Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 
Усилитель для процессора

Продолжаем говорить об усилителях предназначенных для использования домашних условиях (cм. часть первую). На этот раз хотелось бы как-то подумать на тему того, на чем играть людям для которых основным источником формирования звука является гитарный процессор.

Вообще среди гитаристов (помимо сторонников) найдется и немало противников "игры в процессор", которые смогут привести тысячу доводов против процессоров - "пластмассовое звучание", "звук, теряющейся в группе" и т.д.

Что доброго сказать этим людям? А ничего конкретного. Ибо, на тему того, какой способ звуко формирования лучше, мы поговорим в другой раз и в другом месте. А здесь поговорим о том, как выжать максимум из гитарного процессора при минимуме финансовых затрат.

На мой взгляд, тема эта очень важная, поскольку нравится это кому-либо или нет, однако, гитарные процессоры выпускаются в огромных количествах, успешно продаются разного рода населению и соответственно живут в очень большом количестве домов.

Самым традиционным способом подключения процессора является его коммутация с обычным гитарным комбиком. Так делает большинство людей, использующих процессоры. Обычно, они поначалу покупают гитару с усилителем, учатся играть, а затем покупают процессор и создают цепочку "гитара-процессор-комбик".

Давайте попробуем взглянуть на эту цепочку более-менее обьективно-аналитически, воздержавшись от эмоциональных оценок типа "отстой, чума, фигня, улет, сакс, фишка. фуфло, небеса, дубняк, маза, шыша, алива, мрак, гудява, тупизм и т.д." (полный список мильона ругательно-ласкательных слов которые я знаю можно будет прочитать позже в отдельном тексте).

В первой статье на тему усилителей для дома, была высказана идея о том, что "гитарный усилител" (guitar amp) в основном предназначен не для усиления (подъема громкости), а для формирования гитарного звука, посредством искажения сигнала гитары в "нужном" направлении.

А для усиления существуют просто "усилители мощности" (power amp), цель которых ни капли не искажать первоначальный сигнал, а просто делать его громче (это если говорить простым языком).

Итак, гитарный усилитель существует для формирования звука, (поэтому все гитарные усилители такие разные и так по-разному звучат).

А теперь давайте подумаем для чего нужен гитарный процессор? Разумеется, я не открою Америки, если скажу, что он нужен для того же самого, что и гитарный усилитель - то есть для формирования гитарного звука!

А теперь представим, что у нас получается, когда мы соединим эти два прибора. Масло масляное, как говорит иногда моя бабушка. Что-то типа бутерброда из двух сортов разного хлеба.

Конечно, многие мне возразят, что дескать, им нравится результат этой комбинации. А я и не собираюсь доказывать обратное. Дело вкуса.

Однако, того звучания, которое хотели нам преподнести производители процессора - этого звучания в таком способе получить не удастся. Не верите? Воткните в процессор наушники и сравните этот звук с тем звуком, что Вы слышите без наушников через цепочку "процессор-комбик".

Если Ваш усилитель гитарный - то он обязан искажать поступающий сигнал! В этом и состоит его "гитарность".

А ведь современный процессор в отличие от примочки выдает полностью готовое гитарное звучание, которое не нуждается более ни в какой обработке - все что можно было сделать со звуком хорошего - уже выполнено (или попыталось быть выполненным) в процессоре. Дальнейшая накрутка искажениями будет только загрязнять атмосферу.

Кстати, во многих популярных в народе процессорах (например Korg AX100G или DigiTech RP-200) в процессор встроена драм-машина. Сделано это, разумеется, в учебных целях. Сиди себе и занимайся гитарой под звуки барабанов. Очень сомнительно, что этим барабанным звукам пойдет на пользу их обработка внутри гитарного усилителя.

И тут конечно многие возразят, что, дескать, можно втыкать процессор не в гитарный вход, а гнездо return (возврат) петли подключения внешних эффектов (если такая в усилителе имеется).

