Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 
Ритмические рисунки

Для того, чтобы преодолеть ритмические трудности, научиться "видеть" ритм в записанной форме. Вам необходимо отработать наиболее употребимые ритмические формулы. В конечном итоге любой ритм состоит из набора ритмических комбинаций. Выучив их наизусть. Вы уже не будете высчитывать длительности, этот процесс будет происходить у Вас автоматически. Изученные формулы не стоит рассматривать как "пройденный, понятный материал". Понять, т.е. разобраться в каком либо ритмическом рисунке можно очень быстро. Но наша задача довести восприятие записанных формул до полного автоматизма, который вырабатывается только при регулярных ежедневных занятиях. Поэтому к данному разделу пособия, посвящённому отработке ритмических рисунков, Вам нужно будет возвращаться вновь и вновь. С каждым днём на это Вы будете тратить всё меньше и меньше времени.

Практические занятия начнём с отработки ритмических рисунков на основе больших длительностей. Как Вы понимаете, чем короче длительности, тем сложнее могут быть их вариации и комбинации. Не старайтесь выполнять упражнения в быстром темпе, наоборот медленный темп приносит больше пользы. Выполните следующее упражнение: установите метроном на темп не более 80 уд/мин. Следуя темпу, лёгкими ударами ноги выдерживайте размер, а в ладоши хлопайте в тот момент, когда нужно извлечь звук. В приведённом ниже примере - размер 4/4, то есть за один такт Вы должны сделать 4 удара ногой (соответственно долям). Целая нота звучит весь такт, значит на 1-ю (сильную) долю каждого такта Вы хлопаете в ладоши.

Во втором примере две целых ноты залигованы, т.е. нота СИ в данной записи должна звучать два такта. В размере 2/4 целый такт будут звучать половинные ноты:

В конце каждой строки нотоносца Вы видите двойную тактовую черту с двумя точками, которая говорит о повторении музыкального отрезка, т.е. упражнения играются по 2 раза.

В размере 3/4 нота будет звучать целый такт в том случае, если к половинной длительности добавить четвертную (3/4=2/4+1/4). Отработайте рисунок, соблюдая размер.

Опережение взгляда

При постоянной игре по нотам со временем у музыканта вырабатывается метод опережения взгляда, т.е. исполнитель смотрит не на те ноты, которые играет в данный момент, а заглядывает чуть вперёд. Опытные музыканты могут анализировать ноты на несколько тактов вперёд. (Это зависит от насыщенности нотного текста, его информативности.) Именно благодаря этой способности (опережающему анализу нотного текста), такие исполнители с лёгкостью играют с листа.

Необходимость опережения взгляда обусловлена тем, что поступающую нотную информацию необходимо "обработать", а на это требуется время. Опережение взгляда даёт музыканту время "подумать" и, чем больше этого времени, (т.е. чем дальше взгляд) тем увереннее будет чтение нотного текста.

Если проанализировать данную технику, то легко понять, что опережающий взгляд "изучает" нотный текст и откладывает его в "оперативную память". Играет же музыкант данный текст в нужное время уже по памяти, а взгляд его находится впереди. Это может происходить тогда, когда исполнителю "всё ясно", т.е. он предслышит звучание нотного текста.

Постарайтесь выполнить следующее упражнение: до начала игры бегло охватите весь музыкальный отрезок. Соблюдая счёт, играйте первый такт (паузу), а в это время перенесите взгляд на следующий такт, проанализировав его, будьте готовы его играть (дождавшись сильной доли). Итак, начиная играть один такт, переносите взгляд на следующий, тем более что при игре звучащих целый такт нот нет необходимости смотреть на уже извлечённую ноту.

Упражнения

При игре последнего такта переносите взгляд на начало упражнения (так как в конце мы видим знак повторения).

В следующих упражнениях рассмотрены варианты ритмических формул половинными длительностями в размере 4/4.

В размере 3/4 такт состоит из нот длительностью 2/4+1/4

Следующее упражнение отрабатывайте с опережением взгляда:

Целые и половинные длительности нот - наиболее простые ритмические фигуры, не представляющие больших трудностей. Дальнейшее дробление длительностей будет усложнять ритмические рисунки, поэтому переходить к каждой следующей формуле можно только после твёрдого усвоения предыдущего материала.

