Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 
Marshall Plexi Heads

Marshall Plexi Heads - это ламповые гитарные усилители формата "голова" с покрытием верхней панели из плексигласа (Plexi). Иногда эти головы называют SLP (Super Lead Plexie).

Эти усилители были самыми первыми из того что выпустил Marshall за всю свою историю. Случилось это в 1962 году и модель называлась JTM-45. Есть мнение что схемотехника этого усилителя позимствована у вышедшего в 1959 комбо Fender Bassman.

История говорит о том, что Jim Marshall, будучи барабанщиком в любительской группе, решил сделать для своих гитаристов усилитель. Jim решил скопировать Fender Bassman. То что у него получилось - было не совсем Fender. У Jim не было всех деталей в наличии (он жил в Британии, а Fender - это Америка), плюс Jim что-то перепутал в схемах. В общем, в результате появился на свет новый усилитель. Marshall... Что-то подобное написано в книге Marshall History..

По началу Jim делал усилители частным образом "в гараже". Но объем заказов рос в геометрической прогрессии. В очереди за усилителями стояли Clapton, Hendrix и другие звезды того времени. В результате Jim решил основать настоящее производство, которое со временем стало самой известной в мире фирмой по производству усилителей.

На основе головы JTM-45 в 60-70-ых годах быо выпущено бесчисленное количество моделей Marshall (серии JMP, JTM, SLP и т.д.), пока наконец-то начиная с 80-ых не стали появляться non-Plexi головы JCM 800 (и еще позднее JCM 600, 900, 2000 и др.).

И хотя новые "не-плекси" головы обладают большими возможностями - два переключаемых канала (чистый звук/перегруз), реверберация, множество настроек, переключателей и т.д.- не смотря на все это plexi головы продолжают быть невероятно популярными среди знаменитых гитаристов самых разных стилей.

J.Hendrix, J.Page, R.Blackmore, E.Clapton, J.Beck, Van Halen, G.Moore, J.Satriani, Y.Malmsteen, A.Young, R.Rhoads - эти и многие другие музыканты сыграли на Marshall Plexi множество концертов и записали не поддающееся учету число шедевров рока.

В наше время Marshall выпускает всего три модели Plexi голов - все они в рамках серии Vintage:

  • 1959 (100 ватт),
  • 1987 (50 ватт),
  • JTM-45 (45 ватт).

Помимо мощности эти головы ничем не отличаются. Разве что, у JTM-45 еще и блок питания ламповый (одна лампа GZ-34), в следствие чего у этого усилителя более мягкая атака на высокой громкости.

На передней панели этих голов располагаются следующие ручки и гнезда:

  • Bass - регулятор низких частот
  • Middle - регулятор средних частот
  • Treble - регулятор высоких частот
  • Treble Channel - громкость канала высоких частот
  • Low Channel - громкость канала низких частот

У Plexi два канала - канал низких частот и канал высоких частот. Каналы эти не переключаются. У каждого из них свои гнезда входа - высокой и низкой чувствительности.

Таким образом, у Plexi четыре гнезда входа:

  • Высокая чувствительность канала высоких частот
  • Низкая чувствительность канала высоких частот
  • Высокая чувствительность канала низких частот
  • Низкая чувствительность канала низких частот

Входы с высокой чувствительностью более способствуют перегруженному звучанию, низкая чувствительнось лучше ведет себя в плане достижения чистого звука.

О возникновении перегруза в Plexie головах - он появляется "естественым" способом - при помощи ручки громкости, которая выполняет в этих головах функции степени перегруза (Gain).

Таким образом, на малой громкости Вы получаете чистый звук ("тихий"), на большой громкости перегруженный звук ("громкий").

Как раз из-за этой особенности первых усилителей и пошло название "перегруз", обозначающее эффекты "distortion" и "overdrive". Иными словами, хочешь дисторшен, перегрузи усилитель, выкрути ручку громкости до упора и усилок зарычит, захрипит.

Если подобное случится с бытовыми услиителями Hi-Fi аудио техники, то поводов для радости будет не очень много. А вот в рок-музыке перегруз очень даже полезная вещь.

Кстати, именно из-за такого способа получения дисторшен, рок-музыка получила имидж очень громкой музыки. Да и как ей не быть громкой, если при малой громкости перегруза не было раньше.

Вполне ощутимый дисторшен можно получить при положении ручки громкости "8" и далее регулируя громкость можно получить очень широкий спектр звучания от Hendrix, Led Zeppelin, AC/DC и вплоть до Joe Satriani.

Еще одной интересной возможностью четырех гнезд входа является "перемыкание свободных гнезд". Ниже поясню что имеется в виду.

Втыкая гитару в один из входов какого-либо канала, второй вход этого канала остается свободным. Этот свободный вход можно соединить с одним из двух гнезд второго канала прои помощи обычного шнура "джек-джек".

При этом за счет того у разных каналов разные ручки громкости Вы получаете еще одну дополнительную ручку регулировки громкости, которая влияет на конечное звучание в плане частот, сустейна и т.д. При этом при "перемыкании" ручки регулировки частот начинают вести свою "новую жизнь", выдавая совершенно непрогнозируемый саунд.

Если пытаться описать звучание этих усилителей в целом, то получится, что звук этих усилителей - живая классика (весь классический рок рожден ими), и другие усилители только пытаются имитировать их звучание или строить на нем что-то собственное.

Чистый звук этих моделей не самая сильная их сторона, как и игра на низкой громкости. Но стоит раскачать усилитель как следует и он начнет выдавать то, что называется - классическое звучание рок музыки.

Звук становится насыщенным различными обертонами и нюансами, который подчиняется малейшему изменению положения медиатора. Суровые аккорды, скрипы и визг, чистота и глубина солирующего звука, грязные безумные аккорды все есть в этом усилителе.

Если пытаться сравнить Marshall с другой живой классикой, например, Fender..

Marshall обладает меньшей динамикой громкости по сравнению с усилителями Fender, что благотворно сказывается при игре на перегруженном звуке. То есть ровность звучания и плотность у Marshall изменяется не сильно при неравномерной игре. В студиях часто из-за этих качеств отдают предпочтения именно Marshall.

При игре на высокой громкости усилитель как бы подхватывает звук гитары заставляя ее петь. А засчет обратной связи сустейн может быть вечным. Атака сглажена и не бьет по уху как, например, Fender.

На головах Marshall Plexie лучше всего играется перегруженным звуком, и модель гитары тут не сказывается, важно что только она была хорошей.

Для чистого звука, например, для прозрачного ритма или техаского блюза, использовать Fender все таки предпочтительней.

При этом надо отметить, что какого-либо запредельно-экстремального перегруза в духе black/death metal из Marshall Plexie не получится. Для такой музыки лучше подойдут Marshall JCM 900 или Marshall Valvestate.

Звучат Marshall Plexie почти всегда в составе стэка в сочетании с Marshall кабинетами 4x12. Если сравнивать такой стэк с обычным комбо, то выходит, что у стека больше певучести и давление звука совсем другое. Стек не заполняет все пространство как комбо, стэк бьет вперед. Можно ходить перед стеком, и сбоку, и в каждой точке будет разное звучание. Одним словом стэк и комбо совершенно разные по ощущениям.

Дмитрий Фролов, Сергей Тынку, 2000

Eric Johnson