Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 

Iron Maiden

Лондонский "пролетарский" район Ист-Энд. Зима 1975 года. Серьезно озадаченный молодой паренек Стив Харрис. Еще бы, он только что покинул свою группу Smiler, после того, как остальные музыканты сообщили ему, что энтузиазм в плане написания собственного материала – последнее, что им нужно от басиста. Подпитываемый своей любовью таким к прогрессивным группам 70-х, как Yes. Genesis и King Crimson, Харрис решил послать Smiler и организовать свою собственную группу. Когда в состав группы через общих знакомых попал гитарист Дейв Мюррей, Iron Maiden сделали первый шаг на пути к превращению в самое крупное хэви-метал формирование в мире.

Будем честны, кто в какой-то момент, слушая «The Trooper», «Run To The Hills» или «The Number Of The Beast» не мечтал оказаться на месте гитариста Iron Maiden?
Опусти свою руку, придурок.

Iron Maiden не просто легенды сами по себе, это настоящее британское явление. Одна из тех групп, которые переходят от поколения к поколению рокеров и металлистов. Если вам нет 20, мы почти гарантируем, что ваш папа хоть раз позировал перед зеркалам в штанах в обтяжку, представляя, что он Брюс Дикинсон. А через 20 лет, возможно, вы будете рассказывать своим детям, скачивающим 24-й альбом Maiden, как мечтали быть Дейвом Мюрреем или Эйдрианом Смитом.

Чего вы возможно не знаете, так это того что группа, продавшая с сотню миллионов дисков и теперь возит все свое шоу из города в город на собственном реактивном самолете, свою первую музыкальную прописку получила в ист-эндском пивняке The Cart And The Horses более 32 лет назад...

Стив Харрис неустанно трудился над тем, чтобы оперяющиеся Iron Maiden становились все круче, и после нескольких смен состава, группа в 1978 стала квартетом с принятым по рекомендации барабанщика группы Дуга Сэмпсона вокалистом Полом ДиАнно. Группе было сложно найти себе нишу, потому что панк-движение разворачивалось в полную силу, и многие клубы принимали только группы новой волны. Рекорд-лейблы тоже не хотели ничего знать, если группа не подстрижется и не заиграет быстрее.

В ответ Харрис начал вырабатывать свой уникальный галлопирующий басовый стиль, который станет неотъемлемой частью песен Maiden. За две сотни фунтов было записано демо с песнями «Prowler», «Invasion», «Strange World» и «Iron Maiden», и при содействии нового менеджера группы Рода Смоллвуда Maiden 13 октября 1978 года прорвались в легендарный лондонский панковский клуб Marquee. Там оказался рекрутер из EMI и месяцем позже Maiden подписали эксклюзивный контракт на запись.

В 1980 году названный по имени группы дебют Iron Maiden достиг 4 места в чартах, и парни зарабатывали себе репутацию самой крутой хэви-банды в Британии. В составе в поддержку Дейву Мюррею появился Деннис Страттон, и знаменитый двухгитарный саунд был принят на ура. Правда в октябре 1980 года Страттон был уволен из-за персональных разногласий и в ряды влился давний друг Мюррея, гитарист Эйдриан Смит из Urchin.

Стиль Maiden был «нате вам» панку, поскольку тяготел к эпическим песням на художественные и фантастические темы. «Все пишут о том, как крутой мачо трахает телок, что, на мой взгляд, просто смешно», - говорил в то время Харрис.

В 1981 году, когда вышел «Killers», Iron Maiden стали одним ведущих участников движения Новой Волны Британского Хэви-Метал, которое оказало очень большое влияние на такие группы как Metallica. Но успех сказался на ДиАнно, который по мере того, как группа начала получать масштабное признание в Америке, обзавелся серьезными проблемами с кокаином. Он был уволен, и группа начала поиск замены. Она пришла в виде вокалиста Samson Брюса Дикинсона.

