Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 
Джо-мажор
В Москву приехал Джо Сатриани

Перед самым выходом своего девятого студийного альбома "Is There Love In Space?" в Москву приехал герой гитары Джо Сатриани. Его мастер-класс посетил спецкорреспондент "Ъ" ИГОРЬ МАЛЬЦЕВ.

В воскресенье с самого утра у московского магазина "МузТорг" стояла пестро одетая и пестро причесанная толпа: это гитаристы и просто любители музыки пришли подписать хоть что-нибудь на память у гитариста Джо Сатриани, который прибыл в Москву, чтобы немного попромоутировать гитары Ibanez и дать мастер-класс для местных гитаристов. Не секрет, что свято место Никколо Паганини в наше время поделено между Стивом Ваем и собственно Сатриани - эти двое и есть главные виртуозы гитары в мире. Кроме того, в отличие от скрипачей и пианистов еще и являются секс-символами плюс, конечно, они явно вступили в сделку с дьяволом музыки.

Научившись в 14 лет играть на гитаре, Джо Сатриани начал учить других. Среди его учеников был Стив Вай. а потом по мере расширения преподавательской базы - Кирк Хэммет из Metallica или фьюжн-джазовый исполнитель Чарли Хантер. И занимался бы господин Сатриани преподаванием гитарного искусства где-нибудь в Беркли, если бы не взошедшая звезда Стив Вай (David Lee Roth Band), который не забыл, кто его научил быстрее всех в мире давить пальцами лады. Благодаря ученику был выпущен первый альбом "Not OfThis Earth" (1986), а потом все пошло по накатанной: в год по диску, лучшими из которых считаются "Surfing With The Alien" (1987), "Flying In ABlue Dream" (1988), "Extremist" (1992), "Time Machine" (1993). Альбом "Joe Satriani'95" оказался недооцененным, так как музыкант играл здесь реальный блюз и буги, отличные от обычной его гитарной акробатики.

В 1994 году он занял место Ричи Блэкмора в Deep Purple на гастролях, и у него хватило ума не согласиться войти в постоянный состав этого облезлого монстра. С тех пор он запустил собственную модель гитары на фирме Ibanez - JS Joe Satriani и отказался от использования усилителей Marshall в пользу Peavey. Последняя компания создала для него специальный аппарат. Концертные сеты для трех супергитаристов каждый раз становятся альбомами или фильмами на DVD. Это турне Сатриани/Вай/ Джонсон, турне Сатриани/ Вай/ Мальмстин, грядущий тур Сатриани/ Вай/ Фрипп. 47-летний гитарист также ведет рубрику "Engines Of Creation" в профессиональном журнале Guitar World, где делится своими знаниями.

Мастер-класс состоялся в Центральном доме литераторов. Публика пришла абсолютно молодая, многие со своими гитарами. Это, видимо, те, кто еще утром тусовался на автограф-сессии в "МузТорге", подписывая свои Ibanez, или те, кто надеялся на продолжение раздачи автографов мастера. Из музыкантов, которых принято считать приличными гитаристами на территории России, пришли всего два - Виктор Зинчук (сольный исполнитель) и Дмитрий Четвергов (группа Алсу). Остальным, похоже, учиться нечему и ни к чему. Господин Сатриани выступал под минусовую фонограмму, что ни капли не мешало получать удовольствие. После второй пьесы под названием "Summer" виртуозу Зинчуку стало жарко и он разделся на первом ряду. Виртуоз Четвергов просидел весь мастер-класс с каменным выражением лица, правда надев сильные очки . В перерывах между сетами по три песни (именно так Сатриани называет свои инструменталки) композитор и исполнитель рассуждал о лидийском, фригийском и миксоледианском ладах, о теории тональной оси, о блюзе, о suspension и resolution в аккордах и гармонии и тут же показывал примеры без минусовой фанеры, выключив distortion.

