Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus   Форум
 
Jimmy Page

Опустошенные отели, разоренная Америка и миллиарды проданных альбомов. В одном из своих наиболее обширных интервью гитарист Джимми Пейдж поведал о мифах, чудесах и музыке одного из лучших коллективов в истории рок-музыки – Led Zeppelin.

«Наши концерты были чистой воды упражнениями в гедонизме, – лукаво улыбаясь, заявляет Джимми Пейдж. – В этом-то и была вся прелесть».

Кто бы сомневался. Led Zeppelin заложили основы рок-н-ролльной вакханалии. С их первого шоу в 1968 году вплоть до последнего концерта в 1980-м никто не мог превзойти по великолепию и, одновременно, по сумасбродности выступлений гитариста Пейджа, вокалиста Роберта Планта, басиста Джона Пола Джонса и барабанщика Джона «Bonzo» Бонэма. Никто так не умел разносить гостиничные номера и разбивать сердца поклонниц, как они. А вселенский размах их похождений сочетался с удивительным изяществом.

О разгулах Led Zeppelin повсеместно ходили слухи и пересуды. Основные расходы Zeppelin приходились на ту часть гастрольной жизни, которая находилась за бархатными ограждениями: декадентский мир таинств, экзотических женщин и дорогого кокаина. В попытке разоблачить легенду только ленивый журналист не просиживал часами у дверей, прислонив к ней ухо и заглядывая в замочную скважину.

Но вся эта атмосфера таинств не стоила бы выеденного гроша, не будь сногсшибательных живых выступлений Led Zeppelin, которые стали самой продаваемой группой за всю историю Atlantic Records. И хотя спорить можно бесконечно, намного тяжелее это делать после недавнего релиза двух ретроспективных альбомов Zeppelin.

Ошеломляющие треки и видеоряд представлены на DVD Led Zeppelin, охватывающем живые выступления группы за двенадцатилетний период. Более пяти часов записи этого двойного DVD-сета включают наиболее яркие шоу Zeppelin: концерт в Ройял-Алберт-Холле в январе 1970 года, всего лишь через год после релиза дебютного альбома; выступление в Эрлз-Корт в мае 1975 и оглушительное шоу на фестивале Небворт в августе 1979 года, за год до смерти Бонэма. Под чутким руководством Пейджа все записи были восстановлены, было проведено ремикширование и ремастеринг в Dolby Digital 5.1. На DVD также присутствуют видеоматериалы с июльского концерта Zeppelin в 1973 году в нью-йоркском Мэдисон-скуэр-гарден, который не попал в фильм The Song Remains the Same, а также ряд записей на телевидении, клипов и интервью.

Прекрасным дополнением к DVD стал тройной CD-сет How the West Was Won, включающий записи с шоу в Los Angeles Forum и Long Beach Arena 25 и 27 июня соответственно. Особо ценны эти записи для «специалистов» по Zeppelin и бутлегеров, так как на них вы найдете не только интересные аранжировки Stairway to Heaven и The Immigrant Song, но и полную энергии 23-минутную версию Whole Lotta Love и убийственный 25-минутный Dazed and Confused.

«Лос-анджелесские концерты представляют собой пиковый момент нашей карьеры, – объясняет Пейдж. – В те моменты нередко ощущалось присутствие потусторонней силы».

Этот тройной альбом служит как бы начинкой предыдущим живым релизам: The Song Remains the Same и BBC Sessions. Здесь можно услышать такие огненные импровизации Пейджа, которых нельзя было заметить на других релизах, а Плант поет так мощно, как будто обкачался стероидами. Твердая рука Джонса фокусирует необузданную энергию группы. Но настоящее откровение здесь – это игра Джона Бонэма, которую можно сравнить разве что с динамитным взрывом.

В настоящем интервью Пейдж расскажет, какие шаги были им предприняты, чтобы группа смогла столь виртуозно «захватить» Америку и произвести революцию в музыкальной индустрии, и все это на фоне непрекращающихся вечеринок настоящих гастролирующих рокеров. Всем известен факт, что слава Led Zeppelin в то время росла астрономическими темпами, но мало кто знает, о чем они тогда думали. Рассказывая о деталях стремительного карьерного роста, Пейдж впустит нас и на темную сторону Zeppelin, где еще не стояла нога журналиста, а также расскажет о своем видении «форменного гедонизма».