«Я годами мечтал о записи альбомов и мировых турах. Я реализовал свои амбиции за один год», - говорил Дикинсон, чьим студийным дебютом в Iron Maiden был вышедший в 1982 году «The Number Of The Beast». Альбом принес группе ее первое в жизни попадание на верхушку британских чартов, а в Японии Maiden заработали золотой статус. Это было начало золотых деньков и путешествия Maiden на верхушку рок-элиты. «The Number Of The Beast» также ознаменовал начало длительной борьбы группы с обвинениями в сатанизме. Религиозные группы обвиняли группу в дьяволопоклонничестве из-за названия альбома, которое было взято из Книги Откровений в Новом Завете.

«Трудно найти людей, более далеких от этого, чем мы», - говорил Дейв Мюррей. «Мы совершенно не дьяволопоклонники. Но когда альбом вышел, многие, кому не нравились такие вещи, стали склоняться к такому мнению. В свое время это стало большой проблемой, но не такой большой, как многие ее представляли».

Гастроли стали образом жизни группы, что сломило барабанщика Клайва Барра, и в декабре 1982 года он был заменен на неповторимого Нико МакБрейна. Но если «Beast» и был успешен, он все равно не давал группе представления о размахе последующих двух альбомов: «Piece Of Mind» (1983) и «Powerslave» (1984).

В 1984 году Iron Maiden оказались в одном из крупнейших туров в истории музыки. World Slavery Tour состоял из 193 концертов по всему земному шару за 13 месяцев, включая 4 концерта подряд в калифорнийской Long Beach Arena, где их выступление было запечатлено для легендарного «Live After Death». Такие номера программы как «The Trooper», «2 Minutes To Midnight» и 13-минутный эпик «Rime Of The Ancient Mariner» стали столпами хэви-метал.

Итак, Iron Maiden достигли пика своего успеха, куда же они могут двинуться дальше?

Пятилетний цикл «студия-тур-студия-тур» взял свое, и Maiden взяли полугодовой отпуск перед тем, как собраться на запись альбома 1986 года «Somewhere In Time». Он продемонстрировал серьезные подвижки. Темой стали путешествия во времени, а гитарные и басовые синтезаторы добавляли текстуры к фирменному саунду Maiden. Они двинулись в этом экспериментальном направлении еще шаг дальше на альбоме 1988 года «Seventh Son Of A Seventh Son», концептуальном альбоме с большим количеством клавишных, который стал еще одним крупным успехом. Казалось, что бы Maiden ни делали, это превращалось в золото.

Вскоре после этого участники группы стали задумываться над сольными карьерами и сторонними проектами. «Я испытывал недовольство», - говорил Смит в 1999 году. «Я был наверное опустошен записью и гастролями на протяжении 10 лет. Я подумал, что надо от этого отстраниться». Смит выпустил в 1989 году альбом «Silver And Gold» c проектом A.S.a.P., а в 1990 году Брюс Дикинсон занялся сольной карьерой, записав с бывшим гитаристом Гиллана Яником Герсом «Tattoed Millionaire». Концентрация Смита на сольной работе привела к тому, что он покинул ряды группы и был заменен все тем же Герсом. В 1990 году Maiden выпустили заметно более приземленно звучащий «No Prayer For The Dying», который принес им их первый и единственный хит-сингл номер 1 «Bring Your Daughter... To The Slaughter». На альбоме 1992 года «Fear Of The Dark» Герс уже достаточно врос в группу, но тут, в 1993 году, Брюс Дикинсон принял решение, которое в конечном итоге привело Maiden в смутное время...

Когда в 1993 году Дикинсон ушел, чтобы продолжить сольную карьеру, многим казалось, что это станет концом Iron Maiden. Они были не так далеки от правды. Харрис, Мюррей, Герс и МакБрейн прослушали сотни певцов, пока не выбрали вокалиста Wolfsbane Блейза Бейли, и только через два года, в 1995 они вернулись с относительно неуспешным коммерчески «The X Factor». Вышедший в 1998 году «Virtual IX» даже не достиг планки миллиона копий, и в свете волны ню-метала, похоже, стареющим рокерам наставала пора вешать гитары на стену. По иронии судьбы, в роли палочки-выручалочки, спасшей группу от статуса «бывших» снова выступил Блейз Бейли, которому пришлось покинуть группу из-за проблем в турах. Почти незамедлительно Iron Maiden шокировали фэнов объявив о возвращении Дикинсона и Смита, при том, что Яник Герс также оставался в составе. «Я не думаю, что согласился бы вернуться в группу, если бы мне сказали: как только ты вернешься, Янику придется уйти», - сказал Смит. «Это было бы некрасиво. А что реально клево, это что теперь гитарные партии делятся на нас троих».

