Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 
Victor Wooten

В продолжение темы о великих бас-гитаристах стоит обратиться к музыкантам, играющим в стиле фанк.

Все-таки, как ни крути, если наиболее громкие имена среди гитаристов - имена рок-музыкантов, то среди бассистов доминируют все же джаз- и фанк-музыканты. Джако Пасториус, Стэнли Кларк, Стю Хэмм и многие другие - изначально джазовики, хотя все они в свое время, конечно, переиграли со множеством рок-музыкантов.

Итак, сегодня речь пойдет о настоящем таланте от рождения, хозяине бас-гитары и просто истинном музыканте - Викторе Вутоне. Yo, man! Кто-то воротит нос от его имени, кто-то на него молится, но любой музыкант, будь это бассист, гитарист, ударник, да кто угодно - все признают, что он обладает уникальной техникой. Он открыт любым стилям игры - безумный слэп и беспрецедентная теппинг-игра сделали его произведения самыми лучшими учебными пособиями для большинства бассистов. Он открыт любым жанрам музыки - он работал и в рок-, и фьюжн-, и даже в блюграсс и кантри-проэктах. Виктор Вутен - уникум бас-гитары, и сегодня речь пойдет о нем.

"Я учусь играть музыку -
А моим учителем всегда была моя семья".

Виктор Вутен - один из самых знаменитых бас-гитаристов всех времен. Его отличительной чертой является то, что он не идет по намеченному пути, а, разрывая границы и разрушая устои находит свою собственную дорогу. Корреспондент журнала Musician Magazine Чип Стерн писал, что Вутен "есть доказательство того, насколько мало другие люди достигли в игре на басу". Продолжая тему, сам Виктор говорит: "Множество зрителей, побывав на моем выступлении, бывают шокированы моей техникой и теми "фишками", которые я делаю. К счастью, им все это нравится".

После выступления на церемонии вручения Грэмми с группой Bela Fleck & the Flecktones, завоевавшей желанную статуэтку, Виктор Вутен получил признание и любовь поклонников по всему миру. Он был награжден призом Нэшвилловской Музыкальной Премии "Бассист года" (это его вторая награда) в 1999, а ранее, в 1998 он получил третий по счету раз звание "Бассист года" по опросам журнала Bass Player Magazine (единственный бассист, который получил эту награду трижды), а также занял первое место в рейтинге бассистов-новаторов 90-х. Кроме этого в 1998 Вик был удостоен второй своей Грэмми (за лучшую инструментальную композицию - работа Almost 12 с альбома The Flecktones "Left of Cool"), а журнал Down Beat признал его "Талантом, получившим самое большое признание". Это был очень хороший год.

На Yin Yang, его третьем альбоме, Виктор снова демонстрирует, почему он признан "хозяином бас-гитары". Вик, используя свою невероятную технику, ставшую уже его визитной карточкой, создает общий характер диска с тем чувством, которое сам Виктор называет "чувством грува планеты Земля". Вместе с целой толпой приглашенных музыкантов, таких как Кирк Вальюм, Бутси Коллинз, Питер Роуан, Стив Бэйли, Каунт Бэйз Ди, Бэла Флэк, Картер Бьюфорд, Джефф Коллин, Род Макгаа, Джей Ди Блэйр, Стюарт Данкан и братья Вутен, Виктор создал феноменальное сообщество музыкантов, наполненное желанием творить настоящую музыку.

Первое что сам Вик хотел бы рассказать, так это как на его творчество влияет его окружение. "Мои братья и родители были "основой". Они как бы постоянно подготавливали меня, уча хранить свое сознание отрытым и свободным для восприятия окружающего мира. В музыкальном плане это означало быть открытым любым стилям, не быть зацыкленным на чем-то одном и, конечно, стараться, чтобы игра доставляла только удовольствие и не превращалась в пустую "обязаловку".

Вик рос в военной семье и был младшим из пяти своих братьев. Все его братья пели и играли на чем-либо, и, когда Вику было около трех лет, старший брат Рэджи решил учить его играть на басу. Виктор был всецело открыт для учебы. "Когда ты старше, ты становишься более нерешительным. Перед тем как начать чем-либо увлекаться, ты думаешь, а как на это посмотрят другие, если вообще тебе не кажется, что это начинание - пустой номер и ты это не осилишь. Но когда ты еще ребенок - все это не важно. Мы с братьями были открыты всему. Мы могли играть что-то, что нравиться именно нам, или же пытаться подобрать какую-то услышанную по радио песню, с усердием копируя звучание этого произведения. Я учил песни нота за нотой, слушая запись в плеере, из-за чего мне постоянно приходилось перематывать назад и учить снова, и снова один и тот же кусок. Играя на басу я как будто придумывал язык общения. Это был просто иной способ говорить".