Необходимо отметить некоторые особенности записи размера, которые могут встретиться Вам в нотной литературе. Иногда размер 4/4 обозначают знаком С:

Размер 4/4 можно представить как 2/2, который записывается знаком и длительности высчитываются на РАЗ-ДВА.

В основном размер 2/2 применяется в быстрых темпах для облегчения счёта, хотя, так или иначе, его можно рассматривать как обычный размер 4/4. В размере 4/4 первая доля сильная, 2-я слабая, 3-я относительно сильная (начало 2-й ритмической ячейки 2/4) и 4-я слабая. В размере считается только сильная доля и относительно сильная (cм схему).

После того, как Вы усвоите предыдущий материал. Вы можете переходить к отработке ритмических формул, основанных на четвертных длительностях:

В размере 4/4 :

В размере 3/4 :

В сочетании половинных и четвертных:

В размере 4/4 :

Задание

Проиграйте следующие ритмические отрезки в медленном темпе. Исходя из размера ногой отстукивайте те доли, которые изображены над нотоносцем. В ладоши прохлопывайте ноты, стараясь точно выдерживать их длительности:

По мере выработки навыка опережения взгляда постепенно увеличивайте темп. В быстром темпе 4/4 можно представить как .

Ритмические рисунки с использованием восьмых

Две восьмые ноты в сумме образуют длительность, равную четвертной ноте. Ритмические рисунки с использованием восьмых становятся более разнообразными и сложными по сравнению с теми, что мы изучали ранее. Отрабатывать нижеследующие комбинации ритмических формул необходимо по тем же принципам, только для чёткого определения восьмых нот счёт каждой доли, также как и ноты, разобьём на две части - РАЗ-И, ДВА-И и т.д.

При игре упражнений отстукивайте ногой четвертные счётные доли, при этом на каждый удар ноги восьмые ноты будут представлять собой два одинаковых по времени хлопка в ладоши.

В следующем упражнении приведены различные комбинации восьмых пауз в размере 2/4:

Некоторую сложность на начальном этапе могут вызывать синкопы на восьмых нотах. В музыкальной практике при изучении нотных транскрипции джаз и рок-музыки такие синкопы Вам будут встречаться довольно часто. Поэтому тщательно закрепите в своём сознании межтактовые (упр.1) и междолевые (упр.2) синкопы. Упражнения выполняйте в медленном темпе, доводя их до автоматизма.

Затакт

Затактом называется неполный такт, с которого начинается музыкальное произведение или отдельная фраза.

Счётные доли затакта, естественно, соответствуют размеру. Если затакт, например, состоит из одной восьмой ноты, то это значит, что Вам необходимо сыграть эту ноту на счёт И после ДВА.

Упражнения

Для того, чтобы Ваши навыки восприятия ритмов вырабатывались быстрее, очень полезно записывать ритмические рисунки знакомых Вам мелодии, песен и т.д. в нотном виде. Не фиксируя высотные характеристики ноты, отражая только ритмические фигуры (например на ноте СИ), Вы уже через несколько дней ощутите прогресс. Начинать целесообразнно с самых простых песен. Польза данных упражнений состоит в том, что ритмические рисунки, которые Вы запишете в нотах, надолго откладываются в память. После того, как Вы начнёте быстро справляться с песнями, нужно усложнять задачу - записывать ритмические партии гитарных композиций, соло с магнитофона. Пользу от этих упражнений трудно переоценить; Вы развиваете ритмический слух, вырабатываете нотные стереотипы различных ритмов, "пропитываетесь" фирменной ритмической фразировкой и т.д.

Пример

Как записать мелодию ритмически? В качестве примера возьмём простую песню "Подмосковные вечера". В начале необходимо определить метр песни, т.е. количество долей от одной сильной доли до следующей сильной доли. В данной песне метр двудольный. Далее, отстукивайте ногой (в темпе мелодии) счётные доли, а в ладоши хлопайте ноты (слоги), которые поются в данной песне. После этого запишите ритм песни в нотную тетрадь: