Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 

АЛЕКСАНДР ГРИЦЕНКО

Я родился в 1967 в городе Свердловск (ныне Екатеринбург), прожил там до семи лет, а затем, стараниями моих родителей, был перемещён в г.Херсон (на Юге Украины).

Российкое происхождение позволило отмазаться от дополнительной каторги - изучения Украинского языка, о, слава демократическому Минобразования!

В результате сдвоенные уроки укр.языка/литературы я проводил в компании таких же изгоев, которые хоть и топтали во всю украинский хлеб и сало, всё же платили за них СССР-ские деньги, а потому могли себе позволить не маяться муками совести по ночам от того, что не заучивали наизусть стихи Павла Тычины.

Выходило, что оставалось время на "Всё очень просто..." и на "Ты можешь ходить как запущенный сад".

Правда к тому времени я уж и постарше стал. Лет 13 мне было.

Вот... попробовал я остренькие стальные струны какой-то "Трембиты" (интересно, какой же по нынешним меркам там ставили пакет? - 0.13? 0.15?) и понял, что никогда мне сей инструмент не освоить, а поэтому придётся мне завоёвывать девичьи сердца чем-либо другим.

Сдуру я занялся карате, втайне мечтая отбить русоволосую красавицу у местной гопотни. Правда и карате надоело ещё быстрее "Трембиты".

Но нормальное гормональное развитие требовало выпендриваться хоть как-то, ну я и выпендрился - поступил в Киевское Суворовское военное училище.

Вот там-то, уже бритоголовым "кадетом", сидя в кругу проникнувшихся моментом (клей не при чём, тогда ещё не модно было) друзей стал вспоминать "лесенки", "звёздочки", и все три "блатных" аккорда.

Отсюда и пошло-поехало. Возможно, что никогда не стал бы я гитаристом, если бы не свалилось как снег на голову творчество группы "Динамик" - для подбирания по слуху этих песен уже не хватало 5-ти аккордов! Пришлось подзаняться.

Тетрадочки-линеечки, теперь для этого есть слово "табулатура"... Потом я с ужасом узнал (и это в 16-то лет!) что знаменитый рифф Smoke on the Water исполнен не на электрооргане, а на гитаре, а в композициях Qeen звучит не виолончель, а всё тот же инструмент.

В ужасе перепахивая всё наследие своего детства (Deep Purple, Upiah Heep, Nazareth... ) я понял, что слушал не слыша, т.е. не обращал внимания на главное - вся эта музыка делалась гитарой! Вот тут-то у меня крышу окончательно рвануло!

Дальше было очень много всяких событий, связанных с тяжёлым положением увлечённого гитариста в армии - ведь я продолжал учиться на "офицера"! Вообще во всём этом очень много фантастики.

В 1988г я прибыл на службу молодым лейтенантом в г. Красноводск Туркменской, тогда ещё ССР, имея в руках не комплект парадной и полевой формы, а в одной руке гитару "Диамант", а в другой "Музима"-акустика!!!

Их я купил на предыдущей ж.д. станции г.Мары в магазине... спорттоваров! Во как в Туркмении расходились инструменты!

Нужно было видеть лицо командира. Правда с моим послужным списком меня бысто отправили "на волю в пампасы", так что пришлось мне позаниматься наращиванием техники в горах Туркменистана всего лишь 9 месяцев. Вам этот срок ничего не напоминает?

Итак, 1989-й год. Уволиться из армии так быстро в то время помогла репутация чуть ли не диссидента - за плечами прогулка в военный дурдом, это ещё в училище... разве могли отцы-командиры не усомниться в моей психической вменяемости, наблюдая как взрослый курсант ночами паяет примочки и препиливает отечественные электрогитары;

Далее было исключение из рядов КПСС(!) - и там я успел побывать и горжусь тем, что меня с треском выперли оттуда; самовольные отлучки за тридевять земель и прочие "шалости". В общем отпустили меня с богом.

Вернувшись в Херсон я сразу развил бурную музыкальную деятельность, создавал какие-то группы, покупал самопальные примочки и драм-машины, рижские электронные барабаны и брянские пульты, Лид Стары и "палёные" Гибсоны - всё это как-то звучало, играло и даже записывалось.

По совершенно варварскому кредиту я приобрёл отечественного красавца - магнитофон "Олимп-005", урод полнейший, но это сейчас можно понять, а тогда казался верхом совершенства! Вот на него и производились первые записи.

