Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus   Форум
 

Дизайн "Comfort Contour Body"

Как и система тремоло, дизайн "Comfort Contour Body" был еще одним новаторством 1954 года, представленным в Stratocaster. Хотя концепция была радикальной для того времени, она проистекает из простых и практичных идей. Несмотря на не очень большую толщину (1.750") Telecaster, некоторые музыканты жаловались на углы корпуса, упиравшиеся им в ребра. Bill Carson говорит, что он специально обращался к мистеру Fender с этой проблемой и утверждает, что именно он выбил идею комфортного дизайна из Leo: "Что мне не нравилось в Telecaster, это дискомфорт, поскольку в то время я много работал в студиях на Западном побережье, и, когда я играл сидя, эти прямые углы буквально вдавливались мне в ребра. Она была неудобна, и Лео просто достали тем, что гитара должна также хорошо «сидеть», как рубашка!». Утверждение Bill в какой-то степени подтверждает Freddie Tavares: "Я не совсем уверен, но полагаю, что Leo почерпнул идею комфортного дизайна от Bill Carson". Leo Fender, однако, приписывает заслугу появления выемки на тыльной стороне инструмента, а также скоса под предплечье, местному артисту по имени Rex Galleon: "Мы показали инструмент Rex Galleon раньше, чем Bill и именно Rex внес предложение о вырезе с тыльной стороны корпуса и с угла передней стороны». Перед лицом таких противоречивых свидетельств, можно сделать следующее умозаключение. Bill Carson признает, что сперва Leo Fender довольно прохладно отнесся его первой просьбе обтесать корпус гитары, потому что ему казалось, что это чересчур. Bill также вспоминает, что во время разработки Stratocaster, он на время покинул Калифорнию и работал в Канаде. Пока Bill отсутствовал, Rex Galleon мог повторить или подтвердить свою просьбу об эргономичном дизайне корпуса, а Leo, возможно запомнил только этот, второй запрос. Сейчас можно утверждать, что кто бы ни попросил первым, мистер Fender, наверное, не счел просьбу существенной, пока не получил такие же запросы от других музыкантов. Freddie Tavares вспоминает, что "Leo имел обыкновение думать медленно и последовательно… никаких озарений гениальности, но неуклонный, непрерывный процесс мышления».

Как бы то ни было, когда Leo Fender убедился в пользе вырезов на корпусе, он просто начал экспериментировать в поисках наибольшего комфорта. Bill Carson вспоминает: "Одним утром, в начале 1953 года, как мне помнится, я пришел к Лео, и у него было 4 или 5 корпусов с различными вырезами, для проверки, какой именно будет удобным для меня». Вскоре выяснилось, что наличие вырезов влияют на форму всего корпуса. Bill Carson вспоминает процесс работы над своей «персональной» гитарой: "Не было баланса. В начале корпус был как у Telecaster, и мы начали удлинять верхний рог, пока не пришли к равновесию. По-моему, Freddie предложил, удлинить для симметрии и баланса и нижний рог». В результате, очертания макета стали приобретать вид уменьшенного Precision Bass (выпущенного в 1951 году). Было ли это результатом исключительно эмпирического поиска? Или Leo (и Freddie) в какой-то степени желали сделать гитару в пару к P. Bass? Каков бы ни был ответ, нет сомнения, что окончательный вид Stratocaster приобрел из чисто практических соображений, но при этом он стал очень популярным и с чисто эстетической точки зрения. Многие музыканты на самом деле выбрали Stratocaster из-за его модерновых и стильных очертаний, а потом уже осознали насколько это функционально и надежно. Дизайн "Comfort Contour Body", изначально придуманный для Stratocaster позже стал стандартной характеристикой всех лучших инструментов Fender, и таким образом был использован в P. Bass с 1954 года. Как ни странно, Leo Fender не запатентовал это новшество сразу. Это произошло только с выпуском Jazzmaster и патентная заявка на "Contour Body" (и скошенный "Off-Waist" дизайн Jazzmaster) была сделана 13 января 1958 года, а удовлетворили ее 22 ноября 1960.