Казалось бы, DVD Led Zeppelin содержит в себе все профессионально отснятые видеоматериалы. Однако записи там всего лишь на 5 часов. Не слишком ли мало для такой великой группы, как Led Zeppelin?

Чтобы я смог ответить на этот непростой вопрос, давайте переместимся в 1968, когда мы только сформировали коллектив, и посмотрим, что происходило в это время в Англии. Весь радиоэфир контролировала BBC, а прогрессивные рок-течения были в самом низу их списка приоритетов. На любом выступлении мы намеренно исполняли что-либо короткое, типа Communication Breakdown, и что-нибудь затяжное, навроде Dazed and Confused, дабы во всей красе представить группу и ее способности. Конечно, такие запросы не могли удовлетворить на BBC, поэтому приходилось участвовать в небольших радиовыступлениях и отыгрывать по 2-3 песни за раз. Мы неплохо в этом преуспели, но это все-таки минимум.

Мы раскручивали себя и по телевидению, но возможности тогда были достаточно скудные. DVD захватывает лишь небольшую часть тех препятствий, что нам приходилось преодолевать. Взять хотя бы единственный клип для датского телевидения. Обратите внимания, аудитория была настолько перепугана, что не знала, то ли сидеть и дослушивать, то ли бежать прочь сломя голову.

Также на диске есть запись с французского шоу. Перед нами выступал коллектив Армии Спасения, и вы можете себе представить, как нас восприняли. И несмотря на проведенный саундчек баланс был отвратительный. В один прекрасный момент пришло осознание того, что раскручивать группу по ТВ не было смысла. Все равно мы там выглядели ужасно, а звук был просто кошмарный. Тем более что в те времена телезрители довольствовались единственной двухдюймовой колонкой! А музыка Led Zeppelin была рассчитана далеко не на двухдюймовую колонку.

И вы быстро поняли, как раскрутить группу, не прибегая к радио и телевидению?

Именно. Мы решили последовать совершенно иной концепции и поставили во главу угла живые выступления. У меня была неплохая репутация после работы с Yardbirds, так что многие были заинтересованы тем, чем я занимался. И когда нас заметили, новости стали распространяться по всему миру с удивительной быстротой, так же росла и наша популярность.

С Америкой было то же самое?

Примерно. Yardbirds в Америке были, возможно, еще популярнее, чем в Британии. Мы там достаточно много концертировали, так что я успел познакомиться с актуальными тенденциями на американском музыкальном рынке. Мне была известна развивающаяся подпольная культура, которая не заботилась о хитовых синглах.

В конце шестидесятых американское FM-радио проявило себя достаточно либерально, выпуская в эфир целые стороны пластинок, включая и экспериментальных исполнителей, типа Yardbirds, Cream и Traffic. Тогда я понял, что это идеально подходит для Led Zeppelin.

Американское FM-радио оказывало какую-нибудь поддержку?

Да, причем с самого начала. Еще до нашего приезда в Штаты местные жители уже были знакомы с первым альбомом, что во многом облегчило задачу. Публика была в курсе музыкальных тенденций, а территориальные преимущества США давали более широкие возможности для выступлений на каждом уровне.

То есть ты ориентировался не только на музыкальный, но и на социальный аспект FM-радио, AOR и развивающуюся концертную индустрию. И тебе удалось создать группу, вписывающуюся в эти рамки?

Именно так. Мы, например, выпускали синглы не для топовых радиостанций, а для ориентированных на AOR. Начни мы создавать синглы для рынка музыкальной попсы, это стало бы нашей кончиной. А когда по FM-радио люди слышали новую песню Led Zeppelin, они уже знали, что вышел новый альбом. Так функционировала эта система.

Кроме того, наши альбомы раскупались после неофициальных релизов традиционных синглов. Нам было важно, чтобы аудитория могла увидеть группу во всей красе. Плюс ко всему не надо было оговаривать, сколько песня будет находиться в ротации. Короче говоря, мы не гоняли трехминутные синглы. Даже Whole Lotta Love выбивалась за эти рамки.

И притом, что вы оставались вполне довольны раскруткой по радио и концертами, ты решил в 1970 году записать концерт в Ройял-Алберт-Холле.

