Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus   Форум
 
Gibson B.B. King Lucille

“Субъективные записки сумасшедшего рок-гитариста”

…Где-то я уже читал или слышал, что поиск своего инструмента – это отдельный творческий процесс каждого музыканта. Хотелось бы дополнить эту мудрость тем, что с возрастом этот процесс периодически повторяется. Чем чаще, тем и жить интереснее. Иногда новые находки (инструменты) в корне меняют мышление, иногда дополняют его.

В детстве я учился игре на классической гитаре. И сейчас, моя старенькая испанская гитара Admira Paloma является для меня чем-то вроде маленького гитарного эталона. Остальные шестиструнные инструменты – это типа как вариации на тему и стили.

В подростковом возрасте я стал большим поклонником классического тяжелого рока, а также таких гитаристов как Ritchie Blackmore и Yngwie J. Malmsteen. И тогда моей главной мечтой стал новый гитарный «эталон» – Fender Stratocaster. Разумеется, я также был поклонником и других гитаристов, и других гитар. Например, Les Paul. Но Стратокастер всегда был номером один. Быть может, предвзятая романтика такая…

До того, как в 2004 году мне исполнилось 20 лет, я успел перебрать через свои руки массу самых разных и прекрасных Стратокастеров. Это были мои основные инструменты. С ними я выступал, записывался, играл в группах и т. д. Многие знакомые даже напрямую ассоциировали меня со стратами. Кстати, среди них мне особенно запомнилась именная модель Малмстина 1989 года. Но мы как-то с этой гитаркой как-то не поладили. И сейчас она хранится у моего преподавателя – May Lian.

Совсем незадолго до того, как мне стукнуло 20, мое мышление об инструментах начало плавно меняться. Мне стало казаться, что все обычные цельнокорпусные электрогитары (те же Стратокастеры), а также инструменты из легких пород дерева типа ольхи – недостаточно интересны для того, чтобы быть для меня основными инструментами. До сих пор не могу это объяснить ничем разумным. Паранойя, гонка за пафосом - хрен знает. Это вовсе не значит, что я стал совсем отрицать для себя Fender Stratocaster. Просто захотелось немного большего.

Процесс накопления средств на стоящий инструмент – процесс не из самых скоростных. Для многих занимает годы. И времени для размышлений у меня было более чем достаточно.

Я страстно приглядывался к джазовым полу-акустическим инструментам (типа Gibson ES-135 или Epiphone Joe Pass, Broadway) и использовать каждую мелкую возможность поиграть на них. Убийственные инструменты! Но я не блюз - и не джазмен. Большая часть моего творчества проходит, все же, в около-металлическом русле.

По понятным причинам, мое внимание переключилось на инструменты типа semi-hollow body (например, Gibson ES-335). Эти инструменты имеют в два раза более тонкий корпус, чем у джазовых полуакустик и цельную древесную сердцевину, таким образом, сочетая в себе свойства инструментов с акустическими и цельными корпусами.

Я начал всерьез думать о стремлении приобрести Gibson ES-335. Как очень часто можно было прочитать или услышать: великолепный инструмент, пригодный для самых разных музыкальных стилей. У меня неоднократно была счастливая возможность подержать в руках, как современные 335, так и экземпляры прошлых десятилетий.

Одним из главных доводов выбрать инструмент такого типа послужил и тот факт, что в моем возрасте сам Ричи Блэкмор, после длительных стремлений и накопления денег, приобрел ES-335. На этом инструменте Ричи играл около 10 лет, включая запись первых трех альбомов Deep Purple и запись нескольких треков в альбоме “Deep Purple in Rock”. Великий шедевр “Child in Time” был записан на этом инструменте. Позже эту гитару стащила бывшая женушка Ричи после развода. Ну, это так, к слову.

