Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 
Brian May

Это интервью было взято в последние месяцы 1983 года, через 10 лет после выхода дебютного одноименного альбома Queen. Стивен Розен вспоминает: "Я брал у Брайана интервью в фешенебельном отеле "Sunset Marquis" в Западном Голливуде, где только самая высшая аристократия рока может рассчитывать на торжественный прием. В то время Queen имели невероятный успех, и Брайан с радостью отвечал на любые вопросы - как серьезные, так и дурацкие".

Некоторые считают, что Queen заполнили собой пустоту, образовавшуюся после распада Led Zeppelin. Ты согласен с этим?

Я не думаю, что мы близки к Led Zeppelin. Мне кажется, что то, что мы делали, больше по духу походило на альбом "Truth" (Джефф Бек, 1968 год). Мы стремились проникнуться этой тяжелой, возбуждающей атмосферой, но также хотели быть очень мелодичными. Чтобы гармоничная мелодия игралась поверх "тяжелой" подложки.

Видел ли ты как Джефф Бек играл с Родом Стюартом?

О, да. То, как они вступали вместе - это оставило глубокое впечатление. Так же, как и Cream - я был большим поклонником Эрика Клэптона. Я был на их ранних концертах, и каждый из них в то время был настоящим событием. Их шоу были во всех смыслах электрическими - как будто игра каждого служила источником энергии для всех остальных. Они довольно прямолинейны как музыканты, но каждый из них четко знает, что он должен делать. Страсть и агрессия игры Клэптона, вместе с совершенством и красотой его соло - это было нечто захватывающее. Их музыка была полна четных гармоник!

Но самым большим моим кумиром был Хендрикс. Я видел несколько раз его выступления в Англии и полюбил его музыку! Это было на заре его карьеры, когда он "разогревал" на концертах The Who. В то время практически все отзывались довольно цинично о способностях Хендрикса. Я тоже сперва не верил, что он так хорош, но был просто потрясен, когда увидел его живьем. Я никогда не подражал ему, но его чувство гитары повлиял на меня очень сильно. Я считаю, что он развил гитарное мастерство до таких высот, каких оно никогда не достигало до его пришествия. Он играл только через один стек Marshall, самый обычный по тем временам, и Stratocaster, в то время как на тех же концертах The Who использовали, как минимум, по четыре стека каждый. Я видел, как он выступал перед The Move, и у них у каждого музыканта тоже было четыре стека, но Хендрикс со своим обычным набором оборудования просто "порвал" их.

Группа Smile состояла из трех человек. Повлиял ли на тебя формат трио, который использовал Хендрикс?

Да, именно так. Мы играли утяжеленную версию "If I Were A Carpenter" Тима Хардина, упрощенный вариант "Doing All Right" (позже эту песню исполняли Queen), и собственную песню под названием "Earth", сингл с записью которой не купил ни один человек. Также мы играли песни Motown в "тяжелой" аранжировке и несколько вещей Cream, в том числе "N.S.U." и "Sweet Wine".

Как Smile превратились в Queen?

Smile распались, потому что, хотя мы и сделали запись, она не продавалась. Она нам ничего не принесла, и было похоже на то, что группа топчется на месте. Так что мы приняли решение направить наши усилия на написание материала, но это случилось лишь после того, как был подобран "правильный" состав, ставший группой Queen.

Мы знали Фредди до того, потому что он был другом Тима (Стаффелла, певца и басиста Smile). Он приходил на наши выступления и очень хотел попасть в группу. Я снимал квартиру на двоих с Роджером (Тейлором, барабанщиком Smile и Queen), и, когда бы Фредди к нам не заходил, мы только и делали, что говорили о том, как Хендрикс изменил нашу жизнь.

Мы потратили около года на репетиции, что на самом деле довольно-таки долго, и нам помогло пробиться то, что один мой друг был знаком со звукорежиссером на студии "DeLane Lea". Нам сказали: "Если вы согласны немного поработать для нас, чтобы мы смогли провести отстройку звука в студии, мы запишем несколько демо для вас". Мы сделали четыре демо-записи, и наши друзья разнесли их по звукозаписывающим компаниям, но большинство из них не проявили к нам никакого интереса. EMI заинтересовались было, но до конкретных действий дело тогда не дошло. Компания Trident, фактически не являвшаяся звукозаписывающей, скорее продюсерской компанией, тоже заинтересовались нами, а мы почему-то решили, что хорошо было бы сделать полный альбом и только потом идти в звукозаписывающую компанию. С Trident вышла долгая история, закончившаяся довольно печально.

