Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 
FENDER "STNK" STRATOCASTER

Гитара о которой пойдет речь в данном тексте существует в единственном экземпляре и имеет необычную историю своего рождения. Все дело в том, что она не была куплена в магазине готовой. Ее собрали из отдельных частей, которые по своему вкусу были выбраны мною. И ниже я постараюсь рассказать обо всех деталях этого процесса.

Идея владеть Fender Stratocaster была в моем мозгу очень давно и можно даже сказать всегда. Да и как не хотеть stratocaster после регулярных прослушиваний музыки Stevie Ray Vaughan и позднего Jeff Beck. В общем, хотелось stratocaster. Не только stratocaster, хотелось иметь и другие гитары. Но strat был лидером этих желаний. Вообще наверное глупо рассказывать почему хотелось stratocaster - это самая популярная и продаваемая в мире гитара всех времен и тут я просто не оригинален. Так же как тысячи других людей.

В результате за несколько лет время от времени у меня были свои strat и как-то я с ними существовал. Однако, долго они не задерживались. Всегда что-то не устраивало и чего-то хотелось изменить в этих знаменитых гитарах. Намного проще покупать les paul. Они все в принципе одинаковые и различаются только ценой и как следствие качеством. Люди редко как-то переделывают les paul. Обычно даже датичики не меняют.

А вот стратокастеры - все очень разные, моделей много и в каждой своя изюминка. Я перепробовал их очень много и не найдя идеальной для себя лично пришел к выводу что самое оптимальное - это взять что-то от каждой из понравившихся моделей и сделать нечто свое. Коллаж такой или микс - назвать можно как угодно. После того как я это осознал, нужно было думать о том как воплотить в жизнь задуманное. Существовало несколько способов.

Можно было обратится к гитарным мастерам и наверное они бы сделали все как я захотел. Но это мне не подходило - хотелось, чтобы это был именно Fender. Потому что в этом имени есть история, легенда и еще нечто такое символичное. У каждого свои фишки связанные в внешним имиджем, некоторые отращивают бороду и волосы, а мне хотелось слова fender на башке грифа. Плюс так сложилось что я пока не видел сам ни одной российской мастеровой гитары, которая бы была на фендеровском уровне по звуку и надежности. Может и бывает, но я не видел лично.

Идеальным вариантом - было обратится на Fender Сustom Shop и тогда мне сделали бы гитару, которая наверное была бы даже круче чем мои мечты и задумки. Но это очень дорогой путь. Порядка 7000$, что мне никак не подходит.

Еще один достаточно нормальный вариант - это купить уже готовую fender гитару или две и переделать их. Это вполне вменяемый вариант и хотя он не совсем дешевый - он реалистичный и часть людей на свете так и делает (например, Владимир Холстинин из "Арии").

Но в итоге я выбрал самый экзотический пока для нашей страны вариант - это купить отдельно все запчасти и собрать потом гитару. Этот путь подкупал своей новизной, духом эксперимента и возможностью получить эксклюзивную гитару.

У Fender очень потрясающая психология - они рассматривают гитару не как нечто абосолютно законченное. Для Fender гитара - живой механизм, который гибко может изменятся в зависиомсти от ваших нужд. На гитарах Fender заменить можно любую деталь. Без ущерба для качества. Некоторый конструктор. Случаи когда люди меняют грифы, корпуса, датчики, железо и т.д. В общем это обычная история для Fender и потому успокаивает.

Если обратится к истории то выяснится что гитары многих великих типа SRV, Clapton, Blackmore былы собраны из разных частей и при этом были очень хорошими гитарами. Не говоря уже о гитарах старины Van Halen, который просто экстримально соединял грифы с корпусами в новые убойные гитарехи.

В общем держа все это в голове я твердо решил сделать гитару из частей. Причем, фендеровских частей.

Примерно за полгода до этого у меня был tom delonge stratocaster. На этой гитаре с фиксированным бриджем было сделано отверстие под тремоло и проведен ряд других новшеств. Strat остался самим собой и все кто видели эту гитару были о ней самого хорошего мнения. Сейчас эта гитара принадлежит моему другу Диме Фролову (df).

Этот пример ободрял меня и вселял некоторую надежду на то что эксперимент закончится удачно. И тогда я начал покупать части для своей будущей гитары. Для себя условно я разделил все на 4 больших и важных группы о которых и расскажу ниже - это гриф, корпус, железо и электроника.

