «оригинальная модель с кленовым грифом» или «до CBS, с кленовым грифом». Для тех, кто не знаком с лексиконом «фендерологии», поясняем, что второй вариант связан с (печально) знаменитым приобретением компании холдингом CBS. Обе формулировки отражают тот факт, что в первые 5 лет производства, Stratocaster выпускались исключительно с грифом из цельного куска клена по придуманной Leo Fender технологии.

С момента официального дебюта в апреле 1954 года по июнь 1959 Stratocaster имел следующие характерные черты:

  • Цельный кленовый гриф с 21 ладом.
  • «Маленькая » голова грифа.
  • Старый стиль логотипа Fender (т.н. «макароны»)
  • Никелированные колки Kluson.
  • Крепление грифа на 4 винтах
  • Гайка анкера со стороны последнего лада
  • Тремоло из двух частей с отдельным килем.
  • Никелированные стальные седла с штампом Fender.
  • Однослойная белая накладка на 8 винтах
  • 3 сингла с профилированными сердечниками.
  • Ясеневый (после 1956 года стандартно ольховый) корпус с эргономичным дизайном.
  • Нитроцеллюлозный лак.

По проверенной по всем доступным ныне источникам информации, промышленное производство Stratocaster началось скорее всего в марте 1954 года. На вопрос о дате, George Fullerton вспоминает: «Это было не позже марта 1954 года». Однако, фактические отгрузки начались только через два месяца. Как сказано в рассылке дилерам от FENDER SALES INC.: «Начало отгрузок планируется на 15 мая». Как это было характерно для Fender того периода, производство по техническим и маркетинговым соображениям начиналось с умеренных темпов. В то время музыкальная индустрия очень сильно ориентировалась на летнюю выставку NAMM, как основной период анонсов новых продуктов. Хотя первая реклама Stratocaster появилась в апреле 1954, отдел продаж Fender явно хотел проверить реакцию дилеров (и набрать предварительные заказы!) на выставке NAMM, перед тем как утверждать какой-то график производства. Несколько Stratocaster были сделаны в первой половине 1954 года, но в основном для рекламных целей, эндорсмента и самых нетерпеливых дилеров Fender. По словам Forrest White, который с мая 1954 года руководил производством Fender, полномасштабное производство началось только с октября, когда от FENDER SALES INC поступил первый плановый заказ на 100 штук гитар. Хотя, в июле 1954 года 200 некрашеных корпусов и 150 некрашеных грифов уже ждали на складе первых заказов.

Самые первые Stratocaster, выпущенные весной 1954 года имели несколько специфических черт, которые в течение лета были изменены. Например, Fender через несколько месяцев сменили оригинальные ручки настройки на несколько более высокие с другими «полями». Одновременно отказались от использовавшегося вначале для ручек и крышек датчиков белого перламутрового бакелита, который часто трескался. Его заменили на «матовый» и более прочный белый материал, который использовался до 156 года, когда Fender заменили его на белый пластик ABS, менее подверженный вытиранию на краях. Первые крышки датчиков отличались скругленным краями и глянцем. Серийный номер в конце июня перекочевал с крышки блока тремоло на пластину на пятке грифа, после того, как компания осознала, что музыканты часто предпочитают держать крышку тремоло снятой, чтобы быстрее менять струны. Однако круглые отверстия на крышке были заменены на продолговатые только в начале 1955 года. И, наконец, пара первых Stratocaster имели металлическую анодированную под золото накладку.

Летом 1954 также отказались от исходного кофра по форме гитары и заменили его на первый из твидовых кейсов. Кейсы с «карманом» по центру производились до начала 1955 года, после чего, вероятно по соображениям себестоимости, их заменили на стандартные кейсы Fender с отделением в левом нижнем углу. В 1955 году также впервые появилась съемная крышка бриджа, и в этом же году модели без тремоло поступили в серию. По записям Forrest White в том году они составляли около 20% от всего производства Stratocaster.

