Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 
Tony Iommi

В конце 60-х, в Англии, в Бирмингеме, гитарист Tony Iommi объединился с басистом Geezer Butler, вокалистом Ozzy Ozbourne и барабанщиком Bill Ward в группу, под названием Earth. В 1969 году, группа переименовалась в Black Sabbath и их мистический сценический образ в сочетание с мрачной, низкой тяжелой музыкой, исполняемой на предельной громкости, быстро возвел их в ранг легенд. Фирменный звук и стиль, который они выработали – и который вскоре стал одним из канонов heavy metal – оказал огромное влияние на множество групп 80-х, 90-х и в наши дни, причем не только металлистов, но и групп играющих гранж и современный агрессивный MTV рок. Список «наследников» Black Sabbath включает в себя буквально всех от Metallica и Smashing Pumpkins до Pantera, Type O Negative и Godsmack.

Оригинальный состав записал в период с 1970 по 1979 год восемь альбомов: Black Sabbath, Paranoid, Master Of Reality, Vol. 4 , Sabbath, Bloody Sabbath, Sabotage, Technical Extasy и Never Say Die, не считая сборника лучших песен We Sold Our Soul For Rock And Roll, вышедшего в 1976 году. Но в 1979 году эра оригинального состава завершилась с уходом Osbourne. Однако, группа продолжала записываться и выступать. Black Sabbath неоднократно меняли состав, и в итоге Iommi, не дававший мотору группы заглохнуть, остался единственным оригинальным участником. Как бы то и было, ни одна инкарнация Sabbath и ни один другой проект с участием музыкантов группы, даже успешный не мог воссоздать неувядающую магию оригинального состава.

Когда Sabbath собрались в оригинальном составе для участия в концерте Live Aid 13 июля 1985 года, а позже выступили в финале последнего концерта «прощального» (так предполагалось) тура Osbourne, реакция фэнов была невероятной. Хотя Osbourne достиг большого успеха с собственной сольной карьерой, было ясно, что фэны Sabbath страстно хотят слышать классический материал в исполнении тех музыкантов, кто сочинил и записал эти песни, и что фэнам хочется слышать их еще и еще. Поэтому Sabbath снова объединились, чтобы сыграть два аншлаговых концерта у себя на родине, в Бирмингеме 4 и 5 декабрия 1997 года. Оба шоу были записаны и материал со второго концерта был выпущен в виде двойного концертного альбома Reunion. Это была запись первых полномасштабных концертов в оригинальном составе с 1979 года! Альбом содержит 16 концертных версий классических песен Sabbath, а также две новых, записанных в студии песен Psycho Man и Selling My Soul. Sabbath в оригинальном составе продолжили выступать в поддержку концертного альбома, а позже стали выступать в на фестивалях Ozzfest.

Как ни парадоксально, именно после реюниона группы Iommi на время вышел из роли вечного участника Sabbath, чтобы пойти другим путем. Он захотел попробовать что-то в более свободном формате, но не стремился создать автономный сольный проект. Вместо этого он пришел к мысли, что было бы интересным работать с разными вокалистами, чтобы на всех песнях звучали разные голоса. В результате на свет появился первый сольный альбом крестного отца heavy metal - это альбом "Iommi".

В звездную компанию вокалистов, принявших участие в записи диска вошли Henry Rollins, Billy Idol, Skin (Skunk Anansie), Dave Grohl (Foo Fighters), Phil Anselmo (Pantera), Serj Tankian (System Of A Down), Ian Astbury (The Cult), Pete Steele (Type O Negative), Billy Corgan (Smashing Pumpkins), и, конечно же, не обошлось без Ozzy Osbourne. Corgan и Steele также записали в песнях, в которых они пели, партии бас гитары, а Grohl записал в своей песне барабаны. Кроме того старый приятель Iommi, Brian May записал дополнительные партии гитары в песнях, где поют Grohl и Astbury.

Iommi рассказывает о том, как он делал свой сольный альбом, описывая процесс воплощения проекта в жизнь. Кроме того, музыкант, по жизни неразлучный SG, поделится секретом, как он использовал в каждой песне Les Paul, выковывая звук ритм-гитары.

Как родилась идея сотрудничества с таким большим количеством разных музыкантов?

Я размышлял над тем, чтобы собрать разных музыкантов. Я хотел задействовать разных вокалистов, и сделать альбом не таким, как многие бы от меня ожидали. Я так долго играю свою роль в Black Sabbath, записывая каждый альбом с одним певцом, одним басистом и одним барабанщиком, что мне просто захотелось попробовать что-то другое. Со всеми людьми, что играют на альбоме я уже был знаком раньше.

Кто, помимо вокалистов, принял участие в проекте?

На барабанах играли Matt Cameron, Kenny Aronoff, Dave Grohl, John Tempesta, Jim Copley и Bill Ward. Бас прописывали Terry Phillips и Laurence Cottle. Последний – в основном джазовый музыкант. Мы с ним работали в прошлом, но он не известен в мире рок-музыки. Кроме того, в «своих» песнях на басу играли Billy Corgan и Peter Steele. В паре вещей играл и Brian May – в песнях с Dave Grohl и Ian Astbury. Я не мог не пригласить Brian May – он один из моих самых старых друзей, поэтому если бы я выпустил альбом и не пригласил его сыграть, он бы меня простo убил! Я был очень впечатлен тем как хорошо все работали, и насколько быстро. Профессионализм и энтузиазм были просто фантастическими. Неизвестно чего ожидать, если ты пытаешься провернуть что-то подобное. Это мог быть и кошмар. В большинстве случаев, по моему опыту, и получается кошмар! Я не знаю, что ожидали от этого они. Но мы все действительно сработались и хорошо поладили. Все прошло без запинки

Как был написан материал?

Я действительно сотрудничал со всеми. Но основная масса была написана мной в соавторстве с продюсером Bob Marlette. Сначала мы собрались, чтобы посмотреть, какие идеи у нас в наличии. На первом этапе нам надо было определиться, куда мы можем с ними двигаться. Мы также никогда раньше не работали вместе, поэтому нам надо было притереться. Я не знал ничего о том, что делал он, а он не знал ничего о том, что делал я. Это был выстрел вслепую, поэтому мы выжидали, как пойдут дела.

А как Вы вышли на Bob Marlette?

При участии Rob Halford. Rob познакомил меня с ним, когда они работали над первым альбомом сольного проекта Halford. Rob посоветовал и мне поработать с ним. В итоге мы договорились о встрече и попробовали реализовать несколько идей, чтобы посмотреть, что из этого выйдет. В итоге мы написали около 15 песен. Нам пришлось адаптироваться к привычкам друг друга, потому что некоторые могут работать днями и ночами, а кто-то не привык работать больше часа кряду. Поэтому сперва надо было определиться, как мы собираемся работать. Я предпочитаю поработать несколько часов, а потом уйти домой. После того, как мы об этом договорились, все пошло без проблем. Итак, у нас набралось 15 вещей, и мы стали обсуждать вокалистов, и кому что достанется. Первым в списке стал Henry Rollins. Я показал ему часть материала, когда он был в Англии и приходил в гости на репетиции Sabbath. Я проиграл ему записи наших вещей, и он решил, что одна из них ему особенно нравится, и что это именно то, над чем ему интересно поработать.

Henry сам написал тексты для песни, которую пел?

Да. Все певцы писали тексты сами. Я хотел этого, потому что невозможно собрать певцов такого калибра и указывать им что и как петь. Я не хотел этого. Я хотел, чтобы в записи был их личный вклад, отпечаток их личностей. Я хотел, чтобы они были сами собой, потому, собственно, я их и выбрал. Я хотел, чтобы их характеры, то, что отличает их от остальных, были узнаваемы в каждой песни.

Были ли песни готовы полностью за исключением текстов, или материал еще дорабатывался с участием певцов?

Примерно половина на половину. У меня были наброски для каждого из певцов, но это все было обсуждаемо, и зависело от того, как все будет развиваться. Всем нравилось, что они делают, и мы работали так, как нам хотелось. Но кое-что было придумано полностью с нуля, как, например, песня с Billy Corgan. У нас не было никаких идей, что мы будем делать, когда мы вошли в студи. Мы просто начали джемовать. Он играл на басу, а я выдал рифф, который ему понравился. Мы взяли его за отправную точку, и развили в песню. Мы записали песню живьем в тот же день. Перед тем как записаться мы ее сыграли всего пару раз, поэтому мы были очень мобилизованы. Затем, пока я накладывал дополнительные гитарные партии, Billy сочинял текси.

Было ли большинство песен записано живьем, или партии записывались порознь?

Мы их все записывали по-разному. На некоторых песнях мы играли все вместе, а на некоторых записывались по очереди.

Какие гитары и усилители Вы использовали для записи своих партий?

Я использовал на всем альбоме один и тот же комплект. Я использовал мой усилитель и кабинет Laney. Это моя именная модель Laney, 100Вт усилитель. Он отлично подошел ко всему. Если мне нужен был тихий пассаж, я просто менял настройки, вместо того, чтобы включать другой усилитель. Много лет назад, на других альбомах, я использовал разные усилители – один для тяжелого звука, другой для более спокойных партий. В этот раз я использовал один усилитель и одни и те же гитары Gibson – два SG и два Les Paul.

