Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 

Buddy Guy

Не приходится сомневаться, что после выступления на одной сцене с такими суперзвездами блюза, как Джимми Вон, Роберт Крэй и Эрик Клэптон, в рамках июльского фестиваля Crossroads Бадди Гай должен быть на вершине счастья. Не то чтобы он кричал об этом направо и налево – Бадди все-таки достаточно скромный мужчина – но об этом можно догадываться, поскольку еще не так давно музыкант не пользовался столь бешеной популярностью у рекорд-компаний. Мало кто обращал внимание на гитариста (за исключением случая с Джими Хендриксом, который кое-что у него «позаимствовал» из материала), поэтому Бадди рисковал остаться всего лишь тенью своего старого приятеля и виртуоза губной гармошки Джуниора Уэллса.

Но в 1991 году вышел революционный альбом Damn Right I Got The Blues, демонстрирующий музыкально-исполнительские способности Гая во всей красе, после которого сразу пришла мировая известность и награда Grammy. Теперь, после выпуска немалого количества самых разнообразных пластинок, таких как акустический Blues Singer и гранжеподобный Sweet Tea, Бадди записывает новый диск, на котором «засветятся» Эрик Клэптон и Дерек Тракс. И даже в таком почетном возрасте (гитаристу уже пошел седьмой десяток) Гай не может умерить своего аппетита до музыки и вновь собирается в очередное турне.

Находясь в заснеженном Чикаго, Бадди Гай вспоминает былые деньки и не без удовольствия рассказывает о своей карьере, насчитывающей уже больше полувека с момента заключения первого контракта…

Наверно, за свою жизнь ты успел услышать всех мало-мальски известных блюзменов. Но если обернуться назад, то кто из музыкантов произвел на тебя самое яркое впечатление?

Я родился в провинции, и однажды отец купил граммофон, на котором я уже в раннем возрасте мог слушать те пластинки, которые он приносил. На них были Ти Бон Уолкер, Лайтин Хопкинс и Би Би Кинг. А потом мне попалась композиция The Things I Used To Do в исполнении Гитар Слима, на которой гитара звучала совсем по-иному. Поначалу, признаться, мне это не очень понравилось: Би Би так смачно тянул струны, а этот парень просто проигрывал ноты.

Узнав, что он будет выступать в Temple Roof Gardens В Батон-Руж, я отправился на его концерт. Там была толпа народу, и группа играла без гитариста, но звук гитары был слышен. Я подумал, что это фонограмма, как вдруг Слим появился прямо из толпы, сидя на плечах какого-то верзилы и играя на гитаре. На нем был красный костюм, а волосы его были выкрашены в тот же цвет. Впечатление просто невероятное. С этого момента я понял, что, пусть Ти Бон и Би Би – отличные гитаристы и я могу играть, как они, но этот парень – настоящий шоумен, и именно этим я бы хотел заниматься.

Можно ли утверждать, что именно Би Би оказал на твой стиль сильнейшее влияние?

Вообще-то первой песней, которую я сыграл, была Boogie Chillen Джона Ли Хукера, плюс мне нравились песни Лайтин Хопкинса – на этом я рос. Но кончилось все Би Би Кингом, потому что, когда ты его слушаешь, понимаешь, что никто другой не звучит так, как Би Би.

Ты немало выступал вместе с Би Би Кингом, последний раз это было на шоу Эрика Клэптона Crossroads в 2007 году. Когда вы впервые встретились?

Впервые я увидел его в Чикаго в маленьком банкетном зале, где он выступал в сопровождении лишь клавишных и барабанов. Он пригласил меня поиграть с ним, и я очень занервничал, но Би Би похлопал меня по спине и сказал, чтобы я играл и не волновался, потому что он, голос из прошлого, был со мной.

Мы привыкли видеть тебя со знаменитой гитарой в горошек. Можешь ли ты назвать самую лучшую гитару из тех, на которых тебе приходилось играть?

В 1967 году я впервые стал эндорсером гитары Guild. Никогда я не мог предположить, что кто-то подарит мне гитару, но надо сказать, я всегда любил стратокастеры. Со стратом я вытворял немыслимые вещи, даже швырял его об пол – в случае с Guild это было невозможно – а во время африканского турне 1969 года страт выпал из машины. Я думал, что придется собирать осколки, но гитара была цела за исключением нескольких царапин, и я завершил тур именно с ней.

На твоих концертах обязательно звучат песни Мадди Уотерса и Джона Ли Хукера. Есть ли среди них самая любимая?

Нет, разве это возможно? Разучив Boogie Chillen, я стал балдеть от Sweet Little Angel Би Би Кинга и Hoochie Coochie Man в исполнении Мадди Уотерса. Для меня эти песни стали основополагающими элементами творчества.

Когда я начинал играть в Чикаго, мне пришлось выучить все подобные песни. Ведь в каждом клубе стоял музыкальный автомат, и слушатели могли спросить, указывая на него: «А Мурку можешь?» Поэтому я мог исполнить Blueberry Hill Фэтса Домино, What’d I Say Рэя Чарлза, I Just Want To Make Love To You Мадди Уотерса… Поскольку у меня не было этих записей, я все переписывал. И я очень счастлив, что проник в эту музыку.

Были ли вещи, которые ты не мог исполнить на гитаре?

Я всегда мечтал играть слайдом. Меня изумляла игра Эрла Хукера [двоюродного брата Джона Ли Хукера], наверно, он лучший в этом стиле, и его можно услышать даже на альбомах Мадди. У меня был боттл-нек, но я подарил его Мадди, поскольку понял, что мне до него далеко. А у Мадди звук был настолько нежным и сладким, как будто человеческая речь.

Насколько британские музыканты повлияли на твое видение блюза?

Когда Мадди впервые приехал в Англию и стал играть слайдом через усилитель, его там освистали, поэтому на следующий раз он привез с собой акустику, но публика уже хотела слышать электроблюз, и Мадди освистали уже повторно. Он «не попал» дважды – то же случилось и со мной. Когда я начал записываться в Chess, Уилли Диксон попросил меня сделать потише. А потом все увлеклись Cream и Хендриксом, посмотрели на их продажи и решили, что, наверно, все было не так плохо!

Скажи пару мудрых слов для молодого поколения гитаристов!

Никто никогда не принуждал меня учиться, и никто не говорил, как надо держать медиатор. Пока Би Би Кинг не посоветовал мне использовать прямой медиатор, я играл пальцами. На самом деле, я до сих пор играю и пальцами, и медиатором. Просто то убираю медиатор в ладонь, то достаю его снова – но я не в состоянии объяснить, как это происходит. Мне бы на начальном этапе очень пригодились всевозможные видеошколы, а приходилось лишь наблюдать за музыкантами и раз за разом слушать их записи.

Молодежи я могу посоветовать уделять больше времени гитаре, чем девушкам. Если вы действительно любите играть, тогда милой придется подождать. Рано или поздно они все равно к вам придут, а если будете играть на гитаре – то приходить будут толпами. Ну а если вы не умеете играть, тогда только по одной!

Guitarist, апрель 2008
перевод - Юрий Кириллов