Дебют на музыкальной арене для Виктора Вутена произошел в пять лет, когда команда "The Wooten Brothers Band" из пятерых братьев-музыкантов исполнила разные каверы на разогреве у Кертиса Мэйфилда и группы War.

Ребята также потратили несколько лет, выступая (и тем самым повышая и повышая свой уровень) в парке аттракционов Busch Gardens в Вильямсбурге, штат Вирджиния.

Эти выступления были для Виктора очень ценным тренингом и безусловно давали реальное развитие его таланту.

"Когда мне было около восьми, мы с братьями уже считали себя крутыми профи. У нас был такой распорядок дня: просыпаемся, идем в школу, возвращаемся домой, делаем домашку, отдыхаем, а затем идем играть концерт с 10 вечера до 2 ночи. Во многих местах мы не могли даже сойти со сцены, чтобы взять перерыв, потому что в данном заведении допускалось распитие алкогольных напитков, а мы были детьми, которым по сути даже заглядывать в такой клуб нельзя. Это было отличное время для роста профессионализма. Сегодня любой может обвесить себя семплерами и секвенсорами для достижения на сцене в точности такого же звука, как и в оригинальной версии песни. Но в те дни, когда мы слышали звучание на кассете, мы находили варианты, как достичь идентичного звука на выступлениях, используя лишь то, что было у нас".

"The Wooten Brothers Band" записали альбом на Arista Records в 1985 году. В это время начался новый период учебы - Вутены стали учиться, как переносить одинаково стойко взлеты и падения в деле звукозаписи в частности и шоу-бизнеса в целом. Два брата играли на дебютном альбоме Уитни Хьюстон. Сегодня Джозеф, клавишник, играет в группе Стива Миллера, Рэджи играет и преподает гитару в Нэшвилле, а Руди, саксофонист, также осел в Нэшвилле, играя в разных командах.

В 1988 году Виктор перебрался в Нэшвилл и был немедленно взят в группу блюз и соул певца Йонелла Моззера. В следующем году его заметил Бэла Флэк, увидивший Вика и его брата, известного как Future Man, в телевизионном шоу Lonesome Pine Special играющими в одном джаз бэнде. Два брата стали ритм секцией новой группы Бэлы Флека, а позже к ним присоединился Говард Леви, игравший на клавишных и гармони. Так родились The Flecktones - команда, определяющая стиль своей музыки как нью-грасс.

После того, как Леви ушел из группы в 1992 году, The Flecktones продолжили играть как трио, подобно другим фри-свинг командам приглашая для записи разных музыкантов: Брэнфорда Марсалиса, Пола Маккэндлесса, Брюса Хорнсби, Гровера Вашингтона мл., барабанщика Энди Нэррела и Чика Кориа. В 1998 году саксофонист Джэфф Коффин записал вместе с The Flecktones недавно вышедший диск "OUTBOUND", выпущенный SONY/Columbia. Альбом был записан, помимо The Flecktones, еще с целой массой звезд, таких как вокалист Шон Кольвин и Йон Андерсен (из группы Yes), гитарист Адриан Бэлью, играющий на экзотических инструментах Пол Маккендлесс и клавишник Джон Медески (из джаз бэнда Medeski, Martin & Wood).

Виктор может назвать дюжину бас-гитаристов, кто на него влиял и влияет до сих пор - от Бутси Коллинза и Ларри Грэхэма до Стэнли Кларка, Джеймса Джемерсона и Джако Пасториуса.

"В конечном счете, все это музыка. Просто мой способ исполнять музыку - это игра на бас-гитаре".

От себя добавлю, что сейчас Виктор снова играет вместе со своими братьями Рэджи и Джозефом. Помимо этого в работе находятся еще несколько проектов с целой плеядой музыкантов.

Что касается оборудования, то Виктор Вутен предпочитает басы Fodera, акустические системы Ampeg и струны D'Addario XL-220.

Перевод: Тим Исмайлов.
По материалам victorwooten.com