Многие не ожидали, что вы можете играть Les Paul!

Точно! Gibson сделали для меня уникальный Les Paul из особенного куска махагона. Это такая замечательная древесина! У гитары кленовый верх и рисунок волокон просто фантастический. Я использовал его на этом альбоме с более толстыми струнами, чем я обычно использую - это .010-.046. Я обычно использую.009-.042 на одних гитарах и .008-.032 на других, поэтому "десятка" для меня жесткий вариант.

Я использовал Les Paul только для определенных партий. Записывал дорожку на SG, а потом дорожку на Les Paul, чтобы дать контрастирующее звучание. Это было не моей идеей, записываться таким образом, но результат получился хорошим.

Вы использовали сочетание SG и Les Paul во всех песнях?

Да, я использовал Les Paul вместе с SG для записи ритма во всех песнях, а что касается соло, то это был только SG.

Вы обычно используете нековый или бриджевый звукосниматель?

Я преимущественно использую бриджевый датчик и почти никогда нековый, если только не хочу сыграть что-то в джазовом духе. На всех моих SG стоят мои подписные звукосниматели Gibson, но на Les Paul стоят родные датчики. Я собираюсь их вскоре заменить на мои подписные, поскольку Gibson начали выпускать их и в золотом варианте.

Каковы ваши предпочтения относительно грифа, ладов и отстройки гитары?

Я люблю чуть более тонкий гриф по сравнению с классическими Gibson, потому что мне легче его охватить. Мне нравится, когда есть 24 лада. Я также предпочитаю тонкие лады, как на старых Gibson 1961 года. Не люблю толстые лады и предпочитаю, чтобы струны стояли низко.

Отличается ли оборудование, которое Вы используете в студии от концертного?

Оно точно такое же, что просто замечательно, потому что мне нет необходимости возить с собой усилители. Я просто могу попросить Laney заранее выслать несколько усилителей, и у меня будет мой звук. Правда свои личные гитары, я вожу с собой.

Как Вы настраиваете свой усилитель?

Я не выкручиваю его на полную. Я ставлю драйв примерно на 7 и мастер громкость тоже примерно на 7. Другие настройки – тембрблок – довольно чуткие, поэтому я выкручиваю их не больше, чем наполовину. Давным-давно я обычно выкручивал на старых усилителях все до упора и использовал педаль treble booster, чтобы раскачать вход. Я все ставил на максимум, а середину убирал. Теперь можно сказать, что этот treble booster просто встроен в усилитель.

Какие эффекты Вы используете в своем концертном комплекте?

Я использую систему коммутации Pete Cornish, но у меня не так много эффектов. У меня есть старая квакушка Tycobrae. У меня их несколько, а поскольку компания выпустила их немного, я скупил все, какие мог найти. У меня по-моему их восемь. Я использую рэковую задержку Korg, по-моему это SDD1000, хотя я не уверен. Пока прибор работает и дает нужный мне эффект, меня не волнует, что там стоит. У меня так же есть старая добрая педаль хоруса Boss. Кроме того у меня есть Korg DL8000R для задержки multi-tap, чтобы использовать ее с хорусом, Peavey Addverb III и октавер Boss или DigiTech. Эффекты заведены в раздельные петли с компрессором Drawmer LX22 Compressor. 15 лет назад я использовал намного больше аппаратуры, но я сильно все упростил. У меня есть запасные комплекты, поэтому у меня примерно по три экземпляра каждой обработки. Mike Clement, мой техник все настраивает заранее, поэтому я готов к работе в любой момент.

Сколько гитар Вы берете с собой на гастроли?

Примерно шесть или восемь, но в течение концерта я использую две. Мы используем различный строй, потому что наши альбомы записаны в разном строе. Мы никогда не придерживались жестких правил и настраивались так, как это лучше всего звучало в конкретной песне или альбоме. Мы всегда настраивались на полтона ниже, но на альбомах Paranoid и Black Sabbath у нас стандартный строй. На Master Of Reality мы настроились на полтора тона ниже. У нас не было никаких правил, их придумывали другие. А мы их нарушали!

Как Ваши предпочтения менялись со временем?