ГРИФ

Это наверное самая проблемная для меня часть гитары и ее было решить тяжелее всего. То как инструмент лежит в левой руке - это очень было важно. Раньше у меня был одно время супер замечательный инструмент American Deluxe Strat, который я в итоге продал только из за того, что мне лично был неудобен его гриф. Такой вот извращенец.

Нащупавшись разных грифов я пришел к выводу что больше мне нужен гриф с такими хракатеристиками:

  • Большая в духе 70-ых годов голова
  • Скалопированные лады
  • Кленовая накладка грифа
  • 22 лада
  • Made in USA

Разумеется, таких грифов у fender не бывает и потому мне пришлось идти на компромиссы. Большая голова грифа - это не знаю почему, но мне она нравится и отказыватся от нее я не собирался ни за что. Но это грифы старом духе и они бывают только с 21 ладом. Поэтому я решил что лад номер 22 в принципе не такая нужная мне вещь, за которую надо умирать. Я решил, что 21 лад вполне подойдет и можно будет жить дальше.

А вот скалопированные лады - тут другая история. Как-то ко мне зашел в гости Антон Цыганков. У него тогда был Schekter с такими склаопированными ладами. Ранее я не испытывал никаких симпатий к таким ладам. А тут раз и само собой стукнуло в голову, что как-то очень клево и приятно мне на них играть. Просто удобно. С тех пор я подсел на такие лады и fender без них мне лично кажется чем-то ущербным. Вообще надо добавать, что скалопирование изменяет структуру самого звуку - больше стекла, звона, блюза и чего-то железного в духе игры со слайдом.

По поводу накладки на гриф, я могу сказать, что традиционно считается, что кленовая дает больше опять таки звона, блюза и высоких чистот. И потому с ней звук прозрачнее и более "фендеровский". Теоритически это верно, но с другой стороны жизнь доказывает что гитары с палисандровой накладкой на гриф звучат зачастую так стеклянно, в общем мало чем уступает, хотя и чуть другой характер звука. На гитарах со скалопированием, мой опыт показывает, что накладка вобще не влияет на звук - ее нет этой накладки - она сточена. Поэтому в общем мой выбор накладки - это дело дизайна. Цвет больше нравится.

Хотя с другой стороны я готов был пойти на компромисс и взять гриф с палисандровой накладкой, лишь бы скалопирование было.

В итоге все свелось что мне нужен американский гриф с большой головой и скалопированием. Где его взять?

Фирма Fender продает грифы отдельно. Для stratocaster есть две модели грифов. Это грифы серии American Vintage. Один с палисандровой накладкой и один с кленовой. Это очень хорошие грифы - но у них маленькая голова грифа, что меня не устраивало.

Вообще изначально я смирился с тем, что скалопированного грифа я не найду - потому что он бывает только на модели Yngwie Malmsteen. Японские и кастомошоповские версии Blackmore не берем в рассчет, ибо скалопирование там очень легкое - его почти нет, в отличие от Malmsteen. Да и вообще нужен был американский гриф (такие у меня предрассудки), и не "кастомшоповский" за много много долларов.

Поэтому остается только Malmsteen. А от этой модели никак не продаются грифы отдельно. И потому я думал, что просто куплю гриф и потом буду скалопировать его.

Виктор Жук - отличный мастер и хороший человек в свое время за небольшие деньги (кажется баксов 30) скалопировал гриф на моем бывшем tom delonle strat и получилось все великолепно.

Другое дело, что если вы не хотите снимать весь лак с грифа (а от лака много в звуке зависит), то Вам надо скалопировать гриф с палисандровой накладкой, а не кленовой. Я не хотел снимать лак, потому как не был уверен что потом его у нас тут в России положат не хуже и сам лак будет хороший. Поэтому в конце концов я подумал что нужно придется покупать гриф с палисандровой накладкой.

Где взять нужный гриф в конце концов я не знал. У fender даже не было моделей с нужным мне грифом с большой головой. Только мексиканские. Была мысль купить гриф от поддержанной гитары через интернет аукционы. Или купить гитару Malmsteen и открутить гриф. Но это был дорогой вариант.

