Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 
Gibson M-III Standard

Эта гитара – одна из самых «негибсоновских», из всех, что когда-либо выпускались Gibson. Вообще, в истории Gibson достаточно много инструментов, которые идут поперек всех традиций дизайна Gibson, но большинство из них приходится на смутное время 1980-х годов, когда компания переживала не лучшие свои годы.

Несмотря на то, что некоторые из этих гитар были очень даже хорошими (и любители порыскать среди «неликвидов» на них не нарадуются), создавались они, в общем «на шару». Серия M-III и родственная ей M-IV – результат куда более осознанного подхода.

В 90-е годы прошлого столетия Gibson вошли с новыми хозяевами, которые четко знали, как вернуть утраченную было компанией репутацию. В качестве основы бизнеса было выбрано максимально точное возвращение к оригинальным спецификациям классики.

Но для имиджа было необходимо продемонстрировать и движение вперед. Так в 90-х появилось несколько серий и моделей, демонстрировавших нетрадиционный для Gibson подход. Всех их ждала неудача, на мой взгляд, из-за неправильного маркетинга.

Если, к примеру, Les Paul двигает имя Gibson, собственное легендарное имя и куча легендарных гитаристов, то новинки кроме слова Gibson на голове грифа никакой дополнительной раскрутки не имели. В случае M-III сказалось еще и неудачное время. Шред-машины с флойдами с каждым новым годом становились все более неактeальными на фоне бума гранжа. К тому же поначалу гитары выпускались с уродливыми с точки зрения металлиста «черепаховыми» пикгардами невнятной формы.

В итоге серия прожила недолго – с 1991 по 1994 год. В 1994 году она уже утратила пикгарды, приобрела более красивую окраску, но это серию не спасло.

Такая вот печальная история. Однако три года – это достаточно большой срок, и гитар было выпущено немало, их до сих пор можно найти, в том числе и в России, поскольку дистрибутор успел заказать приличную весьма партию, как раз в 1994году.

И вот, гитара из этой партии по счастливому стечению обстоятельств попала в итоге в мои руки, перед этим сменив много хозяев. Ни до, ни после мне M-III не встречались, хотя они точно есть в стране в достаточном количестве. Но перейдем к делу.

Люди, мало знакомые с модельным рядом Gibson, увидев логотип на «пере» обычно недоверчиво спрашивают: «настоящий?». Действительно, при первом взгляде никаких ассоциаций с Gibson не возникает. Весьма необычный дизайн, большая мензура, 24 лада, кленовый гриф, с кленовой накладкой, «клюшка вверх», материал корпуса – тополь, тремоло… Однако Gibson не были бы Gibson, если бы полностью отказались от своих традиций. Дизайн корпуса при всей своей радикальности явно навеян SG, профиль грифа – 1960 Slim Tapper, голова грифа – просто зеркальное отражение Explorer, сам гриф вклеен по всем правилам Gibson, хамбакеры – знакомые еще с конца 1970-х годов 500T и 496R.

Между делом, мы прошлись почти по всем спецификациям. Остается добавить, что средний сингл- специальная, ныне не выпускаемая, модель Gibson NSX, с увеличенным для лучшего баланса с керамическими хамбакерами выходом. Тремоло с надписью Gibson сделано по OEM Schaller. Лучше бы original, конечно, с другой стороны запчасти для шаллеровских флойдов можно найти у нас в стране без проблем. Учитывая, что гитару можно найти только б/у это очень актуально. Я уже производил замену станины и опорных винтов.

Среди новшеств от Gibson следует отметить достаточно оригинальную систему распайки. Пятипозиционник дополнен мини-тумблером. В положении I мини-тумблера первые три позиции переключателя работают как в гитаре типа H-H, четвертое переводит нековый датчик в противофазный режим, пятое – отрубает все датчики. В положении II происходит отсечка у хамбакеров и переключатель работает по стандартной стратовской схеме.

Кроме того, в серии M-III есть модель Deluxe, которая отличается тем, что ее корпус сделан из трех слоев: американского черного ореха, клена и тополя и изначально красился лаком Antique Natural.

Теперь перейдем собственно к тому как оно играется на этом инструменте. Прежде всего, отмечу превосходную эргономику гитары. Играть удобно и сидя (в любой посадке) и стоя, баланс отличный, доступ к последним ладам идеален. Собственно именно из-за эргономики я и запал на M-III, после того, как обзавелся в свое время (кстати, совершенно случайно) ее эпифоновской копией EM-2. Настолько это было комфортное ощущение, что я представил, какой же будет кайф, если добавить к этому гибсоновское качество. Поскольку M-III представлялась мне труднодостижимой, я даже не поскупился на апгрейд EM-2, комфорт сочетался со сносным звуком. Кстати, EM-2 c M-III имеет мало общего в плане звука, куда меньше чем эпифоновский Les Paul с гибсоновским. Но мы опять отвлеклись. Гриф достаточно широкий, но ровно настолько, чтобы дать большую свободу. В общем, это скоростной гриф, для любителей разгуляться вверх-вниз и поиграть тэпом.

