Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus   Форум
 
Joe Satriani

Джо Сатриани - 1998: Crystal Planet? О чем говорит нам этот заголовок? Джо Сатриани, знаменитый инструменталист-виртуоз, выпустил в 1998 году свой новый альбом "Кристальная Планета" (Crystal Planet). Снова Сатриани? - спросите вы. Конечно, снова Сатриани!

Альбом „Crystal Planet" отражает традиционно известное, высокотехничное мастерство музыканта, которое проявляется в сложнейших инструментальных композициях. Этот альбом представляет собой путешествие в западный музыкальный мир - рок, блюз, фолк, фьюжн и при том воспроизводит воздействие различных этнических направлений на музыку Сатриани. Вместе с Сатриани участвовали в разработке альбома его постоянные спутники Стью Хэмм и Джефф Кэмпителли, а также Майк Фрэйзер, который также помог Сатриани при записи его G3 альбома. Джо было что нам рассказать....

Gitarre & Bass (Г&Б): Джо, твое трио с Джеффом Кэмпителли и Стью Хэммом становится традиционным в твоей биографии...

Joe Satriani (J.S.): Да, мы действительно хорошо играем вместе. Конечно, существует много возможностей для хорошей игры, для нас это - наше трио, лайв-игра в студии, сердце нашей музыки. И при всем этом мы получаем все больше удовольствия от игры, потому что наши представления о музыке схожи.

Г&Б: Получается, альбом в основном был сыгран вживую ?

J.S.: Да. Мы очень хорошо сыгрались и вообще обстановка была располагающей: великолепно оборудованная студия, высококачественные Hard-Disc-Recorder аппараты, таким образом мы смогли каждую композицию записать именно так, как мы хотели. К тому же, мы располагали техникой для компьютерной обработки музыки. Все это принесло много новых идей в наши сэшн, а они очень важны, если представь себе, ты играешь одно и то же 60 раз, и все равно это не звучит, так как хочешь.

Г&Б: И сколько длилась работа над альбомом в студии ?

J.S.: Сама запись длилась около 6 недель, после этого мы были на гастролях в Европес нашим G3-проектом, потом микшировали, снова гастролировали в Штатах и Канаде и только после этого произвели заключительный мастеринг альбома.

Г&Б: На этот раз альбому предшествует целая концепция...

J.S.: И даже не одна. В целом это бодрящий, роковый альбом и я не хотел в нем использовать такой трагичной, темной музыки, какую можно услышать в кинофильмах. К тому же мы хотели обойтись нашим маленьким трио-коллективом, не прибегая к помощи других музыкантов. С другой стороны, в новом альбоме используется много различных голосов, гитары со множеством новых электронных эффектов и тем отличается этот альбом от предыдущего. Мы не хотели, чтобы весь альбом звучал монотонно, поэтому мы прибегали к различным делэям и эхо-эффектам в каждой песне и я думаю, нам удалось создать ощущение, что все композиции звучат по-разному. Заметь, все песни по порядку проходят через близкие по звучанию или родственные тональности: "Up In The Sky" начинается в ми, "House Full Of Bullets" в фа-диез, следующие две снова в ми, потом одна песня в тональности ля и так далее...

Г&Б: В этих тональностях остается много места для импровизации...

J.S.: Точно. Но я использовал свойства гармонического родства, чтоб создать ощущение системы, то есть звуковой лестницы. Слушатель как бы идет от одной ступени к другой, поднимаясь, но не в одной песне, а через весь альбом.

Г&Б: Некоторые песни возникли на акустической гитаре ?

J.S.: "Love Thing" - это единственная песня, в создании которой я прибегал к акустической гитаре, хотя идея песни мне пришла в голову на электрогитаре. Мне не удалось заставить звучать мою электрогитару со стандартным строем так, как я того хотел в этой песне и я попробовал на акустической с открытым E-строем - получилось. Баззи Файтен помог мне немного изменить строй, чтобы мажорная терция звучала не так резко как на пианино, а немного ниже и мягче. Кстати, в композиции "Love Thing" мы использовали три акустические гитары, которые играют ритм со множеством высоко схваченных аккордов и открытых струн. И ты знаешь, при такой игре очень сложно добиться всеобщей гармонии.

Г&Б: В "Tundrumbalind" ты начинаешь с очень напоминающей "3rd Stone From The Sun" Джимми Хендрикса атмосферы и заканчивается композиция в стиле Махавишну, совсем как в "Apocalypse", оркестральном джаз-роковом альбоме ранних 70х годов.