Ну мы не особо настаивали, надо сказать. В начале семидесятых уже вышел Led Zeppelin II, и мы как раз набирали обороты. Тогда к нам заглянул директор Top of the Pops [британская музыкальная телепередача] и предложил записать полноценный концерт для показа по телевизору. Он снял его, смонтировал и через пару месяцев представил нам результат. В принципе, запись была неплоха, но мы-то все время двигались вперед, поэтому уже тогда видео показалось устаревшим и запоздалым. Так что проект отложили на полку.

Вы потом забросили эту запись?

Не совсем. У меня дома была копия, плюс можно было отыскать разного рода бутлеги. Наконец, около года назад мы собрались с группой, чтобы принять решение относительно этой записи. Она всем понравилась, и мы выкупили фильм, но тут возникла новая проблема – никто не знал, где находилась восьмидорожечная запись. Пленка так часто «переезжала», что не просто было обнаружить ее местонахождение. Наконец, мы нашли ее в одном большом видеоархиве, что заставило меня призадуматься и о других проектах, записанных в лучшие времена. Я решил отыскать все и провести инвентаризацию.

Но и это было не так просто, потому что наш материал был разбросан по разным ячейкам, под разными названиями и регистрами. Но там был один смышленый парнишка – большой фанат группы – который держал в голове все позиции, где хранились записи Led Zeppelin. С его помощью удалось собрать весь материал.

Мы обнаружили мультитреки для всех альбомов группы, пленки с шоу Небворт 1980 года и Эрлз-Корт 1975 года, некоторые отрывки с Мэдисон-скуэр-гарден, вырезанные из фильма The Song Remains the Same. Одним словом, бесценный материал.

Оглядываясь назад, поражаешься, что при бешеной популярности Led Zeppelin это был весь наш видеоматериал. Но я уже отмечал, как требовательны мы были к тому, как нас представляли. Таков был результат бескомпромиссного подхода к видеозаписи.

Какие у тебя впечатления от выступления в Ройял-Алберт-Холле в 1970-м?

Играть в этом зале – большая честь. Помнится, мы много размышляли над тем, как бы занять нашим небольшим коллективом как можно больше места.

На этом видео ты достаточно скромен. Особенно если сравнивать с тем шоуменом, каким мы узнали тебя в 1973 году.

Алберт-Холл – это очень серьезная площадка, поэтому мы старались сыграть как можно лучше. Ведь зал был построен еще в викторианские времена, и входя туда, невольно начинаешь задумываться о музыке прошлого, которая предшествует твоему творчеству. К тому же для меня и Джона Пола Джонса это стало своего рода возвращением блудных детей, ведь мы оба выросли неподалеку оттуда. Поэтому мы с большим вниманием отнеслись своей игре. Вы правы – не без излишней сконцентрированности.

Не многие группы получают удовольствие от исполнения своих самых главных хитов вживую, так как это им просто надоедает. Чего не скажешь о Led Zeppelin, ведь такие шедевры, как Whole Lotta Love, вы использовали как отправную точку для новых импровизаций, не давая тем самым песне приесться ни вам самим, ни публике.

Whole Lotta Love – единственная песня, которая повторяется на DVD: там есть версия из Альберт-Холла, а также запись 1973 года. Мы играли ее, потому что она стала «фирменной». А особенно в Англии, где эта музыка использовалась в качестве заставки к шоу Top of the Pops. Версия из Альберт-Холла более-менее соответствует тому варианту, в котором мы ее обычно исполняли в то время, в 1973-м же добавились «навороты».

А ведь эволюция коснулась не только Whole Lotta Love. К 1973 году вы стали выглядеть значительно гламурнее, не так ли? И эти длинные волосы в 1970-м.

Волосы? Да видели бы вы мои фотографии из периода Yardbirds, я там этакий стиляга. Хммм… Когда-то я, помнится, вообще из-за шмоток не парился! (смеется) Но вот насчет Альберт-Холла соглашусь, там я был неотразим!

Да, та еще жилеточка…

Ну так! Она, кстати, еще у меня! Можно будет отдать ее в Зал Славы Рок-н-ролла, чтобы ее там надели на какой-нибудь маленький смешной манекен!

Не хочется быть навязчивым, но…

Почему же? Ведь я такой! (смеется)

К 1970 году Led Zeppelin полностью отказались от команд на разогреве и тем самым начали традицию полностью сольных выступлений.

