Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 

JAZZ GUITAR

Прогрессия вида II-V

Это самый распространенный ход в джазовой музыке. Знание того, как солировать поверх этой прогрессии, будет самым полезным вашим опытом как джаз-гитариста.

Под II-V прогрессией понимается последовательность, состоящая из минорного септаккорда, построенного от второй ступени лада, и мажорного, построенного на пятой ступени.

В тональности С, "II-V" будет состоять из аккордов Dmi7 and G7.

Как правило, за этим следует первая ступень лада, Cmaj7 в данном случае. (Заметьте, что в джазе седьмая ступень добавляется практически к каждому аккорду). И вторая, и пятая ступени органично вписываются в основную тональность, поэтому их можно использовать практически в любой ситуации. Попробуем сменить тональность и посмотрим на II-V в тональности Eb.

Напоследок стоит отметить, что аккорды II-V прогрессии могут иметь и добавленные тоны, то есть прогрессия может выглядеть как, например, Dmi9-G13. Считается, что добавленная 13-я ступень придает звучанию гитары в джазе "духовой", бигбэндовый окрас.

Гамма гармонического минора

Гамма гармонического минора используется реже, чем мажорная, но дает некоторые интересные возможности. Давайте посмотрим, как она построена.

Если строить эту гамму от ноты А, она будет состоять из звуков: A, B, C, D, E, F, G#, A. Эту гамму можно описать как натуральный минор с повышенной седьмой ступенью или мажор с пониженными третьей и шестой.

Повышенная седьмая ступень известна как "главная нота", поскольку именно она создает акустическое тяготение к тонике. Аккорд, содержащий эту ноту, построен на пятой ступени, в данном случае это Е. Если сыграть гамму гармонического минора (в тональности А) от Е:

Получим следующие ступени: 1, 3, 5, 7, b9, 11, b13, придающие совершенно особый колорит.

Еще одна интересная возможность, которая используется еще реже – сыграть ту же гамму от F.

Мы получили: 1, 3, 5, 7, #9, #11, 13. Помимо необычного звучания, это дает еще и интересные трезвучия, в частности увеличенный С-аккорд.

Ну и как научиться все это слышать, спросят меня? Да старым дедовским способом. Встать наконец от монитора и схватиться за инструмент, вот как.

Гамма мелодического минора

Эта гамма также называется "джазовым минором". Как и мажорная гамма, она порождает массу различных ладов, которые можно использовать с самыми различными аккордами. Сама она идентична простому минору за исключением повышенных шестой и седьмой ступеней (кроме того, ее можно описать как мажор с пониженной третьей ступенью). Так она выглядит в С-миноре:

Сама по себе гамма может использоваться поверх maj7-аккорда (1, b3, 5, 7):

Лидийский b7

"Лидийский b7", или лидийский доминантный лад, начинается на четвертой ступени гаммы мелодического минора. В нашем случае, он будет выглядеть так:

Его лучше всего использовать поверх 9(b5) или 9(#11) аккордов. Аккорд с очень интересным звуком F9(#11) состоит из ступеней: F, A, C, Eb, G, Cb.

Уменьшенный/Целотоновый лад

У него есть несколько названий, в частности, альтерированный, альтерированный доминантовый и другие. Это название выбрано потому, что оно наиболее полно описывает эту гамму. B-уменьшенный/целотоновый лад будет выглядеть так:

Его можно использовать поверх почти любых аккордов с альтерированными тонами. В данном случае это такие аккорды, как B7#9, B7(#5b9) и другие. Это звучание хорошо сочетается с "II-V"-прогрессией (кто все уже забыл, см. Урок 1) в миноре.

Как все уже догадались, не так проста эта гамма, как кажется. Рассчитывали отдохнуть на недельке? Нечего! Занимайтесь!

Прямиком к бибопу

Сегодня, о продвинутые, мы поговорим о Доминантовой Гамме Бибопа. Что, страшно? Будет еще страшней, так что мужайтесь и держитесь за грифы крепче.

Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи в ревущие сороковые годы изменили джаз навеки. Эта неугомонная парочка определила, наконец, как надо по-человечески разговаривать на языке джаза, и гамма, обсуждаемая сегодня – один из результатов. Название гаммы придумал David Baker, а мы им скромно воспользуемся.

ДГБ – это на самом деле просто (если это для вас просто, уже хорошо) миксолидийская гамма с одной добавленной нотой – чистой седьмой ступенью. Вот просто миксолидийский лад:

А вот бибоповая доминантовая гамма:

Добавленная седьмая ступень (В в данном случае) делает две вещи: 1) во-первых, она дает спокойный нисходящий вводный тон; 2) в гамме появляется восьмой тон. Преимущество первого пункта явно; со вторым не все так очевидно, пока вы не начали играть соло с использованием этой гаммы. Восьмая нота в гамме дает возможность играть аккордовые звуки на все сильные доли такта. Это очень важно, поскольку дает самую эффективную возможность играть длинные фразы. Вот, например, проход в обычном миксолидийском ладу:

Заметили, что вторая половина звучит неуклюже? Потому что нету у вас таких естественных аккордовых тонов на сильных долях. Ну ладно, утешьтесь теперь бибоповым ходом:

Слышите? Так и хочется продолжать, а? Вот как "Птица" Паркер, "Чумовой" Гиллеспи" и "Пушечное Ядро" Эддерли и иже с ними играли свои бесконечные мелодии. Этой техникой пользуется даже Пэт Мартино.

Однако запомните важную вещь: этой нотой можно пользоваться только при нисходящем движении. Когда вы забираетесь к небесам, пропускайте ее смело. И – ИГРАЙТЕ АККОРДОВЫЕ НОТЫ НА СИЛЬНЫЕ ДОЛИ!

Эта хитрая гамма совершит с вашей игрой настоящую революцию, если вы как следует над ней поработаете. Она может изменить ваше видение имровизации. Никаких масонских секретов и тайн мадридского двора в джазе нет, однако бибоп – это уже продвинутая техника. Типа, дерзайте, и все такое :-).

Бибоп в миноре

Хо-хо! Вы думали, мы оставим вас в покое играть бибоповые гаммы поверх привычных доминантовых септаккордов? Ну уж нетушки! Есть ведь еще и минорные доминантовые аккордики. А если короче, все, что хорошо под (вернее, над C7, покатит и с Gmin7. Чтобы вы не по-детски насладились игрой, вот вам пара ходов, на которые я набрел несколько лет назад, с таким, знаете ли, пэтмартиновским звуком.

Ну что, понравилось? Любишь кататься, люби и саночки возить. Теперь попробуйте транспонировать их во все тональности, чтобы использовать, как только прижмет.

И еще маленькая штучка, которая, однако, займет немало времени: игра все той же бибоповой гаммы (она вам еще не надоела? Впрочем, как она может надоесть!) поверх min7b5-аккордов (они же полууменьшенные). Сейчас мы отправимся на пятую ступень – гармонически самый богатый уровень.

Теперь слушайте внимательно. Полууменьшенные аккорды базируются на минорном аккорде седьмой ступени мажорной гаммы. Поэтому, какую гамму вы бы ни выбрали (в пределах мажора), звучать она будет просто отлично. Забудем обо всем, кроме миксолидийского лада (временно!). C-миксолидийский лад хорошо наложится на Еmi7b5. А если немножко углубиться, то С-бибоповая доминантовая гамма "споется" с этим аккордом просто отлично. Держа все это в голове, вернитесь ко всем бибоповым ходам, над которыми вы работали (как я, по крайней мере, надеюсь), и сыграйте их поверх соответствующих полууменьшенных аккордов.

Если вы в тупике, то представьте это себе вот как. Поверх полууменьшенных аккордов надо играть ту бибоповую доминантовую гамму, основная нота которой – третья ступень мажора. Как сыграете, позвоните нам, расскажите, катит или нет.