Собирались парни и лабали всё что в голову взбредёт. Помню как меня поразила отечественная драм-машинка "Лель" - несколько сонгов можно было закатать, правда звук - ужас!

Эх, как вспомню сколько кошмарного оборудования прошло через мои руки - вздрогну! Ведь можно было не тратиться на всякую фигню, а купить один фирменный инструмент. Но благодаря всему этому безобразию, а главное необходимости извлекать из него музыкальные звуки, мне кажется я приобрёл самое ценное - опыт, который не заменишь ничем!

Это потом у меня уже стали появляться Боссовские педали и Ямаховские машинки, правда и они оказывались потом не бог весть чем. Главное, что я за всем эти упустил - это то, что на инструменте всё равно нужно учиться ИГРАТЬ, только тогда он сможет звучать.

Как-то это внезапно пришло, ведь до этого я просто искал кайфовый звук, например возьму примочку, включу её в какой-нибудь "Regent"- не звучит, значит нужно искать что-то лучше... Нет, поигрывал при этом, конечно, сдирал Блекмора, Сантану, Кузьмина... наверное хреново получалось:)

Главное чем я маялся в течение двух-трёх лет, это тем, чтобы самому себе доказать, что я клёвый гитарист. А как в этом самого себя убедить? Тогда я понял - записываться! Записываться и сравнивать! И когда я увижу, что результат меня удовлетворит, я смогу спать спокойно! И я активно включился в этот процесс.

Магнитофоны "Илеть" и "Олимп" подключались к пульту и методом наложения прописывались партии всех инструментов, почти как у Лес Пола:) Только с каждым наложением качество записи ухудшалось:( Конечно, это колоссальный труд! Записать сначала, допустим, машинку и бас, затем какой-нибудь стринг, затем гитарный аккомпанемент... смотришь - баса нет! Бля! Всё по новой! И всё в реале, от начала до конца!

Если нужно сыграть соло после, например, второго куплета и припева - стоишь, ждёшь, слушаешь в пятидесятый раз, нажимаешь на примочку, медиатором щёлк по струне - а звука нет, блин, забыл, ведь ручку громкости на гитаре ещё при прошлом неудачном дубле убрал! А плёночка-то крутится, обсыпается, кстати. Всё, полный назад!

Олип-Илеть - щёлк-клац своей убогой лентопротяжкой, перемотка назад, никакого точного позиционирования, только по примитивному счётчику... Дубль 52! Поехали. Уже заранее проверил, что громкость выведена, теперь только бы не лажануть! Так прошёл куплет-припев, всё вступаю... ах ты! Не после этого же припева! Ну и так далее.

Наверное не зря мне в своё время статью хотели вкатать, ох не зря! Разве нормальный человек всё это выдержит! Но опыт, опыт я всё же приобрёл значительный - опыт борьбы с трудностями! Ведь ценой этих неимоверных усилий всё же делались какие-то записи... которые, в общем, меня убедили, что гитарист из меня так себе - средненький.

Тогда я резко потерял интерес к копанию в примочках и усилках и стал искать, что называется гитару в себе. Слушал Бенсона и Сатриани, Мальмстина и Пэта Матини...

Кого-то из них пытался содрать. Помню "Bein with you" Бенсона - такое неизгладимое впечатление! Содрал тему, которая состоит-то из парочки нот, но исполняется!

Фантастически красиво! Куча подъездов, мелизмов, хроматизмов, подтяжечек, октавки, октавки с терциями!

Когда у меня пролучилось просто сыграть тему (пассажы Бенсона это отдельная история), так, чтобы это было похоже на оригинал, я думаю что именно тогда я начал чего-то понимать в гитаре. Я понял какое важнейшее, если не просто главное место в исполнительскои мастерстве занимают именно нюансы исполнения, присущие тому или иному артисту! Потом я содрал очень быстрый и эффектный пассаж, который идёт сразу в развитии темы.

Вот тут на помощь опять пришёл "Олимп-005". Девятая скорость и туда-сюда, до дыр! Блин, звучит всё на октаву ниже, приходилось вслушиваться часами, чтоб разум адаптировался к этому звучанию. Потом содрал-таки, вроде бы правильно, но техники вылабать в том же темпе не хватает! Как проверить правильно или нет?