Немного позже мои размышления слегка изменились вновь. В разные периоды (кажется, и в наши дни) Gibson также производили инструменты, абсолютно похожие на ES-335, но с возможностью стереозвучания и с интересным механизмом Varitone, позволяющем в корне менять саунд инструмента. Я имею ввиду ES-345.

Но также как и все предыдущие инструменты моих поисков, этот шедевр имеет некоторые недостатки - именно для возможности исполнять тяжелую музыку. Его конструкция предусматривает некоторые отверстия. Наиболее явные из них – два выреза в форме f на корпусе. Из-за них инструмент страшно заводится на сцене при определенном характере звука. Я не пытался полностью удостовериться в этом для себя. Да и возможности такой не было – достать хороший инструмент на длительное время и провести научные испытания. И вообще, на подобных инструментах я играл не так часто. Но это утверждение витает среди музыкантов, как аксиома о параллельных прямых среди математиков (мало кто всерьез в это верит, но об этом знают все :)).

Почти случайно, я обратил внимание на инструмент, который является основным для маэстро BB King. То ли это была запись концерта, то ли первые появившиеся афиши в Москве. Не помню точно. Я не являюсь страстным поклонником BB King (да простят меня все уважаемые мною блюзмены!). Но я всерьез заинтересовался особенностями этого инструмента. В последствии, они привели меня в восторг.

ES-335 ES-345 Lucille

Инструмент Gibson BB King Lucille, в основном, основан на Gibson ES-345. И это не случайно. Почти всю жизнь маэстро BB King играл на Gibson Es-345. И гитара Lucille стала его именной, богато украшенной, моделью. С некоторыми личными особенностями.

Первые отличительные черты Lucille от всех похожих инструментов Gibson (условно типа ES-335) – прикольная ручка Varitone, великий смысл которой я полностью еще не осознал, дополнительный стерео выход, отсутствие вырезов формы “f” на semi-hollow body корпусе и бридж Tune-o-Matic с микроподстройкой на Stop Bar.

Гитара выполнена из нескольких пород дерева. В основном из клена. Из этой породы выполнены, прежде всего, гриф и цельная сердцевина в корпусе. Гриф, кстати, состоит из трех продольно склеенных кусков, не считая накладки из черного дерева. Для меня такая конструкция грифа является, огромной фишкой для прочности и устойчивости инструмента к разным нездоровым влияниям из вне. По своей форме, виду и ощущениям от игры, гриф очень схож с Les Paul Custom или типа того. Он не такой круглый и узкий, как часто говорят. Не уже, чем Les Paul. В отличие от Lucille у Gibson ES-345 гриф выполнен из махагони с накладкой из палисандра.

Сам полу-акустический корпус выполнен из клена и тополя. Точнее, конструкция корпуса представляет из себя многослойную фанеру из клена и тополя. Таким образом, кстати, выполнены многие дорогие и качественные ударные инструменты типа «рок-барабан». Центр корпуса, повторюсь, является цельным – один кусок клена. Прикольно. Ну и еще гитара имеет отличительно пафосный вес. Потяжелее, чем Les Paul.

Отсутствие вырезов “f” на корпусе является главной особенностью, позволяющей использовать инструмент для около-тяжелой музыки. Одна из главных отличительных фишек от Gibson ES-335 и 345. Как я уже упоминал, это связано с фидбеком на сцене или при игре на большой громкости c distortion. С моей гитарой Lucille подобных проблем не было вообще.

Инструмент обладает двумя выходами для инструментальных шнуров. Один из них – это по ходу типа для стерео Джеков. Им я не пользуюсь. Такие стерео-фишки в гитарах мне не особо интересны. Но зато фишка есть фишка! Мне говорили, что стерео выход берет сигнал с каждого датчика. Я в этом сомневаюсь. За всю жизнь у меня в руках побывало три экземпляра Gibson Lucille, включая мою. И все – выпуска 90х годов. Каждый раз я убеждался, что с neck-датчика сигнал на стерео выход не идет. Работает только бриджевый. И все тут. По началу мне казалось, что здесь есть какая-то неисправность. Почти сразу я нашел обычный гитарный моно выход и стал счастлив. Таким образом, я впервые напоролся на все эти стерео фишки не понаслышке. А на практике. Но это было давно. И уже в эти дни, когда я встретил свою Lucille, она меня этим не удивила. Это не дефект, а закономерность. Мне кажется, что это такая специальная фишка для работы сугубо в студии.