Джо Сатриани: Сегодня тяжело продать маленький кусок пластмассы.
Перед мастер-классом у ИГОРЯ МАЛЬЦЕВА был шанс побеседовать с ДЖО САТРИАНИ.

- Несколько слов о вашем альбоме, который должен выйти 14 апреля. Из услышанного превью на Sony.com мне сдается, что вы начали заигрывать с архетипичными гармониями - такие номера, как If I Could Fly или Lifestyle, это же почти поп-песенки.

- Да, это хит-ориентированные композиции с короткими гитарными кусками. Немного иная концепция, чем обычно. Мне кажется, что пора пройти по тонкой грани между музыкальными стилями и дать расслышать что-то понятное даже для не совсем подготовленной публики.

- На прошлом турне в составе G3 вы кроме своего ученик и друга Стива Вая приглашали гитарного максималиста Ингви Мальмстена, в новый тур вы пригласили гитарного минималиста Роберта Фриппа. Как это будет выглядеть - веселые южане и мрачноватый англичанин?

- О Роберте Фриппе все судят по King Crimson, но это было 30 лет назад. Это удивительно гибкий гитарист, который может играть все, и мне кажется, что ходить на концерты турне G3 2004 года будет весьма весело. Ведь я как раз и хочу, чтобы в моем шоу был драматизм - сначала такой стиль игры, потом другой, потом третий, может быть, даже совсем противоположный. Главное, что мы все друзья и единомышленники.

- Куда идет гитарное искусство? Новые гитаристы Джон Лоури из Marilyn Manson или Мик Тейлор из Slipknot уже не играют соло в обычном понимании - это куски музыки, интенсивные и очень короткие.

- Просто у них совсем другое понимание процесса: парни возвращаются к искусству Джорджа Харрисона, который играл очень короткие, но удивительно интенсивные соло для коротких песен. Тут уже главное не сколько нот сыграть, а как их сыграть. Так же делал большой поклонник Beatles Курт Кобейн: сначала гитарный рифф, потом вокал над басом с ударными, потом опять гитарный piece. Это признаки музыки, ориентированной на хит-парад. Эти молодые гитаристы реально умеют играть - отличные парни. Они знают, как сегодня тяжело продать хоть какую-то пластинку, этот маленький кусок пластмассы. Независимо от того, в какой сфере ты работаешь. Если ты поп-певец, тебя нет нигде, если тебя нет в Тор-10. И в бой за эти позиции вступают десятки тысяч исполнителей. А списочек короткий! Более того, если ты Бритни Спирс или Кристина Агилера, ты приезжаешь в Европу, а там в каждой стране своя Бритни и своя Агилера, и они претендуют на свой национальный Тор-10. То же самое в тяжелой музыке - список хитов слишком короткий, желающих слишком много.

- И что в такой ситуации делать инструменталистам?! Этим диски еще тяжелей продать. Есть риск уйти в "музыку для лифтов" - easy listening.

- В области так называемой "музыки для лифтов и шопинг-центров", думается, тоже стоит очередь из желающих на многие километры. Я как-то для себя решил, что моя музыка для таких мест, где люди просто хотят слушать музыку, а также для живых концертов. Я вообще-то концертно-ориентированный гитарист. Мне нравится выступать перед аудиторией, нравится играть вживую, и я этим, собственно говоря, все время занимаюсь.

Эти концерты не промоушн моих альбомов - это то, для чего я собственно живу и работаю. И тогда получается, что я не слишком зависим от хит-парада, даже если это хит-парад гитаристов-инструменталистов вроде меня. Я просто играю и получаю от этого удовольствие. А главное, что мне не надо, как поп-звезде, постоянно думать о том, как я выгляжу и во что одет.

-Деловой вопрос: в шоу-бизнесе все чего-нибудь страхуют - то ноги, то грудь. А вот вы свои руки застраховали?

-Нет.

Коммерсант
Вторник 30 марта 2004 №56