Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 
Ovation

Рассказ об одних из самых известных и, наверное, самых необычных полуакустических гитарах - Овейжен (Ovation) - следует начать с небольшого экскурса в историю.

Ни для кого не секрет, что в отличие от всех (или большинства) других гитар, Овейжен можно моментально определить по полукруглой пластиковой задней части корпуса.

Этакая мандолинообразная полупластмассовая гитара, вызывающая у новичков недоверие и интерес одновременно. Все имеет свои предпосылки, однако!

Компания "Овейжен" является дочерним предприятием известной во всей Америке, да и за ее пределами, вертолетостроительной корпорации "Каман". В далеком 1964-ом году Чарльз Каман - глава предприятия и заядлый гитарист - организовал группу инженеров своей корпорации и возглавил новый проект, результатом которого явилась первая гитара с пластиковой и полукруглой коробкой.

Чарльз был видным вертолетостроителем и экспертом по аэродинамике. Его специализацией была вибрация в вертолетных лопостях. Именно из этого материала и была изготовлена задняя стенка коробки первой "Овейжен", да и до сих пор материал, использующийся для корпусов "Овейжен", мало чем отличается от материала, используемого для лопастей вертолета.

Первую гитару назвали "Баладир" (Balladeer). Интересно то, что это был чисто акустический инструмент. У его создателей и в мыслях тогда не было, что через 30 лет их гитары станут самыми популярными инструментами на сценах, и вся их ценность будет именно в том, что подключенными в усилитель, эти гитары будут давать чистый акустический звук с наименьшим фидбэком.

Итак, вначале "Овейжен" была акустической гитарой с ровным сбалансированным звуком. Скептики говорили, что эти гитары не обладают индивидуальностью, но более прогрессивные музыканты, увидев, насколько хорош баланс между струнами, попросили изготовителей разработать звукосниматель, и тогда появилась "настоящая" Овейжен - полуакустическая. Звук, который она издавала, не имел себе равных по чистоте при подключении к усилителю, а секрет был прост: ведь известно, что звук гитары - это результат вибрации струн и корпуса. Инженеры Камана были специалистами по всему, что связанно с вибрацией, вот они и разработали звукосниматель, который снимал вибрацию одновременно и со струн, и с верхней стенки корпуса. Первоначально всего 15% "Овейжен" имели звукосниматели, но уже через 10 лет 90% моделей были полуакустическими.

Остается только добавить, что в 70-ые годы практически никто не занимался изучением полуакустических гитар, и Вы сможете представить себе, какой успех имела "Овейжен"...

Теперь, когда мы уже знакомы с историей этих инструментов и материалами, из которых они изготовлены, давайте рассмотрим модельный ряд Овейжен.

Моделей эта компания выпускает много, но их довольно легко классифицировать по так называемым сериям. Мы рассмотрим их от самых простых и дешевых (уличная цена в районе $350) и до самых дорогих (более $1500)

  • Селебрити (Celebrity)
  • Баладир (Balladeer)
  • Леджент (Legend)
  • Элита (Elite)
  • Адамас (Adamas)
  • Коллекционный выпуск (Collectors Edition)

    Перед тем как рассмотреть детально каждую серию, следует упомянуть, что почти во всех сериях присутствуют модели с тремя разными корпусами.

    Собственно, сами параметры и конфигурации корпусов одинаковые, а разница заключается в их толщине. Будем условно называть их "глубокими", "средними" и "тонкими".

    Понятно, что инструменты с "глубокими" корпусами обладают более глубоким и объемным акустическим звуком. Зато инструменты с "тонким" корпусом легче всего заставить звучать без фитбэка при подключении, что значительно облегчает жизнь на сцене как музыкантам, так и звукоинженерам.

    Итак:

    Селебрити - самая дешевая серия Овейжен. Выпускается в Корее на подшефном заводе Камана. Верхняя стенка деки из ламинированной ели. В этой серии выпускается несколько разных моделей, среди которых присутствуют все три толщины корпуса. А также модель "Deluxe" со специально разработанной декой, где вместо отверстия резонатора прорезано несколько более мелких отверстий с очень необычным дизайном в виде резных деревянных листьев вокруг них. Компания Овейжен утверждает, что благодаря такому дизайну деки меняется звук гитары. Лично я разницы в звуке не заметил, но с эстетической точки зрения все это выглядит очень необычно и красиво. Электроника в этой серии представлена звукоснимателем с 4-мя стандартными ручками настройки - громкость, а также низкие, средние и высокие частоты.

    Баладир - самая популярная модель Овейжен. Выпускается в Америке, передняя стенка у нее из цельной ели. Баладир - это по форме и конструкции "первоначальная" серия. Гитары этой серии наиболее похожи на прототипы, из которых появились первые серийные Овейжены. Несколько моделей этой серии начинаются с $500 (уличная цена) и выпускаются со звукоснимателем и начинкой, где кроме стандартных ручек - громкость, высокие, средние, низкие - присутствует встроенный фильтр для снятия посторонних шумов и изменения фокусировки звука.

