Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 
Buddy Guy

Настоящая легенда блюза Lightnin' Hopkins родом из города Houston (Texas). Он играл самый крутой акустический блюз, какой когда либо слышали. Все исполнители Техасского блюза - Johnny Winter, "Gatemouth" Brown, Albert Collins, Stevie Ray Vaughan и Jimmie Vaughan, были вдохновенны именно его игрой.

Lightnin' делал музыку своим собственным способом - куплеты могли быть разной длинны, потому что начинал новую тему когда чувствовал что это нужно. Я выучил много клевых ходов слушая Lightnin', как и многие блюзовые гитаристы, сам не сознавая того. Многие люди играют непосредственное продолжение его стиля, не зная кто автор оригинала.

Одна из фирменных вещей которую я выучил из стиля Lightnin' Hopkins' - это использовании открытых струн. Используя гамму E minor pentatonic ( Фигура 1a), Lightnin' мог бесконечно извлекать разнообразные фраз и идеи которые прекрасно звучали. Это пример как играть фразы в его стиле используя эту гамму (Фигура 1b).

Я обнаружил, что многие из старых исполнителей, такие как Hopkins, Lonnie Johnson и John Lee Hooker, любили использовать фразы на открытых струнах потому что они обычно играли без аккомпанемента и им нужен был способ заполнить паузы одной гитарой. Использование открытых педальных звуков струн в сочетании с зажатыми был наиболее логичным и простым способом добиться эффекта звучания двух гитар с помощью одной гитары.

Если вы изучаете блюз - то вероятно знаете, что тональность E и A используются в нем почти всегда. Особенно в акустическом блюзе. Эти тональности широко используются, потому что в тональности E, может извлекать открытую нижнюю E, попробуйте извлечь открытую струн E, оставить ее звучать и затем сыграть мелодическую фразу как на Фигуре 2.

То же самое относится к тональности A: вы можете извлечь открытую A и сыграть множество фраз в тональности A на высоких струнах (Фигура 3a показывает гамму A minor pentatonic; Фигура 3b показывает фразы в тональности A которые используют открытую и звучащую струну A).

Вот некоторые песни Lightnin' Hopkins которые мне нравятся , и которые я слушал и играл вместе с ними в молодости - "Short-Haired Woman," "Penitentiary Blues" и "Baby Please Don't Go". Как я говорил уже много раз, вы должны учится у мастеров если в хотите действительно овладеть блюзом - а Lightnin' Hopkins несомненно величайший блюзовый гитарист всех времен. Возвращаюсь в конец сороковых годов, в то время когда Muddy Waters собрал свой первый оркестр электрического блюза в Чикаго, и привел в движения тот стиль и звук который революционизировал поп музыку.

Рождение явления, которое потом стало называться "Чикагский блюз" дало направление огромному блюзовому движению которые затем преобразилось в формацию рок-н-рола.

Muddy Waters пел: "У блюза был ребенок, которого он назвал рок-н-рол ("The blues had a baby, and they called it rock and roll!")

Огромное влияние Muddy Waters и всех великих великолепных музыкантов которые играли с ним не может быть переоценено. Muddy знал важность работы с хорошими музыкантами, которые являются поддержкой. Jimmy Rogers, Robert Jr. Lockwood, Pat Hare, Dave, Louis Myers (гитаристы), Sunnyland Slim, Otis Spann (фортепиано), Ernest "Big" Crawford, Willie Dixon (бас) и Elgin Evans, Odie Payne, Fred Below (барабаны) - все эти люди были очень созидательны. Они были ответственны за каждый впервые создаваемый звук.

Самая моя любимая вещь Muddy это "Still a Fool", как и вторая часть "Rollin’ Stone", вещь записанная Muddy годом раньше.

