Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 

KORG Pandora PXR4

Добившись успеха с карманными гитарными и басовыми процессорами Pandora, Korg продолжает ковать железо, пока горячо и расширяет эту линейку приборов цифровым рекордером PXR4.

Шаг вполне очевидный. Размеры современных цифровых рекордеров диктуются не столько их "внутренней функциональностью", сколько необходимостью предоставить в распоряжение пользователя аудио интерфейсы, консоль микширования/редактирования, дисплей и жесткий диск. Сама "начинка" не требует таких габаритов.

Собственно соотношение интерфейса и "начинки" у гитарных процессоров примерно такое же, и раз гитарный процессор можно упаковать в формат плеера, то почему бы не сделать то же самое с цифровым рекордером?

Конечно, PXR4 не совсем карманный.

То есть, при наличии пиджака или пальто с достаточно большими карманами, его можно носить и в кармане, но это будет не очень удобно. Однако в плане транспортировки в сумке прибор не более обременителен, чем портативный телевизор с ЖК экраном.

Итак, зачем понадобилось "прессовать" цифровой рекордер в такой ультра-компактный формат? Железный конь идет на смену крестьянской лошадке. Десятилетиями гастролирующие/репетирующие музыканты возили с собой 4-дорожечные портастудии. "Портянки", как их ласково называют. Нередко именно из записанного на "портянках" материала рождались шедевры. Хотя, между записанным на портастудии (по сути, обычным магнитофоном только с 4 дорожками и возможностью их микширования) материалом и конечным результатом нередко лежит пропасть и часы кропотливого доведения "до ума" в студии. Вот именно эту дистанцию и сокращают портативные цифровые рекордеры (да, PXR4 имеет и братьев-конкурентов), и расширяют возможности творчества "на коленках". Посмотрим, что на этот раз Korg упаковали в "шкатулку Пандоры".

PXR4 очень хорошо характеризует английское выражение "feature-packed", поэтому подробно рассматривать все функции прибора мы не будем, а постараемся составить общее представление. Итак, начнем с ключевых характеристик. PXR4 - это 4-дорожечный цифровой рекордер. Запись производится в формате MP2 (не надо кривиться, по сравнению с 4-канальной портастудией это все равно существенно лучшее качество) на карты SmartMedia.

На стандартно поставляемую с рекордером 16МБ карту можно записать от примерно 11 погонных (то есть по всем дорожкам в совокупности) минут при высоком качестве, до 33 с копейками при экономичном. (Замечу, что если вы пишете демо, которое потом с прибора будете "сбрасывать" на кассету(ы), то экономичное качество ничуть не проигрывает максимальному.) Если пойти на дополнительные расходы и приобрести себе, как обычно пишут в руководствах "в любом ближайшем компьютерном магазине" 128МБ карту (стоимость в американских деньгах примерно равна объему в мегабайтах), то запас погонных минут увеличивается примерно до 90 и 270 соответственно. С записанным материалом мы можем распорядиться несколькими способами.

Первый - после проведения операций сведения и редактирования сбросить по аналоговому линейному выходу на какой-нибудь носитель, в первую очередь кассету.

Второй - "слить" финальный стерео микс в файл MP2 и сохранить его на компьютере.

Третий - сохранить на компьютере содержимое карты.

Второй и третий способы реализуются двумя путями. Первый - путем подключения рекордера к компьютеру по USB. Рекордер будет имитировать внешний съемный диск, с которого вы можете произвести процедуру копирования. Второй путь - при помощи специального адаптера, как у цифровых камер, считать содержимое карты в дисководе.

Возможность хранения "сырых" файлов (все аудиоданные, настройки эффектов и пр.) очень полезна, поскольку снимает проблемы с размерами файлов. То есть, можно, к примеру, фиксировать итоги репетиций и спокойно складировать все наработки у себя на жестком диске, благополучно обходясь одной-единственной картой Smart Media. Само собой, сохраненное "сырье" можно закачивать назад, в рекордер, если есть желание к нему вернуться. Заканчивая разговор о выходах прибора, следует упомянуть, что для мониторинга процесса имеется выход на наушники с регулировкой уровня. Само собой, при наличии звукоусиливающей аппаратуры можно использовать для мониторинга и линейный аналоговый выход, сигнал на который подается и в режиме воспроизведения и в режиме записи.

