Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 

Пол Гилберт отвечает на вопросы поклонников

Известно, что ты учился в музыкальном училище, по этому поводу есть несколько вопросов. Во-первых, насколько тебе это помогло, а во-вторых, тебе не кажется, что ты бы и без него справился?

Это зависит от того, что мы подразумеваем под словом «справиться». (смеется) Обучение мне очень помогло в том, что касается гитарной теории музыки, так как именно там я впервые сумел разложить все по полочкам. В школе у нас была музыкальная теория, но она преподавалась как своего рода математика, понятная только пианистам. В училище же нас учили тому, как теория работает применительно к гитаре. Тем более очень полезно было познакомиться с замечательными преподавателями и студентами, что мотивировало меня к занятиям.

Что касается второго вопроса, должен отметить, что я во многом самоучка. Обучение в музыкальном училище прошло не без пользы, но я все-таки имел за плечами немалый багаж опыта игры в рок-коллективах. Хотя, бывало, я нередко зацикливался на одних и тех же пассажах, пока не расширил свой кругозор в плане музыкальных возможностей после обучения в училище. Теперь я могу открывать для себя все новые и новые фишки, что действительно прикольно.

Кто, по твоему мнению, лучший шреддер на земле?

Я все никак не могу привыкнуть к словечку «шред». Когда я стремился научиться играть на гитаре быстро, такого слова и не было вовсе. Наверно, Ван Хален был первым быстроиграющим гитаристом, попавшим в мое поле зрения. С мелодической точки зрения, его игра завораживала, но именно силовой фактор, столь характерный для шреда, лежал в основе его стиля. То же касается Ингви: я просиживал часы, разбираясь в его композициях. Его медиаторная техника просто невероятна. Пусть у него можно услышать нотки Ули Джон Рота и Ричи Блэкмора, все-таки этот парень ушел далеко вперед.

Когда ты использовал свою знаменитую медиаторную дрель, как именно ты крепил медиаторы к сверлу? [Гилберт использовал беспроводную дрель с тремя медиаторами, закрепленными на сверле, для исполнения последних 16 тактов из соло к песне Mr. Big – Daddy, Brother, Lover, Little Boy (The Drill Song).]

Сначала я пытался закрепить медиаторы на суперклей, но он не выдерживал, и медиаторы разлетались по сторонам. Все, что вам нужно, – это деревянный стержень, длина которого выбирается по вкусу, тонкие гитарные медиаторы, поскольку толстые звучат не очень хорошо, и стопорные шайбы, предотвращающие прокручивание. Сперва просверлите по маленькому отверстию в каждом медиаторе. Затем разместите шайбы между медиаторами, пропустите через всю конструкцию шуруп и вкрутите его в деревянный стержень. Залейте все это дело каким-нибудь надежным клеем или эпоксидной смолой, дайте высохнуть – и игрушка готова.

Твоя техника переменного штриха не перестает изумлять. На больших скоростях у меня очень напрягаются руки, поэтому хотелось бы спросить, какие упражнения стоит делать для разработки скоростной игры медиатором.

Судя по тем проблемам, которые я вижу у большинства своих учеников, вам, видимо, надо больше работать именно над левой рукой. Как правило, сложности возникают при координации обеих рук. Очень часто, когда у гитариста не получается скоростная игра, причиной этому служит недостаток скорости не правой, а левой руки, но это не легко осознать сразу. Я раньше сомневался, что научусь играть быстро, поэтому настойчиво упражнял левую руку. А к скоростной игре перешел только лет через восемь после этого. В результате я научился исполнять бешеные восходящие сексты в духе Ван Халена, которые вы можете слышать, например, на Spanish Fly. Подобного рода вещи вытворял Джордж Линч в период Dokken.

Также на меня оказал огромное влияние альбом Universal Juveniles группы Max Webster, где гитаристом был Ким Митчелл. Первый трек In the World of Giants открывался нисходящими секстами, сыгранными на двух верхних струнах. По современным меркам, темп был не самым быстрым, но тогда, в восьмидесятые, это казалось оглушительной скоростью. Ну и к тому же ребята играли очень неплохо. Каждая нота звучала ясно и отчетливо, а это, мне кажется, намного ценнее, чем просто скоростной запил. Прежде чем начинать играть быстро, надо научиться играть качественно, только тогда вас будут слушать. При скоростной игре необходимо пользоваться той же техникой, что и при хорошо звучащих медленных проходах. Поэтому сначала работайте над качеством, а уже потом – над скоростью.

Во время работы с таким монстром, как Билли Шиэн, тебе сложно было удержаться от бесконечных гитарно-басовых дуэлей?

Тут палка о двух концах. С одной стороны, сложно заставить себя играть медленно, если ты большую часть времени играешь быстро. На это обратил внимание Кевин Элсон, продюсер Mr. Big, который знает толк в своем ремесле. Нередко он спрашивал: «А ты умеешь играть что-нибудь кроме шестнадцатых нот?» (смеется) Он все время добивался от меня каких-нибудь интересных и разнообразных пассажей, которые в результате звучали намного выигрышнее.

Наш дуэт с Билли в Mr. Big был потенциально шредовым, но мы предпочитали сначала сочинять песни, а затем уже впрыскивать нужные дозы шреда там, где это было необходимо. Так что постоянно сдерживать себя не было нужды. Самое интересное в работе с Билли заключалось в том, что я был большим фанатом его творчества еще задолго до того, как впервые встал с ним на одну сцену. Частенько я наблюдал за выступлениями его группы Talas в клубах, пытаясь «украсть» какие-нибудь фишки. Очень многие мои приемчики основываются на его игре, однако должен признать, что я не копировал один в один, а создавал свои собственные фишки на основе шиэновских. Потом в группе я, бывало, демонстрировал некоторые из этих пассажей и предлагал сыграть их в унисон или в октаву. И приговаривал: «Знакомо звучит? Это я у тебя украл!» А он смотрел непонимающим взглядом и отвечал: «Я никогда в жизни не играл ничего подобного!» (смеется)

Ты планируешь выпускать новые учебные фильмы в ближайшем будущем?