J.S.: Я давно уже не слышал эту пластинку, но я помню, что бывал на их концертах. Да, это звучит немного "дико" и нам было интересно записывать эту композицию. Мне нравится пространственное ощущение, которое создает эта песня... Конечно, под конец это очень напоминает Махавишну.

Г&Б: А это хендриксовское начало ?

J.S.: (смеется) Может это и похоже на Хендрикса, потому что я использовал Deja-Vibe, тот самый Univibe-эффект, который он сделал популярным задолго до меня.

Г&Б: У тебя не появляется иногда желание играть рок-н-рольные песни с певцом ?

J.S.: Если мне предложат и мне это действительно будет больше нравиться, чем моя музыка - почему бы и нет ? Но в данный момент мне очень нравится моя музыка.

Г&Б: Вообще никакого желания к "Джо-Сатриани-Бэнд" с певцом ?

J.S.: Ммм, с 1993 года я уже думаю об этом, но у меня слишком мало времени. Слишком мало времени, чтобы создавать новую группу и записывать новый альбом. У меня и так сейчас слишком много запланировано и я не хочу все это бросать на пол пути.

Г&Б: Какую музыку ты мог бы порекомендовать начинающим гитаристам ?

J.S.: Любую пластинку Джимми Хендрикса, особенно первые четыре: "Are You Experienced", "Axis: Bold As Love", "Electric Ladyland" и "Band Of Gypsys". Эти вещи как бы направили гитарную игру этого столетия.

Г&Б: В начале твоего творчества ты брал уроки у гитариста Билли Бауера и пианиста-теоретика Ленни Тристано - оба повлияли на развитие музыки, в особенности свободного джаза. Повлияли эти уроки на особенности твоей игры ?

J.S.: Ленни Тристано повлиял на мою игру, Билли Бауер - не сильно. От Билли я научился пару упражнений для пальцев для мажорной и минорной лестницы, всего я учился у него где-то две недели. А Ленни Тристано повлиял на меня больше в общем плане. Его правилом было всегда: "Играй только то, что ты хочешь !". Я долго думал об этом и это действительно непростое задание, и я пришел к выводу: "Никогда не играй того, чего не хочешь, играй то, что можешь, в разных тональностях !"

Ленни был приверженцем чисто импровизационной игры, без личных привычек и стилистических отклонений. Он хотел настоящей импровизации и отказывался от всего, что звучало заранее обдумано или было автоматически сыграно. Если он слышал дважды одинаковое вибрато, одинаковую фразу, он был недоволен: "Ты играешь как тренированная обезьяна. Ты не импровизируешь !" Его музыкальный стиль требовал большой дисциплины. (улыбается) И он стал бы концом рок-н-ролла.

Г&Б: Но он был началом свободы в джазе.

J.S.: Его лекции были настолько обширны, материала на раздумья хватило бы на всю жизнь.

Г&Б: Именно такие, простые формулы являются самыми основными и важнейшими.

J.S.: Вот именно. К примеру, ты можешь играть пентатоники и упражнения для пальцев - и это хорошо, потому что каждый их играет и понимает - это инструменты. Именно те вещи, которые помогают тебе ответить на вопросы: почему я делаю то, что я делаю ? Что я буду делать после ? - именно эти вещи сводят тебя к выводу: Играй только то, что ты хочешь ! И эти вопросы ты должен заавать себе каждое утро, когда ты встаешь. (смеется) Именно это я называю джаз-з-зом ! Или нет ? Об этом идет речь, если ты хочешь стать хорошим музыкантом !

Г&Б: А также об этом речь, если ты хочешь стать хорошим человеком.

J.S.: Точно.

Г&Б: Большое спасибо !

ФАКТЫ:

При записи своего нового альбома Джо использовал следующие инструменты:

  • Ibanez ChromeBoy гитара из серии JS-Signature
  • Акустические гитары Martin с датчиками Sunrise
  • Fender Stratocaster
  • Fender Esquire
  • Gibson Les Paul Junior (1958 года)
    (иногда Джо с удовольствием играет на старых джазовых гитарах Gibson-ES)

    Усилители:

  • Marshall-6100
  • Vintage Marshall 1959 года (50 и 100 Ватт головы)
  • Peavey 5150
  • Знаменитый маленький Wells комбик
  • Канадский Wizzard

    Также Джо использовал следующие эффекты:

  • Fulltone Deja-Vibe
  • Fulltone Ultimate-Octaver
  • Dunlop WahWah
  • DigiTech Whammy-педаль
  • DigiTech Ultra-Harmony Machine

    Интервью для журнала Gitarre & Bass (1998)
    Перевод с немецкого: Александр Эльвайн

  • Условия размещения рекламы на сайте