С тройным гитарным арсеналом Maiden уселись за работу над новым студийным альбомом «Brave New World» (2000), за которым последовал мощный тур, кульминацией которого стало хэдлайнерское выступление на Бразильском фестивале Rock In Rio, где группа выступила перед четвертью миллиона зрителей. Это было триумфальное возвращение Maiden!

25-летний юбилей со дня выхода своего первого альбома Iron Maiden отметили в 2005 специальным туром в поддержку своего DVD «The Early Days» и играли только песни с первых четырех альбомов. В 2006 году они вернулись в студию, чтобы записать «A Matter Of Life And Death», который получил лучшую критику за долгие годы. Развернутое полотно на тему власти войны и религии и трехгитарные хитросплетения Мюррея, Смита и Герса в очередной раз привлекло под знамена группы новое поколение молодых фэнов гитары.

В настоящее время Maiden находятся в очередном, охватывающем Европу, Азию, обе Америки и Австралию, грандиозном туре в поддержку переиздания своего культового концертного видео «Live After Death» и сопутствующего сборника 1980-89 годов «Somewhere Back In Time».

При таком плотном графике ожидать от Maiden нового студийного альбома приходится в лучшем случае в 2009 году, но это вряд ли скажется на их неугасающей популярности. Многие ли группы могут сказать такое после 32 лет вместе?

При 14 студийных и 6 концертных альбомах, каталог Iron Maiden ставит перед новичком вопрос: с чего начать знакомство с величайшей британской метал-группой всех времен?. А вот с чего.

5. Seventh Son Of A Seventh Son (1988)

Это была веха для Maiden с двух точек зрения: это был их первый полностью концептуальный альбом, и это был последний альбом с Эйдрианом Смитом (до его появления на «Brave New World» в 2000 году), который покинул группу из-за музыкальных разногласий.

Когда основатель группы, басист Стив Харрис предложил ,что хорошее название для седьмого студийного альбома Maiden может дать поэма американского фантаста Орсона Скотта Карда «Седьмой сын» о мистической персоне с паранормальными возможностями, вокалист Брюс Дикинсон ухватился за это, и появился первый изначально задуманный как концептуальный альбом Maiden. Группа уже продемонстрировала развитие своего фирменного звучания на альбоме 1986 года «Somewhere In Time», на котором впервые использовала гитарные синтезаторы, а «Seventh Son...» продолжил эти эксперименты, к которым добавила клавишные. Клавишных было так много, что бас-гитарный техник Харриса исполнял роль оператора синтезаторной установке в мировом туре в поддержку альбома.

Однако, Maiden удалось великолепно найти баланс новых элементов на таких вещах, как «Moonchild» или «Clairvoyant» с вдохновенным взаимодействием Смита и Мюррея и распевных припевов Дикинсона, которые так любят фэны. Смит развернулся как самостоятельный автор на «Somewhere In Time», а для «Seventh Son...» припас две песни, которые вошли в число любимых фэнами: мажорную «Can I Play With Madness» (которая родилась поначалу в виде баллады с пафосным названием «On The Wings Of Eagels») и драматическую «The Evil That Men Do».

«Seventh Son Of A Seventh Son» был последним альбомом классической эры Maiden, и прошло немало времени, прежде чем группа смогла создать работу, сравнимую с ним.

На пробу: «The Evil That Men Do», «Can I Play With Madness», «Moonchild».

4. «Iron Maiden» (1980)

Соревнование за звание лидера Новой Волны Британского Хэви-Метал закончилось с выходом дебютного альбома Iron Maiden: он попросту всех задвинул. Их устрашающая концертная репутация была хорошо известна в окрестностях родного Лондона, но когда они, наконец, записали свой материал – пять лет после формального основания Стивом Харрисом группы – тогда, наконец, и продемонстрировали новой аудитории, на что же они действительно способны.