"Still a Fool" играется в тональности E и содержит все патентованные ходы Muddy - партии ритма на открытых струнах, которые поддерживали и удваивали вокальную линию. Фигура 1 - пример этого достижения. Muddy использовал каподастр на "Still a Fool"; он устанавливал его на 1-ом ладу, перемещая все в на полу-тон выше в тональности.

Расскажу секрет: вместе c выдающимся гитаристом на гармонике играет в "Still a Fool" великий Little Walter! Он, заявив о себе в группе Muddy, начал собственные записи в Chess. Часто он играл с музыкантами как Muddy, включая самого Muddy!

Песня Little Walter которую я действительно люблю - это "You Better Watch Yourself", в которой играет Robert Jr. Lockwood и браться Myers на гитарах. Fred Below, барабанщик в "You Better Watch Yourself", играл каждую гитарную фразу на барабанах, тем самым создав тот великолепный, звук тяжелого драйва. Да, парень! Эти ребята многое сделали для этого.

Robert Jr также сыграл прекрасную партию ритм гитары на "Don’t Start Me Talkin’" созданную еще одной легендарной фигурой на блюзовой сцене Чикаго, Sonny Boy Williamson (из «Rice Miller»). Вы можете услышать похожие гитарные рифы к "You Better Watch Yourself" в "Don’t Start Me Talkin’" и на другой классической песне Walter, "You’re So Fine".

В результате игры трех гитаристов исполняющих партии и ритма и мелодические фигуры, "You Better Watch Yourself" переполнена прекрасной блюзовой гитарной игрой. Я выучил каждую фразу, и также вставил партию гармоники Walter во вступление. Фигура 2 показывает подобную ритмическую фигуры с заполнением в стиле игры на гармоники.

Мне нравилось играть эту песню вместе с Little Walter, и позже с моим хорошим другом, великолепным Junior Wells. Я оставил простую ритмическую партию идущую затем, без насыщенной игры на гитаре. Я оставил пространство для пения и фраз на гармонике. На моей последней записи, «Last Time Around - Live at Legends (Silvertone, 1998)», Junior и я отдаем дань уважения к Walter акустической версией "You Better Watch Yourself".

Большинство великих гитаристов Чикагского блюза можно услышать на записях различных музыкантов. Sonny Boy Williamson всегда работал с прекрасными блюзовыми гитаристами . Все песни Sonny Boy, такие как "One Way Out" и "Keep It to Ourselves", исполнялись вместе с с такими гитаристами как .

Leonard Chess (владелец легендарного блюзового лейбла в Чикаго, Chess Records) рисковал, потому что Sonny Boy всегда приходил на запись без единой пометки на бумаге. Но он мог просто прийти в студию и начать петь, и поразить всех тем что помнил все песни! Sonny Boy однажды взбесил Leonard - и это где то записано на альбоме—сказав, "Ты можешь назвать эту песню как хочешь, мать твою!". Sonny Boy был настоящим оригиналом и один из самых величайших фигур в блюзе .

Все они были превосходные артисты, каждый из которых был наполнен талантом, который они отдавали нам в своей музыке. И нет пути по которому можно пройти мимо Чикагского блюза, не послушав его записей, не сыграв их и не научившись на нем. В своих заметках я рассказываю Вам все, что мне известно о блюзе. Сам же я научился блюзу у таких парней как Muddy Waters, Howlin' Wolf, Lightning Hopkins, Guitar Slim и T-Bone Walker. Мне все они нравятся, и я пробовал изо-всех сил учиться у них как игре на гитаре, так и самой музыке. Именно так я развил собственный стиль - когда я играю, Вы слышите маленькие кусочки из музыки этих парней, и эти кусочки сливаются в один звук.

Два моих самых любимых блюзовых гитариста - и два самых "подражаемых" блюзовых музыканта, которые когда либо жили - это B.B. King и Albert King. По моему мнению, имя B.B. King-а должно быть инкрустированно на каждой электрической гитаре, настолько сильное влияние он оказал на звук блюзовой гитары. Он говорил что научился делать такие бенды слушая исполнителей на трубе. И потому что он не мог играть слайдом, он научился имитировать слайдовое вибрато слайдом своими пальцами.