Ну, во время туров 68-ого и 69-ого годов наш сет состоял только из песен с первого альбома. Сет был, разумеется, очень достойным. Но после выхода второго мы что-то добавили оттуда в концертную программу, которая, само собой, растянулась.

И не забывайте, мы не раскручивали наши пластинки по радио, так что каждый новый релиз означал, что надо было пополнять концертный сет. Ко времени выхода Led Zeppelin III появилось еще больше материала, плюс шла переработка старого, так что нам жалко было что-то выбрасывать. Так, шоу на два с половиной часа переросли в трех-, а то и четырехчасовые выступления.

Вы никогда не сожалели об этой затее?

Кайф от концерта окупал все издержки. Тем более что наши шоу были построены очень удобно. Для каждого находился момент, чтобы отдохнуть. Во время моего соло White Summer, наворотов Джона на клавишах или барабанного соляка Бонэма.

Второй DVD начинается с небольшой нарезки клипов с тура 72-ого года, а потом перед нами проходит ряд кадров из фильма 1973 году The Song Remain the Same. Почему вы решили добавить видео 1972 года?

Между Альберт-Холлом и фильмом был огромный перерыв – в это время мы успели записать два альбома: III и IV. Мне хотелось показать, насколько динамичен был этот период, так что я приукрасил диск записями 1972 года, включая и живую версию The Immigrant Song.

И даже на основании этой небольшой нарезки 1972 года можно сделать вывод, сколь более раскрепощенными мы стали по сравнению с Альберт-Холлом. К 1973 году мы окончательно обрели уверенность. Теперь можно было не просто играть, а экспериментировать с материалом. По-моему, очень интересно получилось.

Два лос-анджелесских концерта 1972 года [изданные на тройном CD How the West Was Won] долгое время были достоянием бутлегеров. Как ты думаешь, откуда такой интерес именно к этим записям?

Наверно, нельзя отрицать, что мы всегда лучше играли, когда выступали в Штатах. Именно там мы давали вырваться наружу наглости и отрывались по полной. Не приходилось заморачиваться насчет того, на каком ряду сидели наши семьи или друзья.

Лос-анджелесское выступление 24-ого в Forum длилось почти четыре часа, а шоу в Long Beach 27-ого – три. В Long Beach мы закончили пораньше, чтобы потом поразносить городские клубы. (смеется) Я, между прочим, не шучу, именно такая была причина!

Тогда Led Zeppelin были настоящими королями Лос-Анджелеса. А о ваших похождениях легенды складывались. Как далеко вы зашли?

Настолько далеко, насколько позволяла фантазия. То были деньки форменного гедонизма. Лос-Анджелес стал почти Содомом и Гоморрой, хотя там, признаться, всегда царила подобная атмосфера, даже в золотые двадцатые и тридцатые. Ешь и пей до дна, разве не так?

Хотя порой мне кажется, что еще хуже было наше поведение в Японии. Мы вытворяли такое, во что с трудом верится. Например, как-то ночью выбросили всю одежду одного из членов группы в окно, и ему представилась замечательная возможность побегать голышом по крышам японских домов. Потом, например, под дверью нашего номера обнаружился вырванный с корнями телефонный автомат, набитый деньгами различной ценности. Не говоря уж о том, как мы покромсали самурайским мечом расписанную вручную ширму. Я привел только три примера, но представьте себе, что все это происходило в течение сорока восьми часов.

Ночь за ночью мы устраивали подобные разгромы, и не обошлось без криминала. Сейчас я понимаю, в каком, наверно, ужасе пребывали наши японские друзья, которые были столь любезны, чтобы спустить нам это с рук.

Откуда столько энергии?

Тут все дело в огромном количестве адреналина, который переполнял нас как на сцене, так и за ее пределами – в мире mondo bizaro. Скажем, прокатиться на мотоцикле по коридору отеля – это круто, но только в первые пятнадцать минут, затем хочется чего-то новенького. И так далее, и так далее.

Какую роль играли для вас в это время наркотики?