В конце концов мне просто повезло. По работе я контактирую с представителями фирмы fender. Я попросил их очень хорошо. И не один раз. И они сделали мне громданое исключение - просто одолжение - прислав гриф от Malmsteen. С кленовой накладкой. В общем это идеальный для меня вариант. Это было трудно. Но повезло.

Вот так я обрел гриф. А если Вы вдруг захотите купить fender гриф, то поясню что его цена (обычного американского грифа) составит $500-600 примерно. С одной стороны это дорого. Но с другой стороны это гриф от гитары American Deluxe за 1500-1700$. То есть, соизмеримо все.

На грифе Malmsteen изначально стоял бронзовый порожек. Это нетипично для fender, но такая фишка. От порожка пришлось избавится.

Еще одна фишк а- это то что сами лады на этом грифе оч толстые и широкие - здоровенные лады, непривычные после тоненьких традиционных фендеровских, но мне они понравились достаточно быстро.

КОРПУС

К корпусу особых претензий не было. По началу я долго думал какой корпус купить - от tele или от strat. Внешне однорогие телековский формы мне нравятся намного больше. Но с другой стороны стратовский был ощутимо удобнее - вырез на корпусе "под живот" и скос на корпусе под локоть правой руки - это весьма комфортно. И потому я решил остановится на strat корпусе.

Большинство стратов делают иль ольхи. Процентов 95% наверное. Но бывают модели с корпусами из ясеня. Они стоят слегка подороже и вроде как считаются получше и что звук у них более "фендеровский" (опять таки стекло, верхи, прозрачность и т.д.). Разумеется, мне тоже хотелось из ясеня. Но где его взять. Не продаются отдельно корпуса из ясеня. А покупать ясеневый american deluxe только из за корпукса - опять таки дорого.

В общем я еще тысячу раз все продумал, послушал кучу гитар и опять таки пришел к выводу, что ольха это нормальное хорошее дерево и море людей (в том числе великих) играет на них, извлекает настоящий фендеровский звук и не особо заморачивается. Решено было покупать корпус из ольхи.

Fender предлагает корпуса для strat - кажется всего четыре вида - два санберста (двуцветный и трехцветный), черный и красный. Корпуса от серии American Vintage. Вообще мне лично очень нравится серия American Vintage - это копии старых гитар. Мне нравятся как звучат гитары этой серии - именно звук. Сделаны эти гитары немного неудобно - все как в старину, датчики, фонят, тремоло расстраивает, колки не держат, накладка на корпус вырезана криво - в общем почуствуйте дух старины.

Но с другой стороны, звучит это все потрясающе. На мой взгляд (и взгляд Володи Русинова) сам звук лучшее из того что делает Fender. Причину этого звука я вижу в лаке. Это лак старого образца. Он хреновый, будем честны. Он трескается, царапается очень быстро и вообще мало защищает. Но зато он отлично себя ведет в звуковых свойствах, позволяя резонировать дереву и т.д. Именно такие корпуса предлагает fender. Я решил брать его не радумывая и осталось выбрать цвет.

Санберст казался избитым и пошлым. Он был попсовый. Потому что все любят санберст и хотят его. Хотят видеть дерево и т.д. Черный цвет был довольно мрачным и скучным. Плюс у меня была уже черная гитара (les paul). Черный - это для ребят в косухах. В итоге я взял красный. На самом деле он не совсем красный - он достаточно уникальный. Изначально корпус зачем то покрашен в цвет gold metallic. Потом сверху нанесен красный слой. В результате сблизи из под красного виден какой то металик и вобще гитара в разном освещении играет разными красками и прямо скажем нетривиально все там.

Корпуса предлагаемые Fender стоят 600-700$. Недешево, но как бы за дело. Когда корпус приехал в Москву - я поразился его красоте - в черном бархатном мешочке с золотыми тесьмами и лого fender, словно в мешке деда мороза лежал этот корпус. Он достаточно легкий, что наверное есть символ его хорошей высошенности и выдержанности. На моем корпусе уже есть пара вмятин. Такой вот лак для любителей старины. Но мне это пофигу.

