Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 
Книги Игоря Бойко

Последнее время я слышу много высказываний по поводу книг, которые пишет Игорь Бойко. Одни говорят, что книги неплохие, другие отзываются о них негативно. А как быть гитаристу, который этих книг не видел? Попробую высказать свою точку зрения.

Первый раз книга Игоря Бойко попала ко мне в руки в начале этого года. К тому моменту я полностью перестал развиваться как музыкант. По большей части это произошло из-за отсутствия учебных материалов. В основном при игре я использовал только пентатонику. Знаний об аккордах, прогрессиях и о том, как все это взаимосвязано практически не было. Были попытки к импровизации, но ни к чему серьезному они не приводили. Обусловлено это было в первую очередь не тем, что на рынке отсутствовала обучающая литература, а тем, что в ней отсутствовал комплексный подход. В большинстве этих книг материал был изложен в том виде, в котором его представлял автор, и создавалось такое впечатление, что автор просто написал на бумаге то, что он знает, не задумываясь при этом о самом главном - о читателе своей книги. Приходилось работать сразу с несколькими пособиями, что очень затормаживало развитие. Итак, давайте взглянем на книги Игоря Бойко, объединенные общим названием "Импровизация на электрогитаре" и попробуем проанализировать их.

"Импровизация на электрогитаре.
Часть I. Вспомогательные ноты и отклонения в импровизации"

Тема этой книги - вспомогательные ноты и отклонение от тональности. Предлагаемый материал относится к самым современным направлениям импровизационной музыки. Книга требует строго последовательного изучения, т.к. в ней предлагается система, выработанная автором в течение многолетней практики игры на инструменте.

Хочу еще раз подчеркнуть, что это именно система для занятий, а не просто сборник упражнений. Все примеры в книге выстроены по принципу "от простого к сложному", причем, в начале даются понятные объяснения самого метода, а затем предлагаются примеры его использования на практике.

В первой главе представлены примеры, которые помогут Вам понять, как использовать метод для обыгрывания практически всех существующих типов аккордов. Во второй главе вниманию читателя представлены фразы, которые применяют в своей игре такие гитаристы как Майк Стерн, Джордж Бенсон, Пэт Мартино и другие.

И если Вы добросовестно следуете всем указаниям, которые дает автор, то Вы сможете проанализировать и эти фразы. Предложенный метод позволяет уже через некоторое время начать использовать материал в своей игре. Одно из достоинств книги заключается в том, что в ней нет стилистических привязок, т.е. полученный материал Вы сможете использовать в любом из существующих направлений музыки.

Подводя итог, можно сказать, что в книге представлен прием, который позволяет разнообразить Вашу соло игру до такой степени, до которой это нужно Вам и что самое главное: в книге даются объяснения по поводу всего, что написано, т.е. то к чему я всегда стремился - осознанная игра на электрогитаре.

"Импровизация на электрогитаре.
Часть II. Основы аккордовой техники"

Эта книга является логическим продолжением предыдущей работы автора. В ней рассматривается не менее важный аспект импровизационной музыки - аккордовая техника.

Хочется отметить, что здесь, как и в предыдущей работе автора предлагается система (хочу подчеркнуть, что именно система), требующая, строго последовательного изучения.

Книга хороша и как справочник, в котором каждый найдет для себя массу полезного, т.к. в ней автору удалось вместить практически все, что изобретено в аккордовой теории за все время существования инструмента. В книге рассматриваются такие аспекты аккордовой игры, как аккордовые гаммы, надстройки, гармонические замены и т.д.

Эта книга очень тесно связана с предыдущей работой автора. Скажем, Вы берете в руки первую книгу и хотите разобрать пример, который играется, скажем, на аккорд Cmaj7. Здесь Вы открываете вторую книгу и находите все существующие аппликатуры данного аккорда, а так же узнаете с какими надстройками можно играть аккорд.

И опять, мне хочется отметить то, что в книге даны понятные объяснения по поводу всего изложенного материала. Книга комплектуется аудио-приложением на CD, на котором записаны все рассмотренные в книге примеры.

"Импровизация на электрогитаре.
Часть III. Прогрессивный метод импровизации"

Буквально месяц назад в магазинах появляется третья книга Игоря Бойко под названием "Прогрессивный метод импровизации". Если две предыдущие работы были посвящены определенным разделам, а конкретнее отклонения в импровизации и аккордовая техника, то эта книга позволяет объединить все знания, полученные из предыдущих двух книг в единое целое.

Цель этой книги - развить у музыканта способность к импровизации в максимально короткий срок. Если Вы откроете книгу, то в ней Вы действительно найдете ни что иное, как прогрессивный метод импровизации. Подобного подхода я еще ни где не встречал и я думаю, что эту работу по праву можно назвать новаторской.

После изучения книги Вы сможете импровизировать на любые гармонические последовательности, но, по-моему, самым эффективным способом является работа со всей серией книг. Книга также комплектуется CD-приложением, на котором записаны все примеры.