Чтож, не буду спорить и с людьми, которым нравится этот вариант. Ведь цель этого текста - не выяснение "что лучше/хуже", а обзор всех возможных вариантов, для того чтобы человек имел выбор и, следовательно, чувствовал себя свободным.

На мой взгляд, включение процессора в гнездо return также приведет к некоторым искажениям звучания процессора, поскольку гитарные услители и кабинеты оборудованы специальными гитарными динамиками (которые придают свою окраску в зависимости от модели).

Да и секция усиления в гитарных усилителях также "заточена" на искажение. Причем чем круче, дороже аппарат (я бы сказал чем "ламповее"), тем больше он искажает первоначальный сигнал, перегружая, добавляя компрессии, атаки, сустейна, изменяя частоты (выделяя/срезая верхи низы, середину и т.д.).

А теперь маленькое лирическое отступление. Поскольку я пока в неплохих отношениях с некоторыми торговыми организациями и некоторыми гитаристами, то время от времени мне удается взять на недельку-другую попробовать какой-нибудь гитарный процессор.

Дело это весьма увлекательное и мне вполне нравится. Слушая процессоры в наушниках, я вобщем-то часто оставался неплохого мнения об их звучании. Однако пытаясь подключить процессоры к гитарным усилителям я не мог добиться того звука, что был слышен из наушников.

Более того, сейчас многие производители процессоров стали выпускать разного рода демо-записи звучания своих изделий. Этого звучания мне также не удавалось получить.

При этом я имел возможность воткнуть в такие разные апапараты как усилители:

  • Peavey Classic 50
  • Vox AC 15
  • Marshall: JCM 2000, JCM 600, VS 65, VS 235, MG30
  • Fender: Hot Rod Deluxe, Frontman 25R

Ну и куда податься бедному крестьянину? Как использовать гитарный процессор и быть в мире с собой? В общем в конце концов я набрел какой-то новый (или не новый) путь. Путь, который не рекламируют ни в одном гитарном журнале (где, кстати, крутится реклама производителей гитарных товаров).

Имя этому пути - бытовой усилитель HiFi и пара обычных бытовых колонок типа HiFi.

И вот что получается при использовании гитарного процессора с этими чудными приборами:

  • Никаких искажений звука, выдаваемого процессором (полная адекватность звучанию наушников). Усилитель работает только на управление громкостью.

  • Возможность получить использовать стереоэффекты именно в режиме стерео. Все таки у вас целых две колонки, стоящие поодаль друг от друга. Объемное стереозвучание - вещь незабываемая, попробовав раз - трудно отказаться.

  • Низкие финансовые затраты (комплект новых (!!) усилителя и колонок можно купить начиная от 150$).

  • Возможность использовать комплект (усилитель с колонками) и для "негитарных" целей - подключение CD-плеера, кассетной деки, драм-машины, звуковой карты компьютера.

В общем, все мои поиски привели к тому, что я купил в магазине самый простой усилитель Pioneer за 98$ и пару маленьких колонок Sony за 55$. А как это звучит? Это звучит именно так как оно должно звучать - то есть по-процессорному!

Я умышленно не буду сейчас сравнивать звучание своей гитары просто "напрямую в гитарный усилитель" со звучанием гитары "в процессор и потом еще куда-то". Этому посвятим другие тексты. Обратите внимание.

Я говорю о звучании гитарного процессора. Процессора в "гитарном усилителе" и процессора в "бытовом усилителе HiFi". На мой взгляд гитарный процессор более адекватно звучит именно когда он работает "в линию" - то есть в усилитель HiFi, микшерный пульт, музыкальный центр или наушники.

А поскольку речь идет об усилителе для дома, то я бы, в силу всего изложенного, рекомендовал бы людям играющим через процессор, при выборе всех возможных вариантов усилителя, помнить еще и варианте с бытовым усилителем.