Я остаюсь верным усилителям Laney. Мне нравится их звук, и после того, как они сделали мою именную модель, мне нет нужды думать о чем-то еще. Они сделали точно то, что я хотел. За годы я перепробовал разные усилители. Я начал с усилителей Marshall, а затем переключился на Laney. Я использовал Laney некоторое время, а потом начал пробовать другие усилители, как например 300Вт головы Boogie, которые мне не подошли, потому что давали слишком большой звук. Затем я вернулся к снова Marshall а после них снова к Laney. Усилители Laney, которые я использую сегодня, сделанны именно так, как я представляю себе должен звучать усилитель. Мы работали над тем, чтобы получить такой звук, какой мне нужен, поэтому у них намного больше верха и они громкие. Есть и другие модификации по сравнению с оригинальной моделью, включая то, как все спаяно.

Что касается остального оборудования, если кто-то обращается ко мне с просьбой попробовать что-то, я не отказываюсь. У меня в студии в рэке стоит столько всего, но я не представляю себе, как это все работает. У меня просто штабеля приборов, которые мне давали на протяжении многих лет, и до многого у меня просто не дошли руки. А на сцене я использую не так много всего, потому что мне просто многого не нужно.

Что касается гитар, то я всегда играл на SG. За годы у меня накопилось много разных, некоторые из них были сделаны Gibson Custom Shop и независимыми мастерами. Поскольку я левша, мне всегда было непросто найти гитару по вкусу, поэтому обычно мне их делали на заказ.

Ваше представление об идеальном гитарном звуке изменилось со временем?

Да, оно заметно изменилось. Я всегда, с самого начала, экспериментировал со звуком. Но сейчас я особо с ним не заморачиваюсь. Я пришел к звуку, который мне нравится, и поэтому я годами играю на одном и том же. У меня есть свои именные гитары и усилители, и они дают мне точно такой же звук, как я хочу. Мне хочется, чтобы звук был очень кранчевый и острый. Мой звук в 70-х был, наверное, чуть более мутный и фуззовый, чем теперь. Звук, который мне нужен сейчас плотный и мощный.

Изменилась ли с годами Ваша техника?

В том что касается Sabbath, я думаю, я играю все так же. На этом новом альбоме я играю аккорды и риффы в том же стиле, так что, наверное, не изменилось ничего. Если говорить о соло, то я никогда не прорабатывал соло перед тем, как записать его. Я не могу даже под страхом смерти «сочинить» соло! Если я засяду за это занятие, то просижу целый день. Я делаю соло, когда до него доходит очередь. На этом альбоме, я включал подклад, играл пять или шесть соло, или 10 соло, пока не получалось что-то, что действительно было в тему. Мы обычно выбирали соло из первых двух-трех дублей, что я сыграл. То, что получается сразу, как правило, звучит лучше всего.

Работая с разными музыкантами и певцами Вы по-разному играли на гитаре?

Абсолютно. На этом альбоме я чувствовал намного больше свободы. Когда ты работаешь с одним певцом и той же группой, ты уже знаешь, что от кого ожидать, и это задает границы. На этом альбоме я не имел представления, с кем я работаю, и на что они способны. Поэтому, когда я предлагал рифф, возможно я заставлял их двигаться к чему-то необычному для них, но им хотелось это попробовать. Это было здорово, потому что я мог сделать то, что хотел, а остальные музыканты – сделать, что они хотят

Меняются ли со временем Ваши вкусы в музыке?

Во многом у меня сохранились старые вкусы. Мне до сих пор нравится Frank Sinatra, и я слушаю его музыку. У меня дома, в баре стоит музыкальный автомат с разной музыкой, и я кручу на нем музыку 50-х и 60-х и артистов вроде James Taylor. На самом деле я слушаю разную музыку, но вот это именно то, что я слушаю наиболее охотно. Я не могу сказать, что я не люблю рэп, потому что как раз недавно я записал песню с Wu Tang Clan. Они попросили меня записать для них рифф. Должен сказать, что никогда раньше не делал ничего подобного. Это интересно, хотя должен признаться, обычно я не слушаю ничего подобного, при всем уважении к ним и другим рэпперам.

Вы стараетесь следить за музыкальной модой?

Я стараюсь следить, за тем, что делают другие группы. Люди дают мне альбомы, и я их слушаю. Как я уже сказал, мне нравится слушать разную музыку.

Есть какие-то шансы увидеть ваш сольный тур?

Мне бы хотелось реализовать это, насколько возможно, но, конечно, если мы затеем это, это будет большой проект.

Вы могли бы организовать что-то вроде Iommifest, где в программу вошли бы все группы, музыканты которых играют на альбоме.

Это было бы забавно! Geezer однажды предложил устроить Sabbathfest со всеми составами Sabbath и всеми, кто участвовал в записи. Это было круто.

Есть какие-то виды насчет нового альбома Black Sabbath?

Вопрос остается открытым. Было бы неплохо снова что-нибудь сделать.

2002, перепечатано из gibson.com
перевод - Александр Авдуевский