Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 
Joe Satriani

Гуляя по прекрасному дому Джо Сатриани в Сан Франциско, трудно не отметить - насколько хорошо он обустроил это жилище для себя. Хорошо. Но не для человека, которому свойственны звездные амбиции, а для человека сконцентрированного игре на гитаре.

Его домашняя студия - небольшая, аккуратная комната с действительно скромным набором оборудования: старый Страт, две хромированные гитары Ibanez, бас Music Man.

Фотографии Б.Б. Кинга, Джими Пейджа, снимок с автографом Джими Хендрикса, говорящий от том, что Сатриани его фанат, также горделивые фотографии учителя вместе с его студентами - Стивом Ваем и Ларри ЛаЛонде.

Затем фотографии с Миком Джагерром и Deep Purple - наиболее его значимые выступления как приглашенного артиста, джем с Брайаном Мэем. И наконец то что говорит о нем как о феномене инструменталиста-гитариста: семь платиновых дисков.

Несмотря на все это, Сатриани всегда старается найти что новое и необычное. К примеру, в его новом альбоме "Engines of Creation" он оставил привычную формулу своего успеха - работа с группой, динамики и микрофоны.

Проявляя себя как активный и внимательный собеседник, Сатриани рассказал GP почему он избрал новые способы записи, различия своих альбомов, и почему он так удачлив.

Что необычного в Engines of Creation?

Мы поставили себе правило: без микрофонов и динамиков. Эти две монументальные основы были отброшены. Мне нравится звучание динамиков и микрофонов, но я хотел освободится от этого что бы полностью очутится в новом для мня пространстве.

На альбомах On Surfing with the Alien и The Extremist мы проводили часы экспериментируя с микрофонами и их положением относительно динамиков, что означало компромисс временем, энергией в ущерб остальным деталям проекта.

Так что же, отсутствие микрофонов и динамиков и есть основное отличие?

Да, но конечно не только это. Мы освободились от группы, и сделали звучание баса и барабанов не такое как если бы на них играли люди. Иногда мы делали их звучание совсем минимальным и не направляющим.

Например на альбоме "The Extremist" все по-другому - там барабаны звучат полнозвучно и звук гитары приходилось уменьшать для расширения пространства для большого звука барабанов.

А в новом альбоме звуковое пространство для гитары получилось огромным. Это освободило меня - я не стал играть больше на гитаре для того что бы слушатель мог заметить гитару.

Как вы записывали гитары?

Мы использовали симуляторы Palmer Speaker. Это был интерфейс для всех усилителей. Затем все шло из симулятора Palmer в микрофонные предусилитель Neve и затем в программу Pro Tools.

Работа с Pro Tools принесла что-то новое вам?

Она позволила быть более креативным без забот в последовательности процесса этого креатива. Это большое облегчение, если что крутое приходит на ум сейчас и уже записывается, но должно звучать 8-ми тактами позже, мы просто передвигали этот кусок с помощью программы.

На этой стадии - это уже была работа проюсера Eric Caudieux, который отвечал технически за наше коллективное желание быть необычными, и странными на столько на сколько возможно.

Поговорим об этих странностях . Что происходит в "Borg Sex"?

В целом идея за этой песней состоит в сексуальном диалоге между мужчиной и женщиной Borg. Для придания различного поведения я использовал различные частоты - низкие для мужчины, высокого для женщины. Также я использовал различные лады, женский звук остается в тональности, а мужской более атональный. Я сделал эти голоса включив гитару в Electro-Harmonix Micro-Synth и Moogerfooger (кольцевой модулятор).

Как получились другие необычные звуки в этой песне?

Основная часть была сделана с помощью Hafler Triple Giant. Это грубый, злой, беспощадный усилитель. Также я использовал педаль Fulltone Ultimate Octave.

Используется ли педаль Whammy в бриджевой части?

Я пустил гитару через Ultimate Octave в Whammy которая была установлена на октаву выше, и затем в другую педаль Whammy устанвленную на понижение октавы. Также я играл октавами на гитаре, так что в этой части огромное число октав. Это довольно тяжело, - так что мы не выводили это слишком громко.

Как появилась часть игры слайдом в "Champagne" ?

Я играл оригинал этой мелодии на синтезаторе и Eric сказал тогда: "Ты сыграешь это потом на гитаре, да? "

Я ответил? что пытался это сыграть, но это не слушалось.
Эта мелодия предполагала булькующий звук - как пузырьки шампанского в носу. Когда я играл мелодию на гитаре, песня распадалась. Это расстраивало.

Eric предложил сыграть ее мне слайдом. В конце концов я взял гитару Danelectro и сыграл аккомпанемент слайдом, но следом пустил синтезатор который вел мелодию. Это получилось в два захода.