Некоторые Stratocaster 1950-х имеют грифы с красивым рисунком клена, но это скорее случайный выбор материала, а не специальный заказ. На практике, Leo Fender не одобрял такие «бонусы». Как подчеркивает Freddie Tavares: «Leo всегда сторонился использовать ценные породы в грифах, потому что они слишком редкие. Если бы мы были производителями штучных инструментов, мы могли бы получить достаточный запас. Но на наши количества его бы не хватило. Leo этого очень сильно не хотел, потому что если у вас в обычной серии, по обычной цене периодически попадаются инструменты, выглядящие как дорогие заказные гитары, это неправильно». Этот подход может объяснять, почему в конце 1956 года корпуса стали изготавливать из ольхи вместо ясеня. Ясень – красивая древесина, часто с выраженным рисунком, но при этом достаточно неоднородная по характеристикам, и Leo Fender наверное испытывал проблемы с поддержанием запаса материала одинакового качества. Ольха менее дорога и более доступна в больших количествах, и нет сомнений, что ее сочли более удобной с точки зрения производства. Ее легче обрабатывать и отсутствие выраженного рисунка снимает необходимость тщательного подбора кусков. От ясеня тем не менее не отказались окончательно, и он остался в моделях специальных расцветок, особенно на моделях «Blond(e)», чье полупрозрачное покрытие позволяло рисунку проявиться.

По идее, на момент анонса серии в 1954 году, Stratocaster выпускались только в санберстовой отделке. Однако, как вспоминает Freddie Tavares: «Некоторые представители шоу-бизнеса, особенно кантри, просили сплошную окраску. Например, был этот парень, Hank Penny, который со своей группой играл в клубах Лас-Вегаса… Прикольный был парень… хотел малиновую гитару!». В свою очередь Eldon Shamblin (играл с Bob Wills and Texas Playboys и в группе Leon McAuliffe) хотел золотого цвета, а Bill Carson желал, чтобы его инструмент был красного цвета: «Цвет назывался Cimarron Red, его выбрали потому, что стил-гитаристу Leon McAuliffe, который много лет сотрудничал с Leo Fender понравилась именно эта расцветка. Название оттенку выбрали в честь зала Cimarron Ballroom в Оклахоме. Это большой танцевальный зал, который принадлежал Leon и был базой его группы. Он выбрал этот оттенок, отослал его Leo и назвалt Cimarron Red. Вот так у нас появилась именно эта краска и мне выкрасили ей один Stratocaster».

Расцветки под заказ – то есть нестандартные виды отделки – таким образом, использовались на фабрике с самого начала, но только чтобы удовлетворять запросам узкого круга практикующих музыкантов.

В 1956 году возможность выбора расцветок под заказ впервые была официально предложена в конце каталога Fender: «Гитары Stratocaster за дополнительные 5% к стоимости могут быть покрашены любой краской Dupont на выбор». Но этой возможностью на деле воспользовались очень немногие музыканты, потому что большинство из них были довольно консервативны в этом отношении.

Custom Shop Time Machine 1956 Stratocaster Custom Shop Time Machine 1956 Stratocaster Custom Shop Time Machine 1956 Stratocaster

В феврале 1957 года Fender официально анонсировали модель "Deluxe" Stratocaster расцветки «Blond» с 14-каратной позолотой фурнитуры по каталожной цене $ 330 с кейсом. Хотя до того момента модель не рекламировалась, «Blond(e) Stratocasters» производились с момента запуска Stratocaster в серию в 1954 году, а сам сливочный оттенок стандартно использовался на других электрогитарах федер. В каталоге 1958-59 годов строчка о вариантах расцветки гласила уже что «Все гитары Stratocaster за дополнительные 5% к стоимости могут быть покрашены в любой цвет или в покрытие Blond”. Другими словами, выбор расцветок уже не был прерогативой заказчика, потому что Fender начали формировать свою собственную палитру «стандартных нестандартов» расцветки. George Fullerton вспоминает: «Однажды я пошел в ближайший магазин красок и объяснил продавцу, что мне видится. Он смешал мне прямо на месте несколько колеров, и в итоге мы получили красный оттенок. С него началась вся палитра вариантов окраски и именно этот цвет мы назвали Fiesta Red. В течении длительного времени Англия заказывала только этот цвет. Они не заказывали ничего кроме Fiesta Red!». На вопрос о дате, он уточняет: «Я бы сказал, что это был конец 1957 – начало 1958 года. Цветовые опции появились примерно одновременно с выходом Jazzmaster. Я уверен в этом потому, что этот красный цвет был на одном из самых первых Jazzmasters. У меня до сих пор есть эта гитара, как свидетельство».

