Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 
VOX AC15 TBX TOP BOOST REVERB

Этот 15-ваттный полностью ламповый комбоусилитель класса "А" является младшим братом знаменитейшего VOX AC30. Внешний вид и звучание AC 15 соответственно весьма типичны для усилителей VOX и поэтому можно сказать, что это настоящий "воксовский" усилок, выполненный в лучших традициях фирмы.

Прежде чем описывать этот аппарат поговорим немного об AC30. У него было три канала - Normal, Brilliant, Vibtrem. Первый из них выдавал весьма приличный естественный перегруз (посредством ручки громкости) в духе плекси-голов, второй, как явствует из названия обеспечивал отменный чистый звук, ну а третий канал был предназначен для встроенных эффектов vibrato/tremolo.

Так вот, рассматриваемый здесь AC 15 TB есть ничто иное как воплощение Brilliant канала от AC 30 в отдельно взятом комбо . Таким образом, AC 15 - это одноканальный усилитель и канал этот - "чистого звука".

В свое время AC 15 был широко распространен в самых крутых студиях мира и на нем также как и на AC30 переиграло очень много известных музыкантов типа Jimmy Page, Ritchie Blackmore и т.д. В принципе своей актуальности этот комбо не утратил и по сей день. В период с 60-ых годов было выпущено очень много модификаций AC-15, мне попалась более современная версия - (TOP BOOST REVERB) - о которой я буду писать.

Пройдемся по контрольной панели этого усилка - она, кстати, как и подобает всему, что сделано в духе vintage, располагается сверху усилителя и имеет очень удобные "клювообразные" ручки-крутилки.

Два входа - один из них делает больше акцента на высоких частотах, второй не забывая о высоких, добавляет еще и добрых низов. Ручка громкости, две ручки эквализации - низкие частоты и высокие частоты.

Глубина встроенного эффекта reverb, этого эффекта кстати нету на AC30 и многих других усилках стиля Vintage. В принципе если вы играете в студии, то этот reverb Вам не особо нужен, поскольку Вы скорее всего будете пользоваться какой-нибудь рэковой или компьютерной базой эффектов.

А вот если Вы играете дома, то тут конечно в комбо "чистого звука", reverb будет весьма кстати. Хотя как мне кажется это все таки в большей степени студийный усилок, но об этом позже.

Еще один встроенный эффект - Tremolo - он весьма типичен для vintage аппаратов (например ламповые Fender или Marshall Bluesbreaker). Это весьма интересный эффект и он заслуживает более детального описания. Суть его в том, что нота после своего извлечения начинает менять свою громкость (затихая и вновь выходя на первоначальную громкость) - происходит все это весьма быстро и создает эффект этакого колебания.

Чтобы это было более наглядно - представьте себе льющуюся из магнитофона музыку и вас, стоящих возле ручки громкости. По ходу действия Вы быстро поворачиваете эту ручку на пол-оборота против часовой стрелки и потом обратно.

Или еще такой пример - представьте себе что комбик через который вы играете - этот комбик вращается вокруг свой оси (поворачиваясь к вам боком, задом, другим боком, передом и т,д.) - соответственно звук от него как бы удаляется, затихзает, приближается, возрастает и т.д.

Надеюсь из этих моих скромных описаний стала понятна суть эффекта tremolo. Эффета кстати, очень красивого. В AC15 он регулируется парой ручек - одна отвечает за глубину эффекта (то есть амплитуду громкости колебаний) а вторая за их скорость (то есть число колебаний за единицу времени).

Для чего нужен этот эффект? Для музыки конечно. Он весьма красив и в принципе музыка стиля surf без него немыслима (вспомним "Криминальное Чтиво" и другие боевики товарища Квентино Тарантино). Также разного рода рокабили, медленные блюзы, балады и прочие веселые штучки на "чистом звуке" - все это прекрасно заточено под tremolo.

Вообще, в принципе если не выкручивать tremolo на максимум, а оставить где-нибудь в районе середины, то этот эффект просто добавит Вам атаки - звук станет более упругим и в нем появится больше отдачи.

Мне трудно описать это ощущение - как будто сам звук лежит у вас в руках и под ногами и вы прыгаете на нем как на батуте. Как будто вы засунули свои руки в усилок и сами выделяете нужные ноты.

Эта упругость и отдача, атака и невероятная чувствительность. При одной и той же громкости в зависимости от характера ударов медиатором Вы можете очень сильно менять громкость и характер звучания, делая его мягче или жестче - все это в принципе всегда было отличительной чертой ламповых Vox класса "А" и без использования tremolo, которое способно только усилить этот эффект.

За счет такой атаки при игре аккордами каждая нотка аккорда звучит очень отчетливо. Если попытаться сравнить эту атаку и упругость Vox с действием педалей эффекта Compessor, то получится следующее - compressor добавляет атаки и при этом выравнивает по уровню громкости все ноты, делая звучание очень ровным и гладким - это очень хорошо при игре с перегрузом или при игре теппингом. А на чистом звуке из-за этого теряется динамика и все звучит очень гладко и отсутствует живость.

В Vox же атака не сглаживает звучание и ваша игра становится похожей на поверхность моря с его волнами и колебаниями. В Vox у вас больше возможностей для регулировки звучания. У вас больше власти над звуком. Вы сами вольны выделять или смягчать какие-то фразы или отдельные ноты. И уровень атаки зависит только от вас.