При этом, хоршо бы конечно помнить, что поиск собственного звука - вещь очень индивидуальная, тут именно Вам решать, что Вам подходит больше всего. Я, например, не выношу звуки саксафона, а многим это нравится.

Тоже самое происходит с людьми когда они выбирают гитарный звук - кому-то нравятся marshall усилки, кому-то digitech процесооры, а кто-то просто вешает пьезодатчик на балалайку и втыкается сразу в пульт минуя всякую обработку. Все очень индивидуально. И ваша цель найти себя в этом многообразии.

На последок, позволю дать один совет. Когда Вы будете покупать в магазине гитарный процессор - послушайте как он звучит в наушниках. То, что Вы там услышите, - это Вы точно сумеете воспроизвести на бытовой своей HiFi системе.

А вот то (хорошее или плохое), что Вы услышите при игре на процессоре, включенном в "не Ваш" гитарный усилитель в магазине - этот звук возможно будет совсем иным за пределами магазина и его звуковых систем.

Многие люди это не понимают - они втыкают гитарный процессор в гитарный усилитель и часто поражаются тухлости звучания. Разумеется, если на полностью сформированный звук (c reverb и всеми остальными делами) будет накладываться хотя бы перегруз (даже микро) гитарного усилителя и гитарного динамика - то результат будет далек от желаемого.

Кстати, многие люди, на самом деле не представляют до конца как и в какую положительную сторону искажают звучание гитарные усилители звук гитары "напрямую". А на самом деле это легко услышать. Некоторые гитарные усилители малой мощности оборудованы гнездом для наушников. Попробуйте воткнуть туда наушники и поиграть.

Тогда Вы услышите звучания усилителя без влияния гитарной колонки акустической системы и с минимальным влиянием секции усиления на окраску звука. Хм. Понравится ли Вам такое звучание?

Если речь идет о транзисторном или ламповом усилителе (не цифровом), то я могу поспорить, что звучание в наушниках во много раз хуже звучания просто через колонку вашего гитарного усилка.

Обратите внимание на этот факт - в гитарных процессорах звучание через наушники наиболее привлекательно в сравнении с другими вариантами звучания этого процессора. (на мой взгляд)

В то время как в гитарных усилителях звучание через наушники наименее приятный вариант звучания. (на мой взгляд).

В общем, суть всего вышесказанного такая - друзья, существует много разных вариантов, пробуйте, ищите и не зацикливайтесь на критике или наоборот воспевании чего-то одного.

А вообще, поскольку разные вещи довольно сильно различаются, то в идеале, наверное, хорошо бы иметь под рукой все варианты - и набор самых разных усилителей, и самые разные процессоры и десятка два-три всяких гитар.

Да и самому надо быть универсалом - и как Hendrix, и как Hammet, и как Knofler, и как Setzer - все уметь и все иметь! Но это в идеале. А в жизни, как правило, все немного по-другому. Так давайте выпьем за жизнь и за то чтобы она была интересная.

P.S. Многие искушенные люди, прочитав все это, не найдут для себя ничего нового. Ну и фиг с ними. Хотелось как-то помочь тем, кто еще не набрался опыта и пока во многом "блуждает в потемках". Хотелось построить текст на каких-то практических примерах, избегая всяческих теорий, аксиом, умных слов, математических формул, научных терминов и прочей засоряющей голову гитариста чепухи.

Ведь голова гитаристу нужна для того, чтобы он мог свободно трясти своим длинным хаером. А для этого голова должна быть легкая. То есть почти пустая. Именно так - пустая голова и полный желудок. Полный пива конечно. И тогда проблем с трясением хаером не будет. Желаю нам всем удачи в этом славном деле. Ура!

P.S.S. Чуть было не забыл. Из всех процессоров мне пока больше всех нравится Johnson J-Station. Иногда я играю на нем и вполне доволен.

Сергей Тынку, 2002