Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 
Звуковысотные характеристики

В данной главе мы подробно рассмотрим вопросы, касающиеся высотных характеристик музыки и нотного письма. Если ритм (горизонталь) является категорией времени (временных отношений) и не зависит непосредственно от музыкального инструмента, то вертикаль - звуковысотные отношения (при игре по нотам) во многом определяются (помимо общих вопросов) конструктивными особенностями инструмента. Музыкант, гпядя в ноты, должен определить длительности нот (ритм) и высоту записанных звуков, затем найти эти ноты на музыкальном инструменте и воспроизвести данный музыкальный фрагмент.

Сложность игры по нотам на гитаре состоит в том, что одну ноту можно сыграть на разных струнах, в разных частях грифа (позициях)*. Для примера возьмём простой музыкальный отрезок, состоящий из 3-х нот - ля (А), си (В) и до (С) см. пример 1. Данную мелодию на гитаре можно сыграть в шести (даже в 8-ми) позициях с разными аппликатурами**. Исходя из этого, перед гитаристом, желающим хорошо научиться играть по нотам (в звуковысотнон отношении), стоит первоочередная задача - хорошо знать гриф гитары, т.е. мгновенно находить записанные ноты в соответствующей аппликатуре (уметь быстро трансформировать записанные ноты в графический рисунок на грифе).

* Позиция - отрезок грифа, обычно состоящий из 4-х ладов.

** Аппликатурой называется положение пальцев левой руки на грифе гитары.

Пример 1

Интервалы

Слово интервал в буквальном переводе означает промежуток между какими-либо двумя объектами или событиями. В музыке интервалом называется соотношение двух звуков по высоте. Нижний звук интервала назовется основанием, верхний - вершиной. По способу воспроизведения двух звуков интервалы бывают мелодическими (1), звуки которого берутся порознь или одним за другим, и гармоническими (2), когда две ноты звучат одновременно.

Всякий музыкальный интервал определяется двумя величинами - ступеневой и тоновой.

Европейская музыкальная система насчитывает всего семь основных звуков (отличных по названию), которые образуют семиступенный диатонический звукоряд, повторяющийся в каждой октаве (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Любой интервал охватывает то или иное количество ступеней данного звукоряда, что и определяет ступеневую величину интервала и его название (таб. 1).

Таблица 1

* Прима - интервал охватывающий только одну ступень, т. е. когда две ноты интервала звучат в унисон (две одинаковые по высоте ноты).

В следующем нотном примере показано построение интервалов от примы до октавы, где половинной нотой обозначено основание, четвертной нотой - вершина. Восходящие интервалы (первая группа нот в такте) показаны стрелкой вверх (2 такта и т.д.), нисходящие - вниз.

Однако ступеневая величина (определяющая название или качество) не обеспечивает нас исчерпывающей информацией об интервале. Ещё необходимо определить количество тонов и полутонов, находящихся между звуками. Данное количество определяет тоновая величина интервала, которая и "отвечает" на вопрос,какова ступеневая величина. Например, терция может быть большой или малой, кварта - чистой, увеличенной и т.д.

Практическое освоение ступеней

Все интервалы в пределах октавы называются простыми. Основные виды интервалов строятся на ступенях диатонического звукоряда. С практической точки зрения гитаристу необходимо хорошо знать расположение интервальных ступеней относительно любой ноты на грифе. Подробно остановимся на этом вопросе и проанализируем каждую интервальную ступень.

Прима

Данный интервал даёт унисонное звучание и очень часто используется (благодаря своей эффективности) именно на гитаре при игре на разных струнах. Приведённый ниже график представляет собой отрезок грифа гитары, на котором обозначены два интервала примы (С-С, до-до [ Т1-1 ] и В-В, си-си [ Т2-1 ]). Унисонные ноты между 2-й и 3-й струнами звучат через 3 лада гитары, между остальными струнами через 4 ладовых порожка.

Разучите следующее упражнение, строго соблюдая таблатуру:

Данное упражнение необходимо исполнять 2-мя способами:1) играть 1-м и 4-м пальцами, стараясь сделать максимальную растяжку и 2) играть только 1 -м пальцем (указательным), перескакивая со струны на струну, т.е. меняя позицию. При постоянной (ежедневной игре) подобных упражнений у гитариста вырабатывается "чувство гитарной мензуры".

Октавы

Октава (8) - интервал, охватывающий все ступени диатонического звукоряда. Тоновая величина октавы - 6 тонов. Проанализируйте расположение октавных нот на грифе:

где: Т - основание интервала, Т+8 - нота Т на 1 октаву выше, Т+16 - нота Т на 2 октавы выше, Т+32 - нота Т на 3 октавы выше.

При графическом анализе положения октавных нот их можно сгруппировать таким образом: гриф разбивается на 3 части или зоны. Две основные зоны (1-я и 2-я) охватывают 3 октавы, промежуточная - соединяет обе зоны. Выучите упражнение:

Данное упражнение (при игре от разных нот), доведённое до полного автоматизма, помогает быстро находить любую ноту на грифе. Постарайтесь ежедневно уделять этому упражнению небольшое кол-во времени, играя его от любой ноты. Стремиться надо к тому, чтобы пальцы сами "находили" октавные ноты в любой части грифа.