Цвет Fiesta Red вскоре оказался на обложке каталога 1958-59 годов, но на Stratocaster поскольку Jazzmaster на обложку не попал (хотя внутри гитара была представлена как новая элитная модель). Полвека назад, мягко говоря, было необычным красить профессиональный инструмент в красный цвет, но как говорит George Fullerton «Никто тогда не выпускал цветных инструментов, поэтому у нас был шанс сделать что-то нешаблонное, и у нас это хорошо получилось». Кроме того, как говорит Freddie Tavares: «Leo пошел на это ввиду массового спроса».

American Vintage 1957 Stratocaster American Vintage 1957 Stratocaster American Vintage 1957 Stratocaster

Когда бы точно это не произошло, спрос на сплошные цвета в конце 1950-х годов был без сомнения предопределен рождением рок-н-ролла, а также взлетом культа автомобилей в США. На деле, цвета в каталоге Fender чаще всего были автомобильными расцветками, и Fiesta Red очень хорошо сочетался с 58 Corvette цвета Cardinal Red. Хотя в целом популярность заказных расцветок началась только в начале 60-х, а в конце 1950-х только единицы Stratocaster были покрашены в сплошной цвет – поэтому цены на коллекционном рынке на них буквально взлетают в стратосферу. Судя по сохранившимся на сегодняшний день экземплярам, самыми популярными из заказных расцветок в конце 1950-х были Fiesta Red и Shoreline Gold Metallic.

Кроме того, стандартный двухцветный санберст претерпел изменения и получил оттенок красного между черным и желтым цветами. Это случилось скорее всего по просьбе отдела продаж Fender, который чувствовал потребность в более яркой расцветке. Двухцветный санберст исчез из каталога Fender в начале 1958 года, но достаточно большое количество Stratocaster конца 1950-х – начала 1960-х годов сегодня выглядят как двухцветный санберст. В чем же дело?

На самом деле все «двухцветные» Stratocaster конца 50-х были покрашены в трехцветный санберст, но по причине некоторых химических реакций этот слой выцветал после попадания гитары под прямой солнечный цвет. В частности, та же самая проблема наблюдается с гитарами Gibson Les Paul Standard, выпущенными в 1958 и 59 годах в Каламазу. Компании пришлось сменить состав красной краски, чтобы трехцветная отделка сохранялась долго.

Fender быстро заметили проблему, но судя по всему долго мучались с подбором краски и это повлияло на стабильность красного оттенка в санберсте. Bill Carson вспоминает: «Мы были в поиске и покрасили много ольховых брусков, которые выставили под свет, чтобы определить, какой будет выцветать, а какой не будет. Красный цвет просто испарялся из-за химических реакций».

Classic 50s Stratocaster Classic 50s Stratocaster

Stratocaster претерпели до 1959 года еще несколько модификаций из которых самой важной является то, что профиль грифа был изменен по просьбе музыкантов. Толстый округлый гриф первых моделей был заменен на V-образный «лодочный» профиль после » 1955 года, а потом он был заменен в середине 1958 года на еще более тонкий. Наконец, стоит отметить, что небольшое количество Stratocaster в 1958 году было снова выпущено с анодированной металлической накладкой, поскольку тот же самый материал использовался Fender в отделке Jazzmaster, Musicmaster, Duo-Sonic и Precision Bass.

В период 1954-1959 годов Stratocaster считался в первую очередь кантри-гитарой как благодаря своему характерному «твангу», так и постоянной клиентуре Fender того времени. Тем не менее в рекламной кампании по всей стране FENDER SALES INC. полагались на имя Buddy Merrill, который тогда работал с Lawrence Welk Dance Band, чтобы выйти на более широкую и менее специфическую аудиторию. С начала 1957 года Fender стали делать менее адресную рекламу и запустили очень забавную кампанию под слоганом «вы тоже не расстанетесь со своей». Будет справедливым сказать, что истинное признание уникальности Stratocaster началось с рок-н-ролла и некоторых самых ярких представителей жанра. В этом смысле Buddy Holly, чья известность помогла гитаре раскрутиться, должен быть признан самым первым «героем Stratocaster».

Условия размещения рекламы на сайте