Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 

Kirk Hammett

Один из самых популярных "металлических" гитаристов честно попытался отвечать на вопросы как простых поклонников, так и своих знаменитых коллег по тяжелой музыке.

Правда, что ты порвал верхнюю Ми при записи соло для "Master of Puppets", потому что взял слишком высокую ноту в конце?

John Mulder

Я не рвал струну; просто случайно затянул ее за порожек. И получилось, что он зажалась на бриджевом звучке, дав 27-ой или 32-ой, или какой там лад. Это один из таких счастливых моментов, когда получается очень круто и жалко перезаписывать. У меня просто рука тогда не поднялась.

Много ли времени ушло на настройку звука для Master of Puppets?

Marcus Slepen (Blind Guardian)

Три адских дня. (смеется) Три дня поворачивания ручек, расстановки микрофонов и подключения всевозможных усилителей. В первый день я был очень расстроен, потому что ничего не получалось. На второй день техник Flemming Larsen и James [Hetfield] уже помогали мне. А на третий день я получил такой звук, который меня вполне устроил. После этого все пошло, как по маслу.

Когда вы выпустили Master of Puppets, осознавали ли вы, что создали нечто эпохальное для тяжелого металла?

Mark Morton (Lamb of God)

При записи мы не планировали ничего сверхъестественного, нам просто хотелось сделать лучший альбом, который мы могли. Для нас это была просто очередная пластинка Metallica. Сначала был Kill ’Em All, и мы были им довольны. Потом вышел Ride the Lightning, в котором, казалось, было что-то от Kill ’Em All плюс что-то новое. Потом мы выпустили Master of Puppets и очень гордились им. Это, как еще одно перо на голове индейца.

Мы работали на полных парах, и песни писались одна за одной. Мы действительно поймали раж. После выхода альбома отправились в турне. Мы стремились донести нашу музыку до максимально возможного количества людей. Но смерть Cliff все изменила.

Никто и предположить не мог, что Master of Puppets и через 20 лет будет звучать, как новый. Мне кажется, что во все времена этот альбом был и будет актуален.

Можно ли определить какой-то период, когда Metallica достигала своего творческого предела, или это время еще не пришло?

Dog Coyle (God Forbid)

Трудно ответить. Может быть, если вы меня об этом спросите лет через 20, я отвечу более определенно. В настоящее время я могу назвать несколько подобных вершинных моментов. Master of Puppets или Черный альбом точно были вершинами творчества. Симфонический альбом [S&M] был тоже своего рода вершиной, да и St. Anger по-своему был прорывом. Такие скачки были разного характера. А некоторые скажут, что у нас было и много провалов… с чем тоже нельзя не согласиться. (смеется)

Думаю, Metallica еще найдется, что сказать. Мы всегда любили экспериментировать. Мы никогда не стояли на месте подолгу; все альбомы, начиная с Черного, - тому подтверждение. Мы не боимся творческого риска, даже ценой провала.

Как ты относишься к тому, что в Some Kind of Monster была показана вся подноготная жизни группы с ее конфликтами и передрягами?

Julio Navarre

Я очень закрытый человек и люблю уединение. Поэтому к этому фильма у меня свои претензии. С другой стороны, в нем показаны те трудности, через которые мы прошли. Кроме того, фильм полезен с психологической точки зрения. Если он поможет кому-то увидеть долгожданный свет, значит, он удался. Поэтому я согласен пожертвовать своей личной жизнью ради помощи другим.

Я заметил, что многие воспринимают нас такими, какие мы в фильме. Но время идет, и мы меняемся. Мы выросли как люди и пошли дальше.

В Some Kind of Monster Metallica представляется с совершенно другого угла зрения. Как ты думаешь, не отразился ли такой подход к написанию St. Anger на его качестве?

Andy Williams (Every Time I Die)

Мне нравится Every Time I Die. Знаешь, Andy, я на самом деле забывал о камерах. Через некоторое время они превратились в ничто, поэтому мы и представить себе не могли, что из этого получится фильм, который увидят фэны по всему миру.

Предполагалось, что это будет такой средненький документальный фильм.

