Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 
Marshall ED-1 - Edward The Compressor

Неплохое название для примочки, у меня оно вызывает ассоциации с фильмом "Эдвард - руки-ножницы". Этот Эдик по кличке "Компрессор", или если угодно компрессор по имени Эдик, принадлежит к новой серии педалей Marshall.

Как и все педали этой серии он имеет компактное исполнение с обводами в аэрокосмическом стиле 60-х и полностью металлический конструктив повышенной устойчивости к физическому воздействию.

Педаль имеет, как положено, вход, выход, ножной переключатель, светодиод, разъем питания и отсек для батарейки. Органов управления у ED-1 четыре. Это регуляторы громкости (Volume), атаки (Attack), компрессии (Compression) и ручка частотного баланса (Emphasis).

Громкость, как и положено регулирует уровень выходного сигнала и дает возможность использовать компрессор как для того чтобы прибрать сигнал или, наоборот его слегка бустануть. Впрочем, возможности буста довольно скромны (в общем-то компрессор не для того предназначен), и при игре с перегрузом почти незаметны. Attack, опять-таки, как и положено, дает возможность регулировать скорость отклика педали на входной сигнал. Я заметил, что в области крайнего левого (нижнего то есть) положения надо быть внимательным, так как настройка становится чувствительной к индивидуальному стилю звукоизвлечения и результат может оказаться не адекватен ожидаемому.

Та ручка, что обозначена как Compression не случайно носит именно такое название, а не более распространенное Sustain. Дело в том, что компрессия - это не только "вытягивание" относительно слабого сигнала на уровень не ниже порогового, но и ограничение верхнего порога уровня сигнала. Поворачивая эту ручку у ED-1, мы меняем границы окна сигнала. Благодаря такому подходу с регулировкой "потолка" реализуется функция баланса частот. Ручку Emphasis можно выкрутить влево, в сторону Lo или вправо, в сторону Hi. Однако это вовсе не обычная ручка тембра. Отдавая предпочтение низким частотам, мы не делаем звук глуше, а просто не даем высоким достигать режущего слух уровня. Соответственно, двигаясь в сторону Hi, мы не даем низу забивать все своим гулом. Иными словами, мы как бы приподнимаем левый или правый край "потолка"(если смотреть по частотному спектру). Среднее положение ручки означает "равноправную" компрессию.

Теперь чего я сумел добиться, варьируя все эти настройки, на своем хозяйстве - типичной хэви-металлической гитаре (тополь, два хамбакера, привинченный гриф) и транзисторном маршалке. Начну с чистого звука, и не буду вдаваться в подробности настройки - тут все надо подгонять как место. Приятным сюрпризом для меня стало то, что компрессор облагородил мой чистый звук на заднем датчике. Поясняю, из-за того, что компрессия крадет динамику, чистый звук обычно становится слишком проволочным (это хорошо для рокабильных или серфовых соло, но для баллад не годится). У меня на гитаре в силу специализации, стоит задний датчик Di'Marzio Dual Sound - модификация Super Distortion -, который по жизни дает неважный чистый звук - его стихия перегруз. Компрессор, однако, прибрал неприятные обертона и подтянул нужные. Результат был, конечно не супер, но заметно лучше обычного.

Затем я стал экспериментировать с передним датчиком и при помощи ED-1 сумел добиться почти синглового звучания. Не натурального стратокастерного, конечно, но это же хамбакер на тополе, а я на нем серфовые риффы аутентично исполнял. Такие возможности - это абсолютный плюс. К минусам на чистом звуке я бы отнес склонность, как бы это сказать - слегка гадить при интенсивной игре аккордами. Среди предложенных в руководстве типовых вариантов настройки (они кстати помогают сориенитроваться в органах управления) был один под названием Controlled humbucker. То есть режим, предотвращающий перегрузку чистого канала при интенсивной игре аккордами. Так вот, выходной уровень действительно был под контролем, и звуковой баланс всех струн в аккордах соблюдался, и до перегруза дело не дошло… но звук все же был грязноватым. Это в принципе можно вылечить, убрав громкость на гитаре и подкорректировав настройки, но есть такой момент.

При игре на перегрузе (компрессор включен сразу после гитары) многие нюансы настройки компрессора не играют значительной роли, сказываются только значительные изменения параметров. Это и не удивительно, поскольку дисторшн сам склонен к компрессии, поэтому нюансы и скрадываются. Однако, я и тут добился привлекательных результатов. В частности, я сделал звук низов (которых у меня просто выше крыши) более тугим и четким, что убедило меня в том, что я обязательно купллю или этот компрессор или другой, тоже с частотным балансом. Но главное, что радует душу металлиста - это то, как ED-1 вытягивает атаку. Можно просто порхать медиатором по шестой струне (без компрессии результатом было бы хилое бормотание при почти полном отстутствии кранча) и давать хорошего мяса на уровне, скажем, Керри Кинга, в высоком темпе на хитрых ритмических рисунках.

Придирчиво прислушавшись, я определил, что в студии по-настоящему техничная игра звучала бы намного лучше, но ведь это очевидное правило, а на концерте это было бы в самый раз. Возможность порхать по струнам позволяет запиливать скоростные арпеджио, а уж при тэппинге ED-1 проявляет себя великолепно. Помимо того, что ED-1 выравнивает громкость нот, извлекаемых правой и левой рукой, он балансирует громкость звучания различных струн, а также напрочь убирает шум от удара пальца правой руки по грифу.

Последнее актуально для гитар с резонантными корпусами из мягких пород дерева. Эта проблема решается прежде всего за счет того, что благодаря компресии требуется более слабый удар по струне, опять таки наличие "потолка" не дает резонансу вылезти на передний план. При тэппинге, отмечу, результат очень близок к натуральному звучанию струн (ну скажите, чем я не Ван Хален?), и можно только намечать атаку, а компрессор за вас сделает все остальное.

Также отмечу, что сустейн вытягивается чуть ли не до бесконечности, по крайней мере у меня комбик заводился раньше, чем звук выказывал попытки затихнуть. В качества недостатка замечу, что при чесе компрессор подсыпает песка в звук, но это можно вылечить настройками тембра и громкости, на нем, гитаре и дисторшне/комбике.

Какой я могу сделать вывод из своего знакомства с ED-1 - этот компрессор дает шанс не только подбавить сустейна и вытянуть атаку, но и интересно изменить окраску звука (чистого в первую очередь). Есть некоторые недостатки (в большинствен своем свойственные транзисторным педалям компрессии в целом), но это все же первый опыт Marshall в этой области. Можно надеяться, что в дальнейшем мы увидим еще более впечатляющие результаты, хотя и эти весьма хороши.

Александр Авдуевский, 2001-2002