Другие новшества Fender

Главной задачей Leo Fender было создать тремоло систему, которая бы держала строй. Поэтому логичным для него было уделить некоторое внимание проблеме точного интонирования. В 1953 году электрогитары Fender были оборудованы достаточно примитивными (и дешевыми) бриджами, с одним седлом на пару струн. Но, как говорит Freddie Tavares: "У некоторых музыкантов просто невероятный слух, у некоторых – нет. Так что было неизбежно, что кто-то начнет жаловаться, что у нас одно седло на две струны, потому что струна не может строить, если не отрегулировать ее длину». Bill Carson охотно вспоминает: "Еще мне не нравилось в Telecaster то, что в конструкции бриджа были компромиссы, и вы не могли его точно интонировать». Отдел продаж Fender возможно заметил, что такое примитивное интонирование не соответствовало главной задаче компании – помогать профессиональным музыкантам. В какой-то момент Don Randall мог попросить Leo исправить этот «влияющий на продажи недостаток», как он попросил его в 1950 году, вставить в гриф Esquire/Broadcaster анкер!

Как бы то ни было, Leo Fender придумал новый бридж с 6 независимыми седлами, позволяющими интонировать струны по отдельности. Как и в ранних бриджах Fender на седлах регулировалась как высота, так и длина струн, но у них была другая форма, для более стабильной работы тремоло. Регулировка высоты осуществлялась при помощи двух маленьких шпилек под шестигранный ключ, а длина струны регулировалась крестовым винтом с тыльной стороны станины. Эта новая конструкция бриджа вошла в заявку на патент "Synchronized Tremolo", поданную в августе 1954 года. Поэтому на каждом седле серийной модели можно видеть отштампованные слова "FENDER" и "PAT.PEND.".

Был ли Stratocaster первой коммерчески выпускаемой гитарой с полностью регулируемым бриджем? Скорее всего, да, если брать в расчет регулировку, как высоты, так и длины для каждой струны. Бридж Stratocaster был единственным, позволяющим регулировать радиус профиля струн относительно грифа. Для истории добавим, что в первых вариантах бриджа винты регулировки мензуры находились со стороны датчиков, а не сзади бриджа. На прототипе был сперва установлен такой «зеркальный» бридж, пока Bill Carson не пожаловался Leo Fender на то, что это неудобно в работе. Поэтому до отправки гитары в производство, регулировочные винты переставили.

А вот причина, по которой на Stratocaster было установлено три датчика, похоже никак не связана с чисто музыкальными требованиями. С точки зрения звука, потребности музыкантов середины 1950-х были еще довольно консервативны, и комплект из 3 датчиков появился по целому ряду разных причин.

Самое простое объяснение предлагает сам Leo Fender – он использовал 3 звукоснимателя, потому что у него на складе был запас трехпозиционных переключателей! С другой стороны можно понять, что мистер Fender хотел придать своей гитаре уникальный эксклюзивный вид, как производители машин, украшающие свою продукцию хромом и другим декором. Freddie Tavares вспоминает: "Leo сказал, что 2 звукоснимателя есть у всех, поэтому у нас их будет 3!». Исторически, правда, это не было «открытием», поскольку в 1949 году у GIBSON была уже полуакустика с тремя датчиками ES-5. Такой ход, наверное, не остался без внимания отдела продаж Fender и Don Randall мог предложить, что 3 датчика были бы плюсом с точки зрения маркетинга. В то время GIBSON начали выходить на рынок электрогитар с цельным корпусом, представив Les Paul и Electric Bass, и FENDER несомненно хотели сохранить свое лидерство в этой области.

3-позиционный переключатель, имевшийся в 1953 позволял только включать один датчик одновременно, а комбинации из двух звукоснимателей, которые так любят музыканты сегодня, в ту пору никому не были нужны. Freddie Tavares признается: "Мы были не настолько всемогущи в своем предвидении, чтобы понять, что переключение могло бы быть более гибким!», - а Leo Fender однажды сказал в интервью: "В то время было немного удобных вариантов переключателей. Дело было не в том, что нам бы хотелось, а в том, что мы могли получить для работы!».

Несмотря на достаточно простую распайку, наличие 3 звукоснимателей отразилось в наличие трех ручек управления рядом с переключателем – мастер громкость и две ручки тембра для некового и среднего датчиков соответственно. Предполагалось, что звук бриджевого звукоснимателя не надо корректировать, так как его задача – давать очень яркий звук. В то время усилители не выдавали достаточно верхних частот, и от бриджевого датчика Stratocaster требовалось обеспечить «яркие звонкие верха». А наклонно он был установлен для лучшего звука. Freddie Tavares поясняет: "Задний звукосниматель скошен по очень важной причине. Если вы извлекаете звук у самого бриджа, все звучит намного ярче, но вы теряете глубину. Поэтому наклон сделан для того, чтобы получить чуть больше «тела» от толстых струн, но сохранить нужную нам яркость».