Правильно (сорри за преднамеренный каламбур) - записать свой вариант на девятой скорости, а воспроизвести на девятнадцатой. Ну что, похоже? Да вроде бы. Весь это процесс моего обучения сопровождала работа в ресторане, тоже неплохая школа. Причём школа во многих аспектах. Школа игры по слуху, когда нужно быстро сыграть песенку, которую слышали где-то, но не репетировали, вот тут-то и важно слышать, т.к. принято лишь определить тональность, а дальше каждый сам за себя!

Вокалист может только к припеву обнаружить, что тональность высоковата! Правда это отдельная тема, можно книгу написать о работе именно в кабаке. Из чего же складывалось моё обучение, если подытожить и упорядочить всё-всё? Пожалуй, первый, настоящий и действенный толчок я получил от книги "Учитесь аккомпанировать на гитаре" Манилова, в которой презабавно изложена теоретическая и практическая база гитарного аккомпанемента.

Это лет в семнадцать я её освоил. Рекомендую всем начинающим. Очень доступно и с примерами. Затем "Школа джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре" Молотков-Манилов. Честно скажу, не во всё до конца въехал, но взял для себя многое. Потом сдирал, сдирал, сдирал. Потом появились видеошколы. Пол Гилберт - этого я целиком вызубрил и налабался так же быстро играть его упражнения.

Затем гений гитары Фрэнк Гэмбэйл! Вот где бездна! Над его техникой "свипа" я промучался с полгода, но именно благодаря "свипу", мне кажется, открылось достаточно раскрепощённое исполнение, пусть не всегда рафинировано-чистое, но куда более искреннее и похожее на правду, чем гаммообразное стакато. Мне нравится.

А, как же я забыл, а Стив Рэй Воэн! Какой саунд! Его "Rivera paradise" заставляла чувствовать себя ущербным любого, кто пытался её испонять и я не исключение, но ведь пробовал! Пробовал и учился, правда ещё подсознательно именно ПРОЗВУЧАТЬ! Я ещё тогда не отдавал себе в этом отчёта.

Стало быть вот как. Мне году в 94-м уже казалось, что я прилично играю на гитаре, у меня уже был более-менее приличный "самопал" - эдакий Ibanes Steve Vai с дыркой в виде ручки, белый, с накладкой чёрного дерева, активный. Комбик всё же был дерьмовый, каой-то ГДРовский. Примочка уже не помню какая, но звучало всё туда-сюда. Единственно, что мне не хватало для полного счастья, это осознания того, что я действительно умею играть! Как доказать себе это?

Тогда я подумал, возьму какое-нибудь суперпроизведение и вызубрю от начала до конца - вот тогда и докажу и себе и окружающим, что я действительно играю, а не, извиняюсь, дрочу! Взялся я за "Trylogy" Ингви Мальмстина и передрал её всю! От А до Я. И акустический момент и импровизации, только третью часть подсократил. До сих пор её помню, у меня есть минусовка и я иногда её вспоминаю-разогреваюсь. Преполезнейшая оказалась вещь.

Я её исполнял в залах - эфект потрясающий, композиция заводит зал с пол-оборота! Намаялся, правда с нею. Сторожем тогда работал в магазине, вот притаскивал с собой гитару, мини-комбик(сам сделал) и даже свой "процессор", который я держал для всяких "Халид" - пять примочек "Лель" в одном корпусе, даже спикосимулятор собственного производства там был! Вот подключал метроном и тА-та-та-тА-та-та до утра! Вот такой процесс.

Мне ведь казалось, что если я "подниму" это произведение, то все остальные для меня будут как семечки! Хрен! Может немного легче, но тут я совершил очередное открытие, которое раз и навсегда отвернуло меня от четырёхчасовых занятий гаммами и арпеджио: НЕВОЗМОЖНО ДОСТИЧЬ ТАКОЙ ТЕХНИКИ, КОГДА ВСЁ МОЖЕТ ИГРАТЬСЯ БЕЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ РЕПЕТИЦИЙ!

А раньше я думал по другому, что если, мол, научился играть, то всё, любой пассаж вылетает у тебя из под пальцев! Не знаю, может я такой недоделанный, но мне всё равно приходится всякую фразу РАЗ-У-ЧИ-ВАТЬ! А ведь я мечтал о полной испонительской свободе, о импровизации чистой воды, когда сливаешься с инструментом в единое целое... мечты.

