Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 
Fender American Deluxe Telecaster 2004

Так сложилось десятилетиями, что Telecaster имеет имидж гитары совсем неуниверсальной. Блюз, кантри, немного рокабили и пожалуй все… Что же касается стилей музыки, основанных на использовании сильного перегруза – telecaster, как правило, обходил стороной все эти heavy.

J5 Tele
Ritchie Kotzen Tele
Хотя, будем честны, время от времени и случались прорывы telecaster в сторону жесткого рока – например, японская модель Ritchie Kotzen Tele или американские модели J5 Tele.

И вот новая серия American Deluxe образца 2004 года пытается разрушить миф о том, что Tele – гитара для чистого звука и небольшого перегруза.

Вообще, American Deluxe – это такая серия, посвященная экспериментам и движению вперед. Почти каждый год в эту серию вносятся изменения, дополнения и улучшения. Все свои самые революционные новинки Fender пытается воплотить и обкатать в этой серии, адресованной профессионалам стремящимся к совершенству во всем, как позиционируется это самим Fender.

Поэтому, разумеется, American Deluxe образца 2004 года – это совсем не то же самое, что American Deluxe 2003 или еще какого-то года.

Так копнем же глубже в эту самую сущность новых моделей, тем более, они по мнению очень многих серьезных гитарных экспертов по всему миру являются наиболее удачным воплощением Tele из всех когда-либо производимых.

И прежде всего, хочется заявить, что я не буду говорить про традиционные черты tele. Все что мы привыкли видеть в традиционных telecaster – все это осталось в новых моделях в самом своем первозданном виде. Конструкция гитары и ее «настоящий фендеровский блюзовый звук стекла» - все на месте и лишний раз перемусоливать эту тему особой нужды нет.

Вся фишка American Deluxe гитар 2004 года (это касается и stratocaster) в новых датчиках Samarium Cobalt Noiseless, которые пришли на смену Vintage Noiseless.

Напомню, что это уже третья фаза развития датчиков Fender Noiseless (вертикальные хамбекеры).

Первая фаза была в создании Vintage Noiseless и это были датчики главным преимуществом которых было отсутствие фона при абсолютно «правдивом сингловом звуке». Fender удалось сделать звукосниматели которые звучали также бесшумно как любые вертикальные хамбакеры, но при этом более правдиво по части «сингловости» звука нежели DiMarzio Virtual Vintage. Однако, звук этих датчиков Vintage Noiseless не мог удовлетворить всех фанатов. Ибо это был звук просто обычных синглов. Повторю – «обычных синглов», а не «хороших синглов».

Тогда родилась вторая фаза развития Noiseless и были созданы Hot Noiseless (или как Fender называют их во внутренних доукментах Jeff Beck Noiseless). Изначально эти датчики были сделаны именно для Jeff Beck. И из серийных гитар ставятся только на его модель. Эти датчики имеют ощутимо более сильный выход и очень хорошо звучат с distortion, позволяя играть в любых по «тяжести стилях», при этом на чистом звуке у этих датчиков можно было отметить «повышенную чувствительность» к нюансам звукоизвлечения и более сильную атаку. В 2003 году Fender думали поставить на все American Deluxe эти самые Hot Noiseless, но их останавливало то, что у них был слишком уж явно выраженный «JeffBeck-овский саунд». Они опасались, что гитары с таким звуком не будут восприняты людьми стремящимися получить более обобщенное и менее индивидуально «джефбековское» звучание.

И вот тогда случилось третье (но думаю не последнее) рождение Noiseless. Достаточно известный в мире звукоснимателей человек по имени Bill Lawrence специально для Fender (и за очень хороший гонорар) создал звукосниматели Samarium Cobalt Noiseless.

Это было очень кстати, поскольку на дворе был 2004 год – а это год 50-летнего юбилея гитары stratocaster и потому Fender очень хотелось как-то удивить гитарный народ новинкой.

Праздновавшийся в 2002 году юбилей Gibson Les Paul прошел очень незаметно – Gibson не удалось ничем удивить народ. Хотя и была попытка ввести новые датчики Gibson Burstbucker, который в общем, ничем новым не блестнули и в памяти народной живут как просто «еще одни обычные гибсоновские ПАФы».

Так вот, Bill Lawrence удалось сделать удивительные звукосниматели. В настоящее время они доступны только с гитарами American Deluxe и будут ли продаваться отдельно в будущем – непонятно. Мне очень хочется быть объективным, быть независимым и написать про это датчики нечто холодное и беспристрастное.

Однако, этот тот редкий случай, когда мне не приходит на ум ничего кроме слова «идеально». Конечно, вы скажете, что это субъективное мнение и будете тысячу раз правы. Скорее всего я субъективен и выражаю только свое личное мнение – однако, оно это мнение живет во мне и не сказать о нем я не могу. Поэтому я просто делюсь собственными впечатлениями.

Знаете, уже долгое время, я обычно для того чтобы понять качество и уровень гитары играю на ней по-началу не подключаясь и оцениваю то как она резонирует и какая у нее отдача. Мне этого хватает чтобы понять что это за гитара. Я не умею играть на гитаре в профессиональном смысле этого слова. Но через мои руки проходит очень много гитар. Постоянно. И я могу понять что есть хорошая гитара, а что есть не очень хорошая гитара.

