Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 
Steve Vai – визит в Россию и на Украину.
Часть 3.

После всех этих безумных перелетов Стиву не удалось хорошо поспать. Когда мы встретились утром в холле гостинцы, он сказал, что было трудно уснуть ночью (поскольку в Америке в это время был день). Другое дело сейчас когда в России наступило утро (а в Америке вечер) - Стива начинало клонить к сну.

А что касается прошедшей ночи - то Стив поспал всего три часа, потом играл на гитаре. В шесть утра в гостинице открылся фитнес-центр, где Стив провел время до завтрака, истязая себя на тренажерах.

Позавтракав в гостинце мы сели в машины и поехали в магазин на автограф сессию. Накануне когда мы приехали в город было уже темно и мало что видно на улицах. А теперь по утру выглянуло яркое солнце (не смотря на мороз "минус десять").

Возле магазина Стива разумеется уже ждала толпа. Людей было много. И на улице и внутри. Сам магазин располагался на втором этаже. Поэтому люди в основном стояли на лестнице, ведущей на второй этаж. Судя по рассказам тех, кто там стоял - там была ужасная давка и вообще полный кошмар. В этом же здании располагались еще какие-то конторы - они были в ужасе от того что по лестнице нельзя было пройти.

Стив с интересом смотрел в окно машины на людей перед входом в магазин - это были первые русские фэны, которых он видел. Окна в лимузине были затемненные и поэтому увидеть снаружи того, кто там сидел, было затруднительно. Но люди примерно понимали, что за большая красивая машина подъехада к магазину и потому радостно махали руками и кричали. Когда охрана освободила путь ко входу, нам подали знак, мы вылезли из машины и пошли в магазин.

Мы с Сашей никогда не были в этом магазине, Стив и подавно никогда не был ни в одном российском магазине. Все было в диковинку. Тем более наши магазины чисто внешне (оформлением) отличаются от американских. Поначалу Стиву дали минут 10 передохнуть, попить кофе и познакомили с руководством магазина.

Изначально во всех магазинах (Екатеринбург, Москва, Киев) автограф-сессии были запланированы так, что перед тем как пускать фанатов с улицы, Стив раздает автографы и фотографируется с персоналом магазина и приближенными лицами (дружественные музыканты и т.п.). Это справедливо с точки зрения высших сил (как никак магазин все это организовывает и вкладывает средства), плюс это хорошо с маркетинговой точки зрения когда в магазине висит фотография продавца рядом со звездой. Не говоря о том, что люди которым сделали приятное - "дали кусочек Стива" - они начинают лучше работать и больше продавать.

Автограф-сессия с персоналом магазина длилась не очень долго. Все было хорошо подготовлено и люди знали, что надо сделать все максимально быстро. Поэтому буквально через пол-часа начали пускать народ "с улицы". Если я не ошибаюсь - их пускали по 10 человек. Что такое автограф-сессия мне уже было известно и поэтому все прошло как обычно. Я был рядом с Сатриани на автограф-сессии в Москве и плюс я видел множество подобных мероприятий на муз. выставках в Германии и США. По мнению Стива среди наших людей меньше психов и все более спокойны. Соглашусь, наши люди более зажаты и это касается всего.

Многие люди после всех этих сессий злятся на меня, поскольку некоторых людей приходилось просто отгонять от Стива. Помимо нормальных людей были самые разные типы. Кто-то притаскивал диктофон и пытался взять интервью, кто-то приносил пятьдесят бумажек - все вырезки из журналов и буклеты из всех альбомов, пытаясь получить пятьдесят автографов. За годы работы в гитарном бизнесе, я видел тысячи любителй гитары и часто мне достаточно одного взгляда чтобы понять как играет человек, что играет, на чем и все такое. Не то чтобы я был таким умным. Но спросите продавцов из магазинов - не только гитарных - за годы учишься видеть людей под некоторым углом зрения.

Больше всего меня раздражают разного рода барыги, которые на тех же автограф-сессиях пытаются подписать побольше всего с явной целью потом пустить это на продажу. В любом случае, кто бы не подходил к Стиву мы старались чтобы общение не затягивалось. Пожал руку, сфотографировался, взял автограф и сказал "Хай" - этого достаточно. Конечно - это жестковато, но другого пути не было. На улице стояли сотни людей, было холодно, многие стояли не один час. Хотелось чтобы каждый пришел не напрасно и получил свою маленькую долю счастья. Иногда люди этого не понимали и наглели - типа я отстоял в очереди и теперь могу тут сидеть со Стивом столько, сколько захочу. Но в целом таких было мало и в большинстве своем народ был очень понимающий.