ЖЕЛЕЗО

Это наиболее принципиальный для меня момент. В котором идти на какие-либо компромиссы не хотелось никак. Причем если говорить о железе, то я хотел сказать не о каких-то компонентах, а о системе. Именнно о целостной системе железа, состоящей из:

  • Колки с замковым механизмом (Fender/Schaller)
  • Роликовый порожек (Fender LSR Nut)
  • Стратовский тремоло бридж с замковым механизмом (Fender Deluxe Locking Tremolo)
  • Пружиный механизм компенсации (Fender tremsetter)

Задача была простой - работать активно рычагом в духе jeff beck и при этом не иметь никаких проблем со строем. Обычно для страта - это почти неразрешимая задача. Однако, выход есть.

Говорить о преимуществе колков с замковым механизмом достаточно унылое занятие. Эти колки уже все знают и используют достаточно давно.

То что ролликовый порожек облегчает жизнь и благодаря ему строй держится лучше - это тоже давно не новость.

Наибольшее недоумение вызывает у меня малая популярность Fender Deluxe Locking Tremolo. Из серийных гитар я знаю только одну фендеровскую модель на которую устанавливают такой бридж. Это одна из версий American Deluxe. Между тем это очень хороший бридж. Его сила в замковом механизме наподобие Floyd Rose, благодаря чему строй стабилен как смена дня и ночи.

Впервые с этим тремоло я познакомился как раз на своей бывшей гитаре American Deluxe. Тогда в сочетании с колками и роликовым порожком - эта система произвела неизгладимое впечатление - идеальное тремоло, качает, не расстраивает ничего и при этом не надо столько заморочек как при настройке с floyd rose.

Очень близкая к этому система стоит на модели jeff beck - те же колки и порожек. Но тремоло почему-то am standard, которое хоть и позволяет играть, но все таки не держит строй при активном использовании (о чем и сам jeff говорит в интервью).

Из известных мне людей Fender Deluxe Locking Tremolo использует только Холстинин из "Арии" и он очень радуется этому бриджу.

Возможно, такое нераскрученное положение этого тремоло объясняется тем, что оно все таки влияет на звук и потому Fender не ставит его на большинство своих гитар. В конструкции этого тремоло струны не проходят сквозь корпус, а зажимаются в "тисках" сверху бриджа надо корпусом.

В связи с этим дерево резонирует по другому и звук иной. Услышать это достаточно трудно - это оч маленький нюанс, но все таки он есть. В звуке меньше дерева и натуральности, больше жесткости, стекла и опять таки (как мне надоели эти штампы) блюза, прозрачности и т.д.

Это дело вкуса, но мне оч нравится это тремоло во всех отношениях. В период переделки моего бывшего tom delonge strat, на него было поставлено это тремоло в сочетании с "замковыми" колками. Результат был очень положительным. Также на той гитар был установлен tremsetter.

О нем надо сказать подробнее. Не смотря на то что эта недорая деталька (30-40$) достаточно активно продается fender, на серийные модели она никогда не устанавливается. Почему? Непонятно. Суть tremsetter - это две хитрые пружины, которые держат строй. Они уравновешивают друг друга и тремоло при работе возрващается в первоначальное положение и держит строй.

О существовании tremsetter и его замечательности я узнал от того же Холстинина, который использует его вместе с Deluxe Locking Tremolo даже без роликового порожка и замковых колков. При этом Владимир говорит, что проблем со строем нет.

Но я решил перестраховатся и поставить на свою гитару все что можно только из железа чтобы сделать строй стабильным. Система из четырех компонентов (порожек, колки, тремоло и пружины тремсеттера) - в общем я никогда не слышал о том, чтобы где-то были воплощены в одной гитара сразу все эти компоненты.

Если говорить о том, что получилось у меня - то результат в общем отличный. Строй держится так же хорошо как на les paul с фиксированным бриджем, а возможно и лучше даже. При том что при игре на страте я почти не выпускаю рычаг из рук и постоянно им работаю.

Еще скажу пару слов про установку тремоло. В общем корпус который я купил - у него были отверстия под тремоло-бридж на шести винтах а не на двух как мое тремоло. Но это не проблема и боятся не стоит. Два крайних отверстия растачиваются под опорные винты. А остальные четыре остаются в корпусе, но их не видно под бриджем. Так что поменять старого типа бридж на новый это не трудно.

Специально под мои потребности для увеличения амплитуды тремоло, отверстие в корпусе од сам бридж было немного увеличено - страшного в этом тоже ничего нет и гитара продолжает быть гитарой.