Выбор, как всегда, за Вами. Но посмотрите на ситуацию в этой области. Подобного качества продукции на рынке литературы для гитаристов нет. Впервые в России появляется серия взаимосвязанных между собой книг, которая позволяет в максимально короткий срок научится импровизировать.

Еще одно достоинство книг в том, что система, предлагаемая в них, в корне отличается от всех известных доныне. Именно по этому я хочу обратить Ваше внимание на эти книги. Уверяю Вас, это вызвано не тем, что мне надо сделать рекламу книгам, а тем, что это действительно первый случай, когда автор пишет для таких людей как мы, т.е. для тех, для кого важен конечный результат - МУЗЫКА. Выбирать опять же Вам. Скажу лишь одно, если Вы обратитесь к этим книгам, то Вы откроете для себя новое измерение в понимании музыки, ну а если Вам не до этих книг, то тоже неплохо - "наверху" будет более просторно.

В подтверждение всему вышесказанному я прилагаю mp3-файл с записанной мной импровизацией. Вот уже несколько месяцев я занимаюсь только по этим книгам, и они мне позволили уже через несколько месяцев импровизировать подобным образом. И это только начало... большая часть книг у меня впереди!

"Импровизация на электрогитаре.
Часть IV. Пентатоника и ее выразительные возможности"

Как Вы, наверное, поняли из названия, темой этой книги является пентатоника. Пожалуй, этот звукоряд является наиболее "популярным" среди гитаристов. Это происходит по той причине, что он очень универсален в использовании при игре.

За все время, пока я занимаюсь электрогитарой, я встретил очень много разных книг, в которых давались разъяснения по поводу того, как пользоваться пентатоникой. Как правило, в них рассматривались боксы и типовые фразы, построенные на их основе. Конечно, в некоторых ситуациях можно играть и с таким комплектом знаний, но когда перед нами встает более сложная гармоническая задача, мы отказываемся от пентатоники, и переходим к более сложным ладам. Однако, уверяю Вас, что после того, как Вы поработаете с этой книгой, Вам будет под силу обыграть абсолютно любой аккорд, используя только пентатонику, но обо всем по порядку.

Книга начинается с того, что автор предлагает разучить все пять боксов. В этой книге они все используются в равной степени. Далее Вам предлагается 10 фраз, построенных по пентатонике. По две в каждом боксе. Вы, наверняка, спросите: "А почему так мало фраз?" Ведь используя при игре только 10 фраз, Вы будете звучать черезчур монотонно. Но как раз здесь и есть один из главных плюсов книги (не только этой части, а всей серии). Ставка в пособии сделана на Вашу креативность. Пособие является ни чем иным, как катализатором Вашего творческого потенциала. Мне, к примеру, пришлось потратить на разбор десяти фраз около двух недель. И это связано не с тем, что я не мог их сыграть (хотя, для многих возникнут проблемы при их исполнении), а с тем, что каждая фраза содержит в себе несколько идей, каждую из которых можно перенести в другие боксы, а затем, при исполнении, комбинировать различные идеи. И Вы уже не получите типовое звучание, т.к. при построении фраз используются межструнные скачки, квартовые и квинтовые интервалы и т.д.

Но главным в книге, конечно же, являются принципы использования звукоряда на различные типы аккордов и их комбинации. Дело в том, что практически во всех случаях тоника пентатоники не совпадает с тоникой обыгрываемого аккорда (например, аккорд maj7 можно обыграть тремя различными способами). Так же в книге рассмотрена альтерированная пентатоника.

Книга комплектуется аудиоприложением на CD, на котором записаны все примеры и их "минусовки".

Так же стоит отметить то, что наиболее эффективная работа будет в том случае, если Вы работаете в комплексе со всеми книгами этой серии.

Было время, когда мне казалось, что я в полной мере могу использовать пентатонику в своей игре. Но с выходом этой книги я понял, что не знаю о ней практически ничего.

Игорь Бойко "Мой метод".

Вот и настал тот момент, который многие гитаристы ждали с нетерпением. Вышла новая книга Игоря Бойко под названием "Мой метод".

Почему я ждал выхода этой книги?

Дело в том, что за все время занятия гитарой мне попадало в руки не малое количество различных книг и учебных пособий касающихся обучению импровизации. Причем, подавляющее большинство этих изданий были иностранными и не подходили по ряду причин (отсутствие грамотного перевода, менталитет и т.д.).

И когда мне попали в руки предыдущие работы Игоря Бойко под общим названием "импровизация на электрогитаре" я решил попробовать позаниматься по ним и очень обрадовался, когда предложенный материал постепенно начал проявляться в моей собственной игре. Я начал импровизировать и чем дальше я занимался, тем больше развивалось мое понимание и мастерство импровизации.