Разумеется, из гитар на подпись мы разрешали давать только Ibanez. Многих это тоже злило. Но увы. Во всем этом мероприятии была большая доля "ибанезовских" денег и потому эта была акция прежде всего для промоушена Ibanez. Если у тебя нет Ibanez, то постарайся получить автограф на свою гитару на каком-нибудь другом "неибанезовском" меропритии.

Из того, что запомнилось на этой автограф-сессии - это пару событий. Первое - это очень маленький мальчик - я не разбираюсь в возрастах детей, но кажется ему было лет двенадцать. Он был не больше своего Ibanez. Он пришел с мамой. Видно было что работники магазина их знают. Они попросили сыграть для Стива и мы подключили парня в комбик Ibanez TB50. Видно, что он сильно волнуется, но не смотря на это он сыграл Стиву минут 5 и надо сказать сыграл очень хорошо, по взрослому. У парня есть техника, мозги и явный талант. Стив поаплодировал и сказал, что он в этмо возрасте играл намного хуже (если быть точным еще и не пытался играть).

А второе забавное явление - это то как один из посетителей автограф-сессии хотел посерьезке подарить Стиву огнетушитель. Когда я спрашивал зачем - тот отвечал, что это просто подарок. Это был молодой парень студенческого возраста и он был очень серьезен - то есть если это и шутка, то она была весьма специфической, а если парень не шутил - то ему надо бы проверить мозги у врачей. Я, конечно, не разрешил ему проносить огнетушитель к Стиву.

Как бы быстро люди не брали автографы у Стива, все равно на всех не хватит. Это грустный но реалистичный закон. Когда время автограф-сессии подошло к концу, за дверьми магазина осталось еще много людей, которым увы не достались автографы. А между тем в магазин запустили журналистов и началась пресс-конференция.

Это была первая пресс-конференция Стива в этом туре, но как оказалось в последствие ее одной бы вполне хватило бы на все города. Ибо, странное дело, но во всех городах на пресс-конференциях задавались на 90% одинаковые вопросы. Это было смешно с одной стороны, потому как после пары подобных мероприятий - мы с Авдуевским могли ответить на все вопросы журналистов и без Стива. С другой стороны - это грустно, потому что когда представишь как Стиву по всему миру приходится отвечать на одни и те же вопросы по тысяче раз год из года...

После пресс-конференции - она продлилась минут сорок - мы покинули магазин и поехали обедать. Фанаты помахали Стиву рукой, когда он на улице садился в машину. Поскольку в городе были пробки, то в последующие минут 30 нашего пути у них было еще много возможностей помахать рукой нашей машине, когда иногда передвигалась по улицам не быстрее пешеходов. Я захватил в магазине наш журнал Guitars Magazine и дал его Стиву в машине. Он с интересом его разглядывал.

Когда Стив дошел до фоторепортажа с фабрики Ibanez из Японии - он был в шоке. О мой бог, Россия - невероятная страна, - сказал он, - я двадцать с лишним лет езжу по миру. И вот приезжаешь бог знает куда на самый край мира. И что я тут вижу? Журнал где я могу увидеть фотографии того как делают мои Джемы. Я никогда не видел ничего подобного. Ни разу не был на фабрике и не разу не видел фотографии от туда. Как вы так делаете непонятно.

Стиву очень понравилась девушка на обложке, я сказал, что знаком с нею и постараюсь в Москве вытащить ее поужинать с нами. Стив сказал, что это отличная идея, помещать на обложки девушек. Я показал Стиву второй номер журнала и он также порадовался. Также ему понравилось, что в начале наших обоих номеров были статьи про него самого Стива Вая.

Это было забавно, потому что когда мы делали эти номера, то у меня были большие споры чуть ли не до драки с LINXY, который был арт-директором журнала и кладезем всяких идей. Linxy считал, что не надо в каждом номере материалы про Стива Вая, что это перебор и он никому не нужен в таких количествах. Смешно но после визите Стива к нам, послушав его музыки, ощутив ажиотаж, увидев толпы народу на автограф-сессии и мастер-классе, Linxy признал мою правоту и согласился, что Стива в нашем журнале было достаточно и он нужен народу.

Разглядывая журналы, Стив спросил, не было ли у нас когда-либо на обложках, кого-то из гитаристов, или только девушки. Я ответил, что пока не было и у тебя Стив есть шанс быть первым. Хочешь мы тебя на следующем номере на обложку? Он, ответил, что ему было бы очень приятно и почетно. Хорошо, сказал я, только надо будет немного попозировать для обложки нашему фотографу в Москве.