Следующие 18 месяцев мы писали альбом, и это все проходило в неимоверных мучениях. Мы разнесли его по компаниям снова, и на этот раз к нам отнеслись более внимательно. EMI заметили нас, и мы получили от них письмо со словами "Не заключайте контракт ни с кем, пока вы не переговорите с нами!".

Как ты относишься к первому альбому Queen, и как ты приобрел свою оркестровую манеру игры на гитаре?

На самом деле мне всегда хотелось играть все эти оркестровые "фишки", просто у нас не было на это времени. Мы записывали альбом в промежутках между сессиями других музыкантов. Мы нацелились на то, что мы альбом должен быть максимальным отражением наших "живых" выступлений.

Мы поехали в турне, где нам посчастливилось "разогревать" Mott the Hoople. Эти концерты были идеальной стартовой площадкой для нас, потому что их аудитория была потенциально нашей аудиторией. Когда мы приехали в Америку в 1974 году, у нас уже вышел второй альбом ("Queen II"), довольно-таки отличавшийся от нашего первенца. Тогда у нас появился шанс более серьезно заняться студийной работой и сделать все, что нам хотелось - многократные наложения гитар и все тому подобное. Я уже записывал так гитару на сингле Smile, но мне хотелось большего, всех этих оркестровых эффектов за основной партией.

Так что первое, что ты слышишь, когда начинается песня "Father To Son" - это поток гитарных мелодий. Сделав эту запись, я осуществил свою мечту. Я был очень расстроен, когда узнал, что Майк Олдфилд уже записывал "гитарные оркестры" на своем альбоме "Tubular Bells", и я даже решил не слушать его, потому что боялся, что то, что он сделал, разрушило бы мою мечту осуществить это первым. Как выяснилось впоследствии, наша песня звучала совсем иначе. Когда она появилась, многие люди не приняли ее. Многие посчитали, что мы отреклись от рок-музыки, когда они услышали эту вещь, и говорили нам: "Почему вы не играете такие песни, как "Liar" или "Keep Yourself Alive"?" А мы отвечали: "Послушайте ее еще раз, тяжесть никуда не исчезла, просто она разбита на слои. Это совершенно новый подход". Теперь же все люди говорят: "Почему вы не играете такие песни, как на альбоме "Queen II"?" Я действительно очень люблю этот альбом за его несовершенство: там так много несовершенства и невоздержанности юности.

Как ты научился делать оркестровые аранжировки гитары?

Я играл на фортепиано с самого раннего возраста, соответственно тогда я и изучил гармоническую структуру. Я слушал записи своего отца и постигал гармонии, которые использовали музыканты вроде Бадди Холли и его группы The Crickets. Это было очень увлекательно.

Меня интересовало, как создаются эти эффекты, и я пропевал все партии на каждой записи, чтобы понять, что играет каждый из нас. Я чувствую, как гармонии создают напряжение и эмоции, поэтому я применяю это к моей гитарной игре.

Технически это было несложно. У нас был Рой (Томас Бейкер, продюсер), великолепный специалист в области техники. Рой работал как звукорежиссер вместе с продюсером каждого из альбомов, и сам был высокопрофессиональным техническим продюсером. Мы были настолько самоуверенны, что считали, что сами продюсируем альбом, и знали четко, какое звучание нам нужно - все наши партии были у нас в уме - но Рой был тем, кто воплощал все наши замыслы в реальность. Он знал все о многодорожечной записи и переходах звука из канала в канал; в начале записи мы работали на 8-дорожечном оборудовании, затем мы перешли на 16 дорожек, и вскоре нам и их перестало хватать!

Выходит, фактически ты играешь сперва одну партию, потом вторую? Как тебе удается совмещать атаку и вибрато между разными участками?

Мне пришлось потрудиться над этим! Причина, по которой я делал все это вместо того, чтобы просто "подложить" орган, заключается в том, что гитара - это очень эмоциональный инструмент, ты играешь на ней осознанно, просто определяешь необходимые ноты и жмешь на струны. Но также есть бессознательный элемент, откуда проистекают эмоции. Я хотел, чтобы за каждой партией был оркестр и давал необходимое напряжение и эмоции. Мне бы не хотелось, чтобы кто-то (изображает аккорд по вымышленной клавиатуре) делал все это просто на клавишных.

В каждую часть я вкладываю все, что могу - если я подтягиваю струну, то только там, где я считаю, что эта подтяжка должна быть. Главное в гитарных гармониях это то, что они не должны идти параллельно, как например, вокальные. Они должны немного пересекаться, образуя небольшую дисгармонию, сплетаясь и расплетаясь друг с другом. Точно так же, как люди создают оркестровые партитуры, именно так и получается большинство из них. Вот все, к чему я стремлюсь.

перевод - Илья Шлыков