Не могу говорить за других, но для меня наркотики были главной составляющей всего – от начала и до самого конца. А если ты принимаешь наркотики, то начинаешь чувствовать себя непобедимым. Я расскажу вам один сумасшедший случай. Как-то в Нью-Йорке я вылез из окна девятого этажа и уселся на кондиционер, чтобы понаблюдать за ночным городом. Я был не в себе и полагал, что это прикольно. Совершенно безрассудный поступок. Я хочу сказать, замечательно, что я еще жив и могу посмеяться над этим, но тогда это было ужасно безответственно. Я мог погибнуть и оставить любимых людей в горе. Немало несчастий выпало на мою долю.

Но когда ты находишься под влиянием такой непреодолимой силы, психика просто отказывается работать. Все меняется и преображается каждую ночь. Случались вещи, в которые просто нельзя поверить, невозможно! Поэтому мы начали все записывать, ибо становилось все интереснее. Может быть, это звучит наиграно, но мы были просто психами. (смеется)

Раз и навсегда развей сомнения насчет твоего увлечения оккультистом Алистером Кроули?

Очень грустно, что мое увлечение мистицизмом и восточной и западной традициями магии и тантризма рассматривается исключительно через призму Кроули. Да, конечно, я хорошо знал работы Кроули, и был захвачен его идеями. Но читал я все подряд.

Вспомните, ведь почти в каждой достойной британской группе из шестидесятых был хотя бы один музыкант, который посещал бы художественное училище с целью достижения полной гармонии. В то время увлечение сравнительным изучением религии и магии было весьма популярным. Вот и все. Это такое же составное звено в формировании моей личности, как и все остальное.

Да, но не секрет, что люди ассоциируют с тобой Кроули, потому что ты являешься обладателем немалой коллекции его артефактов.

Разумеется. Отсылки на него есть и в моей музыке. Источник прослеживается достаточно легко. Например, в моей фантазии The Song Remains the Same я дал ясно понять, что происходило в моей жизни искателя правды, ссылаясь на карты таро.

Рок-н-ролльный стиль жизни позволял тебе следовать принципу Кроули «делай, что хочешь» (Do what thou wilt) в той степени, в которой мало кто смог бы себе позволить.

Но то, что я делал, было пропагандой моего образа жизни. Я не являлся проповедником, так как это было бы излишним. Мой образ жизни – это мой образ жизни. Я не стремился никого обратить в свое лоно, я просто делал то, что диктовала жизнь в то время. В конце концов, сегодня это может восприниматься и как преимущество, и как недостаток.

Этот образ жизни когда-нибудь завладевал тобой?

Когда в 1973 году мы снимали в Нью-Йорке фильм The Song Remains the Same, я не спал пять дней! Все было так восхитительно, что я не видел причин для сна. Ведь я мог что-нибудь пропустить. К тому же турне завершалось, и после него мы планировали разъехаться по домам, вот и не хотелось останавливаться на полпути! (смеется)

Сейчас об этом страшно подумать, а тогда это была наша жизнь. Фактически, во время этого и последующих туров мы спали все меньше и меньше, а чтобы отрубиться, приходилось глотать спиртное или пилюли.

А после гастролей маятник перелетал на другую сторону. Я с тем же успехом наслаждался отдыхом. Но, казалось, я лишь перезаряжал батарейки для новых похождений! (смеется) Своего рода раздвоение личности. Я получал удовольствие и от обычной домашней жизни.

И что ты делал?

Я сосредотачивался на том, что начинал записывать идеи для новой пластинки. Например, все гитарные партии для Ten Years Gone были придуманы дома. Это помогало мне не сойти с ума. И хотя существовал своего рода баланс между гастрольной и семейной жизнью, все равно душой я был вместе с Led Zeppelin – будь то во время тура или у домашнего очага.

Начиная с гастрольного турне 1973 года ты стал путешествовать на личном самолете Starship. Был ли это шаг к вечеринкам без границ?

Нет, это просто удобно. Туда можно принести свою музыку и книги, создав тем самым некую видимость непрерывности во время перелета из одного города в другой. Однако Ричард Коул [тур-менеджер] как-то наткнулся на стюардессу со Starship, и она ему сказала: «Знаете, я на вас, парни, столько бабла наварила», – и Коул спросил ее как. «Ну, – отвечает он, – когда люди нюхают кокаин в самолете, трубочки они скручивают из стодолларовых купюр. А когда отрубаются, о деньгах, разумеется, забывают. Потом их, как грибы, можно собирать». Может быть, это и правда, но уж я-то им ни цента не оставил! (смеется)

Когда сейчас люди слушают Led Zeppelin, они, возможно, и не осознают, как много стереотипов разрушила ваша группа, причем не только музыкальных, но и социальных. Длинные волосы не были в фаворе, не говоря уж о сексе, наркотиках и громкой музыке. Вас с этим донимали когда-нибудь?