Ни для кого не секрет, что импровизация является пиком развития музыканта, т.е. по своей сути это умение создавать музыку в реальном времени, прямо во время выступления на сцене. Естественно, ключевую роль в развитии умения импровизации играет система обучения. Новую книгу Игоря Бойко "Мой метод" можно смело отнести к полностью продуманной и проверенной на практике методике.

Я думаю, что ни у кого нет сомнений в том, что Игорь Бойко профессионал своего дела. По своему развитию как музыкант он далеко опережает многих своих коллег. Этого музыканта я ставлю в один ряд с такими гитаристами как Frank Gambale, Mike Stern, Scott Henderson и многими другими.

Теперь, я бы хотел более подробно остановиться на содержании новой книги.

Книга состоит из четырех частей, выстроенных в определенном порядке с целью получения наибольшей продуктивности от занятий.

Первая часть книги посвящена основам аккордовой техники. Слушая современную музыку довольно сложно определить аккорды и прогрессии используемые в ней, потому что профессиональные музыканты владеют множеством приемов, позволяющих изменить банальные аккордовые соединения так, как им этого нужно. Именно этому посвящена эта часть книги. В ней рассматриваются базовые понятия, такие как надстройки ко всем типам аккордов и аккордовые гаммы. Но самыми интересными здесь являются такие темы, как аккордовые замены, аккорды состоящие из кварт и квинт, аккомпанемент с шагающим басом и аккомпанемент сокращенными аккордами. В качестве демонстрации этой части я предлагаю Вашему вниманию пример, демонстрирующий аккордовые замены.

Пример 1: Исходная прогрессия С - Am - Dm - G.

Пример 1-1: Исходная прогрессия с использованием аккордовых замен.

Пример 1-2: Еще один пример изменения исходной прогрессии C - Am - Dm - G используя аккордовые замены.

Обратите внимание на то, как необычно стали звучать исходные аккорды. И это лишь малая часть предлагаемого автором материала касающегося аккордовой техники.

Вторая часть книги научит гитариста хорошо ориентироваться на грифе инструмента и без проблем обыгрывать любой аккорд и любое гармоническое соединение. Огромным плюсом этого раздела (впрочем, как и всей книги в целом) является то, что в ней не делается акцент на изучении музыкальной теории, поскольку на эту тему существует множество учебных пособий. В качестве примера, иллюстрирующего эту часть, я предлагаю Вашему вниманию пример обыгрывания гармонического соединения II-V-I (Gm7 - C(Alt.) - Fmaj7).

Пример 2: Пример обыгрывания прогрессии Gm7 - C(Alt.) - Fmaj7.

Этот пример умышленно исполняется в упрощенной ритмике для того, чтобы сконцентрировать внимание непосредственно на мелодических построениях.

Третья часть книги посвящена использованию такого распространенного на сегодняшний день звукоряда как пентатоника. Эта часть отражает самые передовые тенденции в использовании пентатоники. Вы знаете, что, например, мажорный аккорд можно обыграть тремя различными пентатониками? Если нет, то в этой части Вы откроете для себя массу интересных и полезных вещей. Так же, много внимания в этой части уделено альтерированной пентатонике.

Пример 3-1: Один из способов использования пентатоники для обыгрывания мажорного аккорда:

Пример 3-1: Один из способов использования альтерированной пентатоники для обыгрывания минорного аккорда:

В третей главе книги рассматриваются все варианты использования различных пентатоник, на все имеющиеся типы аккордов, а так же примеры обыгрывания прогрессий II-V-I с использованием этого звукоряда.

Заключительная часть книги посвящена таким темам, как вспомогательные ноты и отклонение от тональности. Лишь немногие музыканты владеют этими приемами и в результате этого их импровизации звучат очень необычно. Richie Kotzen, Steve Vai, Frank Gambale, Scott Henderson, Mike Stern, Greg Howe и многие другие очень часто используют эти приемы в своих соло.

Пример 4: Отклонение от тональности в импровизации.

К книге прилагаются 3 компакт-диска, с записанными на них примерами и "минусовками".

Неоспоримый плюс методики в том, что она не является школой игры в каком-то одном музыкальном стиле. Все предлагаемые идеи прекрасно работают во всех существующих стилях. И после того, как Вы достаточно поработаете с материалом книги, Вам будет под силу сыграть компетентное соло в любом направлении: блюз или рок, джаз или фьюжн...

Мне совсем не хочется агитировать Вас заниматься или не заниматься по этой методике. Скажу лишь одно! Уже около года это является моей основной системой обучения и она очень помогает мне в занятиях музыкой. Приобретаемые знания вдохновляют меня на написание своей музыки и делают меня более сильным музыкантом.

В заключениие статьи предлагаю Вашему вниманию отрывки из моих собственных композиций. Большинство идей использованных в этих соло получено из книг Игоря Бойко.

Я искренне рад, что наконец-то на нашем рынке появляются очень качественные издания, посвященные обучению игры на гитаре и поздравляю Игоря Бойко с выходом этой действительно востребованный книги! Огромное спасибо!

Андрей Иванов, 2001-2002