Переключатель Varitone, как до меня начало доходить, создает разнообразные комбинации внутри электроники и датчиков инструмента. У него всего 6 позиций. И первое, что заметно при вращении туда и обратно – характер звука меняется, от наиболее резкого, с большой атакой, до наиболее плавного, умиротворенного. На последней 6 позиции также заметно существенное уменьшение низких частот. Типа как небольшая смена датчиков на инструменте. Как поклонник Стратов и игре на синглах, до меня сразу дошло, что в работе Varitone имеет также место и отсечение катушек датчиков. Прямо как у Джимми Пейджа. Для себя отмечаешь, что одни позиции Varitone наиболее интересны для игры с большим перегрузом, другие – создают убийственный чистый звук!

Честно говоря, до этого я никогда не являлся поклонником чистого звука у электрогитар. Или точнее – чистого звука электромагнитных датчиков. Мне он всегда резал слух. Я всегда считал такой чистый звук лишь подобием акустических и классических гитар. Либо гитар с пьезоэлектроникой. Все же, электрогитары с магнитными датчиками, в моем понимании, инструменты для игры с искажениями и эффектами. Вот такой я предвзятый параноик!

В этом смысле моя новая подруга Lucille со своей игрушкой Varitone немного поколебала мое мнение о чистом звуке. Ох уж эти женщины. На некоторых позициях Varitone, инструмент звучит вполне «акустично» или, по крайней мере, типа того. И все такое.

Не менее приятным и удивительным оказался звук, как с легким перегрузом, так и с хорошим с distortion. Хотя, я ожидал этого. Предчувствовал. Знал. Этот звук во многом схож с Les Paul 70х годов. Видимо, не малая роль в этом принадлежит и сходству в датчиках. Но больше всего удивляет чувство объема, которое отсутствует у большинства электрогитар. Та главная особенность, за которой я гонялся. Не могу сказать, что особенно доминируют, скажем, низкие частоты. Их ровно столько, сколько хотелось бы слышать. Быть может, чуть больше, чем можно было ожидать от инструмента, сделанного, в основном, из клена. На достаточно хорошем уровне distortion чувствуется некоторый провал середины. Не слишком заметно. Но при малейшем желании можно заставить гитару звучать достаточно злобно. На легком перегрузе ярко звенят верха.

Сильно не привычной для меня оказалась особенная мягкость и певучесть звуковой подачи. Настолько, что по началу было даже трудно играть жесткие рифы и пассажи. В моих руках чувствовался явный контраст с Fender Stratocaster. Чувствовалась нехватка жесткой атаки. Но мне понадобилось немного времени, чтобы осознать в этом свои преимущества. Кроме того, благодаря тому же Varitone можно поставить вполне привычный, для меня, жесткий звук, близкий к Stratocaster.

Многие серьезные металлюжные гитарюги неоднократно спрашивали меня, зачем я отдал целый эпизод своей жизни, а также все деньги которые только могли и не могли быть у меня за этот типа нерокерский геморрой, которым для Них является эта гитара. Ведь для моей игры можно было не париться, выбрать и заказать какой-нить крутой Les Paul Custom и быть таким же модным, как Slash или Zakk Wylde. К тому же, у Lucille отнюдь не металлюжные датчики. Мой ответ будет прост, но бездоказателен. Без занудных технических и философских подробностей. На свой вкус. Во всех моих и не моих возможных музыкальных стилях Моя малышка Lucille звучит КРУЧЕ, чем Les Paul. Слегка. Хотя, Les Paul, конечно, тоже круто. Быть может, когда-нибудь в этой жизни у меня будет и Он.