Мой способ проверки гитар не есть какое-то «ноу-хау» - очень многие люди профессионально занимающиеся гитарами (музыканты, менеджеры, эксперты, журналисты и т.д.) поступают точно также – они играют на «неподключенных» гитарах.

Так вот обычно, после неподключенной игры мне все более-менее понятно с гитарой и потом когда я включаю ее в усилок – то никаких особых сюрпризов не бывает. Я слышу именно то, что я ожидаю услышать.

В случае с Samarium Cobalt Noiseless все происходит не так. При включении гитара звучит «лучше ожидаемого». Новые датчики добавляют в саунд какой-то почти неуловимой фишки с отдачей и чувствительностью отчего в звуке появляется привкус, который ранее я так часто слышал в старых гитарах типа Fender выпуска 70-ых годов. Это очень новое явление и никогда ранее я не слышал его ни в одних датчиках.

Звукосниматели, которые придают гитаре больше, чем она есть на самом деле. Больше отдачи, чувствительности, атаки, ясности и читаемости – словами это описать невозможно – нужно слушать.

Дмитрий Фролов в гостях у Сергея Тынку

Другая сторона звучания этих датчиков – это при сохранении всех положительных свойств «синглов» их способность очень хорошо звучать с перегрузом. При этом не имея какого-то супер-сильного выхода – эти звукосниматели дают возможность извлекать без проблем медиаторные флаожелеты, рычать в ритм-партиями басовыми струнами при глушении правой рукой – вобщем вы получаете полноценное звучание гитары с distortion.

Это в свое очередь открывает новые перспективы для telecaster. Гитара представляется отличным воплощением… Кого бы вы думали? ПИЛИЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА. Сочные аккорды, глубокие низы, навороченные соляки, теппинг, флажолеты. При этом тонкий удобный гриф, хороший доступ к 22-ладам, и корпус с вырезом «под брюхо» в духе корпусов в стиле strat или rg, и скошенной пяткой грифа – все это адресована новому поколению фанатов Tele – гитары с классическим имиджем и модным универсальным звучанием.

Конечно, люди которые ищут себе гитару с фиксированным бриджем для тяжелой музыки – такие люди скорее бросят взгляд в сторону Gibson. Однако, если вам нужна по-настоящему универсальная гитара профессионального уровня, которая способна звучать в любых «весовых категориях», то мне достаточно затруднительно порекомендовать что-либо с фиксированным бриджем, что могло бы соперничать с American Deluxe Tele. Возможно на эту роль хорошо подошли бы модели PRS (с фиксированным бриджем), либо увы снятые с производства Gibson Nighthawk. Чтоже касается всего остального c фиксированным бриджем, то как правило они не столь универсальны для того чтобы можно было и пилить в духе neoclassic, и рубить в стиле metallica и блюзовать на подобие SRV.

И всем этим, на мой взгляд, telecaster обязан новым датчикам – которые есть, опять таки на мой взгляд, одно из главных событий 2004 года в мире гитар и гитарного оборудования.

Я намерено не пишу про новую систему переключения S-1, которую ставят на все American Deluxe. Ее усиленно рекламируют, но на мой взгляд ее значение переоценено. Конечно, это хорошо когда посредством одной кнопочки можно поставить катушки последовательно или параллельно, но по большей части – это просто фишка, а не основная рабочая функция, и потому S-1 на большинстве гитар будет использоваться крайне редко.

P.S. Кстати, помимо просто Tele существует еще пара интересных модификаций Tele в рамках серии American Deluxe. Это во-первых Tele Ash. Суть этой модели – корпус из ясеня. И нее просто из ясеня, а корпус от модели American Vintage ‘52 Tele – самой знаменитой и культовой модели, копирующей самые первые появившиеся на земле telecaster. Разумеется новая модель Ash Tele обладает всеми характеристиками American Deluxe Tele, но при этом ясеневый (а не ольховый) корпус в сочетании с лаковым покрытием старого типа дают свой оттенок в звучании. Более остро, более резко, более винтаджно, если так можно объяснить звук вообще.

Вторая интересная модель – это Tele FMT / QMT. У этой модели два хамбакера и бридж в духе strat hardtail. Чтоже касается корпуса – то он по форме максимально «страто тизирован» - у него даже есть скос под локоть правой руки; а по внешнему виду «лесполо лизирован» - этому способствует слой красивого клена сверху корпуса. Fender в неформальных беседах называют эту гитару как Fender Les Paul, и гитара действительно звучит очень близко к Les Paul, хотя смысл ее создания до сих пор неясен. Гитар типа Les Paul на свете очень много. А Fender к тому же не потрудились поставить на нее приличные датчики. Ибо устанавливаемые на заводе приходится через какое-то время менять на Seymour Duncan, если вы захотите в реальности получить звучание уровня PRS, Gibson.

P.S. На новых датчиках Samarium Cobalt Noiseless написано с обратной стороны множество всяких букв. Не знаю почему – но мне очень приглянулась эта фотография с аббревиатурой ST-NK.

Сергей Тынку, 2004