Единственное, что могло мешать процессу работы, - это большее количество людей в студии. Например, оператор мог стоять над моими педалями, когда я хотел к ним подойти, или не было свободного стула, потому что на нем сидел оператор.

Из своего опыта я знаю, что во время процесса записи происходят разные чудеса. Очень часто те вещи, которые доставляли мне удовольствие при записи, становятся самыми посредственными, а в те, на которые я почти не обращал внимания, я впоследствии влюбляюсь. Что тебя больше всего поразило после выхода Master of Puppets?

Mark Morton (Lamb of God)

Обожаю Lamb of God. Что касается сюрпризов, то самым большим шоком стала „The Thing That Should Not Be“. Мы сочинили ее ближе к концу довольно быстро и записали через недельку. Это, как если бы тебе сказали залезть в сияющую спортивную машину, которую ты видишь впервые, и проехать на ней; ты просто гонишь по-максимуму.

Именно так и получилось с „The Thing That Should Not Be“. Гитарное соло было записано за полчаса, потому что мы опаздывали на самолет в Нью-Йорк. И даже после этого песня не была закончена; надо было добавить еще пару гитарных дорожек. И когда я наконец-то добрался до нее, то, услышав предварительное сведение, обалдел: «Ой, да это же гораздо круче, чем я ожидал!»

С каким чувством ты слушаешь старые соло? Если бы ты мог изменить какое-нибудь из них, то какое?

John Kempainen (The Black Dahlia Murder)

Да, есть пара таких соло, слушая которые я думаю: «Черт, и чего я тут, блин, хотел добиться?» (смеется) Был ряд моментов в студии, когда надо было что-то доделывать, но не оставалось ни сил, ни времени. Иногда искусство страдает из-за сроков, что всегда хреново.

Есть пара соляков на Kill ’Em All, которые мы писали в спешке, я бы переиграл соло из „Frayed Ends of Sanity“ c …And Justice for All. Оно было записано в четыре утра. Я был просто истощен, но надо было заканчивать, так как на следующий день мы отправлялись в турне Masters of Rock с Van Halen. Будь у меня возможность, я бы перезаписал эти соляки. Но что самое смешное, мне попадались такие люди, которые утверждали, что это их любимые пассажи.

Какое из твоих соло больше других достойно того, чтобы его помнили?

Gerry Lopate

Я не знаю, может быть, это мой момент истины, но одно из моих самых любимых соло – в „Hero of the Day“. Оно очень мелодично, и мне кажется, я поймал именно те эмоции, которые заложены в самой песне. Не то чтобы оно какое-то сверхкрутое, но оно на сто процентов подходит к песне.

Если говорить о забойных соляках, то мой любимый - из „Wherever I May Roam“. Надо сказать, что у меня, на самом деле, много любимых соляков. (смеется) Очень удались соло в „Master of Puppets“ и „The Thing That Should Not Be“, хотя на последнее я потратил что-то около получаса. Еще неплохой соляк в „Devil’s Dance“ с Reload, где я переусердствовал с педалью Whammy, но результат получился неплохим.

Кажется, что на альбомах Load и Reload ты зазвучал более по-блюзовому. Это было влияние чего-то конкретного?

Alejandro Bolanos

Да: Steve Ray Vaughan. В 92-93 я очень проникся его творчеством и даже выучил пару его соляков. После этого я просто погрузился в блюз и начал тоннами слушать Buddy Guy, Robert Johnson, T-Bone Walker, B.B. King, Freddie King, Albert King, Hendrix, Clapton, Paul Butterfield и Roy Buchanan. Это очень повлияло на мою игру.

В Some Kind of Monster ты говорил, что больше не намерен играть «традиционные» гитарные соло. Чего нам ждать теперь?

Jake

Я в последнее время играю в более модальном и блюзовом стиле. Многие джазмены, особенно в 50-е, включали некоторые блюзовые элементы в свои соло.

И я сегодня также пытаюсь трансформировать свои сольные партии, вставляя в них, по настроению, и какие-нибудь жирные блюзовые приемчики.

Кроме того, я в последнее время глубоко проникнут классикой и гавайской slack key гитарой. Слушаю музыку Andres Segovia и гавайского гитариста Makana.