Голоса из раковины

Ну, и что это за чертовщина, спросите вы? Голоса из раковины... Это термин из джазовой аранжировки, которым также пользуются пианисты; а относится он к основным нотам аккорда. Слышали, как этот парень за роялем эдак цапает аккорд из двух-трех нот, который звучит просто круто? Сейчас расскажем, как это делается на гитаре.

Сначала нужно знать, какие ноты в аккорде основные. Это (в порядке снижения значимости) третья, седьмая ступени, добавленные тоны, основной тон, пятая ступень. Если по-русски, то для аккорда C13 такими нотами окажутся E, Bb, A, C, G.

Предполагается, что наименее важные звуки могут быть опущены, если они вам не нужны. Как правило, такой нотой оказывается пятая ступень, поскольку она не создает "образа" аккорда. Затем основной тон, в особенности, если вы играете с басистом, который все равно возьмет тонику. Помня об этом, давайте посмотрим на "голоса из раковин" для разных аккордов.

Для Cmaj7:

Для Cmin7:

Для C7:

По схожей модели вы можете построить такие же конструкции для любого аккорда. Так что пробуйте.

Тернэраунды

Дословно "turnaround" означает "оборот". Однако поскольку это слово крайне многозначное, в русском языке традиционно используется неуклюжий английский термин.

Тернэраунд – это аккордовая последовательность, завершающая мелодию. Они придуманы для того, чтобы логично вернуться к началу, "перевернуться". Обычно они занимают 2 такта – четыре аккорда по две доли каждый.

Самый распространенный ход – так называемый 1-6-2-5-тернэраунд. В С-мажоре он будет выглядеть вот так:

Cmaj7 можно заменить Emin7 (аккордом третьей ступени), однако тернэраунд будет функционировать так же:

Второй аккорд оборота необязательно должен быть минорным септаккордом. На этой же ступени можно построить и альтерированный септаккорд. К последнему же аккорду для большего "вкуса" можно добавить увеличенную пятую ступень:

А вот совсем другой тернэраунд, взятый из мелодии Майлза Девиса "Half Nelson".

Он основан на принципе "тритоновой замены" (подробнее об этом мы поговорим дальше:

Все эти обороты нужно выучить во всех тональностях. Использовать их можно с надо постоянно. Они заканчивают каждую часть мелодии, так что с этого дня вы с ними еще наиграетесь!

Аккорд как мелодия

Обычно утверждается, что знание аккордов и гамм неодходимо для того, чтобы импровизировать в джазовом стиле. Когда я, только начиная заниматься, обдумывал эту аксиому, я пришел к важному выводу: любая гармоническая идея (аккорд) может трансформироваться в мелодию и наоборот. Это может здорово помочь вам развить навыки как солирования, так и аккомпанемента. Давайте начнем

Раньше мы обсуждали тэрнераунды, в которых движение шло по схеме: I-VI-II-V ступени. Вот пример мелодической линии, которую можно сыграть поверх этой последовательности:

Как вы можете заметить, в этой линии нет альтерированных нот; все они – в C-мажоре. Хотя эта линия почти всегда может сослужить вам хорошую службу, отсутствие таких нот делает ее достаточно предсказуемой. Давайте посмотрим, что произойдет, если мы немного изменим аккорды и построим линию так, чтобы она им соответствовала:

Все, что мы сделали – просто заменили минорные септаккорды на доминантовые; соответственно, в линии были повышены на полтона нота С в аккорде А и F в аккорде D. Это придает мелодии совершенно другой характер; она звучит более джазово. Давайте сделаем еще один шаг вперед:

Теперь мы ввели альтерированные доминантовые аккорды (пониженная 9я ступень), что, в свою очередь, дало нам больше хроматических нот. По сравнению с предыдущими примерами эта линия звучит еще более джазово.