В отличие от большинства гитар для тяжелой музыки, и даже тех же Лес Полов, Lucille звучит с уникальными и не банальными оттенками. Тем более, в тяжелой музыке. Кроме того, в моих руках она выглядит красивее, романтичнее и мега-пафосно. Классично, но не банально. В конце концов, изначально гитары Fender Stratocaster тоже не для металла и т. п. Но в руках того же Ингви Малмстина звучат офигенно колоритно и оригинально.

Честно говоря, трудно описывать звук хорошего инструмента печатными словами. Его нужно услышать самому, почувствовать, оценить.

…Подтверждением моих мыслей об универсальности и широчайшем предназначении Gibson Lucille послужил концерт самого BB King в Москве, на который мне, все же, посчастливилось попасть. Я был в восторге не только от самой игры Великого Маэстро, но и от тех, случайных и не очень, экспериментов со звуком инструмента на сцене (это уже отдельные истории). Как я однажды уже успел где-то выкрикнуть: «Никакой металлюжный гитарюга не выдаст на сцене ничего подобного!» Порой, гитара у BB King на сцене звучала весьма тяжело и мощно.

Ближе к заключению, хотелось бы также написать «пару» строк просто о внешнем виде инструмента. Если вкратце – он просто нереально убийственный!

Стандартная серия Gibson Lucille – это инструменты цвета Ebony или типа как Black Beauty. Короче, реально черные инструменты для реально черных исполнителей блюза. Либо для готических металлюг. Это конечно круто, но черный инструмент – не для меня. Я не блюз-мен. И я пока еще не черный. Меня более вдохновляют тяжелый классический рок, старые классические инструменты в руках рок легенд и все такое. Инструмент, который я искал и который попал мне в руки, имел окрас типа классического Cherry. Ярко вишневый цвет с виднеющейся фактурой дерева. Это более редкая разновидность Gibson Lucille и мне она по вкусу на все сто. От этого Cherry мне просто крышу сносит.

Gibson Lucille имеет тройную окантовку корпуса, грифа и башки. Классическая гибсоновская перламутровая инкрустация в виде трапеций, а также характерные надписи “Gibson” и “Lucille” на башке. В качестве крышки, прикрывающей анкерное отверстие – позолоченная металлическая фишка с вырезом “B. B. King”. Все металлические части фурнитуры позолочены покрытием высокой пробы (не вдавался в подробности).

Все как у Gibson Les Paul Custom и других нереально пафосных и дорогих инструментов. Кстати, почему «как»? Lucille действительно является одной из самых ярких топ-моделей на конкурсе красоты Gibson!

Я не знаю, что ждет меня в будущем, на каких инструментах мне придется или не придется играть, но я знаю, что Gibson Lucille навсегда завоевала часть моего сердца, наравне с Fender Stratocaster и испанскими классическими гитарами. Я люблю ее!

В общем, всегда пребывайте в поисках своих инструментов, играйте на них, делайте хорошую музыку и будьте счастливы!

Благодарю всех за внимание.
С уважением и добрыми пожеланиями,
Юрий Гарнаев.
CoolRocker

P.S.: Да, кстати. Месяц спустя моей встречи с гитарой, у меня появился котенок (Шотландский Фолд). Следуя примеру вкусам маэстро Би Би Кинга, я дал ей имя - Люсиль (Lucille). Это имя ей очень понравилось, и она его запомнила в первый же день. Кстати, ее я, разумеется, тоже очень люблю.

А еще ей очень нравится большая красивая игрушка – ее тезка гитара Gibson. И сейчас мне очень трудно ей объяснить, что котята гитаристами не бывают. Пришлось учить ее команде «Нельзя». Вот так!

купить мебель в России

Условия размещения рекламы на сайте