Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 
Johnny Winter

"Среди ныне живущих нет никого, кто знал бы больше блюзовых фишек, чем Джонни Уинтер," говорит не меньше как личный барабанщик Уинтера конца 60-ых Uncle John "Red" Turner.

Red знает не понаслышке всю глубину погружения Уинтера в блюз. "У Джонни были тысячи блюзовых записей - больше, чем я, когда - либо видел. И он изучил каждую из них".

Tommy Shannon, другая половина ритм секции Уинтера, вторит: "У Джонни была огромная куча блюзовых пластинок; все, начиная от самых примитивных, деревенских форм блюза и заканчивая такими мастерами как Bobby 'Blue' Bland, B.B. King and Guitar Slim. Джонни мог сидеть и играть нота в ноту любую вещь из этих записей. Он выучил все записи из своей коллекции".

Стиль игры Джонни Уинтера - это смесь стилей величайших блюзовых гитаристов, переплетенный с его уникальным, искрометным подходом и звуком. Элементы игры трех королей (Kings) - B.B., Albert and Freddie-смешаны с несомненным влиянием Otis Rush, Jimmy Rogers, Hubert Sumlin, Robert Johnson, Son House, Lightning Hopkins, John Lee Hooker and T-Bone Walker.

Уинтер удачно применяет стилистические элементы исполнения этих блюзовых гигантов, создавая свой неповторимый блюз-роковый стиль. Его соло отличаются скоростью, кристально чистой читаемостью звука и постоянными всплесками идей, его мелодические находки демонстрируют, тот неуловимый ритмический рисунок, называемый в блюзе драйвом.

Мелодические линии легко переходят из одной в другую, создавая впечатление от постоянного и неустанного движения вперед. Излюбленная гамма Уинтера - минорная пентатоника: 1, b3 (пониженная третья ступень), 4, 5, b7 (пониженная седьмая ступень). В ля-мажоре, это A, C, D, E, G. Уинтер часто расширяет эту гамму, добавляя b5 (пониженная пятая ступень), до гаммы, известной как блюзовая гамма: 1, b3, 4, b5, 5, b7. В ля-мажоре это: A, C, D, Eb, E, G.

Хотя это и минорные гаммы, обе часто используются внутри доминирующей тональности, где аккорды построены от тоники, мажорных третьей, пятой and седьмой ступеней. Наиболее часто используемая аккордовая прогрессия I-IV-V, в Ля-мажоре это аккорды A7, D7 and E7.

Фигуры 1-5 демонстрируют фишки, характерные для стиля Джонни Уинтера, и основаны на Ля-минорной пентатонике с несомненными признаками ля-мажорной блюзовой гаммы. В тактах 1и 2 в фигуре 1, C (пониженная третья), слегка подтягивается на четверть тона, намекая на C#, мажорную третью ступень.

Эта четвертьтоновая подтяжка усиливает связь между импровизационными линиями Уинтера, основанными на минорной пентатонике, и линией аккомпанемента. Также обратите внимание, как линии 16-ых нот в такте 1 как их поливы преходят в такт 2.

В Фигуре 2, фраза начинается со ливня 16-х в первом такте, и продолжается во втором последовательностью бендов на двух струнах. На 1, 2 и 3 долях этого такта G на второй струне продолжает звучать, пока третья подтягивается от D к E и отпускается снова к D. Эта техника, столь любимая Уинтером, обязана своим происхождением музыке кантри.

Уникальное звучание фишки из фигуры 3 целиком обязано позиции в которой она исполняется: в 14-ой позиции минорная третья - C (3-я струна/17 лад), подтягивается к C#, затем следует тоника А (1-я струна/17-й лад).

Затем мелодия возвращается, используя ля минорную пентатонику, назад к начальной ноте С, которая теперь подтягивается аж на целых два тона к E, и затем возвращается к С. Этот двутоновый бенд указывает на несомненное влияние Albert King'а. Эта же мелодическая фраза повторяется во втором такте, но имеет другое окончание.

"Фигура 4 предлагает отличный пример того мощного ритмичного драйва, которым и славится манера Джонни Уинтера. Сыгранная исключительно 16-ми триолями, эта фишка, использующая блюзовый ля-мажор, расширенный применением си - девятой ступени от ля (или мажорной секундой, если вам так больше нравится). Использование этого интервала в блюзовой гамме восходит к T-Bone Walker'у.

Другим гитаристом, испытавшим влияние этого звучания был Jimi Hendrix, который усиленно использовал его в своем соло в "All Along the Watchtower". Обратите внимание на виртуозные hammer-on и pull-off в этом фрагменте, бросающем вызов вашей легатной технике.