В первые дни было много проблем. Наш менеджер Питер Грант рассказал мне историю о том, как во время гастролей [британской группы] The Animals по США в 1965 году, после того как их чернокожий водитель искупался в бассейне отеля вместе с членами группы, руководство отеля спустило воду и вычистило бассейн. А ведь это было вовсе и не так давно. В шестидесятые подобное происходило сплошь и рядом.

Я мечтал выступить в Мемфисе. В молодости я был в восхищении от музыки, которая создавалась в там, а также в Нашивлле. Но обернулось все достаточно неприятно. По приезде в Мемфис нам вручили ключи от города. Самое забавное, что тогда символические ключи были не такие большие и пафосные, как сегодня, а просто маленькие кусочки пластмассы. Причина, по которой решили организовать эту церемонию, была в том, что мэр города, узнав, как быстро распродали все билеты «на этих Led Zeppelin», посчитал: кто бы ни были эти «ребята», просто необходимо вручить им ключи от города.

Днем мы получили ключи, но явно не приглянулись этим чиновникам. Через некоторое время нам пригрозили, чтобы мы убирались из города, как только закончится концерт. Я был в бешенстве, потому что собирался посетить разного рода памятные места, типа Sun Studios, где записывался Элвис, и тому подобное. Им не понравились длинные волосы. Это был, типа, признак неотесанности.

Когда во время шоу дети привставали, чтобы лучше видеть, их вколачивали обратно в сиденья. Мы представляли собой запретную для них субкультуру – длинноволосых хиппи.

На следующий вечер был концерт в Нашвилле. Мы были в гримерке и готовились выйти на бис, но тут подошел человек из полиции и заявил: «Если вы туда еще раз выйдете, я вам башки размозжу». И он не шутил. Нас там действительно никто не хотел. Что было делать, не попрешь же против вооруженного полицейского, который хочет тебе надрать задницу. Надо было валить оттуда, в результате после этого случая мы долго еще не выступали на юге.

Я, пожалуй, больше не буду рассказывать страшных историй, коих полно, но это просто ужасно. Я лучшие годы своей юности провел в изучении музыки, которая создавалась в этом регионе.

Когда слушаешь такие страшные рассказы, невольно задумываешься о том, каким смелым должен был быть Элвис Пресли, чтобы разрушить социальные и сексуальные барьеры в таком консервативном районе.

Вот-вот! Элвис начал работать в 1954 году – за 10 лет до нашего приезда. Удивительно, что ему удалось осуществить свои планы! Его, без сомнения, прикрывала десница Господа. И он справился, представив блюз и музыку черных белой культуре.

Ты встречался с Элвисом. Расскажи об этой встрече.

Нас пригласили на его концерт, а потом на застолье после шоу. Мы пришли туда в небольшой компании его знакомых, среди которых была и его девушка Джинджер. Должен признать, мы очень нервничали. Когда он появился в дверях, то начал выкручивать свои знаменитые круги. Знаете, он не претворялся, это шло от души! Может быть, вам покажется смешным, но это было реально круто. Сначала было как-то неловко, потому что Элвис был для нас великой фигурой. Но потом кто-то сказал: «А что это за форсированная тачка, на которой ты катался в фильме Loving You?» И обстановка разрядился, началась беседа, расслабленная и непринужденная. «Король» был великолепен, просто фантастический человек.

Судя по твоим затяжным композициям, которые длились порой более 20 минут, можно сказать, что подход к джему у вас был несколько иным по сравнению с группами вроде The Dead и Cream, существующим в это время. Как я понимаю, речь шла не просто о регулярных соло, но о полноценных импровизациях, состоящих из нескольких частей.

Да, был ряд этаких «неоформленных» песен. Самый хрестоматийный пример – Dazed and Confused. В ней есть ряд таких «крючков», которые служили сигналами для перехода к следующей секции. Услышал такой сигнал – значит пора перекручивать настройки. А между этими сигналами могло твориться все, что угодно.