С выходами мы разобрались, разберемся с входами. PXR4 имеет стерео линейный вход (мини-джек) и инструментальный вход, а также встроенный конденсаторный микрофон. Задействовать в процессе записи можно только один вход, по выбору. Стоит отметить, что линейный сигнал при желании можно писать сразу в стерео на два трека одновременно. Например, при записи репетиционного демо вы можете снять стерео сигнал с пульта, а потом делать какие-то дополнительные наложения, задействовав оставшиеся два канала. Или, если вы в дороге намерены экспериментировать с аранжировкой, можно в полноценном стерео закачать в рекордер "минусовку", и оценивать результат своих творческих поисков в стерео контексте.

Также эта возможность позволяет объемно записывать клавишные, если, конечно, вы можете позволить себе отвести под них сразу два трека. Чувствительность входного контура регулируется, что позволяет избежать перегрузки АЦП.

Интерфейс прибора одновременно весьма прост и не очень прост. Прост, потому что в силу компактности размеров, количество всевозможных органов управления достаточно невелико. Не очень прост, потому что в силу изобилия всяких функций все манипуляции с прибором осуществляются именно этим ограниченным количеством органов управления, и практически каждая кнопка многофункциональна. Впрочем, в базовой работе - собственно записи особых сложностей не возникает. Вы работаете с пятью фейдерами (4 канальных и мастер), колесом ввода (фирменный орган управления в серии Pandora) и кнопками передвижения курсора. Курсор обеспечивает перемещение по всевозможным многоуровневым меню, а движение в двух измерениях упрощает этот процесс.

Вся информация о работе прибора отображается на ЖК дисплее с подсветкой. При желании подсветку можно отключить, если вы работаете от батарей (две АА). В общем и целом, сам интерфейс достаточно логичен, хотя на то, чтобы ориентироваться в меню и функциях без помощи инструкции, потребуется не один день. Но это не беда, поскольку начать работу на элементарном уровне можно практически сразу. На то, чтобы вполне освоиться с базовыми функциями прибора хватит и пары часов.

Теперь можно поговорить о собственно возможностях прибора. Начнем с эффектов, которые само собой сделаны по технологии REMS. PXR4 предоставляет в распоряжение пользователя три этапа обработки. Этап первый - это обработка записываемого сигнала в реальном времени. Если мы работаем с инструментальным входом, то мы можем задействовать гитарный/басовый моделирующий процессор. Причем детальность (в плане доступных параметров) и качество моделирования у этого процессора заметно лучше, чем у процессора Pandora серии 3 (PXR4 вышел раньше остальных процессоров серии 4 и сравнить его с ними на момент написания материала не было возможности).

Например, выбор кабинетов куда более богатый, более детальный эквалайзер - все лучше. На линейный стерео вход мы можем положить инсертную обработку. А сигнал, снятый микрофоном, мы можем обработать моделированием типа микрофонов. Я, конечно, не певец, но то, что эта обработка заметно "облагораживает" звук, снятый встроенным микрофоном, практика подтвердила. К сожалению, в гитарном процессоре мы не можем одновременно использовать задержку и реверберацию, но это поправимо на втором уровне обработки. Уже записанный трек мы можем обработать мастер-эффектом. Мастер-эффект также следует использовать, когда есть необходимость в стерео модуляции, а. И, наконец, третий этап обработки - финальная. По сути - мастеринг. Хороший набор пресетов на все случаи жизни и много вариантов настройки для знатоков. Очень полезно при сбросе на аудиокассету.

То, что мы слышим через усилитель Hi-Fi во время сброса и то, что слышим потом с кассеты, на практике заметно отличается. Финальная обработка помогает избежать ряда проблем с динамикой и частотным спектром. Реально улучшается результат.

