Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 
Steve Vai

Стив Вай не нуждается в представлении. То что это великий, гениальный, блистательный, передовой и пр. и пр., знают все…

фото - linxy

Не знаю как вы, а я так побывал на его концертах, когда он приезжал в Петербург ещё в 1995 году, т.е. почти 11 лет назад, и конечно, на тот момент, это было событие колоссальной важности, можно сказать – шоу года. Нет, конечно тогда Назарет и Юрай Хип уже совершали чуть ли не регулярные визиты в пост СССР-ское пространство. Даже сам Мальмстин побывал в тогда ещё Ленинграде, что в значительной степени развернуло головы любителей рок музыки, но мировые рок звезды еще неохотно ездили к нам. Да и гитаризма в массах по большому счету не было, - гитара Фендер оставалась мечтой по прежнему почти недостижимой…

И тут на летнем питерском фестивале «Белые Ночи» заявляется участие самого Стива Вая, о котором на большой афише под громкими именами отечественных суперзвезд (типа Натальи Лапиной и группы «Атаман») было скромно написано – Стив Вай (экс. участник группы Д. ЛиРота). Конечно, все мои друзья и друзья друзей и прочие мало и много знакомые люди оказались там. Мы с корешами конкретно зависали на Сатриани, у меня были все диски Сатча, ну и фильм «Сатч Тейпс» неоднократно переписанный. Вай естественно котировался так же высоко, и я сознательно избегал тогдашних дурацких споров, кто из них круче. Кстати сам Вай в «Сатч Тейпс», как мне кажется, достаточно ясно дает ответ на этот вопрос. Ну и естественно все мы уже видели культовое кино «Кроссроудз» и даже кто вообще ни черта не понимал в музыке сошлись во мнении, что финал фильма – это вообще крутняк, а чувак с красной гитарой похоже действительно сам дьявол… короче говоря, от перспективы увидеть Вая вживую мало кто мог отказаться…

Само шоу было крутости неимоверной. Поскольку мой билет был куда на самую верхотуру, я почти сразу пошел вниз и внаглую просто сел на ступеньки в проходе поближе к сцене, (в 95 году это ещё было как-то не принято, что ли…). Оглянувшись назад, я увидел что таким же образом подтянулось ещё человек сто, так что проблем можно было не опасаться. Вай вышел в белой рубашке и с короткой стрижкой, так что я сразу его даже не узнал, но когда он взял гитару и полилась музыка, сомнения исчезли. Это был ОН… Вай играл много вещей из “Passion And Warfare” в том числе забойные темы в две гитары с Mike Keanally и конечно же “For The Love Of God” – апофеоз всего концерта… Это было очень круто и как бы даже чуть-чуть нереально, что такой гитарист дает у нас в Питере концерт.

Потом был второй концерт в декабре уже на стадионе СКК «Олимпийский». Там чувствовалось, что Вай немного не в настроении (позже пошли слухи, что организаторы как-то не очень хорошо с ним обошлись), однако все равно – шоу было супер, Вай носился по сцене как безумный и даже расколотил один из своих Джемов 555. Потом мы узнали, что обломки он подарил питерскому гитаристу Славе Плешкову, так что одна из гитар великого маэстро находится где-то у нас в городе.. знать бы где ..!

фото - linxy

Естественно, когда стало известно о планирующемся приезде Стива с мастер-классами, мы стали собираться в Москву. Пару лет назад в Москве проходил мастер-класс Сатриани и мы приехали довольно-таки большой тусовкой из Питера. Приезд Сатча был просто как праздник, который мы начали отмечать еще до выезда и закончили тоже не сразу по возвращению. Поэтому мои друзья спрашивали – типа как там оно было ? Ну, что…все и так хорошо помнят, после автограф сессии Сатч довольно много играл и очень интересно рассказывал о своей игре и о гитарах и всем прочем… В принципе так же было и с Ваем, если не считать, что Стив все же до Москвы уже объехал почти пол страны и давал мастер класс после недельного путешествия из Штатов по России. На автограф сессию, я привез свой Ибанез, где уже два года назад расписался Сатч. Когда я попросил автограф у Стива, я сказал – вот автограф Джо, а Стив сказал – ага, узнаю.. (я токо щас подумал, сколько же по всему миру гитар с автографами Джо которые дают Стиву на подпись? Наверно столько сколько с автографами Стива дают на подпись Сатчу… да, наверно столько же…).