На самых жестких песнях этого альбома саунд Maiden практически гибрид панка и хэви-метал. Поставив перед микрофоном хулигана с окраины Пола ДиАнно (третий вокалист Maiden после предшествовавших Пола Дэя и Денниса Уилкока), Maiden получили агрессивную подачу для оригинального и весьма непростого стиля написания песен Стива Харриса.

Хотя это альбом не без дефектов в качестве продюсирования, сами песни делают всю работу. «Running Free» и «Sanctuary» - рок-гимны, которые демонстрируют характер, а «Remember Tomorrow» и «Strange World» открывают на удивление более мягкую и экспериментальную сторону группы. Но именно «Phantom Of The Opera» был намеком на грядущее: прогрессивный опус, изобилующий классическими риффами.

ДиАнно суждено было оставаться голосом группы только еще на одном альбоме, недооцененном «Killers» (1981), а дебютник примечателен еще и тем, что это единственный ее альбом с Деннисом Страттоном. Его более «попсовые» музыкальные вкусы попросту были недостаточно «метальными» для амбиций группы, и, отыграв в группе, всего год, он был заменен в конце 1980 года на Эйдриана Смита. Это оказалось значительным событием, поскольку в компании с Дейвом Мюрреем Смит образовал фирменное гитарное партнерство Maiden, известное по сей день.

Игнорирование этой эры Maiden – обкрадывание самого себя: многие фэны старой закалки до сих пор утверждают, что только голос ДиАнно дает адекватное концертное звучание этих ранних песен... и небезосновательно.

На пробу: «Running Free», «Phantom Of The Opera», «Iron Maiden».

3. «The Number Of The Beast» (1982)

На своем третьем альбоме Maiden воистину предстали, как группа, способная завоевать мир, хотя все расклады были против них после увольнения ДиАнно. На сцену вышел бывший вокалист Samson Брюс Дикинсон, который приобрел прозвище «Сирена воздушной тревоги» за свою мощную «оперную» глотку.

Практически на всем альбоме Maiden жгут - хотя, возможно, «Invaders» не самая лучшая «открывашка», для создания первого впечатления – и здесь содержатся три из самых знаменитых их песен, которые практически никогда не покидают их концертную программу и по сей день: блестящая заглавная вещь с легендарным вступительным риффом,; мощный хит «Run To The Hills»; и возможно самая показательная песня Maiden «Hallowed Be Thy Name».

В тексте мы видим видеть классическую повествовательную манеру Харриса (последние мысли приговоренного к казни), а музыкально песня содержит все, что делает эту группу настолько узнаваемой. Атмосферное средневековое пальцевое интро Мюррея уступает место падающей с неба манне гитарных гармоний, и песня набирает обороты до завершающего мощного рефрена Дикинсона. Но на альбоме можно отыскать еще жемчужины. «Металлическая» баллада «Children Of The Damned» не зря имеет культовый статус, а «The Prisoner» (навеянная шпионским телесериалом 60-х) – классический призыв потрясти «козой».

В свое время название альбома вызвало большую шумиху в американских группировках консервативного толка, которые ничтоже сумяшеся заклеймили группу «сатанистами». Хотя, как выяснилось, без черной магии не обошлось... Одним воскресным вечером, сразу после работы над заглавным треком, джип продюсера Мартина Берча столкнулся с микроавтобусом полным монахинь. Когда он получил свою машину назад из сервиса, счет за ремонт составлял ровно 666 фунтов. Мистика!

На пробу: «The Number Of The Beast», «Run To The Hills», «Hallowed Be Thy Name»

2. «Powerslave» (1984)

Только из-за одной легендарной обложки на тему Древнего Египта от Дерека Риггса «Powerslave» может считаться грандиозным достижением. С точки зрения музыки он столь же впечатляющ, как и его предшественник «Piece Of Mind», но не настолько скупо спродюсирован. Два идущих подряд боевика на военную тему, «Aces High» и «2 Minutes To Midnight» - это звучание группы на пике формы, а атмосферный заглавный номер содержит классический пример переклички соло Смита и Мюррея.

