Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus   Форум
 
Stevie Ray Vaughan

Stevie Ray Vaughan входит в конференц-зал Columbia Records походкой льва в клетке. Он только что прослушал итоговый микс своей записи для саундтрека к «Рокки-4» и крайне неудовлетворен. Этот уроженец Далласа, Техас, не просто еще один клевый парень с юга.

Он относится к гитаре очень серьезно, и когда кто-то химичит с его записями, он приходит в ярость. Он был так разгневан по поводу своей записи на песне “Living in America” (с участием James Brown), что спросил одного из представителей лейбла, не поздно ли еще убрать его имя из выходных данных.

Через несколько минут, Stevie успокоился достаточно, чтобы сесть. Он прикурил, попытался успокоить дыхание, и мы начали наш разговор.

Это интервью состоялось 29 октября 1985 чуть меньше пяти лет до его гибели 27 августа 1990 года.

Трудно поверить, что вся дискография Vaughan (с момента получения контракта на мажорном лейбле) уложилась всего в четыре студийных альбома: «Texas Flood» (1983); «Couldn’t Stand the Weather» (1984); «Soul To Soul» (1985); и «In Step» (1989).

«Soul To Soul» как раз только что вышел, но хотя разговор в итоге перешел на эту тему, началась беседа с работы великого блюзмена с Albert King.

Весь мир знает, что Albert King оказал основное влияние на то, как Вы играете. Он даже назвал себя Вашим «крестным отцом» в отношении стиля. Что значило для вас играть с Albert на альбоме 'In Session' два года назад? (Запись была издана посмертно в 1999 году)

Это значило быть способным дать ему наконец возможность сделать запись, которая будет звучать так как ему хочется, а не как хочется продюсеру процесса записи. Он хочет чтобы было так, как именно он хочет. Это требует от музыкантов большой покладистости, потому что, если Albert что-то хочет, он этого добивается или бесится. И я могу его понять.

Вы такой же? Вы требовательны к людям, с которыми играете?

О, только в определенной степени. Если я знаю, что человек способен сделать нужное, но просто ленится, я могу начать напрягаться.

Вы напрягались насчет своей записи к саундтреку «Рокки-4»?

Я этого вообще не понимаю. Я не хотел бы воспринимать это так, но это просто оскорбительно. Там меня ровно столько, сколько допускает официальное упоминание моего имени. Там и не поймешь, что именно я играл.

Если кто-то не будет знать, что Вы записывались на песне, ему будет трудно опознать в гитаристе Вас?

Я могу показать, что я там играл и где. Я играл всю вещь целиком, они попросили меня сыграть всю вещь целиком несколько раз, чтобы у них было несколько партий в одном стиле на выбор. И это первый микс, из тех, что я слышал, в котором мои партии не используются от начала и до конца. А я использовал партии из песни, которую писал и от которой отказался. Отказался, чтобы эта сессия была отдельной работой. И теперь они не используют те партии, которые я записал. Не знаю, я просто шокирован.

Какого вы мнения о своем новом альбоме «Soul To Soul»? Музыкально это выход за рамки «Couldn’t Stand the Weather».

Мне нравится альбом, но звук на ней мог бы быть лучше. Изначально он была сведена намного сильнее. Насколько нам известно, после того, как мы завершили работу над ним, его по-новой эквализировали и отмастерили в Калифронии. Кто-то взял его туда и попытался превратить в свою запись. И в результате звук стал тонким с большим провалом. Мы взяли альбом назад в Нью-Йорк и за два часа вернули назад часть мяса.

А если говорить о материале, то мне очень нравится альбом. Он многое для нас значит, потому что мы через многое прошли, чтобы его сделать. Было много неурядиц, но мы оставались сильными. Мы углубили взаимоотношения внутри группы и с окружающими нас друзьями, мы многому научились и стали намного ближе. Это очень повлияло на название альбома.

Вы довольно критично относитесь к звучанию своей гитары на записи?

Это действительно важно, особенно в студии, где у тебя больше контроля на над саундом, потому что я знаю, как она звучит, когда я играю. И хочу, чтобы гитарный звук был как можно больше, и есть несколько путей добиться этого. Вот на этой записи у нас много сигнала, я играл на всех усилителях, что попадались под руку. На всех, я играл сразу на всех. У меня было все, было много из чего выбрать.

В последнее время Вы работаете с усилителями Dumble?