Вот за такими базарами мы подъехали к ресторану, где нас ждали с обедом. Отличный ресторан и возможно лучший в городе. Это касалось и интерьера, и персонала, и блюд. Нам всем там очень понравилось. В конце обеда Стиву преподнесли невероятный подарок. Вадим Вахтангович Копьев подарил ему миниатюрную копию гитары Ibanez Jem, которую изготовили по его заказу специально для Стива.

Это была невероятная вещь - настоящее произведение искуства. Сделанная лучшими уральскими мастерами из камня, серебра и золота. Сама гитара была не больше ладони, но при этом копия была точнейшая - каждая деталь, от разметки ладов и до флойд роуза - все было как у настоящей гитары. Это было какое то безумие. Корпус из белого мрамора, гриф из камня "тигровый глаз", колки, флойд роуз из чистого золота, серебрянные струны - просто фантастика. Работы были настолько ювелирны - что можно было видеть, как у каждой струны была своя толщина и три басовых струны были с навивкой. Разумеется "цветочная" инкрустация на грифе, ручка на корпусе - все это тоже было. То есть полная копия.

Стив был очень рад этому подарку и пребывал в некотором шоке. Он сказал, что ему постоянно дарят что-то типа поделок на тему Джема, но такой фантастической вещи у него никогда не было. Он сказал, что поставит эту гитару на полку над камином у себя дома и будет постоянно любоваться на нее. Мы с Сашей пошутили, что это отличный повод приехать в Екатеринбург еще раз как-нибудь. Мини-Джем из камня у тебя, Стив, уже есть. В следующий раз подарят именную мини-семиструнку из камня. И со временем лет за двадцать ты соберешь полную коллекцию любимых гитар в мини-варианте. Плюс можно ведь из камня делать carvin legacy, morley bad horse и т.д.

Обед в общем прошел в очень теплой атмосфере и очень не хотелось покидать тот ресторан (кажется он называется Троекуров). Но нас "звала труба" - мы поехали в гостинцу, где Стив поспал пару часов перед тем как ехать на концертную площадку.

Нельзя сказать, что после сна Стив выглядел совсем уж хорошо - видно было что его все таки немного колбасит, но "деваться было некуда". Мы прибыли на площадку и с места в галоп начался сауд-чек. Поскольку это была наша первая сцена со Стивом, то мы еще не знали как Стив будет коммутировать примочки и потому они делали это вдвоем с Сашей. Впоследствие Саша, запомнив это, будет в Киеве и Москве делать до приезда Стива самостоятельно. Стив стал пробовать свою гитару FLO и ему не понравилось как там "сидел рычаг". Он поначалу думал, что дело в рычаге и я дал ему рычаг от запасной гитары. Он отдал мне рычаг от FLO. Оказалось, дело не в рычаге - надо было чуть чуть подкрутить пару винтов в бридже. Правда, найти эту пару было непросто – мы с Авдуевским не имели опыта эксплуатации Edge, а сам Стив давно поручает такие вопросы техникам. Как бы то ни было, более-менее проблему удалось решить, хотя подтягивать винты приходилось потом каждый раз. Но рычаг от FLO Стив не забирал обратно. Таким образом, получается мы поменялись рычагами. Кстати у Стива интересная манера носить гитару в чехле - он никогда не снимает рычаг, когда засовывает гитару в чехол. Быть может поэтому у него и расшатывается крепление.

Многие люди интересуются насколько личная гитара Стива FLO звучит лучше обычных серийных гитар этой модели. Сам Стив во всех интервью говорит, что он играет на обычных гитарах, таких же какие продаются в магазинах и секрет его звука не в оборудовании вовсе. Но люди этому мало верят почему-то. Во всех трех городах у нас была возможность детально изучить гитару Стива. Плюс мы имели возможность на саундчеках поиграть на гитаре Flo и на обычных серийных гитарах, плюс мы слышал как Стив на саундчеках играет на гитарах по очереди - на своей и на наших.

Вывод убивает свой простотой - Стив играет на обычных гитарах, которые звуком ничем не лучше серийных. До безобразия все одинаково. Это, помимо меня и Саши, могут подтвердить десятки людей бывших на саундчеках, в том числе достаточно профессиональные (много играющие на ибанез джем) люди такие как Игорь Романов, например или Сергей Чантурия.

Стив с этим тоже согласен - он говорит, что просто гитары на которых он давно играет - они впитали его энергетику, поскольку пережили с ним много разных событий. И когда играешь на этой гитаре - она звучит точно также как серийная, но при этом она самому Стиву дает свою энергетику и наполняет особым настроением. Поэтому Стив играет с особым вдохновением. Звук такой же как у серийной, но вот настроение самого Стива совсем другое. Вот и все.

На саундчеке Стив немного (минут 15) поиграл с ритм-секцией - музыкантами из Екатеринбурга. У них была идея поиграть что-то типа Smoke On The Water, но Стив отверг эту идею на корню. В результате чего - это была просто импровизация на довольно свободную тему, которую задавал Стив.