По характеру звучания это “суперстрат”. То есть не стоит ожидать от него типично гибсоновского звучания (на чем обламывались неподготовленные покупатели в 90-х). Это гитара для тех, кто предпочитает идеологию Jackson, Ibanez или ESP.

Атака у этой гитары просто бешеная. Тэп порхает. Натуральные и искусственные флажолеты извлекаются на всех струнах везде, где это теоретически возможно. Любопытный факт, тополь считается «глуховатым» и «невнятным», вот вам доказательство обратного.Иногда эта звонкость кажется излишней, но небольшой поворот ручки тембра это лечит.

Керамические хамбы Gibson звучат очень мощно, при этом читаемость отдельных струн сохраняется на любом гейне. Все гармонии, аккорды, отдельные ноты и чес детальны. Гитара может рычать, но рык этот будет без излишней грязи, хорошо артикулированным.

На чистом звуке в позициях 2 и 4 очень правдоподобно имитируется стратовское звучание (но настоящий Stratocaster будет лучше, само собой). Я бы даже сказал стратовско-техасское звучание, все же датчики-то весьма неслабые. Особо отмечу, то мне безумно нравится, как работает средний сингл. Тугой, отчетливый, звонкий звук, в котором есть что-то от Telecaster, то что называют фирменным телековским punch. Одинаково убедительно на нем звучит и фанковый чес и арпеджирование аккордов на «лирике». Кстати, на гитаре, которая досталась мне, кто-то из прежних владельцев перепаял схему коммутацию на стандартный вариант H-S-H с отсечкой. Я было нацелился на возвращение статус-кво, но передумал, поскольку понял, что именно сингл и будет давать мой основной чистый звук, поэтому довольно часто переходить на него двумя переключениями мне будет не очень удобно. Так и оставил, как есть.

Вообще, главное свойство M-III, это то, что гитара прорезает. На фоне американских гитар выше классом, и вдвое более дорогих, чувствуется, что не хватает «роскоши» в звуке, особенно если сравнивать с инструментами их махагона. Но все равно, в одной компании с ними она никогда не потеряется. Характер этой гитары пробивается на любом аппарате даже на недорогих комбах и процессорах. Звук M-III всегда конкретный, всегда слышен, всегда читается, всегда вписывается в микс. Это в первую очередь превосходный концертный инструмент на все случаи жизни, который, при этом найдет себе место и в студийной работе. Стоит поискать, честное слово. Даже притом, что у нас в стране он стоит недешево (обычная цена 800-1000 долларов), найти новый, способный с ним очно конкурировать инструмент в этой же ценовой категории также не просто, как, собственно, найти M-III.

P.S. Для справки

В заключение дам некоторую справочную информацию для тех, кто имеет доступ к зарубежным ресурсам продаж гитар б/у..

Первые серии M-III выпускались белого, красного и черного цветов и имели черепаховый пикгард. В 1994 году Gibson избавились от пикгарда и перешли на прозрачный лак под «пожелтевшую старину». При этом стали видны характерные для тополя «некрасивости» типа пятен, которые есть даже на очень качественном дереве. То есть не надо этого бояться. Также стоит не забывать, что на гитарах 1994, юбилейного, года Gibson отошли от стандартной схемы серийных номеров и все номера гитар, выпущенных в этом году начинаются с 94.

Кроме того, в серии M-III есть модель Deluxe, которая отличается тем, что ее корпус сделан из трех слоев: американского черного ореха, клена и тополя и изначально красился лаком Antique Natural.

Родственная серия M-IV (также из двух моделей Standard с корпусом из тополя и Deluxe – с корпусом из ясеня) отличается от M-III тем, что имеет накладку из черного дерева и тремоло Steinberger Jam-Trem, без топ-лока, но со специальным порожком и со стейнбергеровскими же колками с увеличенным передаточным числом.

Кроме того, отделением Custom Shop выпущено достаточно много (по кастомшоповским меркам) экземпляров M-III с вариациями на тему цвета, дерева (корина, махагон и пр.), датчиков (другие производители, H-H или H-S-S варианты) и бриджа (FR Original, фиксированный).

Александр Авдуевский, 2003