Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus   Форум
 

О Stratocaster написано много статей и книг, но мнения об истинных обстоятельствах рождения этой легендарной гитары до сих пор достаточно противоречивы. Сегодня известно достаточно много о первых годах Fender, но воспоминания ключевых фигур, вовлеченных в разработку гитар не всегда совпадают. Это неудивительно, учитывая, что описываемые события происходили 40 лет назад, а документальные свидетельства зачастую отсутствуют. Выяснение истинной истории Stratocaster – это настоящее расследование… выслушав свидетельства и перекрестные показания, выяснив факты и сопоставив сделанные в прошлом заявления, вы приходите к тому, что лично считаете максимально правдоподобной версией.

РОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ

Stratocaster родился в начале 1950-х в Южной Калифорнии, а если быть точным, то в расположенном неподалеку от Лос-Анжелеса Фуллертоне, родине FENDER MUSICAL INSTRUMENT Co. С любой точки зрения минимум три человека были непосредственно в той или иной степени вовлечены в создание гитары: LEO FENDER, само собой, FREDDIE TAVARES и BILL CARSON. Другие люди, такие как DONALD RANDALL, GEORGE FULLERTON и REX GALLEON также могут быть причастны к процессу предшествовавшему началу серийного производства Stratocaster в 1954 году.

Одним из главных противоречий, остающимся неразрешенным по сей день является дата начала его разработки. По словам Leo Fender, проект появился еще в самом начале 50-х: «Мы начали работу над Stratocaster примерно в 1951 году, потому что нам нужна была гитара с тремоло-системой, чтобы конкурировать с Bigsby!". В другом высказывании Leo Fender уточняет: "Это было еще до того как Freddie Tavares стал у нас работать. Это было примерно в 1951 году. У нас уже был дизайн грифа и корпуса, и были датчики. Я это помню точно, потому что это было еще до переезда с Pomona Street на Valencia. У меня уже были на складе обработанные материалы и детали». Следует заметить, что переезд с адреса 122 Pomona Street состоялся только в 1953 году, и публично о нем было объявлено в июне 1953 года, когда было FENDER SALES Inc. Как бы то ни было, несмотря на то, что Stratocaster официально дебютировал весной 1954года, Leo Fender относит начало его разработки к 1951 году, возможно к концу года, после того как был выпущен. Мистер Fender также неоднократно упоминал, что он начал проект вскоре после того, как познакомился с Bill Carson, который после стал его любимым «подопытным кроликом» для обкатки прототипов Stratocaster.

Эти заявления не находят полной поддержки у Freddie Tavares, который был нанят Leo Fender в начале 1953 года, чтобы помогать тому в «лаборатории», где разрабатывались новые продукты Fender: "Я встретил Leo Fender примерно в марте 1953 года. Я играл на стил-гитаре в клубе, и мне его представил музыкант по имени Noel Boggs. Noel сказал мне, что Leo ищет себе помощника. Первое полноценное задание, которое я получил, было сделать чертеж Stratocaster. Это был апрель или май 1953 года. Leo сказал, что нам нужна новая гитара, а я спросил, какое расстояние между струнами у верхнего порожка, как далеко будет бридж. Я получил эти параметры, после чего спросил, какая будет мензура, и, поняв, как пойдут струны, я знал с чего начинать». По словам Freddie, до того, как он пришел в компанию в начале 1953 года, Stratocaster не имел конкретики. Однако, несмотря на утверждения Leo Fender, он вряд ли сущестовал до того даже в качестве идеи. Bill Carson был гитаристом в кантри-вестерн группе Eddy Kirk Band, когда он впервые встретил в конце 1951 года. Он не согласен с точкой зрения мистера Fender: "В 1952 году Leo и начали обсуждать Stratocaster, но, как я помню, у нас ничего не было сделано на практике до начала 1953 года». Итак, у кого лучше память?