Спецификации звукоснимателей были определены пробным путем, и Leo Fender сделал несколько штук, чтобы Bill Carson опробовал их на концертах и в студии. И снова вспоминает Freddie Tavares: "Когда дело дошло до выбора сечения проволоки и количества витков, это все было полностью эмпирически… намотать больше, намотать меньше и затем попробовать, что вышло! Мы провели много экспериментов, и конечно итоговый вердикт всегда был за Лео». Таким образом мистер Fender тестировал множество различных конфигураций звукоснимателей, с различными катушками и сердечниками, пока не дошел до такой, какая понравилась ему больше всего. Эти эксперименты объясняют, почему датчики на Stratocaster с самого начала имели обмотку из несколько более тонкой проволоки, чем на Telecaster. Кроме того, в отличие от датчиков ранних Telecaster, они имели сердечники разной высоты («staggered»), чтобы компенсировать разницу в сигнале от разных струн. Другими словами, чем больший сигнал давала струна, тем ниже был алниковый сердечник под ней.

Тем самым звучание звукоснимателя было более сбалансированным. Учитывая распространенный в то время калибр струн (обычно толстые), Leo Fender расставил сердечники под струнами по высоте следующим образом (от коротких к высоким): B - E (тонкая) - G - E (толстая) - A и D. Профилированные сердечники не предполагались как «уникальное конкурентное преимущество» 1954 года, поскольку у многих гитар уже были регулируемые сердечники. Это на деле был скорее способ избавиться от некоторых недостатков, наследуемых от первых Telecaster, в частности от слишком громкой второй струны. В свою очередь, экранировка не считалась тогда важным вопросом, поэтому не было попыток сделать металлические крышки звукоснимателей.

Гнездо спереди корпуса было удобным, симпатичным нововведением. Идея была поместить гнездо в надежное место, так, чтобы подключенную гитару можно было бы ненадолго поставить к стенке или стулу. Гнездо также становилось более доступным, и музыкантам не приходилось нашаривать его на ощупь. Как и все органы управления на Stratocaster, оно должно было быть под рукой, что подчеркивает Leo Fender: "Другим, очень важным решением, было размещение органов управления. На Stratocaster мы разместили их намного ближе к положению правой руки при игре, и это похоже прибавило много популярности».

И последняя, важная деталь – в Stratocaster было еще одно новшество – прошедший сквозь годы классический силуэт головы грифа Fender! Leo Fender неоднократно вспоминал, как пришел к идее асимметричной головы с 6 колками в ряд на одной стороне. С технической точки зрения он хотел чтобы струны шли к колкам по прямой линии, а не расходились по сторонам, как на обычной гитаре. С эстетической точки зрения он позаимствовал идею от хорватских струнных инструментов... В грифе Telecaster эта концепция была реализована в примитивной форме – ровно столько дерева, чтобы установить колки и разместить лейбл с торговой маркой. Freddie Tavares вспоминает: "У Telecaster была минималистская голова грифа. Ровно столько, чтобы хватило и небольшой завиток. Просто, чтобы это не выглядело халтурой! Теперь пришло время сделать голову грифа более красивой».

Leo и Freddie вместе разработали дизайн головы грифа Stratocaster, с характерным острым выступом снизу и закруглением на конце. Этот новый стиль, скоро стал узнаваемой торговой маркой Fender по всему миру, и со временем, с небольшими вариациями, перешел почти ко всем басам и гитарам Fender, кроме Telecaster. Есть интересное мнение, что этот дизайн выглядит, как сглаженная версия формы, которую P.A. Bigsby использовал в своих гитарах в конце 1940-х.

Paul Bigsby, житель Downey (Южная Калифорния) приобрел известность после изобретения системы вибрато, носящей его имя. Неоднократно, известный кантри-музыкант Merle Travis высказывал точку зрения что именно «этот человек придумал дизайн гитар Fender», поскольку полагал, что дизайн Broadcaster был несомненно навеян гитарой, которую Paul Bigsby сделал специально по его заказу. Само собой, Leo Fender всегда опровергал это резкое заявление, и десятилетиями джентльмены пребывали в конфронтации. Нашей целью не является установить, кто же прав в данном случае. Фактом оставляется то, что гриф Stratocaster очень напоминает дизайн, использованный Paul Bigsby еще в 1947. Признав это, отметим, что всемирную популярность он приобрел на гитарах Fender.

Самая знаменитая модель Paul Bigsby - инструмент имени Merle Travis образца 1948 года.

Условия размещения рекламы на сайте