Еще две вещи, о которых надо помнить, используя эти возможности. Во-первых, необязательно следовать именно изложенным примерам. Поскольку эта мелодия очень «плотная», вы можете скомпоновать что-то новое из предложенных аккордов и сделать собственную вариацию. Такую, например:

Наконец, необходимо помнить, что это возможности, а не правила. Пользуясь этими принципами, ищите то, что вам нравится и подходит к музыке, которую вы играете; не играйте чего-то только потому, что это соответствует теории. Как всегда, доверяйте собственным ушам – для чего они вам, если не для этого?

Еще немного бибоп-ходов поверх II, V7 и VII ступеней

«Как мы упоминали выше» (мне нравится эта фраза, потому что с нее начиналось одно школьное сочинение), бибоп-гамма – миксолидийский лад с добавленной «природной» седьмой ступенью. В случае с аккордом C7 это будут ноты: C, D, E, F, G, A, Bb, B, C. Конечно, во время соло эта добавленная нота звучит более эффектно во время движения вниз, чем вверх. Обычно бибоп-лад сочетается с доминантой - аккордом V7 ступени. Но фишка, которую используют многие гитаристы (в частности, Пэт Мартино) состоит в том, чтобы играть эту гамму поверх минорного септаккорда II ступени и полууменьшенного септаккорда VII ступени.

Если наш V7-аккорд – это C7, то вторая ступень - Gmin7, а VII - Emin7(b5). Соответственно, тоника – F-мажор. Памятуя об этом, попробуйте сыграть С-бибоп-лад поверх C7, Gmin7 и Emin7(b5). Ежели вам понравится услышанное, то вы уж выучите эту фишку во всех тональностях, сделайте одолжение.

Тритоновые замены

Не бойтесь, это не от названия млекопитающих, живущих в подмосковных прудах. Тритоновая замена – это мощный инструмент как для аккордового аккомпанемента, так и для импровизации. В этой технике используется интересный гармонический феномен. В любом доминантсептаккорде две самые главные ноты (3я и 7я ступени) образуют интервал, который называется «тритон». В случае с аккордом C7, 3я ступень - нота E, а 7я - Bb. А что будет, если построить аккорд, в котором седьмой будет Е, а третьей – Bb? А вот что:

В этом примере показано, как C7 становится аккордом Gb7 с басом Db. Заметьте, что обе ноты появляются в обоих аккордах. Так действует принцип тритоновой замены. Основные тона обоих аккордов также составляют этот интервал. Два аккорда могут функционировать как один и тот же:

Это делает импровизацию гораздо более разнообразной; вы можете использовать гаммы, арпеджио и ходы, основанные на тритоновой замене. Например:

Вместо приведенных выше G7 и Db7, попробуйте сыграть этот ход поверх Dmi7 и G7b9 и посмотрите, что получится. Другими словами, ход, основанный на тритоновой замене, звучит особенно эффектно поверх альтерированного аккорда Вот мелодия, основанная на D-дорийском и Db-миксолидийских ладах (тритоновой замене G-миксолидийского лада):

Видите, как тритоновая замена расширяет горизонты? Пользуйтесь на здоровье.

Тритоны: с новым ходом!

Давайте посмотрим, что еще можно сделать с тритоновыми заменами. Сначала посмотрим на эту последовательность:

Здесь, как и в прошлом уроке мы воспользовались бибоповым проходом в первом такте и повторили его тритоном ниже во втором. Из этих двух аккордов рождается основа, на которой построено бессчетное количество мелодий. Теперь давайте посмотрим, что еще можно с ними сделать:

Вы видите D-миксолидийский лад в первом такте и G-миксолидийский во втором. Все вполне обычно. А вот теперь давайте поменяем G-миксолидийский лад на Db-миксолидийский по правилам тритоновой замены. А поскольку четвертая ступень от Db - Gb/F#, которая с G7 никак не сочетается, мы поднимем ее на полтона, что даст Db-лидийский доминантовый лад.

