Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 
Гриф: профиль, анкер, мензура

Мензура (scale) - это расстояние между точками опоры неприжатой (открытой) струны. Одна из этих точек располагается на бридже, другая на порожке (nut).

Именно исходя из мензуры инструмента, строгими математическими формулами рассчитываются места установки ладов.

Например расстояние от порожка до границы:

  • между 12 и 13 ладами равняется 1/2 длины мензуры
  • между 5 и 6 ладами равняется 1/4 длины мензуры

    Соответственно, если по какой-либо причине у инструмента не настроена мензура, то он начинает не строить, поскольку лады установлены исходя из определенной величины мензуры.

    На большинстве полуакустических и электрогитар приняты две ставшие стандартными величины длины мензуры:

    • 25 1/2 дюйма ~648 мм - эта величина характерна для большинства электрогитар почти всех фирм (Fender, Ibanez, ESP и т.д.)
    • 24 3/4 дюйма ~629 мм - эта мензура характерна почти для всех Gibson, а также для большинства полуакустических гитар и гитар подобных ES-335/Les Paul/SG негибсоновского производства.

    Кроме этих двух величин, есть гитары и с другими величинами длины мензуры, однако, количество их невелико в общей массе гитар.

    Длина мензуры влияет на такие свойства инструмента как звучание и удобство игры.

    Чем длиннее мензуры, тем сильнее натянуты струны. И следовательно, сильнее атака, отдача, звук жестче.

    Чем короче мензура, тем слабее натянуты струны. Разумеется, звук теплее, мягче, певучее, сустейн больше.

    На более коротких мензурах лады более короткие и доступ к ним удобнее, поскольку не надо растягивать пальцы.

    Для того чтобы гитара "строила" необходимо следить и за настройкой мензуры. Самым простым способом настройки мензуры является настройка при помощи флажолетов.

    Этот способ основан на том, что флажолет взятый между 12 и 13 ладами должен звучать также как нота извлеченная на 12 ладу той же струны (это проверяется тюнером либо в крайнем случае "на слух"). Этот флажолет (между 12 и 13 ладами) - он звучит на октаву выше открытой струны.

    Сама регулировка происходит на бридже, где есть винты регулирующие мензуру. На хороших бриджах мензура регулируется отдельно для каждой струны.

    Длина мензуры есть очень чуткая величина и она изменяется от таких вещей как переход на струны другого калибра или изменение высоты струн относительно корпуса и грифа гитары.

    Например, известно, что струны если их долго не менять, то они деформируются, получив от соприкосновения с ладами микропрогибы, незаметные невооруженным взглядом.

    Такие струны перестают строить и настроив их, например, по 5-ой позиции Вы получаете "нестрой" в 10-ой позиции и т.д.

    Многие начинающие гитаристы, купив гитару, не меняют на ней струн больше года. А потом они жалуются, на то что "при покупке гитара строила, а потом перестала строить". Стоит ли говорить, что после обновления струн, гитара опять начинает строить.

    Гриф большинства гитар сделан из древесины. Этот материал способен под воздействием климатических условий или в процессе эксплуатации деформироваться. Для того чтобы этого не произошло, гриф укреплен металлическим стержнем (вставленным внутрь грифа). Этот стержень называется анкерный стержень (truss rod) или просто анкер.

    Анкер делают регулируемым, то есть гитарист может менять его настройки. Главная цель гитариста при манипуляциях с анкером - предотвращение выгибания грифа более того, чем вам того необходимо.

    Гриф в общем не должен быть абсолютно прямым - все надо отстраивать по своему удобству. Для того чтобы проверить гриф на наличие изгиба прижмите одной рукой шестую струну на первом ладу, а другой рукой в это время ту же струну на последнем ладу. Таким образом, зажав струну на двух крайних точках грифа Вы увидите изгиб грифа по отношению к струне.

    Если гриф изогнут больше требуемого, то необходимо его отрегулировать. Регулируется анкер обычно на голове грифа, реже в том месте грифа где он соединяется с корпусом.

    Как правило, анкер отрегулирован на фабрике и излишнего вмешательства не требует. Хотя если Вы переходите на новый для себя размер струн, то анкер возможно и придется подрегулировать. Также весьма распространено изменение изгиба грифа в зависимости от времени года, если при этом очень сильно меняется температурный режим, влажность и т.д.

    Профиль грифа (Neck Shape) - есть форма которую образует гриф в своем поперечном сечении.

    Таких форм на свете существует великое множество и все они очень индивидуальны. Какого-либо влияния на звучание инструмента они не оказывают.

    Единственно, что очень сильно зависит от формы профиля грифа - это удобство игры. Поскольку гриф - это то место, где располагается левая рука гитариста.

    Давно замечено, что те или иные формы профиля грифа более или менее подходят для игры тех или иных технических приемов (барре, бенды и т.д.) по части их удобства.

    Многие формы имеют свои названия. Названия эти весьма условны и их можно скорее отнести к художественным терминам нежели к техническим параметрам.

    "U" Oval "C" Modern "С" Hard "V" Medium "V" Soft "V"

    Одним из важнейших показателей формы профиля грифа является его толщина, которая очень сильно влияет на то, насколько будет удобным гриф. При этом не надо забывать о том, что в природе не существует абсолютно неудобных грифов или наоборот суперудобных.

    Понятие удобства есть относительное и колеблется от человека к человеку - одним нравятся толстые грифы, другие, наоборот терпеть их не могут. Все относительно.

    Толстый Средний Тонкий

    Еще одной важной характеристикой профиля грифа является радиус закругления накладки на гриф, исходя из которого грифы могут быть либо совсем плоскими, либо иметь различнейшие радиусы закругления (выпуклости).

    Вот радиусы некоторых грифов известных фирм (в дюймах):

  • Грифы "старых" Fender - 71/4"
  • Грифы "современных" Fender - 91/2"
  • Грифы большинства Ibanez - 12"
  • Грифы Gibson - от 10" до 11"
  • Грифы большинства Jackson - 16"
  • Гитары, оборудованные стандартным Floyd Rose - 10"

    Разумеется, чем выше величина радиуса, тем более плоской на ощупь является поверхность грифа.

    Радиус закругления напрямую влияет на удобство исполнения технических приемов.

    На дорогих гитарах грифы делают с изменяющимися радиусами (Compound Radius Fingerboard).

    Такие грифы технологически сложнее изготовить, однако, это оправдано, поскольку технические приемы в разных позициях грифа в основном разные.

    Например, для позиций 1-3 более характерна игра 6-струнными аккордами и менее бендами, нежели в 12-17 позициях.

    Аккорды удобнее брать на закругленных грифах, в тоже время бенды лучше получаются на более плоских.

    Сергей Тынку, 2001