Kirk, имея небольшой опыт игры с тобой на одной сцене, я убежден, что ты ритм-гитарист мирового класса и прекрасный соло-гитарист. Но, играя вместе с величайшим ритм-гитаристом всех времен James Hetfield, не чувствуешь ли ты себя недооцененным?

Gary Holt (Exodus)

О да! Эй, Gary, как жизнь? (смеется) А ведь мы с тобой действительно играли вместе, и, я помню, ты рубишь просто охренительно.

Отвечая на твой вопрос: James самый лучший ритм-гитарист, с которым я когда-либо играл. Он положительно влияет на мою игру, и надеюсь, что я на его – тоже.

Но надо сказать, я бы хотел быть известен в первую очередь как разносторонний музыкант: солист, ритм-гитарист, композитор и исполнитель. Мне не важно, что кто-то восхищается только одним аспектом моего творчества. Я просто хочу хорошо делать то, что я умею.

Master of Puppets считается одним из самых великих металлических альбомов: классический альбом в классическом стиле, который воспитал многие поколения музыкантов. Как ты думаешь, будет ли подобного рода эпический, горячий, наполненный соляками металл вновь так популярен?

Matt Heafy (Trivium)

Если оглянуться назад, то Master of Puppets – мой любимый металлический альбом, и я бы желал, чтобы и другие создавали подобного рода альбомы. И хотя многие группы взяли на вооружение какие-то находки из Master of Puppets, никто еще не сделал ничего похожего. Я, по крайне мере, не слышал. Но повторяю, я говорю субъективно. (смеется)

Я не утверждаю, что Master of Puppets стал вершиной металла и т.п.; очень много прекрасных альбомов было записано после его выхода. Я просто хочу сказать, что все песни на альбоме гармоничны. И он занял достойную нишу, которая либо слишком велика, так что в нее проходит очень многое, либо очень узка, потому что я никогда не слышал ни одного альбома, подобного этому.

Как тебе работалось с Carlos Santana? Приходился ли как-то коренным образом изменять свой стиль игры?

Tim Moore

Я играю с Carlos и на сцене, и за ней уже лет 10-12. Я его очень хорошо знаю. Играть с ним – это каждый раз новое вдохновение. Его звук, отношение и философия музыки очень сильно на мне отразилась.

Я выучил много его соло и приемов, так что иногда, играя с ним, я ловлю себя на мысли, что вот-вот вставлю какой-нибудь его приемчик. (смеется) Было бы, наверно, прикольно, но я не знаю, как он отреагирует. Так что, когда мы джемуем, я стараюсь не менять особо своего стиля, чтобы не начать играть, как он.

Что стало с черным Gibson Flying V и Fernandes Strat-style, на которых ты рубил в начале карьеры? Если они проданы, хотелось бы узнать об этом поподробнее!

Phil Fasciana (Malevolent Creation)

Они еще у меня, Phil. Я иногда подключаю Flying V и удивляюсь, насколько поменялся звук. У нее теперь намного больше хай-энда, чем раньше. Что касается Fernandes Strat, то ее зовут Edna. (смеется) Как-то я хотел наклеить на гитару стикер Fernandes, но потом подумал, а почему бы не назвать ее Edna; так мы называли в свое время поклонниц. Ну и я вырезал из стикера буквы, чтобы получилось это имя. Edna все еще у меня, и я иногда поигрываю на ней. Это был, как-никак, мой первый нормальный страт. Извини, приятель, ты всегда можешь пойти в магазин, купить страт и написать на нем „Edna“. (смеется)

Сумасшедшее соло на „The Thing That Should Not Be“, звучащее, как живой голос, просто невероятно! Какие эффекты ты использовал?

Sam Thiebaud

В основном, то, что вы слышите там, это обычная педаль wah, но после главного гитарного соляка появляются супервысокие ноты. В этом месте мне захотелось чего-то новенького. Я поосмотрелся по комнате и увидел стеклянный подсвечник, и, зажав его между струнами Си и Соль над средним звучком, я начал работать педалью whammy. Так и получились эти балдежные звуки.

Когда-то ты говорил, что твое секретное оружие – Ibanez Tube Screamer. Это все еще так?

