Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 

Phil Collen

Как же нам всем повезло, что однажды утром где-то в конце восьмидесятых Фил Коллен дал себе зарок покончить с пьянством. Не сделай он этого, мы бы уже вряд ли узнали о триумфах и падениях гитариста легендарных Def Leppard, от которых не раз содрогались площадки Шеффилда, а сам музыкант, всякий раз вспоминая о прошлом, валился бы со стула от стыда. В нынешних же обстоятельствах Коллен красноречив, когда речь заходит о его работе, амбициозен, когда рассказывает о проекте Man-Raze, пылок, когда затрагивает тему гитаризма, и предельно откровенен, когда признается в чрезмерной потливости…

А ты был счастливчиком, раз твоей первой гитарой стал Gibson SG. Не слишком ли это дорогая игрушка для подростка из Ист-Энда?

О да, я упрашивал родителей годами. Папа был водителем грузовика, а мама – домохозяйкой, так что терпеть пришлось до 16 лет, пока мы не подыскали Gibson SG через «Эксчейндж энд март» [британский аналог «Из рук в руки»]. Инструмент стоил сотню фунтов, что по тем временам было не хило, особенно для скромного водителя грузовика. Почему SG? Да потому что это Gibson. Мне хотелось либо Gibson, либо Fender. Эта гитара, кстати, до сих пор числится в моем арсенале, хотя сегодня я играю по большей части на Jackson PC [Phil Collen].

Сложно ли было учиться играть на гитаре?

Прежде всего, это было здорово. Когда ты понимаешь, что предел – это небо, то можешь достичь всего. Игра на гитаре спасла меня от улицы. Мои ровесники подросли и ввязались в криминал, за что и поплатились тюрьмой. А я же получал удовольствие от игры на гитаре. После школы работал на фабрике охранных сигнализаций, но уже тогда понимал, что мое призвание – музыка.

На каких музыкантов ты ориентировался в процессе взросления?

Главным толчком стало выступление Ричи Блэкмора, которое я увидел в 14 лет. Что касается других гитарных героев, то здесь стандартный набор: Пейдж, Джефф Бек, Хендрикс. Каждый из нас слагается из музыки своих кумиров, поэтому зачастую ты понимаешь, что, черт подери, это звучит ровно так же, как и у меня! И лишь потом осознаешь, откуда растут ноги.

Ты присоединился к Def Leppard в 1982 году. Не странно ли, что лондонец попал в группу из Шеффилда?

У нас было отличное взаимопонимание со Стивом Кларком [гитара], но с остальными первое время было сложнее найти язык. С музыкальной точки зрения, Стив сильно отличался от других гитаристов, с которыми мне приходилось встречаться: слишком сильно в нем было влияние Джимми Пейджа. Я же пришел просто для того, чтобы играть громко и быстро – по-моему, неплохая комбинация.

Pyromania и Hysteria сделали вас звездами восьмидесятых. Вы вели себя соответствующим образом?

Ну, наверно, нас со Стивом не просто так прозвали «близнецами-террористами». Мы регулярно попадали во всякие алкогольные неприятности. Как-то раз мы катались на тандеме по коридору отеля, и это, заметьте, в трезвом виде! А когда дело доходило до выпивки, то бывало и похлестче… Пока ты молод, ты можешь как угодно измываться над своим организмом, но с опытом понимаешь, насколько это все глупо. Для меня такой момент однажды наступил, а вот Стив, к сожалению, попал в алкогольную зависимость, и все пошло под откос…

Как гласит легенда, однажды утром ты просто решил бросить пить. Насколько это отразилось на твоей игре?

Я помню, что во время первого тура после «завязки» музыка меня не сильно вставляла, поскольку не хватало своего рода стимулятора. Такие ощущения просто наводили страх. Это продолжалось около месяца, а потом я отточил исполнение и стал ценить его намного сильнее. И то, что некоторые гитаристы утверждают, будто им необходимо выпить или уколоться, чтобы перейти в «иное» состояние перед концертом, – это все ахинея.

Стив Кларк умер в 1991 году. Сложно ли было переигрывать его демки для нового альбома Adrenalize?

Мы часами работали вместе, мне были знакомы все нюансы игры Стива, так что не составило проблем повторить пару его соло и фирменное вибрато. Гораздо страшнее было чувствовать, что ты как будто играешь с призраком. Стив был моим лучшим другом, и вдруг его не стало. И это было гораздо сложнее осознать – что его больше нет рядом. Сказать по правде, я был выбит из колеи.

Альбом 1996 года Slang стал более альтернативным, ориентированным на гитару…

После выхода Adrenalize нас стало пробивать на что-то новенькое. Впору подоспел гранж – на смену всякому старому дерьму, которого и так было навалом. По сути Adrenalize – это альбом восьмидесятых, выпущенный в девяностые, и следовало записывать что-то по-настоящему свежее. Немаловажным будет заметить, что у нас не было самоцели «порубить» – все-таки этот диск очень личный.

Услышим ли мы иного Фила Коллена в проекте Man-Raze?

Здесь у нас не так много места для соло – и это по-своему хорошо. Нельзя зацикливаться и вставлять соляки в каждую песню. Если он там к месту, замечательно, но иногда можно просто поимпровизировать. А какая радость слушать получасовое ерзание по грифу, если играть в группе – значит быть частью целого, слушать друг друга и взаимодействовать практически на бессознательном уровне.

Ну и наконец, расскажи нам, в чем фишка играть на гитаре с голым торсом?

Я никогда не одевал футболок во время игры, поскольку на сцене я сильно потею и чувствую себя не очень комфортно. Пока ты не потеешь, прикольно, конечно, быть в одежде, но в моем случае потоотделение начинает уже в первые минуты!

Total Guitar 2006/2007
перевод - Юрий Кириллов