Сыграйте и почувствуйте, как звучит. Рассмотрите, как ноты соотносятся с аккордом G7: у нас есть основной тон, b9, #9, 3, b5, #5 and 7. Все замечательные альтерированные звуки. Что, если теперь развернем этот аккордовый рисунок до четырех тактов и соответственно разовьем проход? Вот что мы получим:

Здесь есть несколько сильных диссонансов, но они лишь обогащают эту мелодию. Экспериментируйте с этой техникой дальше – прямо в следующий раз, как возьметесь за гитару. Удачи!

Аккорд 13(#11)

Это странный зверек. В нем соседствуют диатонические и недиатонические элементы; к нему надо привыкнуть – как слышать его, так и поверх него играть. Вот, например, подходящая аппликатура для A13(#11):

Можно выбрать из нескольких гамм, которые можно использовать с этим аккордом. Первая, которую я бы предложил, - А-лидийский доминантовый лад, нечто среднее между лидийским и миксолидийским:

Этот тон можно также представить себе как Е-мелодический минор:

И наконец, вот интересный пасаж, илюстрирующий гармонию в аккорде A13(#11).

Давайте посмотрим на более запутанные способы разобраться с этим аккордом. Если разбить его на части (снизу вверх), мы увидим аккорд А7 с В-мажорным трезвучием из 2й, 3й и 5й ступеней над ним. Именно тут можно увидеть истоки политональности. Но давайте сделаем еще шаг вперед. Это трезвучие может быть превращено в простой В-мажор путем опускания С# до В:

Думая об аккорде таким образом, мы можем увидеть массу возможностей. Это может быть аккорд А7 с В-мажором над ним. Или аккорд В7+ с седьмой ступенью внизу. Остальные придумывайте сами, а мы давайте разовьем идею аккорда В7+. Что бы вы сыграли поверх увеличенного септаккорда? Вы можете сыграть В-целотоновый лад, Е-гармонический или мелодический минор или что-нибудь вроде В-доминантового или миксолидийского лада. Помните, что вы играете это поверх A13(#11). И вот именно здесь-то и начинается современное политональное звучание. Давайте попробуем сыграть простой В-доминантовый бибоповый проход поверх этого аккорда:

И смею вас заверить, что это неслабое упражнение в политональной музыке!

Случайные ноты

Ну вот, сижу я тут с гитаркой, пялюсь в телек, перебираю струны, и вот что у меня получается. Первая штучка, например, неплохо пойдет с C7, Gmin7 или Emi7(b5) аккордами:

Это вариация гаммы бибопа. Обратите внимание на хроматический пассаж во втором такте и акценты, падающие на E и D – вовсе необязательно всегда заканчивать ходы на аккордовой ноте (хотя D – аккордовый тон в аккорде С9).

G# - это пониженная шестая ступень в С или повышенная седьмая в А-миноре. Я также нарушаю правило, что вы должны играть аккордовые ноты на сильные доли. Однако музыка – не наука, а искусство, и если, извините за каламбур, правильно нарушать правила, то это можно делать запросто. Также обратите внимание на хроматическую последовательность в конце первого такта. F# и A – это на самом деле движение к ноте G, появляющейся в следующем такте.

Теперь посмотрите на это арпеджио в тональности А-минор с добавленной 9й ступенью. Возможно, вы слышали этот проход раньше; он здорово звучит поверх аккорда F#mi7(b5): основная гармония та же самая. Если за этим аккордом будет B7b9, то его же можно сыграть пониженной терцией выше:

Вступление аккордами.

Вот небольшая мелодия аккордами, которую вы можете использовать для вступления или окончания мелодии. Она в G-мажоре, и в ней используется интересный аккорд: с уменьшенной септимой и пониженной 13й ступенью. Если придумаете для него другое название, дайте мне знать.

Основные аккорды.

Материал и разрешение на публикацию предоставлены Jazz Guitar Online.
Автор - Bob Patterson, перевод - Ник Смирнов.