Louie C.

Да, это все еще мое секретное оружие. Хоть сейчас дайте мне Fender Twin и Tube Screamer, и я буду на седьмом небе. Переиздания Tube Screamer – неплохи, но я предпочитаю старые модели. Однако так как оригинальные модели дороги и их сложно достать, я понял, что проще модифицировать новую версию.

Ты еще брал у кого-нибудь уроки после Joe Satriani? Ты учился еще чему-нибудь у более молодых музыкантов уже после того, как Metallica стала великой?

Benjamin Weinman (Dillinger Escape Plan)

О, обожаю Dillinger! Когда я вас слушаю, то понимаю, как плохо у меня было с алгеброй. (смеется) Несколько лет назад я начал брать уроки джаза у одного своего друга, гитариста Scott Foster. Он джазмен, но и рубильщик тоже – я видел, как он играл на своей гитаре соло из John Coltrane. Scott учил меня около года и очень помог мне. Я из тех, кто считает, что от каждого гитариста можно чему-то научиться, ведь у каждого свой подход к инструменту. Чувак из Muse [Matthew Bellamy] – очень неплохой гитарист, но Omar Rodriguez из Mars Volta, по-моему, самый продвинутый из гитаристов нового поколения. То, что он делает с инструментом, просто невообразимо. Он не перестает рисковать и удивлять публику, и это прикольно. Он не боится взять и сыграть тупую коротенькую песенку прямо посреди пассажа. Мне также очень нравятся красочные картины, которые он создает, используя эффекты. Должен сказать, Omar – мой хороший друг, и играть с ним – всегда огромное удовольствие. Мне просто крышу сносит от его уникального подхода. Удивительное видение музыки!

Каким оборудованием ты пользуешься на сцене?

Nick C.

Я использую усилки Mesa/Boogie; по некоторым причинам предпочитаю Double Rectifiers, а не Triple Rectifiers. Кроме того, у меня есть Marshall для придания хрипоты, а также преамп Boogie. Со мной всегда Tube Screamer, добавляющий рельефности и теплых тонов к звуку любой моей гитары.

При настройке крепления Floyd Rose ты даешь ему плавать или прижимаешь к корпусу? Я как раз себе приобрел недавно и теперь учусь с ним работать.

David Nixon

Я даю ему плавать. У меня также установлен Trem-Setter, поэтому флойд всегда возвращается на свое место. Если у тебя установлен Trem-Setter, и ты подтягиваешь струну Соль тона на полтора, строй особо не изменится. Я так настраиваю флойд, потому что люблю подтягивать им ноты. Последнее время я гораздо чаще подтягиваю на Whammy, нежели спускаю.

Что за жизнь была бы у тебя, если бы не Metallica?

David Henry

Я бы, наверно, работал в магазине шуток, где продают монстров и всякие страшные штучки. Так я думал, пока не стал музыкантом. Я был просто помешан на веселых ужастиках. (смеется) В этом направлении бежала моя жизнь, пока я не купил гитару.

Ты все еще собираешь сувенирных монстров? У тебя уже большая коллекция?

Brent Hinds (Mastodon)

Очень люблю Mastodon! Вы очень прикольные, ребята. Да ладно тебе, приятель: собираю ли я еще? Разве может быть конец? (смеется) Моя коллекция – это часть меня. Это очень важно, ведь это за пределами музыки и Metallica. А «большая ли она»? Ну, скажем, за многие годы моя коллекция стала просто огромной. Почему? У тебя есть что-нибудь подходящее, Brent? (смеется)

Ты когда-нибудь думал о сольном альбоме?

Harry Meyers

Да. Когда-нибудь я запишу один, но пока я предан Metallica. Я пишу для Metallica уже больше 20 лет, но, понятное дело, есть вещи, которые просто не укладываются в формат группы. Так что у меня кое-что поднакопилось.

Но только если я и выпущу сольник, не думайте, что это будет супер-пупер хэви-металлический рубильный альбом; это будет что-то, чего вы никогда не слышали раньше, или что-то, чего я сам от себя не ожидаю. Я недавно играл с одним современным классическим струнным квартетом Flux из Сан-Франциско.

