Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 
Работа с секвенсером
Часть 2. Программирование барабанов - I

Начиная с этого урока, мы начнем знакомство с возможностями секвенсера для создания партии аккомпанемента.

Как Вы уже поняли из названия, этот урок будет посвящен созданию партии ударных инструментов. В этой статье мы подробно разберем программирование простого ритмического рисунка. Следующие статьи будут посвящены программированию более сложных паттернов.

Для того чтобы свободно реализовывать свои идеи, касающиеся программирования ударных, Вам необходимо слушать игру барабанщиков, пробовать снимать понравившиеся партии. Если Вы играете в ансамбле, то понаблюдайте за игрой барабанщика. Таким образом, Вы будете иметь гораздо большее представление о возможностях ударной установки и принципах игры на ней.

При самостоятельном написании барабанной партии не забывайте об одной очень важной детали - у барабанщика всего две руки. Поэтому, когда у Вас одновременно будут звучать два том тома, тарелка и малый барабан, задумайтесь над тем, возможен ли такой вариант в реальной жизни.

Итак, теперь давайте приступим к написанию партии (как я говорил в прошлой статье, все действия будут описаны на примере секвенсера Cakewalk Pro Audio).

Допустим, перед нами стоит задача написать барабанный паттерн в стиле рок. Как правило, в этом стиле используются не сложные ритмические рисунки.

Изначально, все ритмы будут представлены в виде нотной записи. Если Вы не разбираетесь в нотации ударных, то в этом нет ничего страшного. Вы без труда все поймете из следующей схемы. Каждый барабан соответствует определенной ноте (представленная здесь нотация немного отличается общепринятой).

  • BASS DRUM - Большой барабан.
  • SNARE DRUM - Малый барабан.
  • TOM 1 - TOM 6 - Том Томы.
  • OPEN HI-HAT - Открытый хай-хэт.
  • CLOSE W/FOOT HI-HAT - Педальный хай-хэт.
  • HI - HAT - Закрытый хай-хэт.
  • RIDE CYMBAL - Ведущая тарелка.
  • CRASH CYMBAL - Акцентирующая тарелка.

На рисунке были представлены не все виды ударных инструментов, а лишь только те, которые понадобятся для уроков.

Вот нотная запись рисунка:

Пожалуйста, не торопитесь "забивать" ноты в секвенсер. Послушайте следующий звуковой файл.

Согласитесь, что рисунок звучит слишком грубо и прямолинейно. Если Вы думаете, что дело в плохих сэмплах, то Вы тоже ошибаетесь. Основная проблема заключается в динамике нот. Это вызвано тем, что все ноты звучат с одинаковой громкостью.

Давайте подробно рассмотрим процесс программирования этого паттерна, и Вам станет ясно как "вдохнуть жизнь" в эти ноты.

Далее предполагается, что Вы уже имеете какой-то опыт работы с секвенсером, поэтому действия будут описаны не слишком подробно.

Итак, начнем.

1. Для начала установим нужный нам темп. Темп указан в нотах, в самом начале и он равняется 120 ударов в минуту. В меню Insert выберите Tempo Change и в поле Tempo введите 120.

2. Выделите первый такт и нажмите Set Loop to Selection (подробно об этом написано в предыдущей статье), для того, чтобы при воспроизведении первый такт проигрывался циклически.

3. Теперь необходимо сделать настройку первой дорожки секвенвера. Для этого навидитесь на 1-ю дорожку и нажмите правую кнопку мыши. Выберите Track Properties.

Сравните свои установки с установками на рисунке. Здесь показаны настройки канала ударных для звуковой карты SoundBlaster Live!. Обратите внимание на то, что в поле Chanel стоит значение 10. Десятый канал является стандартом, в нем всегда располагается банк ударных инструментов.

Если у вас на компьютере установлена звуковая карта SoundBlaster Live!, то Вы можете воспользоваться дополнительными сэмплами в формате SoundFont. Их можно подгрузить из Options/SoundFonts. Учтите то, что в этом случае банк ударных не обязательно должен быть на десятом канале.

Если Вы выполнили все установки, то нажимайте клавишу ОК, и мы перейдем к написанию партии.

4. Откройте окно Piano Roll. Убедитесь, что кнопка Snap To Grid нажата. Если нет, то нажмите ее при помощи горячей клавиши N, либо нажатием соответствующей кнопки на экране. Убедитесь, что параметры Snap To Grid следующие: Relolution - Sixteen (шестнадцатые ноты), Mode - Move To.

5. Выберите инструмент Draw (карандаш) и создайте партию хай-хэта. Хай-хэт на протяжении всего такта играет ровными 8-ми нотами (см. ноты). В стандартном банке ударных закрытый хай-хэт соответствует ноте F#4.

Послушайте, как звучит получившаяся партия.

6. Давайте добавим динамику имеющимся нотам. Сейчас все ноты имеют громкость (velocity) равную 100. Значение velocity может варьировать от 0 до 127. Динамика нот видна на графике внизу - красные вертикальные линии. Одно из удобств заключается в том, что при помощи инструмента Draw мы можем рисовать прямо по графику. Сделайте так, чтобы динамика 2, 4, 6 и 8-й нот стала равна примерно 35.

Послушайте, как стал звучать хай-хэт.

7. Теперь нужно прописать большой и малый барабаны. Бочка (Bass Drum) соответствует ноте C4, а малый барабан (Snare Drum) ноте D4 или E4. Расставьте ноты как показано на рисунке. Значение velocity для этих нот должно быть равно 100.

Партия уже звучит довольно правдоподобно, но все равно присутствует некая механичность исполнения. Чтобы ее избежать лучше всего воспользоваться стандартным модулем, входящим в комплект поставки CakeWalk Pro Audio. Он называется Groove Quantize (меню Edit). Этот фильтр работает с параметрами выделенных нот, такими как Time, Duration и Velocity. Войти в Groove Quantize можно только тогда, когда Вы выделите необходимые для обработки фильтром ноты.

8. Выделите все написанные ноты. Это можно сделать при помощи инструмента Select в окне Piano Roll.

9. В меню Edit выберите Groove Quantize.

В поле Groove File установите Cakewalk DNA Grooves.grv, а в поле Groove Pattern - 04 Straight Feel A. Теперь необходимо изменять параметры Time и Velocity (Duration изменять не имеет смысла, т.к. не зависимо от того какая длительность той или иной ноты она всегда звучит до конца сэмпла) и слушать будущий результат при помощи кнопки Audition. Неплохой результат получается при значениях Time -70% и Velocity - 50%.

Обязательно поэкспериментируйте с различными значениями в полях Time и Velocity.

На самом деле применение Groove Quantize не всегда приводит к нужному результату и зачастую требует последующей коррекции динамики нот.

Вот что получилось в результате - звуковой файл.

Сравните звучание этого файла со звучанием предыдущего звукового примера.

Попробуйте применить полученный опыт к своим собственным паттернам.

В этой и последующих статьях я умышленно не стану выкладывать MIDI-файлы с примерами, т.к. проделывая все указанные мной действия, Вы получите намного больше опыта.

Желаю успехов!