Я рад что он так и не научился играть слайдом, потому что он заставил нас всех вибрировать струны. Не только меня, но и Jimi Hendrix, Eric Clapton, Jeff Beck, Stevie Ray Vaughan и многих других - B.B. показал как надо делать такой звук.

Вот несколько моих любимых фраз которые я почерпнул у B.B. King (см. ФИГУРЫ 1A и 1B). Все они исполняются в стиле "свинг", в котором он особенно хорош.

В 91 году, я смотрел B.B. в Париже, когда он меня вытащил из зала для того чтобы я сыграл с ним на сцене. Он объявил, "В этот вечер делается История!!"

Я ответил ему, "Я не готов к этому ," но он заглянул мне в лицо и сказал, "Пришло время, играй!".

Затем он извлек одну из этих нот, и вибрато его левой руки просто заворожило меня. Когда B.B. держит в руках гитару, я хочу просто стоять и смотреть, и учиться. Он делает миллион разных вещей, к которым я только приступаю учиться.

Albert King был невероятным исполнителем гитарного блюза, но у него был свой путь. Albert никогда не говорил мне как он настривает свою гитару! Он рассказал Stevie Ray Vaughan как он это делает, но не мне! (Albert King настраивал гитару вниз на одну и одну с половиной ступени вниз -GW ред.) Мы сыграли много выступлений вместе, но он всегда стоял спиной ко мне, потому что он не хотел что бы я видел в точности то, что он делает.

Последний раз я играл с Albert-ом в Монреале, он посмотрел на меня и сказал, "Не смотри на меня, потому что я не хочу чтобы ты что взял у меня!". Я подумал что он шутит, но он был серьезен. Во время саундчека, он развернул стул, сел, посмотрел через плечо и засмеялся. Как бы сказав, "Я не позволю использовать собственные ходы против себя," потому что он знал, если я увижу то что он делает, я обязательно последую этому! Так что я полагался только на свои уши.

Вот несколько фраз которые я выучил слушая Albert King-а (cм. ФИГУРУ 2). Albert иногда конечно мог быть ужасным в общении, но у нас никогда не было проблем, и я по-прежнему люблю его гитарную игру.

Фразы Albert King были сложны для подражания еще и потому, что он играл наоборот; он брал обычную гитару и так как был левша, переворачивал ее так, что тонкие струны были ближе к потолку, а толстые к полу. Это сильно делало его звук не похожим на других. Гитарист Otis Rush был первый из тех что я увидел, который поступал также, давно в начале моего пути в Чикаго. Когда я услышал запись Otis-а "I Can't Quit You Baby," это было задолго до встречи с Albert King.

Stevie Ray был ближе всех к правильному звукоизвлечению в духе Albert King-а . Я раздобыл фильм где Albert и Stevie сидят напротив друг друга, и когда Stevie начал делать бенд как Albert, последний вынул пилку для ногтей и начал подпиливать свои ногти!

Stevie мог работать вместо него, и Albert знал, что Stevie звучит прекрасно. Иногда по воскресеньям, я ставлю этот фильм на видео в моем клубе "Legends", мне нравится смотреть его.

Так вот, смешивая вместе немного Albert-а и немного B.B., я могу сыграть что-то типа этого (см. ФИГУРУ 3). Они конечно никогда не играли этой фразы, так что я надеюсь что она звучит как моя собственная!

Я возможно никогда не научусь делать те вещи которые хотелось бы, но я по прежнему учусь. Всегда полезно послушать и посмотреть любого гитариста. В 72 года, B.B. King по прежнему круто играет. И по прежнему выступает и записывает альбомов.

Информация публикуется с разрешения журнала "Guitar World"
Автор: Buddy Guy, Перевод: Дмитрий Фролов