Ансамбль состоял из двух скрипок, альта, виолончели, классической гитары и меня с электрогитарой. Надо признать, я никогда не слышал ничего подобного тому, что мы делали. И я подумал, что если когда-нибудь и выпущу сольный альбом, то почему бы ни сделать его вместе с классическими музыкантами. Но это только пример того, что может получиться. В любом случае, это будет нечто эклектическое. Очень хотелось бы продемонстрировать и это мое музыкальное увлечение, но пока не пришло время. Пока я верен Metallica.

Мне чертовски нравился St. Anger. Ощущение такое, что ты возвращаешься к своим корням, говоришь «Идите на хуй!» и делаешь что-то совершенно новое. И соляки оттуда были выражением такого отношения, теперь я по ним скучаю. На новом альбоме у тебя будут такие же забойные соляки?

Zacky Vengeance (Avenged Sevenfold)

На следующем альбоме Lars будет сидеть в обнимку со своим малым барабаном, я сыграю 78-минутное гитарное соло. Потом James будет орать на фоне лоу-эновых партий Rob. (смеется) Шучу, чувак.

Откровенно говоря, мы также скучаем по солякам, как и фэны. Я, конечно, играю гитарные соло каждый день! И мы все понимаем, что гитарные соляки – это круто. Они динамичны, экспрессивны, и это - одна из типичных черт Metallica. Нам этого не хватает.

Было очень много разговоров в интернете о том, зачем ты обматываешь руки. Скажи раз и навсегда, зачем ты это делаешь?

Jerry Glass

Если ты посмотришь на свою руку, чуть ниже мизинца у тебя там есть такие маленькие морщинки. По крайней мере, у меня есть… (смеется) Когда я играю, то я часто глушу струны, ударяя по ним ладонью. И когда постоянно играешь в турне, эти морщинки лопаются и начинают кровоточить. Поэтому я их заматываю пластырем, чтобы не залить кровью гитару, ведь если в рану попадет струна – ух! – вот это струна! Плюс, это прибавляет мне скорости, так как увеличивается вес руки.

Однажды в турне я увидел в толпе мальчика, чьи руки были обмотаны так же, как и мои. Меня это настолько поразило, что я выдал ему пропуск за сцену.

Я читал, что вы были друзьями с Les Claypool еще до того, как он пришел на прослушивание в Metallica после смерти Cliff. Как вы с ним познакомились, и почему он не влился в коллектив?

Scott Cordingley

Я встретил Les в средней школе. Он был в девятом классе, а я в десятом, но мы были в одной группе по алгебре. Я как раз купил гитару и нашел себе басиста и ударника. Нам не хватало вокалиста, поэтому я сказал ему: «Les, почему бы тебе ни попеть в моей группе?» Он сказал: «Окей». Это было в пятницу. А в понедельник он заявил: «Я тут себе бас прикупил и присоединился к другой группе». Я был в шоке. (смеется)

Les был всегда моим хорошим другом. Поэтому, когда настало время для прослушивания, я предложил ему попробоваться. Но в тот период стиль его игры был несколько более богемным, чем нам требовалось. Мы искали того, кто бы жил металлом, дышал им и говорил на его языке. Позже я часто играл с Les и думаю, он замечательный басист с уникальной индивидуальностью.

После успеха Черного альбома не было ли желания создать подпольную команду с прочной хард-корной фанатской базой, или пожизненное финансовое обеспечение компенсирует ностальгию?

Zack Larson

И то, и то, друг мой. Сегодня все знают Metallica и ее легендарное прошлое. Но в тоже время, с выходом последнего альбома нас также сильно стали ненавидеть, так что временами снова чувствуешь себя подпольщиком. Кое-как мы стараемся поставить себя в такое положение, при котором нам наиболее комфортно: когда тебя все ненавидят!

Что делать, если попал в творческий кризис?

Rusty Nobles

Покататься на серфе. Посмотреть кино. Делать что-нибудь, что вытащит тебя из повседневной жизни в новую. Это очень важно, потому что, если сидеть, сложа руки, ты зароешься еще глубже. Сходи, прокопай траншею… что угодно.

Guitar World 2006
перевод - Юрий Кириллов