Секунды

Секунда (2) - интервал занимающий 2 ступени. По тоновой величине секунда может быть большой и малой. Большая секунда занимает 1 тон (на гитаре 1 тон равен 2-м ладам на одной струне), малая секунда - 1/2 тона (полтона = 1 лад). В гитарной практике для записи интервалов выработалась универсальная система обозначений, показывающая одновременно ступеневую и тоновую величины. Так большая секунда, занимающая 2 ступени обозначается (как обычно) цифрой 2, малая секунда - 2, т.е. 2, но на полтона ниже. На гитаре относительно ноты (Т) секунды 2-х видов располагаются следующим образом:

Для того, чтобы запомнить расположение секундовых тонов относительно какой-либо ноты, полезно играть следующие упражнения:

Терции

Интервалы терции (3) также могут быть 2-х видов: большая терция - 2 тона (3) и малая - 1+1/2 тона (3). На грифе относительно условной ноты (Т) терцовые ступени располагаются следующим образом:

Упражнение

В данном упражнении интервалы терций в мелодическом виде играются по одному графику, гармонические интервалы по другому. Эта неудобная для игры аппликатура используется исключительно в учебных целях.

Для того, чтобы в этом упражнении получить большую терцию от ноты РЕ, т.е. 2 целых тона, необходимо ноту ФА повысить на полтона. При повышении или понижении какой-либо ноты на полтона применяются знаки альтерации (диез и бемоль). Если знак установлен перед нотой, то все ноты, расположенные на этой линейке, "подчиняются" данному знаку в пределах одного такта (в котором стоит знак). Тактовая черта отменяет случайные знаки альтерации (существуют и ключевые знаки альтерации). Для отмены знаков в пределах данного такта применяется знак - бекар.

Кварты и квинты

Интервал кварты (4) охватывает 2+1/2 тона, квинты (5) - 3+1/2 тона. Данные интервалы имеют очень широкое применение в рок-музыке при игре риффов (остинатных ритмических фигур). Относительно ноты (Т) на грифе данные ступени располагаются следующим образом:

Упражнение

Сексты

Интервалы сексты (6) могут быть большими и малыми (по аналогии с терциями). Большая секста охватывает 4+1/2 тона, малая - 4 тона. Относительно какой-либо ноты сексты (большая 6 и малая 6) располагаются на грифе, следуя следующей графической закономерности:

Упражнение

После того, как Вы проиграете упражнение (это относится и к другим нотным примерам данной главы). Вам необходимо потренироваться"находить" изученные ступени от любой выбранной Вами ноты.

Септимы

Септима, как и некоторые другие интервалы, может быть 2-х видов - большой и малой. Малая септима охватывает 5 тонов и в гитарной литературе обозначается цифрой 7. Большая септима (5+1/2 тона) обозначается - maj 7. На грифе данные интервальные ступени располагаются в следующем порядке:

Пример

Увеличенные и уменьшенные интарвалы

Кроме рассмотренных выше простых интервалов в музыкальной практике широко используются увеличенные и уменьшенные интервалы, которые образуются увеличением или уменьшением на полтона простых интервалов. Например, чистая кварта при увеличении тоновой величины на полтона будет обозначаться как 4#, уменьшенная квинта - 5 и т.д.

В заключении данной главы проанализируйте расположение всех ступеней (в пределах октавы), которые образуют соответствующие простые интервалы. На графиках (1,2,3,4) отображены все интервалы относительно условной ноты (Т), расположенной на каждой из струн. Если (Т) будет на 2-й или на 1-й струне, то графический рисунок интервальных ступеней будет таким же, как на 6-й и 5-й струне. Если (Т) расположена на 3-й или на 4-й струне, то при стандартной настройке гитары, ступени, расположенные на 2-й и 1-й струнах, "сдвигаются" на один лад (вправо) относительно первых 4-х струн. На гитаре интервалы от ноты (Т) можно строить в трёх относительных позициях:

Нижняя позиция: удобна когда ноту (Т) прижимает 4-й палец (мизинец). В этом случае интервальные ступени на грифе находятся слева от ноты (Т), т.е. выше (ближе к верхнему порожку, колкам).

Верхняя позиция: Если ноту (Т) зажимает на струне 1-й палец (указательный), то интервалы удобно брать ниже - правее от (Т), т.е. в направлении к нижнему порожку или деке.

Средняя позиция: если ноту (Т) прижимает на струне 2-й (или 3-й) палец, то интервалы удобно играть, захватывая графические области как верхней так нижней позиций.

Естественно, что деление на данные относительные позиции весьма условно. У каждого гитариста вырабатываются собственные графические ассоциации, поэтому при игре на гитаре музыкант при необходимости использует всё игровое пространство. Однако в любом случае для того, чтобы освоить ступени по всему грифу, его необходимо изучать по частям. Только после того, как каждая часть грифа освоена, у музыканта вырабатывается общая "картина" расположения ступеней. Изучение графического расположения интервальных ступеней может показаться долгим и неинтересным (нетворческим) занятием. Постарайтесь набраться терпения и выполнить эту "черновую" работу, т.к. она способствует не только развитию быстрого чтения с листа по нотам, но и поможет в освоении аккордов, ладов, импровизационного мышления... На приведённых ниже графиках показаны ступени, под ними - нотные примеры верхней и нижней позиций. Среднюю позицию, захватывающую обе крайние позиции. Вы можете изучить самостоятельно, записав упражнения в свою нотную тетрадь.

Графики