Да, я играю, на одном два года. Два года, господи, наверное, уже два года, хотя может быть это будет в середине следующего месяца. Я не до конца уверен. У меня заказан еще один. Это отличные усилители. Когда они в правильном режиме, они звучат как подросшие Fender. Но я продолжаю использовать вместе с ними и Fender. У меня есть два Vibroverb, номер 5 и 6, и один из них, номер 5, звучит не так, как другой. Забавно, что когда он звучит изношенно, единственный способ заставить его звучать плотно и чисто, это выкрутить до упора, и заставить работать активнее. И это срабатывает. В студии мы все время спрашивали: «Откуда берется этот плотняк?». Мы вычислили откуда, и это были они, два 40Вт усилителя, стоящие в окружении 650Вт. И они были плотнее их.

А звук Marshall Вам как-то интересен?

Да, у меня был один, который я продал, и за это себя кляну. Это был SuperBass первой серии, и я нашел еще один, который я намереваюсь попробовать и оценить, потому что я думаю, что он, наверно впишется, хотя бы в часть звука.

Ваша основная гитара это Fender Stratocaster, тем не менее, на обложке «Soul To Soul» Вы изображены с Gibson. По какой причине?

Ммм, я играл на Gibson на… одной или двух песнях. И в тот день он был со мной тоже (смеется). Gibson звучит а «Empty Arms», и, пожалуй что, это единственная вещь, на которой он остался. Я использовал его на одном из дублей «Say What!», но в итоге играл там на Stratocaster. Так что, он, по-моему, только на «Empty Arms», но там это ритм-гитара, соло-гитара, и то, что звучит как орган. Хотя это гитара. Я там еще играю на барабанах. Я играю на всем кроме баса и пианино.

Вы настоящий барабанщик?

Да, но у меня мало возможностей достаточно играть. Если я позанимаюсь пару недель подряд, я смогу молотить на них только в путь. Мне по приколу на них играть.

А как вы оцените ваш прогресс как певца?

Я только начинаю учиться петь. Наконец. Петь, а не голосить. Хотя голосить прикольно. (Stevie берет электроакустику Chet Atkins, которую он принес с собой на интервью, и выдает сногсшибательный блюзовый запил)

Вы настраиваетесь ниже, чтобы было удобнее петь?

По большому счету, дело больше в звуке.

Hendrix поступал так же, потому что он не был уверен в своем пении – вы переняли это от него?

Он настраивался ниже, не всегда, но в определенные этапы. Я начал это делать, потому что так было легче петь, а у меня были проблемы с горлом (Vaughan был заядлым курильщиком). Я привык к этому, и на мой вкус так лучше звучало, было легче играть, флажолеты другие, работают по-другому. (Stevie целует гитару, которую держит и бормочет: «Люди думают, что это просто деревяшки»).

Вы когда-либо встречали Jimi?

Лично нет. А хотелось бы. Я много раз встречал его во снах. Но я также пытался играть кое-что из того, что он мне показывал в этих снах, и мне потребовалось прилично времени, чтобы понять, почему у меня ничего не получается. Я был в замешательстве, но потом понял, что если бы это было так просто, то я бы ничему не научился.

Поэтому вы записали кавер «Voodoo Chile» на альбоме «Couldn’t Stand the Weather»?

Я всегда хотел попробовать это сделать, и когда мы попытались, все зазвучало как надо. Мы просто немного поиграли эту вещь, а затем записали.Ее и попурри "Little Wing’/"Third Stone From the Sun», "Come On" и что-то еще. Во время сессии «Couldn’t Stand the Weather» мы записали это все, затем многое сделали опять и на этот раз, но в итоге использовали "Come On". (попурри "Little Wing"/"Third Stone" появилось на последующих переизданиях «Soul To Soul».

У вас есть даже оригинальная квакушка Hendrix? Это она звучит на "Voodoo Chile"?’

Хм. Это отличный квак. Это он, а иногда я использую два.

Две квакушки одновременно?

Ага, во время записи я играл через две различными способами. Иногда я просто садился на стул и работал обеими по отдельности. Иногда я бы брал рэковую штуку, как ее… фальшпанель. Клал ее поверх квакушек, чтобы большая часть свисала сзади, так, чтобы когда ты включаешь квак и убираешь ногу, не было визгов (изображает открытие-закрытие квакушки). И это давало то, что если ты нажимаешь на передний край справа, ты мог включить только этот квак, а если потом нажимал слева, то его выключал и включал другой, а если нажимал посередине, то обе давали серьезной овердрайв. Но это было проикольно.