Ну а потом начался мастер-класс. Думаю особо рассказывать про него нет смысла: те кто был - они итак все знают, те кто не был - им не прочуствовать все до конца и не понять.

Одно из самых сильных ощущений, которое возникло у меня на этом мастер-классе и потом присутствовало на всех остальных мастер-классах - это воспоминание о книге "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова.

Я стоял за кулисами и смотрел на то как Стив, одетый в черное сидит на стуле и общается то ли с залом то ли со стоящим Авдуевским (которые не смел сидеть) и мне казалось, что это Воланд дает представление, смотрит на людей и общается с кем-то из своей свиты. Все время казалось, что Стив скажет Авдуевскому что-то типа "А что сильно ли изменились люди люди? Или их только квартирный вопрос испортил". Энергетика была бешенная. Те кто читал эту книгу - они поймут меня.

В целом надо сказать среди вопросов, которые задавали на мастер-классе было очень много глупостей. Особенно по дурацки смотрелось то, что каждый вставал и говорил - привет Стив, так хорошо, что ты приехал, я так рад. В процессе того, как люди это произносили - они забывали сам вопрос и потом лихорадочно вспоминали его. Глядя на это я подумал, что в Киеве и Москве не надо давать людям микрофон - вопрос должен быть задан заранее нашему человеку с микрофоном, который озвучит этот вопрос без всяких дурацких приветов и жевания соплей, которые были не нужны залу. Плюс можно будет отсечь явно идиотские вопросы.

Например, одна из девушек в Екатеринбурге (довольно симпатичная), встала и сказала. Стив у меня к Вам два вопроса. Первый - Я так рада, что вы приехали. А второй - не могли бы вы сейчас поиграть с моим мужем. Он басист и для него нет ничего важнее в жизни чем сыграть с вами. И что на это ответить?

Я помню что ответил дескать, что мы тут все хотим поиграть со Стивом, а вот на счет мужа, то если бы я был мужем такой девушки, то для меня самое важное на свете была жизнь с этой девушкой. Я думал, что отшутился, но девушка была в подпитии и она продолжаела настаивать. А наши люди почему-то не отобрали у нее микрофон. Подключился ее муж (тоже изрядно пьяный), который стал орать на весь зал, как он хочет поиграть со Стивом, и что он не хуже Билли Шихэна и т.д. В общем пьяное совковое быдло, которое не следует пускать на такие мероприятия. А люди потом обижаются, что я решил не давать им микрофоны - все через асистентов.

Из более вменяемых вопросов - были первые несколько вопросов, которые задал гитарист местной группы Чайф. Он спрашивал про Фрэнка Заппу.

В конце мероприятия Стив сыграл свою божественную "For The Love Of God" и ушел за кулисы под гром аплодисментов. Я вышел на сцену чтобы сказать несколько прощальных слов - приободрить и поблагодарить людей. Сказал, что у них замечательный город, большое гитарное будущее и Стивы сейчас растут прямо в вашем городе. И рассказал о мальчике который играл Стиву с утра в магазине на автограф-сессии. Народ слушал с интересном. Все встали со своих мест и толпились возле сцены. В этот момент я увидел этого мальчика - он стоял прямо у сцены. Я вытащил его на сцену - показал народу и попросил сыграть. Рядом стояла гитара Стива FLO и стэк Marshall. Паренек взял гитару и начал отжигать. Он играл что-то свое и даже немного из репертуара Стива и играл реально круто. Это длилось минут пять, после чего я отрубил усилок всех поблагодорил и забрав FLO поплелся в гримерку.

Не знаю что в музыкальном плане будет с этим мальчиком в будущем. Но по идее - он должен вдохновится и сойти с ума в правильном смысле. Для того чтобы потом стать настоящей звездой. Кстати по стране уже поползли слухи, что Стив подарил мальчику свою Flo. Чтобы никому в голову не пришло залезть в квартиру этого мальчика с целью проверки слухов, успокоим – Flo улетела в Калифорнию.

Посидев минут десять в гримерке со Стивом, мы с Сашей пошли на сцену собирать наши примочки. Собрав их, мы забрали Стива, сели в машину и поехали в гостиницу. Перед тем как загрузится в машину Стива ждала небольшая толпа человек двадцать возле служебного входа. Все было культурно, не смотря на холод, Стив даже успел дать немного автографов.

Прибыв в гостиницу, Стив тут же пошел спать в номер. А мы зашли в один из ресторанчиков прямо в гостинце и немного перекусили. Точннее даже немного попили пивка на сон грядущий и тоже разбрелись по номерам.