Дело в том, что я не люблю врать себе и забросил занятия "техникой". Почему написал в кавычках? Да потому что забросив на хер гаммы у меня открылись, наконец, глаза на иной аспект - технику звукоизвлечения! Ничто так не приближает нас к музыке как звук! Звук - это то, что создаёт музыку. У Мальмстина получается прозвучать в его сумасшедших темпах, у Марка Нопфлера в его пальцевых переборах - пассажах, у Сантаны выходит задеть за живое своим округлым звуком, у Сатриани пронзить как стрелой!

Вот так я и стал заниматься собой. Просто какими-то своими проектами. Стал сочинять пьески. Ходил год в музшколу, занимался с преподавателем нотной грамотой, так, для общего развития. Снова стал записываться. Сформировал цель - приобрести свой стиль, наверное я ещё на пути к этому. Но самой великой похвалой для меня стало то, что мою гитару стали узнавать ("Ну у кого гитара ещё так плачет?", "Слышу - твоя гитара звучит"), может быть многое из этого является авансом, но кое-чего я всё же достиг.

Мне кажется, что я правильно въехал в основное - нужно заниматься СВОИМ делом - именно поэтому "тупо:)" пишу мелодический материал, в то время, когда большинство современных музыкальных направлений обходятся вообще без мелодии. Именно поэтому я исповедую минимализм, чтоб ничто не отвлекало слушателей (тех, кому это нужно, естественно) от основной идеи - гитары как сердца произведения. Может быть поэтому я никак не могу сформулировать определение своего стиля. Чувствую только, что в этом что-то есть от русской музыкальной традиции Таривердиева-Петрова...

Наверное главное это пронзительность. Иногда мне кажется, что я открыл если не новое направление, то по крайней мере постарался его определить - "Русский блюз". Почему "русский" и почему "блюз". Потому, что если блюз традиционный, то он не существует без пентатоник и блюзовых нот, Маршалов и Стратокастеров, а "русский" может обходиться и без них и не отмахиваться в то же время от этих приёмов. А "блюз" потому что есть ведь какое-то определение, что "блюз это когда хорошему человеку плохо". Ну а если мне, в моменты душевных потрясений хочется не блюзовую гамму сыграть?

На моём альбоме третьим треком записана композиция, которая целиком и полностью обращена к моей дочери, которая живёт сейчас за границей и я лишён возможности её видеть! Но там же нет блюза в традиционном его представлении...

В общем "Русский Блюз" - это рабочее название, не думаю, что дело музыкантов определять самих себя, им куда важнее создавать красоту любыми имеющимися выразительными средствами. Хорошо, если у кого-то это получается с использованием сэмплеров, драмлупов и синтезаторов. У кого-то это может получиться всего с двумя гитарами. Слушатели выберут, критики определят.

Поэтому, названия у альбома нет, увы. Я думал, может назвать его "Графика" за минимализм в аранжировке, как бы красок мало, только два цвета?

Названий у треков тоже нет, к сожалению. Я не могу избавиться от прохладного отношения ко всему вторичному, а поэтому почти не задумываюсь о названиях. Но можно придумать, если напрячься. Альбом не закончен, т.к не хватает времени.

Материала более чем достаточно, вот бы весь его записать!

Всё, что ты слышал, записано на Roland-VS 880 с использованием его обработок, включая гитарные. Долгое время я экспериментировал со звуком, комбиками-микрофонами и въехал в то, как сложно, имея приличный усилок, передать именно ЭТОТ звук ленте.

Микрофон и слышит всё по другому и ещё масса нюансов, так что услышав аппарат, который, главное - услышанное совершенно без изменений записывает, я понял, что это то, что мне нужно. Пусть гитарные эмуляторы проигрывают живым комбо (и прилично проигрывают, между нами), всё же с ними очень удобно играть в звукозапись.

Среди прочего оборудования Оvation USA Standard, Alesis-DM5, Alesis-QS6, Solidtube, электрогитара неизвестного производства, по виду явный корейский Jackson, но на грифе написано, почему-то Applause, звучит недурно, но приходилось мне и получше инструменты в руках держать.

Ну, естественно всякие мультимедийные программки я использовал, типа Cakewalk, Sound Forge и их плагины.

Вот, собственно и всё. Спасибо. Саша.

"РУССКИЙ БЛЮЗ"