Можно было получить от них дикие звуки, потому что одна раскачивала другую, и это для начала, потому что первую я подкачивал педалью Ibanez Tube Screamer. Так что к тому моменту как сигнал попадал в усилитель было уже прикольно, полно прикола.

Обычно вы много экспериментируете в студии? Эта сторона записи вас привлекает?

Да. Некоторые не понимают, что это здорово, когда дело доходит до этапа, когда музыка не играется чрезмерно до той степени, что ты делаешь кучу ненужных фишек. Появляются свежие идеи. Они рождаются на ходу, и ты уже настроен на то, чтобы упростить кое-что. Чтобы запись зазвучала лучше. Это время когда проявляется вкус. Даже несмотря на то, что стоит попробовать фишки, чтобы посмотреть сработают или нет, самый сокровенный способом закончить песню, это когда все вместе и группа работает как единое целое.

Когда Вы записываете партии, Вы делаете это живьем с группой, когда все трое играют одновременно?

В большинстве случаев я не делаю много наложений. Чаще всего гитара только одна. Но на этот раз я в паре песен записывал наложения. Та же «Empty Arms», потому что на ней я никак не смог бы сыграть все это сразу и «Change It». На первом прогоне я пел, а другой человек играл ритм. Затем я сыграл соло, а затем вернулся к записи ритм-гитары, потому что это было необходимо. Тот, кто написал песню, Doyle Bramhall, играл ритм, и делал это так. (Stevie берет гитару Chet Atkins и начинает бренчать невероятно примитивный ритмический рисунок). Поэтому я подумал, что требуется что-то более существенное. Он великолепный автор, великолепный барабанщик и великолепный певец. Но, на мой взгляд, там требовалось немного больше имевшегося.

Вы продюсировали новую запись, так же как и предыдущие альбомы. Может настать время, когда Вы пригласите продюсера со стороны?

Ммм… может сопродюсера. Но мы и так достаточно хорошо знаем, что сделать с записью, потому что мы все вместе продюсируем. На некоторых этапах все доверяют мне, но я полностью открыт для предложений, потому что мы все играем в группе, а не я один… Только потому что кому-то захотелось, чтобы под контрактом стояла моя подпись, не значит, что эта группа всего лишь аккомпаниаторы. Эта группа, а не солист с лабухами.

Вы умеете посмотреть на соло со стороны и достаточно объективно понимать, удалось ли уловить момент?

Да, когда получается, у меня мурашки по коже, от того насколько это хорошо.

А ’59 Stratocaster это гитара, на которой играются все эти соло?

По прежнему основная. Это по-прежнему моя первая жена, я не могу с ней расстаться. Мне пришлось на время поменять на ней звукосниматели, пока оригинальные были в работе. Мне надо было их пропарафинить, но обращался только к тому, кто может сделать это правильно. К Charley Wirz, которого с нами уже нет, он умер в Феврале. Мне его не хватает. Я уверен, где-то там наверху он продает гитары, и точно так же предлагает честные сделки.

Вы добавили к трио Double Trouble клавишника Reese Wynans, как это расширило звучание?

Да, мне давно хотелось поработать с клавишником. Reese – один из лучших, из всех, что я слышал. Он пришел, чтобы сыграть партию пианино на "Look At Little Sister", мы разговорились, и тут мы диковато посмотрели друг другу в глазах. Он спросил: “Ты все еще хочешь, чтобы я играл у тебя в группе?». Я ответил: «Да!».Он спросил: «Когда приступать?» - а я ответил: «Сейчас».

На альбоме нет собственно синтезатора, только Hammond и пианино?

Он в последнее время стал брать его на концерты, но использует его только на одной песне, чтобы дублировать мою партию. У него есть отличный звук клавинета, поэтому я настаиваю, чтобы он его использовал почаще. Потому что, если играть на нем правильным образом, он звучит как смесь гитарного и фортепианного звука. Мне нравится эта фанковая фишка.

Вам нравится больше играть в формате трио, чем в других составах?

Мне нравится играть в составе трио, нравится работать с клавишником, и мне нравятся большие духовые секции. Мне нравятся разные аспекты всего этого. Изредка мы с барабанщиком Chris Layton играли концерты только вдвоем. Я включал микрофон в одно гнездо моего усилителя, а гитару в другое. Самое клевое в этом, это то, что ты не обращаешь внимание на то, когда именно тебя тянет на перемены, ты просто делаешь что в голову взбредет.