Венчает альбом «Rime Of The Ancient Mariner» - самый главный среди всех эпиков Maiden, раскинувшийся ни много ни мало на 13 минут. За всю свою историю написания песен Стив Харрис неоднократно обращался за вдохновением к известным литературным произведениям или фильмам, но ни одна из них не является столь величественной, как эта адаптация поэмы Сэмьюэла Тейлора Кольриджа. «Rime Of The Ancient Mariner», возможно самая долгожданная в туре «Somewhere Back In Time» песня из всех, что давно не исполнялись живьем.

Помимо монументального финала альбома и менее известные песни с этого альбома могут похвастаться богатством риффов на зависть многим метал-группам: «Back In The Village» это еще одна песня Maiden на тему «The Prisoner», а «The Duellists» наглядно демонстрирует очередной пример гармоний звездного дуэта Смит-Мюррей. И, поскольку, одной песни о схватке на шпагах никогда недостаточно для одного метал-альбома, Дикинсон написал еще одну о своем любимом (из многочисленных) хобби, то есть, фехтовании – «Flash Of The Blade». Анализируя каталог Maiden, назовем «Losfer Words» последним, на сегодняшний день, инструменталом группы.

Все вместе взятые эти мощные номера демонстриурет, что Iron Maiden – это одна из самых знаменитых групп на планете. Альбом – классика Maiden и обязательный экземпляр в любой коллекции записей.

На пробу: «Aces High», «2 Minutes To Midnight», «Powerslave»

1. «Live After Death» (1985)

Это не просто звездный час Maiden, это возможно величайший концертный альбом из всех записанных. «Мы хотели записать правильный концертный альбом, потому что это именно то, в чем наша суть – живые выступления», - так сказал Стив Харрис в биографии группы «Run To The Hills». Но им удалось намного большее. Атмосфера настолько наэлектризована, что вы мечтаете оказаться там же. Продюсирование потрясает в буквальном смысле. А песни? Гениальная подборка лучших вещей, исполненная группой, выдающей все, на что способна, что в итоге значит переплюнуть и без того великолепные студийные версии.

Альбом основан по большей части на двух концертах из записанных группой во время грандиозного и изнурительного (193 концерта за год!) World Slavery Tour, когда гастроли докатились в марте 1985 года до калифорнийской Long Beach Arena. На нем увековечено знаменитое дикинсоновское «Screaaaaaaam for me Long Beach!». Последние пять песен, завершающие альбом, были записаны во время триумфальной череды выступлений в родном лондонском Hammersmith Odeon.

Начиная с легендарной речи Уинстона Черчилля, из которой разгоняется «Aces High», «Live After Death» это демонстрация мощи хэви-метал в ее наилучшем проявлении: концертные версии «Revelations» (редкий случай, когда Брюс Дикинсон на сцене с гитарой), «Flight Of Icarus», «The Trooper» и «Die With Your Boots On» убирают студийные записи с «Piece Of Mind». Исполнение Maiden настолько убедительно, что создается ощущение, что такими песни и задумывались изначально.

Гитарные подарки сыплются щедро и часто, поскольку Мюррей и Смит безупречно выдают свои соло и гармонии на Strat с хамбакерами и Les Paul Goldtop. Но если говорить о выдающихся моментах, то обратите внимание на соло в ошеломляющем номере «Rime Of The Ancient Mariner» и великолепную перекличку гитар в драматичной египетской «Powerslave». При этом нет никаких уловок. В отличие от «Live And Dangerous» Thin Lizzy, где в студии были сделаны наложения, то, что вы слышите на «Live After Death» - это в точности то, что Maiden играли живьем.

«Если быть честным, в то время я не считал, что это что-то особенное», - крайне скромно говорит Эйдриан Смит про альбом. «Это просто были мы – без прикрас. Но, когда я посмотрел видео «Live After Death» перед записью «Dance Of Death» в 2003 году, мне очень понравилось. Иногда, когда ты очень сильно во что-то вовлечен, ты не можешь оценить это в полной мере сразу».

Через 23 года после записи «Live After Death» остается актуальным доказательством того, почему Maiden считаются эталоном для хэви-метал групп любого поколения. Лучше просто некуда.

На пробу: «Rime Of The Ancient Mariner», «Flight Of Icarus», «The Trooper».

Total Guitar 2008
перевод - Александр Авдуевский