Часть сыгранная теппингом после слайдовой части отклоняется от темы.

Да, за этим небольшая история. Сначала не было средней части в Champagne.

Тогда Eric напомнил мне о теппинговой пьесе которая была записана в 1988 году, и он предложил использовать ее в качестве бриджa. Я сказал ему что там абсолютно другой темп и он тогда ответил, "Не волнуйся, я сделаю как надо. Просто сыграй и приходи потом." Когда я вернулся, он уже положил быстрый ритм джангл под нее, и заставил соединится двум частям песни.

Есть еще один пассаж в соло в Миксолидийском ладу.

Я чувствовал что песне нужно было что то простое что бы сбалансировать ее, так пришла последовательность G-F-C, на которую я положил мелодию, сыграв на хромированом Ibanez через Fender Bassman.

Вы владеет всеми этими зкзотично звучащими ладами. Что вы ощущаете играя в более "нормальных" ладах?

Нет ладов более важных или менее чем остальные. Это плата за кропотливую работу для достижения всестороннего развития музыканта - знание этого равенства. И изучение того как играть "простое соло" также непросто, как и сыграть то, что звучит сложно.

Сколько гитар на "Devil's Slide"?

Две - хромированный Ibanez через голову Marshall 6100, и мой '58 Strat в позиции "нек", пропущенный через SansAmp PSA-1.

В конце песни была ли использована EBow?

Нет, это обратная связь. Несмотря на то, что мы не использовали никаких микрофонов и динамиков для записи, мы сделали небольшой трюк в этой части. Я играл на моей хромированной гитаре в Marshall и Palmer, и мы пустили сигнал в Pignose который поставили на стойку. Я стоял в трех дюймах от динамика и получил прекрасный фидбек на очень малой громкости.

Как получились такие огромные аккорды в "Flavor Crystal 7"? Они с перегрузкой но обертона не смешиваются.

Это комбинация многого. Первое, я использовал гитару с системой Buzz Feiten (темперированная настройка гитары). Затем я сделал слой на моем Страте, с обычной настройкой . Я всегда чувствовал что здорово применить одновременно гитары с настройкой Feiten с обычно настроенными гитарами. Я использовал три различных звучания: Bassman, SansAmp, и мой усилитель Wells, и иногда я играл просто на одной струне. Все это сложилось в массивный, прекрасный звук.

Вы всегда использовали усилитель, или всегда записывали "сухой" и прямой звук, и производили обработку уже после записи?

В песне "Slow and Easy," я сыграл мелодию самым ужасным звуком - когда включаешься в бытовую стерео систему или типа этого. Когда я вернулся через несколько дней Eric использовал какой то немыслимый плагин и создал звучания гобоя. Это было только один раз когда мы полностью обошли все гитарные усилители или примочки которые изменяли бы звучание.

На что были похожи демо для этих песен?

Я всегда записывал очень плохие демо - особенно, если сравнить скажем с демо Steve Vai, которые были безукоризненными. Мои часто звучат старомодно, из-за моего оборудования - синтезатор Kurzweil K2000 и драм-машина Alesis HR-16.

Используются ли какие-нибудь треки из демо на альбоме?

Мелодия на "The Power Cosmic Pt. I" была взята из демо. Когда я прибыл домой к Eric-у в L.A., я обнаружил что не могу сыграть мелодию. Я мог бы вспомнить ее и все остальное, но результат не удовлетворил бы нас. Мы оба знали, что не получим тех эмоций которые есть на той демо-ленте. Оригинальная партия была записана с помощью Zoom на кассету, я записал ее на DAT и отдал Eric-у.

Потребовалось много поработать над ней, так как частоты были на ней непонятными. На стадии мастеринга песня была доделана.

Когда вы записывали ее для Guitar Player в 1988 в ней не было мелодии.

Это так. Я помню ту сессию - я больше так не смог бы записать эту вещь! Это была просто пьеса с теппинговыми арпеджио. Каждый раз было не просто сыграть мелодию поверх арпеджио.

Были ли когда либо сложности с показом ваших демо кому-нибудь?

Glyn Johns (продьюсер/инженер классических альбомов Who и Rolling Stones) однажды сказал мне:

"Ты находишься в тисках факта, что демо это и есть лучшая версия этой песни, перешагни через это.
Версия на альбоме не должна быть как на демо, но и не должна быть хуже. Аранжировка бесконечна. Каждый раз при исполнении можно немного изменять то, что не понравилось на записи.
Записанная версия не является конечной, как и отношение к песне во время записи."

Я это запомнил. А вот во время записи "Surfing.." я думал, что это моя последняя запись и она должна быть идеальна.