Как Вы думаете, почему последние несколько лет наблюдается бум популярности блюза? Вы сыграли в Монтре в 1982 году, и с тех пор он растет.

Наверное, фэны получают шанс услышать блюз, потому что он принят лейблами. Много групп открыли много дверей для других. Мы стараемся сделать то же самое, и, кажется, неплохо получается. Это мода с точки зрения маркетинга этой музыки, и это прекрасно, потому что блюз и ритм-н-блюз, это корни, черт возьми, практически всех жанров американской музыки, какие я только знаю. И никогда не повредит, если то, с чего все началось, будут снова слушать, а не относиться как приблудному ребенку. Это не сынок, это папаша.

Как далеко от блюза, Вы способны отойти? Вы можете записать поп-песенку?

Если честно, я не знаю, что такое поп-песня. Конечно, если я слышу музыку по радио, я могу сказать, что вот это поп, или то. Но на что я обращаю внимание в первую очередь, так это на музыку, которая меня захватывает. Это хотя бы корневая музыка, а не формула.

Сессии с David Bowie для альбома «Let’s Dance» были для Вас отходом в другое направление?

Самым трудным было ждать. Потому что работа заключалась в том, чтобы, пока он записывал вокал, я пришел на 15-20 минут, получил представление о том, как развивается песня, и поиграл под нее немного, чисто для себя. Потом я уходил, потому что не хотел заездить свои идеи. Кроме того, я не хотел играть там, где он оставлял место для вокала. Он дорабатывал вокальные партии, аранжировки и все такое по ходу дела. Так что много чего происходило, и мне нужно было оставлять пространство для развития и не запасаться ненужными идеями заранее. В итоге я все сделал за два с половиной, три дня. На самом деле, кое-кто на меня злился, потому что я не пошел на урезание своей платы только потому, что я быстро справился.

А вы дали хотя бы концерт вместе с Bowie?

Хех. Все оказалось в совершенно другом свете, и ничего не имело общего с тем, что он предлагал вначале. Предполагалось, что мы, Double Trouble, будем играть на разогреве, а он приглашал нас, чтобы помочь нам выйти на люди. А в итоге оказалось, что я должен был бы уйти из группы, ничего с ней общего не иметь, не давать никаких интервью. Но, извините, я в нее вкладывался очень долго. А известность и большой тур не так важны.

А сейчас вы в туре?

Мы сегодня вечером едем в Миссисипи, нет не в Миссисипи, простите, в Мемфис. А оттуда, по-моему, отправляемся во Флориду. Туда или в Атланту, где у нас начнется тур с Thunderbirds, и это будет весело. Я давно не устраивал такого со своим братом. Я жду этого, потому что нам придется немного оглядываться друг на друга. Я вовсе не имею в виду какое-то соперничество. Просто нам по приколу подначивать друг друга играть на пределе, друг другу при этом ухмыляясь. Это очень весело.

А затем у Вас Япония?

Складывается так, что с середины февраля (1986 года), последние две недели месяца, мы будем в Австралии, Новой Зеландии, Японии, Гонконге и Бангкоке, насколько я представляю. Я не знаю насчет того, какое будет расписание дальше, наверное, я узнаю о нем вместе со всеми остальными. Наверно услышу по MTV, такое уже не раз бывало. Узнаешь, что ты будешь делать, включив телевизор: «О, значит, дело поворачивается так».

Вы должны быть более чем довольны тем, как разворачивается Ваша карьера?

Точно. Я надеюсь, что не говорю, как старый склочник. Черт, я только что был шокирован, я не был к этому готов. (возвращается к саундтреку «Рокки 4». Меня так это выбило из колеи; надо будет выяснить, в чем дело. Впрочем, мы уже об этом говорили.

Когда Вы вернетесь из тура, Вы сконцентрируетесь на материале для следующего альбома?

На самом деле я уже пишу. Я также буду работать над саундтреками… Никогда раньше этим занимался. На очереди их много, и я хочу, чтобы они были действительно сильными. У меня нет ни малейшего желания этим заниматься, если не будет так, как надо.

Я это сегодня понял.

Да уж, это точно.

(В 1987 году Vaughan участвовал в «Back to the Beach», годом позже в «Bull Durham» и посмертно музыка Stevie была издана на нескольких саундтреках включая «Major League II»и «The Dukes of Hazzard»)

Modern Guitars
перевод - Александр Авдуевский

Условия размещения рекламы на сайте