Другой важный пункт разногласий относится к причине, по которой Stratocaster был изобретен. Нет сомнений, что Leo Fender нуждался в «новой гитаре», просто чтобы расширить при ее помощи ограниченный модельный ряд своих электрогитар, или чтобы получить инструмент во всех отношениях более передовой чем Telecaster, и имеющий тремоло систему, в соответствии с текущей модой. С этими предположениями безусловно согласен Don Randall, который был генеральным менеджером RADIO & TELEVISION EQUIPMENT Co., в то время эксклюзивным дистрибутором Fender Instruments (Напоминаем, 1 июня 1953 года дистрибуция перешла к FENDER SALES Inc.). Однако, по словам Bill Carson, Stratocaster изначально планировался как сделанная Leo Fender специально по его заказу гитара, под его профессиональные задачи: «Я скажу что 95% необычных идей в первом Stratocaster были моими, но я не мог их воплотить. У меня не было инженерного опыта или образования, и все что я мог – придумывать идеи…. Оригинальный прототип не задумывался как гитара для серийного производства. Я думаю, что по мере того как Leo Fender беседовал со мной, а затем, возможно, обсуждал эти идеи с другими музыкантами, он все больше склонялся к тому, что это будет серийная гитара». Исходя их этого предположения, в 1979 году, когда была выпущена модель Anniversary Stratocaster, CBS/FENDER объявили Bill Carson как “человек, для которого был создан Stratocaster». Несмотря на все противоречия, очевиден один факт: Leo Fender всегда внимательно относился к предложениям практикующих музыкантов, и всегда старался поддерживать с ними тесный контакт, чтобы улучшать свои продукты. Как подчеркивает Freddie Tavares: "Одна из причин успеха Leo заключается в том, что музыканты знали, что они желанные гости в нашей лаборатории. Они могли придти туда и поговорить с нами лично. Все знали, что могут достучаться до Leo". Bill Carson подтверждает этот факт и добавляет: "У Leo была уникальная способность принимать то, что вы ему говорите именно как потребности музыканта. Он не играл сам, не думал и не слышал как музыкант, поэтому он полностью полагался на музыкантов с хорошим слухом».

В свете довольно противоречивых утверждений, достаточно непросто отдать предпочтение какой-то одной версии, и конечно нужны ответы на ряд вопросов. Кто придумал Stratocaster? Как это произошло? Когда?

В 1951 или 1952 году Leo Fender наверняка думал о том, чтобы выйти за рамки прямолинейной концепции Telecaster и Esquire. Он мог думать об этом и даже сделать черновые наброски того, что должно было стать более “продвинутым» инструментом. Его частые встречи с профессиональными музыкантами, такими как Bill Carson наверняка утвердили его в необходимости выпуска усовершенствованной гиары. И в итоге проект «новой» гитары Fender, в какой-то момент времени слился с заказом Carson, и первратился в инструмент, ныне известный как Stratocaster.

Выглядит разумным полагать, что идеи Bill Carson, как музыканта, и идеи Freddie Travers, как инженера, несомненно нашли свое отражение в разработке. И по большому счету не подлежит сомнению, что концепцией всего проекта руководил лично Leo Fender. Freddie Travers не оспаривает этого: "Leo хотел новую гитару, более совершенную, более универсальную, что он в итоге и получил! Я сделал чертежи, но все было у него в руках. По большому счету, все делалось так, как он хотел». Делая поправку на время, автор считает, что память мистера Fender не очень надежна, когда речь заходит о его моментах озарения в начале 1950-х. Если учесть, что происходило в Fender в 1951-52 годах – выпуск Precision Bass и стил-гитар Stringmaster, не говоря о растущей активности на рынке усилителей, не похоже, чтобы разработка новой модели началась настолько рано, как это кажется мистеру Fender. Не смотря на то, что он утверждает, в различных интервью, разработка Stratocaster началась скорее всего в 1953 голду, что подтвреждает Freddie Tavares : "Разработка началась в апреле или мае 1953 года и заняла меньше года». На самом деле, она могла бы продлиться и того меньше, если бы не бридж тремоло-системы, который доводили до ума шесть месяцев. Вот почему Leo Fender сказал:"У меня уже были на складе обработанные материалы и детали», ссылаясь на переезд с Pomona Street на East Valencia Street в середине 1953 года.

Как бы то ни было, хотя разработка Stratocaster не является единоличной заслугой Leo Fender, именно он, человек, который даже не умел играть, дал жизнь этой гитаре. И до сих пор очень немногие могут похвастаться таким до сих пор ощутимым влиянием на индустрию!

Условия размещения рекламы на сайте