Engines of Creation состоит полностью из барабанных лупов. Будете ли вы играть по-другому свои партии с живым барабанщиком?

И да, и нет. Один пример. Я записывал песню "Cool #9" с помощью драм машины Alesis HR-16, и играл ее одним способом. Затем когда она записывалась с тремя различными барабанщиками, я играл ее по другому с каждым из них. Ответ на ваш вопрос, чувства при игре с лупами отличаются, но не больше чем при игре с новым барабанщиком.

Было время когда вы были лучшим гитаристом, которого никто не слышал. Есть ли такие гитаристы сейчас?

Я иногда упоминаю людей, которые, как я думаю, заслуживают внимания, но некоторые из них, возможно, не хотели бы что я их упоминал. Они не хотят быть "гитарными монстрами", из за отношения к такого рода заявлениям.

Кроме исполнителей, которых вы упоминаете всегда (Hendrix и др.) кто еще вам нравится?

Посмотрите здесь на стены - Jimmy Page, Brian May, Pete Townshend, Robert Fripp - это все великие. Есть и новые парни - Tom Morello делает смесь из преданности и непочтительности к великим, и это действительно бесценно.

Что вы думаете позволит гитаре оставаться живой в наши дни и в будущем?

Хорошие песни. Ни один стиль или альбом не сможет убить инструмент. Очень удобно указать на все кроме отсутствия творчества - на инструмент на стиль - и говорить о его кончине. Но это не верно. Если кто-то появится с чем-то действительно новым и созидательным, каждый будет слушать его - не зависимо на каком инструменте он играет. Я не думаю, что люди думают также как и пресса.

А гитарные журналы помогают этому?

В журналах существует фактор разногласия. К примеру, может быть гитарист который играет действительно хорошо, но у него отсутствует интересная история. Или, кого-то поднимают на огромные уровень популярности, того кто совсем не умеет играть. Это расстраивает. Мне бы хотелось, чтобы гитарные журналы были сфокусированны на людях, которые действительно пытаются играть, но я понимаю что, это тут надо искать компромисс.

Если я не делаю ничего того, что публика находит интересным, то я не буду заслуживать внимания. Надо развиваться в обоих направлениях.

Как вы смотрите на гитаристов играющих в группах Топ 40?

Я был таким человеком, и радовался удаче работать. Так я оплачивал струны и музыкальные книги. Я был рад, что мне не приходилось переворачивать бургеры в забегаловках. И не смотря на это, я начал расщирять свой кругозор, работая в группах такого плана. Это была далеко не самая худшая работа. Все таки играть музыку, делая людей более счастливыми. Тогда я думал, что именно этим улучшаю мир.

После всего, вы счастливы на вашем месте в этой индустрии?

Я осчастливлен. Я не смог бы поверить в даже в малых мечтах, что я смогу делать то, что делаю. Когда я играл с Миком Джаггером - это был великолепный концерт - но я не думал, что мог действительно выразить себя.

Не поймите меня не правильно - я всегда счастлив играть с великими. Но это не та свобода какая, например, в сольном альбоме как "Engines".


Слово продюсеру альбома Engines of Creation - Eric Caudieux.
Продюсер/инженер Eric Caudieux делал свою работу с цифровыми делами с такими группами как Metallica, Guns N' Roses, Luther Vandross, и другими. Он также отвечал за мутацию гитар на последнем альбоме в шумы из другого мира.

Рассказывает Caudieux

Мы создавали эти звуки используя педали и программы способами к которым они не предназначены. Большинство то, что звучит как синтезатор это на самом деле гитара Джо - просто очень искаженная.

В следствии того, что все записывалось напрямую - без микрофонов и динамиков - я получил очень чистое звучание которое потом изменял как хотел.

Одно из моих любимых занятий было поднять гитару на октаву выше а потом обратно. Я использовал эффекты по несколько раз, что создавало действительно крутые звуки.

Я интенсивно использовал плагин Digidesign Recti-Fi - так я получил звучание похожее на флейту и звуки квадратной волны на 'Devil's Slide.'

"В 'Borg Sex' я использовал Moogerfooger кольцевой модулятор и несколько Electro-Harmonix Micro-Synth. Высокая часть шла через Bass Micro-Synth, и нижняя черерз обычный Micro-Synth.

Также Джо играл черерз Electro-Harmonix Q-Tron и Mutron III на 'Attack.' Одного фильтра было не достаточно!

Я также использовал плагин Vari-Fi в этой песне, которые делают звук похожим на крутящуюся ленту. Мы получили большое удовольствие от этой записи. И не смотря на то, что мы придумали жуткие шумы и звуки, мы также получили прекрасный обычный звук электрогитары!

Интервью для Guitar Player (2000)
перевод - Дмитрий Фролов