Да, как раз сейчас заканчивается работа над видеоуроком Get Out of My Yard.

Твое живое чувство юмора отличает тебя от многих гитаристов. Расскажи самый забавный случай из гастрольной жизни.

Самое забавное, что я могу припомнить, было, когда дрелью закрутило мои волосы после того, как соло на ней уже было сыграно. Я стоял на сцене и выделывал всякие зажигательные металлистические штучки, чтобы по максимуму расколбасить зрителей. А в этот момент дрель продолжала работать у меня в руке и быстренько закрутила часть моих роскошных кудрей. Слава Богу, Билли Шиэн подоспел вовремя и спас ситуацию с помощью басового соло. Это, кстати, один из мало распространенных способов применения бас-гитаристов: спасать ситуацию, если у гитариста зажевало волосы дрелью.

Какую одну твою песню можно посоветовать послушать человеку, не знакомому с твоим творчеством?

Scarified [Second Heat, 1987, Racer X] очень хороша, хотя я не вполне доволен студийной версией. К сожалению, у меня не получилось ее сыграть так безупречно чисто, как первоначально планировалось. Еще неплохая песенка Superheroes [Superheroes, 2001, Racer X] – хорошо сведена, сыграна аккуратнее и не тонет в ревере в отличие от старых записей. А вот Green-Tinted Sixties Mind [Lean Into It, 1991] – наверно, мой любимый трек Mr. Big, потому что в нем мелодичность сочетается с изобретательной техникой. Что же касается сольников, тут могу посоветовать весь инструментальный диск Get Out of My yard [2006], который является венцом моих гитарных изысканий. Возможно, это лучшее мое творение, ведь там нет ничего, кроме гитары.

Я был на твоем сайте paulgilbert.com, и он меня весьма порадовал. Может быть, не будь гитары, ты мог стать профессиональным веб-дизайнером?

Не профессиональным – это точно, потому что с технической точки зрения мой сайт достаточно примитивный. Я просто получаю от этого удовольствие. Еще до эры фотошопа я любил вырезать со своих фотографий головы и приделывать их к телам других людей. Когда Mr. Big играли на разогреве у Rush, происходили настоящие «битвы искусства»: мы и ребята из Rush рисовали карикатуры друг на друга и развешивали их по всему залу. Так что с появлением фотошапа я просто не могу остановиться и продолжаю приклеивать свои головы другим людям!

Гитары, на которых ты играешь, просто сногсшибательны. Как родилась идея твоей Ibanez с бахромой, и насколько сложно играть на подобном инструменте?

Гитара с бахромой – это очень удобно, потому что у тебя все время сухие руки. Когда стоишь на сцене в свете множества жарких прожекторов, бахрома замечательно стирает пот с ладоней. А идея такая возникла от отчаяния. В ранние дни Racer X мы играли большей частью в Лос-Анджелесе, поэтому и публика была все время одна и та же. Нельзя было раз за разом показывать наскучившую программу, в связи с этим мы старались преподносить поклонникам регулярные сюрпризы.

Глядя на свой прикид из прошлых лет, не хочется ли закричать: «О чем я, черт подери, только думал!»

По мне, так самым большим рок-модником был Оверенд Уоттс, басист Mott the Hoople, который носил ярко-красные виниловые сапоги выше колен, жилетку боевого гнома, красил волосы в серебряный цвет и играл на Thunderbird. Вот это уже «край». А я, по сравнению с ним, был весьма скромен.

Я коллекционирую гитарные медиаторы, а особое внимание уделяю именно твоим. Почему ты решил печатать на медиаторах цены?

Я обнаружил, что многие коллекционеры медиаторов приходили на концерты только за медиаторами; они даже не оставались на шоу, взяв у нас медиаторы еще перед входом на площадку. Поэтому я стал печатать на медиаторах цены, когда узнал, что их продают на eBay. В обращение была пущена серия из четырех вариантов: $10, $25, $75 и $1000. Просто мне было интересно, неужели кто-то заплатит $1000 за медиатор с такой нарисованной на нем ценой. И хотя я понятие не имею, как сейчас развиваются события, какое-то чувство удовлетворения согревает меня. (смеется)

Твой последний альбом – Get Out of My Yard [досл. «вон с моего двора!»] – прекрасен. Но зачем гнать всех со двора?

Музой для этого названия послужила неотъемлемая часть имиджа любого металлиста – сморщенное, перекрученное судорогой лицо. Во время игры я стараюсь управлять своей мимикой в пределах разумного, как и любой другой музыкант. Но когда потом смотришь фотографии, то видишь настоящий кошмар. Однажды мне попалась в руки моя фотография, о которой я мог бы сказать, что там изображен старик, орущий на детей, забравшихся в его двор.

Ходят слухи, что ты учил Buckethead, но гложут меня сомнения, поэтому спрашиваю: это твоих рук дело? Ты, случайно, не Buckethead?

Я не Buckethead, но я давал ему уроки до того, как он стал Buckethead. Давненько – мне было около 17 или 18. Он тогда еще не имел права водить, потому что на урок его привозила мама. Зато играл очень быстро и клево. Пару лет назад я столкнулся с ним в аэропорту, хотя узнал не сразу, потому что шевелюру он отрастил действительно длинную. Приятно было встретить Buckethead. Я горжусь им.

Guitar World, 2007 или 2006
Перевод - Юрий Кириллов