Отдельно стоит поговорить о функциях редактирования. Конечно, редактирование на уровне волнового представления звука в PXR4 недоступно, просто дисплей не позволяет, но, при этом все основные функции на уровне cut/paste/delete присутствуют. То есть, можно проводить самые различные перетасовки записанного материала. Правда, в силу того, что происходит это все не визуально, и нет многоуровневых Undo, все операции надо проводить с максимальной аккуратностью, а лучше всего расписать заранее на листочке последовательность действий. Это гарантирует вам, что вы не запутаетесь, особенно если вы заняты сбором финального дубля из виртуальных треков (по 8 на канал). Все таки, все манипуляции осуществляются преимущественно при помощи курсора и колеса ввода. Все-таки надо стараться лучше играть, а редактирование оставить для мелких подчисток и работы с дублями. Само собой, обеспечена и функция bounce, то есть, слияние записанных дорожек, с целью освободить пространство для записи дополнительных треков.

Что можно сказать про сам процесс записи? Разработчики постарались максимально обеспечить его нелинейность. Функция локатора позволяет перемещаться по сонгу как путем ускоренной перемотки, так и "прыгая" с метки на метку. Метку вы можете поставить нажатием кнопки в любой момент. Отмечу, что перемещение по меткам осуществляется не последовательно "от столба к столбу", а в том порядке, в каком вы их ставили. Иногда это удобно, иногда нет, надо просто помнить, что дело обстоит именно так. К сожалению, в силу компактности прибора, в нем не предусмотрено гнездо для ножного переключателя "punch-in", то есть сходу "врываться" в дорожку, когда вы и музыкант и звукорежиссер одновременно не очень удобно. Отсутствие этой возможности компенсируется функцией автостарта записи. Скажу сразу - прежде чем пользоваться этой функцией в реальной работе следует внимательнейшим образом изучить инструкцию и потренироваться. Настраивать ее требуется точнейшим образом, если вы не хотите испортить материал.

Во время экспериментальных "сессий", мне показалось, что иногда задержка на мониторинге записываемого сигнала становится заметной. То есть, когда играешь, кажется, что чуть-чуть опаздываешь, а при прослушивании результата оказывается, что все записано "в копейку". Но не могу сказать, что я уверен в наличии этой задержки. Во всяком случае, на результате это не сказывается.

Последний штрих в PXR4 - встроенная драм-машина. Опять не без компромиссов - нет возможности ее записи. Точнее, при наличии достаточной смекалки всегда можно подать ее с выхода на линейный вход через, скажем, усилитель Hi-Fi, и спокойно загнать в дорожку. Но наедине с рекордером барабаны не прописать. Впрочем, если то, что вы пишете, работает под один-единственный луп, то проблема частично снимается. При сбросе на ленту вы включаете драм-машину, и она благополучно стучит в лад с записанным материалом. Только никакой обработке, кроме регулировки относительного уровня она не поддается. В остальном вы получите полноценную запись с барабанами. Сами сэмплы очень хороши, лучше чем в PX3 (правда, партий баса не предусмотрено). Само собой, есть режим метронома, а также куча лупов даже с весьма хитрыми размерами.

Самый последний штрих - имеется и встроенный тюнер.

Ну, и под занавес, подведем краткий итог. PXR4 - прибор недешевый, музыкант-любитель может за эту же сумму оборудовать себе половину (достаточно бюджетной) домашней студии на базе ПК. Так зачем же он нужен? Ответ прост - это прибор для чрезвычайно мобильных музыкантов, которые постоянно находятся в движении и определенном цейтноте - проекты, гастроли и т.п. К тому же, сам рекордер может выполнять кроме своей основной задачи еще и функции портативного гитарного/басового процессора, то есть позволяет обойтись без приобретения такого устройства дополнительно, эффект-процессора общего применения и даже диктофона. Последнее, конечно, - очень дополнительная функция, но тем не менее. Короче говоря, - прибор для тех, у кого поговорка "время - деньги" имеет буквальный смысл. Можно очень эффективно распорядиться и тем и другим.

Александр Авдуевский, 2002