    На мой взгляд, Баладир - это самая удачная серия Овейжен, за относительно недорогую цену можно приобрести профессиональный инструмент. Конечно, есть и более интересные Овейжены, но цена на них вдвое, если не втрое, больше...

    Леджент - наиболее встречающаяся на американской сцене серия. Выпускается в Америке, дека из цельной ели. Как правило, с "тонким" корпусом. Все модели в этой серии выпускаются со специально заполированными и отрегулированными ладами. Попросту говоря, они проходят дополнительный контроль качества, что в результате приводит к более аккуратным инструментам. Особенно популярна модель Леджент с 12-тью струнами. Это действительно незаурядная гитара для игры со сцены. Её по достоинству оценили музыканты во всем мире, в том числе и в России. 12-ти струнный Леджент черного цвета - гитара, на которой играет Розенбаум. Электроника в этих гитарах состоит из звукоснимателя со стандартными ручками настройки плюс специальный фильтр, как убирающий шумы, так и понижающий фитбэк на каждой струне отдельно. Самая "навороченная" модель Леджента - "Кастом" - выпускается с еще более сложной электроникой.

    Элита - самая "красивая" серия Овейжен. Все модели этой серии сделаны в США, с цельной декой из ели и специально разработанным дизайном, состоящим из нескольких ассиметрично расположенных отверстий в деке вместо стандартного отверстия резонатора. Не знаю, стоит ли поддаваться рекламе фирмы Овейжен, утверждающей, что этот дизайн влияет на звук, но на внешний вид он влияет точно! Наверное, каждый ценитель гитар, посмотрев на любой из инструментов серии Элита, захотел бы добавить его в свой арсенал. Что касается электроники, то она такая же, как и на Баладире, с той только разницей, что на некоторых моделях добавлен "тюнер" - прибор для настройки гитары.

    Адамас - "визитная карточка" компании Овейжен. Самая дорогая и интересная серия, цены в которой начинаются в районе 1500. Производится в США на специальной, отдельной линии. Отличительная особенность этой серии заключается в том, что дека в инструментах сделана из специального материала, придуманного Чарльзом Каманом. Идея материала заключается в том, что тонкая деревянная пластинка впрессована между двумя пластинами из специального пластика. Вся эта конструкция, по задумке автора, должна вибрировать лучше, чем обычная деревянная дека. Я лично играл на нескольких Адамасах и должен отметить, что они обладают довольно приятным и очень сбалансированным звуком. Как правило, модели серии Адамас выпускаются с "глубокими" корпусами, но, тем не менее, фитбэт не является проблемой для Адамаса - он легко снимается за счет прекрасного фильтра, который по конструкции такой же, как и на Элите, но с улучшенным "тюнером".

    Коллекционный выпуск - самый нестандартный. Каждый год компания Овейжен придумывает новый дизайн для коллекционного выпуска. Иногда это необычный сорт дерева для деки и более "навороченный" декор, иногда необычный цвет лака или форма резонатора. Весь год производится определенная модель, и на грифе всегда указан год производства. В конце года этот инструмент с производства снимается, и запускается новый. И так каждый год.

    Кроме обозначенных выше серий, Овейжен периодически выпускает ограниченное количество инструментов, не относящихся к определенным сериям. Например, 15-20 лет назад на протяжении какого-то времени выпускались именные инструменты, посвященные известному гитаристу Глену Кемпбеллу. Именно он в свое время создал рекламу фирме Овейжен, первым из признанных мастеров начав играть на их продукции.

    Так же периодически Овейжен выпускает инструменты с названием Вайпер. Обычно они отличаются от стандартных моделей необычностью дизайна. И так далее. Все перечислить трудно, так как эти гитары выпускались в разное время, как правило, небольшими тиражами.

    Кроме гитар Овейжен выпускает несколько моделей полуакустического баса и мандолины.

    Также фабрика в Корее выпускает инструменты под названием Аплоуз (Applause).

    Они внешне похожи на Овейжен, но сделаны из более дешевых материалов с более простой электроникой и, соответственно, с более приятным для глаза ценником.

    Мое личное мнение таково: гитара Овейжен - это прекрасный компромисс между акустикой и электрикой. Все Овейжены обладают очень приятным и сбалансированным звуком при подключении, что делает их замечательными инструментами для сцены. С точки зрения чистой акустики они ничего особенного не представляют, хотя обладают ровным и четким звуком. Но индивидуальности у них маловато. Правда, Овейжен и не рассчитана на это - ее предназначение сцена и студия. Кстати, любителям играть сидя - таким, как я - следует помнить, что из-за полукруглых боков эта гитара легко соскальзывает с колена.

    В целом же Овейжен - прекрасная и очень эффектная гитара, легко конкурирующая с любыми другими полуакустическими инструментами. Рекомендую!

    Эд Призант, 2000