Это очень клевое впечатление. Представьте что вы играете с педалью квакушки wah-wah, с ней вы имеет возможность сами регулировать частоты эвкалайзера, квакая или просто меняя эквализацию. А вот с Vox тоже самое но только по части атаки и громкости лежит в вашей правой руке.

Правая рука чувствует себя очень хорошо, она ощущает себя королевой. Оно и понятно. Ведь при игре с distortion мы имеем возможность менять динамику применяя такие приемы звукоизвлечения как глушение струн правой рукой, искуственные флажолеты.

А вот на чистом звуке управлять динамикой намного сложнее и потому комбо типа Vox AC15 выходят на первый план. Кстати все это относится и к AC30, но у него просто подобные вещи можно выполнить еще и с перегрузом.

Вернемся к контрольной панели и ручкам. Еще одна ручка - это мастер громкость. Для чего она нужна я не очень понял. В комбо всего один канал и перегруз отсутствует полностью. Выкручивание на максимум обоих ручек громкости (master и input) не дало мне никакого ощутимого перегруза - ну разве что немножко совсем - даже меньше чем Ibanez Tube Screamer.

Хотя с двумя ручками громкости намного проще ограничивать контроль громкости и можно звучать совсем тихо-тихо, что конечно весьма актуально для тех маньяков, кто любит немного попилить дома в 6 утра (иногда я так и делаю).

Хотя с другой стороны такая возможная малая громкость дает возможность использовать этот усилок в роли предусилителя - для этого стоит отключить встроенный динамик усилка (12 дюймов) - а он с усилком соединен обычным шнуром с джеком на конце. Так вот отключаем динамик и соединяем усилок с оконечным усилком или пультом. В результате наш Vox работает как предусилок.

А можно кстати таким образом соединить этот усилок с каким-нибудь серьезным кабинетом - я попробовал отключить встроенный динамик и воткнуть Vox в кабинет Marshall 4x'12 (это был 1960AX) - очень кстати мило и объемно получается.

Еще одна современная черта AC15 - это разрыв для подключения внешних эффектов, благодаря которой Вы можете превратить этот комбо в универсальную машину звука. Хотя я с трудом представляю эту классическую легенду в сочетании какой-нибудь цифровой рэковой хренью эпохи кислотных дискодождей. Это все равно что, Gretch или Rickenbacker с процессором эффектов типа Zoom или Digitech.

Все таки - Vox - это классический рок/блюзовый усилок для настоящего оригинального родного звука "той самой настоящей" музыки, про которую говорят, что она уже умерла. Неправда. Музыка не может умереть. Могут умереть музыканты. Умереть Хендриксы и прийти в негодность Блэкморы. Но музыка эта вечна и слушать ее будут всегда.. И играть. В том числе и на Vox.

Кстати о Vox AC 15. Звук его действительно brilliant - очень чистый и четкий, прозрачный и длаже где-то сладкий. Очень много верхних частот, даже если воткнуться во вход для низов. Даже если на Les Paul играть то верхов много, а уж о Telecaster и говорить нечего. Но это клевые верхи и я бы даже сказал, правильные, нужные, которые добавляют отчетливости.

В чем-то звучание этого Vox близко к лучшим ламповым аппаратам Fender. Хотя тут уже кому, что больше нравится. Мне, например, Vox, хотя кому-то ближе Fender.

Касаемо звучания этого аппарата с distortion. Я по очереди подключался с двумя "маршаловскими" педалями - это JackHammer и Bluesbreaker. Результаты мне очень понравились. Было такое впечатление, что звучит натуральный ламповый перегруз самого усилителя.

Обычно встроенные в "маршаловские" усилки ламповые перегрузы нравятся мне больше всего на свете и я считаю их более приятным явлением нежели разного рода отдельные педальки. Однако, в случае с Vox, звучание примочек понравилось мне намного больше чем встроенный в Marshall перегруз. В общем, с примочками distortion, Vox звучал гораздо более по-маршаловски чем сам marshall, и даже более того, шевеля ручки примочек я без труда получил звучание Mesa/Boogie и ряд других клевых звуков. Но это все как Вы понимаете не какая-то супер верная истина, а просто мое субъективное мнение и впечатление.

Стоит кстати этот Vox AC15 достаточно нехило для обычного рядового любителя гитаризама: 1200-1300$. И в этой связи, разумеется возникает вопрос о том, для кого предназначены такие аппараты.

Для сцены столь маломощные и дорогие аппараты, наверное, будут не очень нужны. Все таки сценичное оборудование, как мне видится, должно быть громким, прочным, универсальным, не особо дорогим и т.д. AC15 на сцене годится только как предусилитель. И поэтому гораздо проще, дешевле и удобнее в таком случае на сцене использовать просто ламповые предусилители, которых в наше время существует не мало и возможности их очень широки.

AC15 очень хорошо подошел бы в роли комбика для домашних занятий, но его цена все таки недоступна для большинства увлеченных гитарой музыкантов. Судите сами, за эти деньги можно купить стэк из усилителя-головы и кабинета 4x12. Возможно это будет не самый крутой стэк, но все равно вещь довольно прогрессивная.

А вот для студии VOX AC15 - в силу всех изложенных причин - просто идеальный выбор. Причем для студии любого уровня, вплоть до самого высшего. Чтож, в студиях этот кобмо и используется по большей части.

текст и фото - Сергей Тынку, 2000