Фигура 5 сочетает в себе рассмотренные выше технические приемы: на 4-ой доле 1-го такта, тянем С на полтона, к C# затем следует быстрая, нисходящая триоль 16-ми. На первой доле второго такта, тянем G на полтона к G#; G# служит для мелодичного перехода к A, аналогичный риффу из Упр.1 (такт 1, вторая доля). Как и в фигурах 1 и 4, это Фигура заканчивается частоколом из триолей 16-ми.

Другой аспект техники Уинтера - тремолирование аккордов из трех нот (триад), обычно берущихся на первых трех струнах. Эта техника показана в фигуре 6,где voice leading используется для связи начальной триады A (такт 1, доля 1) с последующими триадами A7 (такт 1, доля 4; такт 2, доля 1; такт 2, доля 4).



Фигура 7 демонстрирует объединение шестой и девятой ступени блюзовой гаммы соль-мажор (G, Bb, C, Db, D, F) и включает шестую ступень - E и девятую - A. Подобные мелодические ходы широко использовались одним из любимых гитаристов Уинтера, Chuck'ом Berry, но Уинтер поднимает ставки, исполняя их на небывалой скорости.

Фигура 8 дополняет рассмотренную выше технику: "основная" мелодическая фигура, представленная в такте 1, затем развивается в первом и втором окончаниях. Еще один пример естественного чувства направления развития основной темы Уинтера, вы можете найти в фигуре 3.

Фигура 9 это готовый гитарный рифф, использованный множеством рок-музыкантов, не исключая и Уинтера (Jimi Hendrix и Jimmy Page - два примера, говорящих сами за себя). Однако когда Джонни играет этот рифф, то его звучание, благодаря его (Джонни) точному звукоизвлечению и виртуозному использованию pull-off,невозможно ни с кем перепутать.

В основном известный, как гитарист, играющий медиатором, Уинтер также отлично играет и пальцами, особенно, когда играет в стиле кантри-блюз. Фигура 10 - это фрагмент партии ритм-гитары в стиле "slow blues". Отложите в сторону медиатор и сыграйте этот фрагмент пальцами. Обратите внимание, как аккорды из двух и тех нот красиво переплетаются с с мелодическими фигурами, состоящими из одиночных нот.

Никакой анализ особенностей стиля Джонни Уинтера не может быть назван полным без разбора его зажигательной игры слайдом. В его манере исполнения ощущается влияние таких мастеров как Robert Johnson, Elmore James, Muddy Waters and Earl Hooker.

Наиболее яркая гитарная работа Джонни с использованием слайда это его кавер-версия песни Bob Dylan'а "Highway 61 Revisited," с альбома Second Winter. Обычно Джонни использует "открытый" строй (строй гитары, при котором одновременное звучание всех открытых струн дает какой либо основной аккорд) для игры слайдом, и "Highway 61 Revisited" не исключение.

В этой песне гитара настроена в ре (от 6-ой к 1-ой: D A D F# A D), что, по сути, является строем ми (от 6-ой к 1-ой: E B E G# B E), транспонированным на один тон вниз. Все примеры игры слайдом, приведенные здесь (фигуры 11-15), используют этот строй (для простоты, записанный в тональности ми-мажор), и основаны на ми-минорной пентатонике [E G A B D].

Фигура 11 исполняется в умеренно быстром темпе в размере 12/8, мелодическая линия движется вперед благодаря использованию триолей 8-ми. Обратите внимание, что слайд зажимает барре между второй и третьей струной на 15-ом ладу.

Уинтер использует металлический слайд, надетый на мизинец, а остальными пальцами левой руки слегка приглушает струны позади слайда, чтобы избежать ненужных призвуков. Для правильного интонирования, поместите слайд прямо над нужным ладовым порожком и следите, чтобы слайд постоянно оставался параллельным порожку. Вибрато выполняется быстрым перемещением слайда влево и вправо от ладового порожка (приблизительно на 0,6-1,2 см в обоих направлениях).

Фигура 12 еще один пример игры слайдом, но уже в первой позиции. Соло начинается с чередующихся триолей с использованием открытых струн. Если бы кто-нибудь отважится в полной мере исследовать технику и гармонические особенности игры слайдом Джонни, то он обнаружит, что большая часть его мелодических фраз в действительности лишь повторение "темы" в противоположность бурным импровизациям.

Фигура 13 - Это простенькая одно-тактовая фраза, которая повторяется несколько раз. Это еще один пример "тематического подхода".

В фигуре 14, звучание открытой струны ми чередуется с нотами, расположенными выше по грифу на той же струне. Такой мелодический ход звучит очень эффектно и широко используется Уинтером во многих его соло с использованием слайда.

Фигура 15 представляет еще один пример "тематического" подхода к игре слайдом, ритмически плотной фигуре в первом такте "вторит" пассаж в такте 2. Затем Уинтер повторяет фразу из такта 1 в такте 3, и заканчивает категоричным вибрато.

Информация публикуется с разрешения журнала "Guitar World"
Перевод: Александр Юрченко