Там есть ряд серых пятен, которые…

Ну, я бы не стал называть их «серыми». И конечно, они не черно-белые. Вообще, все, что мы делали, было разноцветным. (смеется) Нам необходимо было выразить свою музыкальную сущность, не дав слушателям уснуть. Мы постоянно держали их на взводе.

Запутывались когда-нибудь?

Само собой, когда работаешь почти без ориентиров, легко сбиться. Всегда могут случиться какие-нибудь накладки, но если их правильно преподнести, может получиться что-то новое и интересное. И тогда импровизация облачается в приемлемую форму. Мы великолепно чувствовали друг друга на экстрасенсорном уровне. Так что действовали не только сигналы, но и спонтанная реакция. Очень весело, кстати.

Когда ты пересматриваешь эти записи, вспоминаешь что-нибудь интересное?

Раньше я смотрел старые видео, не уделяя им особого внимания. Во время работы над DVD пришлось просмотреть много материала, что, разумеется, воскресило много приятных воспоминаний, тем самым обеспечив любовный подход к работе. Например, концерт в Эрлз-Корт непосредственно связан с семейной драмой. Я как раз развелся, а это было последнее выступление в 1975 году. И решил поехать путешествовать, потому что ничего уже не удерживало меня дома. Вскоре после этого Роберт попадет в аварию, и жизнь наша навсегда переменится.

Наверняка, между Альберт-Холлом и Эрлз-Кортом было столько материала, что можно было бы два отдельных DVD издать. Почему ты решил выпустить все сразу?

Сначала планировалось издать только концерты в Альберт-Холле. Но я не был в восторге от этого. У группы было еще много видеозаписей, вот я и решил собрать все сразу в большом бокс-сете. С точки зрения технологии, как раз пришло время, так как сегодня есть цифровая обработка и звук surround 5.1.

Наше руководство рассчитывало издать вообще все видеовыступления. Но в этом не было смысла, потому что, взять хотя бы Эрлз-Корт, так там сплошные наезды – очень скучная картинка.

А почему так?

Наш концерт в Эрлз-Корт был, если мне не изменяет память, первым, на котором использовался проекционный задник. Сейчас это очень модно, но тогда это была революционная технология. Мы проецировали на экран за сценой крупные планы, чтобы зрителям в задних рядах было нас видно. Но в результате на видеозаписи только эти крупные планы и видны.

Зная это, мы приняли решение поместить на DVD только удачные с точки зрения картинки видео. Там собран, своего рода, биографический материал. Начинается все ранним телеконцертом, а заканчивается последним выступлением на Небворте.

За что мне нравится запись с Небворта, так это за то, что она демонстрирует логическое завершение цикла. За что я люблю Zeppelin, так это за то, что группа всегда жила и эволюционировала. И даже самые старые наши песни менялись от выступления к выступлению. Вот вы упомянули использование Whole Lotta Love в качестве трамплина для перехода к новым вещам. И вот даже на Небворте я выдал совершенно новый кусок в середине, чтобы наши слушатели не сомневались – мы всегда задумывались над тем, что им преподносить.

Ходят слухи, что Led Zeppelin делали много профессиональных записей с пульта. Лос-анджелесские шоу 1972 года великолепны, но стоит ли ожидать релиза каких-нибудь других живых выступлений?

Вы правы, мы много записывали с пульта, но большинство этих пленок утеряно с течением времени. Их, так сказать, экспроприировали из моего дома в начале восьмидесятых, пока меня там не было. А теперь все эти записи концертов и репетиций – достояние бутлегеров. Это ужасно.

Я обнаружил пропажу в то время, когда работал над сольным альбомом Outrider [1988]. Помню, я хотел найти какие-то старые демки и не обнаружил ни единой пленки. Столько всяких передряг перетерпел мой дом в то время, что я был уверен – записи где-нибудь «всплывут». И они «всплыли» – в виде бутлегов! Те, кто притворялся моими друзьями, оказали грабителями. Они не только развлекали мою бывшую жену, но и искали себе награды...

Можем ли мы надеяться на новые приключения Led Zeppelin?

Давайте не будем гнать лошадей. Пройдет время, пыль уляжется, вот тогда и посмотрим, способны ли мы только на разговоры или мы в состоянии вновь взяться за инструменты?

Guitar World, июль 2003
Перевод - Юрий Кириллов

Условия размещения рекламы на сайте