фото - antonov

Ну, о самом мастер-классе, что и говорить… все всё видели и слышали сами своими глазами и ушами. Великолепен был Саша Авдуевский в роли земной реинкарнации Стива и в качестве переводчика, чьими устами Стив и говорил с народом. Кстати я слышал, что какие-то балбесы потом выдвигали Саше претензии за якобы неадекватный перевод. Так хотел бы сказать, Саша – молодец, а претензии – беспочвенны, т.к. оные балбесы сами либо лишены чувства юмора, либо сами херово знают английский, так что извините – нехуй пиздеть…

(да, кстати, чуть не забыл - Стив Вай говорил на английском языке)…

Так вот - гораздо более интересен был саунд-чек, куда мы проникли (with a little help of my friends from A&T trade) с извините заднего входа в Горбушку. Более того, нам позволили поднести на сцену Маршалы, кабы и головы, через которые и планировалось, что будет играть Сам …

В последний момент нашелся аппарат Carvin Legacy, Стива именной, так что Маршалл мы как выяснилось носили зря… но не зря мы туда попали. Просто постоять рядом, посмотреть как Стив крутит ручки на усилке и на примочках, которые ему приносит Саша Авдуевский – это круто. Возникает ощущение сопричастности к чемуто великому. Ты сам видишь как Стив делает свой звук, причем делает его из усилителя, который только что вынули из коробки, из примочек, что продаются БЕЗ ОЧЕРЕДИ и без записи чернильным карандашом на пятках, и из гитары только что принесенной со склада, разве что отмаркированной словом ХYЙ собственноручно Стивом же… в общем, про что ни говори, а все равно возвращаемся к теме старой как мир – «не имей Амати, а умей лабати»…на этом пожалуй о звуке, о котором чайники так любят попусту чесать языки– все. Совсем не в этом все дело, дело - не в этом…

димарзио, игорь романов, стив вай

Не могу описать чувство, когда в трех шагах от тебя Стив Вай играет “Crying Machine”, причем играет так, что на глаза наворачиваются слезы. Разумеется дело не в том, чтобы просто сыграть, я знаю – просто сыграть смогут многие, но СЫГРАТЬ ТАК, уж не говоря о том чтобы – СОЧИНИТЬ… это уже – извините. Игорь Романов, большой гитарист, уважаемый и авторитетный музыкант, говорил, что Вай уникален именно своим мышлением (которое наверно ему привилось в начале карьеры, во время сотрудничества с Фрэнком Заппой). Именно музыкальные идеи, чем-то авангардные, в чём-то сумасшедшие, но всегда на шаг впереди, и уже потом техническая возможность безупречного их воплощения, реализация в звук, сделала Вая тем, кто он есть сейчас – возможно (!!!), повторяю, возможно - лучший гитарист на Земле…

При всем, при этом, как оказалось, - Стив вполне нормальный, адекватный, интеллигентный, в высшей степени достойный человек… но и он же – прикольный, стебовый, отвязный чувак. А как же иначе, ведь он же по первой профессии музыкант, более того - гитарист, а уже потом - суперзвезда и объект поклонения. Стив знает всех и все знают Стива. (Под словом «все» подразумеваются Аэросмит, ВанХален, Пантера, Майкл Джексон, Ганз-н-Роузис и пр…) Да что там «все», в конце концов он сам - Стив Вай, обладатель разных там Грэмми и мультиплатиновых дисков, великий человек, короче говоря. При этом он сам относится к своему величию с юмором, «я же Стив Вай», говорит он сам с усмешкой…

Дело в том, что после мастер класса перед поездом я заехал перекусить в одно уютное местечко в Москве, где как раз ужинали stnk, cyco, linxy и Steve Vai.

Сергей Тынку пригласил меня на этот небольшой дружеский ужин, попросив заодно привести сумку с подарками для Стива, которые ему приготовили ребята из A&T trade и забыли впопыхах в Горбушке после мастер-классе.

Так что мне невероятно повезло и удалось пообщаться с самим Стивом и даже чуть-чуть выпить вместе. Стив конечно гений, но при этом он очень прост в общении и приятен. То есть свое величие он безусловно осознает и несет его скромно и достойно. Он рассказывал разные невероятные истории. От кого ещё можно узнать например, что Eddie VanHalen на похоронах Dime Darrel’a положил в гроб покойному личный свой жёлто-черный Charvell.

Или например, что Gene Simmons до сих пор точно знает сколько денег с каждого концерта заработали KISS на билетах и на майках за всю их более чем 30 летнюю историю… в общем Стив шутил и рассказывал анекдоты. Когда мне пришлось покинуть общество, т.к. я спешил на поезд, Стив пожал мне руку и сказал, что ему было приятно пообщаться, так что я покинул Москву в чувством легкой эйфории от общения с таким великим человеком….

ДимаРзио, 2006 апрель

фото - linxy