ЭЛЕКТРОНИКА

Хотелось чтобы гитара звучала в традиционном стратовском духе. Делать из этого страта "хевиметал убийцу" или "фьюжен экспериментатора" не было желания. Но было условие - не хотелось "фонящих синглов" ни под каким соусом. В общем я думал поставить хорошо знакомые Fender Vintage Noisless, и тогда бы на гитаре все части вплоть до винтика были бы только фендеровские. Но какого-то твердого решения не было. Но зато была возможность попробовать несколько разных стратовских датчиков от Seymour Duncan.

В конце концов, что было неожиданностью и для меня и для Виктора Жука (он это все паял) лучше всего для этой гитары оказались Seymour Duncan Classic Stack.

Эти датчики (вертикальные рельсовые хамбекеры) стоят в "бридже" и в "неке", а в середине стоит обычный "фонящий" сингл Seymour Duncan, название которого я даже не знаю, но что-то в духе vintage звучание у него.

Поскольку я не пользуюсь средним датчиком, только его сочетаниями с бриджевым и нековым, то он меня вполне устраивает. Хотя скорее всего в будущем я заменя его на еще один третий Classic Stack.

Что такое Classic Stack? В описании Seymour проводится мысль о том, что это традиционный "старый звук", но только без шума. В общем я согласен с этим на 100%. Настоящий стратовский звук. Но сюрпризом стало звучание этого датчика с перегрузом. Оч хорошее и сочное. Можно играть тяжелую музыку. И при этом потрясающая читаемость.

Вообще как я понял из этих поисков: датчики - это очень тонкий вопрос и их надо подбирать под каждую гитару индивидуально. И то что может быть хорошо на одной даже похожей гитаре, может быть не очень хорошо на другой. Другое дело, что это достаточно дорогое удовольствие и мало кто имеет возможность взять десятка два крутых датчиков и посвятить день припаиванию и отпаиванию.

ИТОГИ

А что получилось в конце концов?

Получился fender stratocaster - мне кажется я могу его так называть. По моему мнению и мнению Виктора Жука (который занимался сборочными работами) это очень хорошо звучащая гитара, в общем получше наверное дорогих серийных American Deluxe и American Vintage. И если честно, то я не ожидал такого уровня звучания. Казалось главное любимые фишки чтобы там было, гриф со скалопом и бридж без расстройки. Звучание, я верил, что будет хорошее. За великолепным я в общем не гнался. Но получилось лучше чем думал, что хорошо.

В будущем наверное кроме среднего датчика я поменяю на этой гитаре накладку на корпус (поставлю белую, зоолотистую или красную). Потому что нынешнее цветовое сочетание меня болельщика Спартака никак не радует своим видом.

Сказать, что это гитара - есть какое-то воплощение моих мечтаний или инструмент жизни - это было бы черезчур. Просто хорошая гитара, которая вполне устраивает. Что будет длаьше не знаю. Может я когда-нибудь и продам ее. Буду ли повторять такие эксперименты - не знаю. Но скорее всего в следующий раз просто куплю Malmsteen strat и заменю железо и электронику.

Просто было невероятно интересно попробовать. И посмотреть возможно ли такое на практике. И интересно было получить инструмент, в котором все устраваиет, который сделан так оно хочется тебе. Гадеюсь с этим стратом мои экспериментыи поиски со стратами закончатся. Будет покой.

Вот что Виктор Жук сказал на счет этой гитары:

Как ни странно, гитара получилась хорошая. Уровня хорошей "S"- ки. Корпус сухой, лёгкий, однозначго должен звучать, гриф сырой, но может за счёт массы клёна (прилично толстый) и скалопированности довольно звонкий. Хорошо вписались датчики (не сразу получилась удачная комплектация, по третьему разу всё срослось с деревяшкой и между собой), строит всё и везде, машинка работает и строит опупительно! Но я фанат старого стратокастера (очень старого), поэтому эта "хорошесть" конечно условна, смотря с чем сравнивать. Да, цвет классный, из-под тёмной вишни просвечивает Gold, поэтому он глубокий, как глаза любимой девушки...
(Для справки: термином "S"- ка обозначают страты 70-ых годов выпуска).

Текст и фото - Сергей Тынку, 2003